Содержание
Расчет по уравнениям химических реакций с использованием понятия количества вещества
Суть данного метода, состоит в том, что вещества реагируют друг с другом в строгом соотношении. И уравнение реакции, которое мы записали ранее, дает нам это соотношение. Коэффициенты перед формулами веществ дают нам нужные данные для расчетов.
Для примера, запишем простую реакцию нейтрализации серной кислоты и гидроксида натрия.
H_{2}SO_{4} + NaOH → Na_{2}SO_{4} + H_{2}O
Расставим коэффициенты:
H_{2}SO_{4} + 2NaOH → Na_{2}SO_{4} + 2H_{2}O
Исходя из этого уравнения, мы видим, что одна молекула серной кислоты взаимодействует с двумя молекулами гидроксида натрия. И в результате этой реакции получается одна молекула сульфата натрия и две молекулы воды.
Сейчас мы немного отступим от разбора задач, чтобы познакомиться с основными понятиями, которые пригодятся нам в решении задач по химии.
Рассчитывать количество молекул, например в 98 граммах серной кислоты — это не самое удобное занятие. Числа будут получаться огромными ( ≈ 6,022140857⋅1023 молекул в 98 граммах серной кислоты) . Для этого в химии ввели понятие количества вещества (моль) и молярная масса.
Используя данные понятия, можно сказать, что 1 моль серной кислоты реагирует с 2 молями гидроксида натрия, и в результате получается 1 моль сульфата натрия и 2 моль воды. Давайте запишем эти данные под уравнением реакции для наглядности.
\begin{matrix}H_{2}SO_{4} & + & 2NaOH & → & Na_{2}SO_{4} & + & 2H_{2}O \\ 1 \: моль & & 2 \: моль & & 1 \: моль & & 2 \: моль \end{matrix}
Следом запишем молярные массы для этих веществ
\begin{matrix} H_{2}SO_{4} & + & 2NaOH & → & Na_{2}SO_{4} & + & 2H_{2}O \\ 1 \: моль & & 2 \: моль & & 1 \: моль & & 2 \: моль \\ 98 \: г& & 40 \: г & & 142 \: г & & 18 \: г \end{matrix}
Теперь, зная массу одного из веществ, мы можем рассчитать, сколько нам необходимо второго вещества для полного протекания реакции, и сколько образуется конечных продуктов.
Для примера, решим по этому же уравнению несколько задач.
Задача. Сколько грамм гидроксида натрия (NaOH) необходимо для того, чтобы 49 грамм серной кислоты (H2SO4) прореагировало полностью?
Итак, наши действия: записываем уравнение химической реакции, расставляем коэффициенты. Для наглядности, запишем данные задачи над уравнением реакции. Неизвестную величину примем за Х. Под уравнением записываем молярные массы, и количество молей веществ, согласно уравнению реакции:
\begin{matrix}49 \: г & & X \: г & & & & \\ H_{2}SO_{4} & + & 2NaOH & → & Na_{2}SO_{4} & + & 2H_{2}O \\ 1 \: моль & & 2 \: моль & & 1 \: моль & & 2 \: моль \\ 98 \: г& & 40 \: г & & 142 \: г & & 18 \: г \end{matrix}
Записывать данные под каждым веществом — не обязательно. Достаточно это будет сделать для интересующих нас веществ, из условия задачи. Запись выше дана для примера.
Примерно так должны выглядеть данные, записанные по условиям задачи. Не претендуем на единственно правильное оформление, требования у всех разные. Но так, как нам кажется, смотрится все довольно наглядно и информативно.
Первое наше действие — пересчитываем массу известного вещества в моли. Для этого разделим известную массу вещества (49 грамм) на молярную массу:
49\98=0,5 моль серной кислоты
Как уже упоминалось ранее, по уравнению реакции 1 моль серной кислоты реагирует с 2 моль гидроксида натрия. Соответственно с 0,5 моль серной кислоты прореагирует 1 моль гидроксида натрия.
n(NaOH)=0.5*2=1 моль гидроксида натрия
Найдем массу гидроксида натрия, умножив количество вещества на молярную массу:
1 моль * 40 г/моль = 40 грамм гидроксида натрия.
Ответ: 40 грамм NaOH
Как видите, в решении задачи по уравнению реакции нет ничего сложного. Задача решается в 2-3 действия, с которыми справятся ученики начальных классов. Вам необходимо всего лишь запомнить несколько понятий.
Отвечаем на вопросы, присланные посетителями сайта
- Кислород: состав молекулы, физические и химические свойства
- Соли в свете представления об электролитической диссоциации. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами и солями.
- Соли угольной кислоты: карбонаты натрия, калия, кальция, их практическое значение. Распознавание карбонатов.
- Получение металлов из оксидов с помощью восстановителей: водорода, алюминия, оксида углерода (II). Роль металлов и сплавов в современной технике.
-
Скорость химических реакций и факторы от которых она зависит: природа реагирующих веществ,
их концентрация, температура протекания химических реакций, поверхность соприкосновения реагирующих веществ, катализаторы. - Решение задач на растворы, с избытком одного из реагирующих веществ
- Причины многообразия органических веществ: химическое строение, элементарный (качественный) состав. Примеры углеводорода и кислородсодержащих органических соединений
- Метан, этилен, ацетилен: химическое строение, горение. Реакция полимеризации
- Расчет массовой доли примесей в исходном сырье
- Электролитическая диссоциация кислот, солей
- Этанол, этаналь, этановая кислота; химическое строение, реакция горения. Реакция этерификации
- Опыт: проведение реакций, характеризующих свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида меди (II)
- Решение задач на тепловой эффект
- Решение задач на практический выход
- Гидролиз солей
- Опыт: проделайте реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммония
- Опыт: проделайте реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария
- Опыт: определите с помощью качественной реакции карбонат, сульфат натрия и серную кислоту
- Почему цинк в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит до водорода? Ответ подтвердить опытом
- Расчет формулы вещества по массе продуктов сгорания
- Расчет молекулярной формулы по массовой доле элементов
- Задачи на смешивание растворов (ЕГЭ математика)
- Словарик по биологии и химии
- Как записывать уравнения диссоциации
- Чем реагент отличается от реактива
Задания к билетам: химия 9 кл (для примера)
2. Рассчитайте массовую долю растворенного вещества, если при выпаривании 20 г раствора было получено 4 г соли.
2. Какое количество вещества водорода выделится при взаимодействии цинка с соляной кислотой массой 146 г?
2. Сколько литров водорода выделится при разложении электрическим током воды массой 72 г?
2. Сколько литров кислорода необходимо для сгорания 89,6 литров водорода?
2. Сколько граммов хлорида цинка получится при растворении избытка цинка в 20 граммах 10%-ного раствора соляной кислоты?
2. Рассчитайте массовую долю элементов в оксиде серы (VI) SO3.
2. Сколько граммов соляной кислоты необходимо для получения 4 моль хлорида цинка?
2. Какое количество вещества водорода прореагирует с 4 моль кислорода?
2. Сколько г хлорида цинка можно получить, имея 0,5 моль соляной кислоты?
2. Сколько моль хлорида цинка можно получить, имея 365 г соляной кислоты?
2. Сколько литров водорода сгорело, если образовалось 72 г воды?
2. Сколько литров кислорода потребуется для сгорания 10 моль водорода?
Как решить задачи по химии: время на обучение
Часто ученики, которые освоили определенный тип задач, двигаются дальше, забывая о том, что закрепление и повторение знаний – это процесс, не менее важный, чем их получение. Каждая тема должна быть закреплена, если вы рассчитываете на долгосрочный результат. В противном случае вы очень быстро забудете всю информацию. Поэтому не ленитесь, уделите больше времени каждому вопросу.
Наконец, не забывайте о мотивации – двигателе прогресса. Хотите стать отличным химиком и удивлять окружающих огромным багажом знаний? Действуйте, старайтесь, решайте, и у вас все получится. Тогда уже с вами будут советоваться по всем химическим вопросам.