Содержание
- 1 Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья»)
- 2 Вариант 2
- 3 Афоризмы
- 4 Примеры из жизни
- 5 ↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”)
- 6 Биоразнообразие и изобилие дикой природы
- 7 ↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день»)
- 8 Охрана природы
- 9 Аргументы из жизни
- 10 ↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)
- 11 Вариант 3
- 12 Вариант 1
- 13 Охрана природы
- 14 Народная мудрость
- 15 ↑ Почему нужно бережно относиться к природе?
- 16 ↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха»)
- 17 ↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
- 18 Потребительное отношение к природе
- 19 ↑ Какова роль природы в русской культуре?
Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья»)
«Человек, который сажал деревья» — это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности. На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье. Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.
Вариант 2
(440 слов) Общество в значительной степени формирует характер человека. Стремясь подстроиться под общепринятую норму, мы развиваемся в том или ином направлении и ведем себя так, чтобы соответствовать представлениям большинства о хорошем поведении. Влияние среды может быть позитивным и негативным — все зависит от того, какое окружение мы выбираем. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Так, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал специфику влияния дворянского общества на людей. Рассказывая читателю про детство, отрочество и стиль жизни своего героя, автор обращается ко всем своим современникам и делает акцент на том, что все они ведут и даже чувствуют себя одинаково: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Социальная среда определила судьбу Евгения: он жил в роскоши, ведь, в отличие от крестьянина или мещанина, унаследовал источники пассивного дохода и привилегированный статус, позволяющий ему ничего не делать. Люди, окружающие его, были такими же праздными, легкомысленными и бесцельными, поэтому он быстро освоил привычки и манеры высшего света и подражал им. Отношение к деньгам, любви, дружбе у Онегина было такое же, как у всех его современников из помещичьей среды. Окружение диктовало главному герою не только моду, виды досуга и меню в ресторане, но и образ мыслей. Боясь общественного осуждения, он идет на ненужную ему дуэль, чтобы удовлетворить любопытство Зарецкого и тому подобных. В образе сплетника Зарецкого перед нами предстал весь высший свет, живущий старыми предрассудками и размытыми понятиями о чести. Внутренний голос Евгения просит его извиниться перед Ленским, ведь он виноват, но победу одерживает мнение света, которое готово признать извинившегося человека трусом. Очевидно, что Онегин — продукт своей среды и ее жертва.
Но не только высшее общество так сильно влияет на человека. Низшие слои социума не менее цепко держат судьбы людей в кулаке. Так, в пьесе М. Горького «На дне» читатель знакомится с Васькой Пеплом — потомственным вором. Окружающие с самого детства навесили на мальчика ярлык «вор», потому что этим преступным делом «прославился» его отец: «Ты пойми: я, может быть, со зла вор то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…» — признается герой. К сожалению, негативный социальный штамп отрезал ему все альтернативные пути развития. Ваську буквально приучили к тому, что он — отребье, дорога которому — на каторгу. Наслушавшись «советчиков», герой и вправду становится тем, кем его хотели видеть, оправдывая мрачные прогнозы. «Мой путь — обозначен мне» — говорит Пепел и смиряется с клеймом. Общество во многом управляет человеком, программируя его сознания с малых лет, когда оно еще податливо и беззащитно.
Таким образом, общество очень сильно влияет на человека: надвязывая ему нормы поведения и стандарты мышления, оно определяет его будущее. От социальной среды зависит даже мнение личности о себе, ее самооценка
Поэтому очень важно уметь абстрагироваться и слушать не только внешний, но и внутренний голос
Афоризмы
- «Природа – отнюдь не выпестовавшая нас мать. Она есть наше творение», – говорил английский поэт и писатель Оскар Уайльд. Он считал, что природа – это не мать, благодаря которой человек появился на свет, а творение человека.
- «Нет ничего более изобретательного, чем природа», – утверждал древнеримский философ и оратор Цицерон. Он называл природу изобретательной. Она лучше всякого талантливого мастера создает удивительные творения.
- «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека», – считал канадский поэт Блисс Кармен. Он был убежден в том, что природа сама по себе настолько прекрасна, удивительна и неповторима, что человек своим присутствием портит всю ее прелесть.
- «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей», – писал немецкий философ, писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что природа идеальна: она всегда серьезна, строга, права. Все плохое, что есть вокруг, исходит от человека.
- «Природа полна непоследовательности. Иной раз она помещает голову старика на молодых плечах, другой раз полное жара сердце – подо льдом восьмидесяти», – считал американский эссеист, писатель и философ Ралф Уолдо Эмерсон. Он считал, что природа иногда преподносит человеку сюрпризы. Например, некоторых молодых людей наделяет мудростью стариков, а некоторые старики до конца жизни сохраняют полное жара сердце, какое у большинства имеется только в молодости.
- «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей», – говорил английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон. По его мнению, природа может покориться лишь тем, кто сам ей покоряется, то есть живет с окружающим миром в ладу.
- «Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю», – считал французский писатель и драматург Дени Дидро. Знаменитый классик сравнивал природу с кокетливой женщиной, которая любит наряжаться и дает своим поклонникам надежду на то, что когда-нибудь они откроют все ее секреты.
- «Природа – это канва. Человек искони стремился прибавить к творению божьему кое-что от себя. Он переделывает его иногда к лучшему, иногда к худшему», – утверждал французский писатель Виктор Гюго. По его мнению, природа – это канва, которую можно сравнить с первым мазком кисти художника. Какая картина получится, зависит от человека, искони стремящегося прибавить что-то свое к творению Бога.
- «Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей», – говорил Фрэнсис Бэкон, английский философ и историк. Он утверждал, что природой нельзя управлять силой. Она подчиняется только тому, кто подчиняется ей.
- «Сила природы очень велика», – говорил древнеримский политический деятель и философ Цицерон. Он утверждал, что природа очень сильна. Своими силами она способна делиться с человеком, подпитывать его своей энергией. Но если человек перестает ей подчиняться, начинает вредить ей, природа способна нанести сокрушительный удар.
Примеры из жизни
- Во многих религиях поклоняются определённым животным. В Индии священное животное – корова. Она олицетворяет изобилие и достаток. Индуисты сравнивают корову с образом матери, так как она даёт молоко, составляющее основу вегетарианского питания. Исторически сложилось так, что корова отождествляется с высшей кастой брахманов, поэтому её убийство расценивается как тяжкий грех, приравниваемый к убийству человека. В древние времена такое преступление каралось смертной казнью. Даже в современном мире корова находится под государственной защитой в Индии, поэтому в этой стране употребление говядины в пищу запрещено на законодательном уровне. Откуда же берёт своё начало почитание именно этого животного? В индуизме существует легенда о священной корове Сурабхи, которая могла исполнять любое желание. Люди верили, что в каждой корове есть часть способностей Сурабхи, поэтому если о ней заботиться и окружать лаской, животное отблагодарит тебя, исполнив заветное желание. Кроме того, именно корова в религии индуистов, переправляла души умерших через реку в рай: человек держался за её хвост, и только таким образом ему удавалось не утонуть. Окончательно утвердили священность именно этого животного многочисленные изображения одного из верховных богов Шивы, восседающего на корове.
- Моя мама рассказывала мне нашумевшую историю из своего детства. В их родном городке, на соседней улице жила семья дрессировщиков. Они работали в местном цирке, уже не гастролировали, можно сказать осели на одном месте. Неизвестно что ими двигало в тот момент, но они решили взять домой на воспитание львёнка, у которого погибла мама. Вначале всё планировалось как временные меры, необходимые для жизни животного. Супруги заботились о нём, выхаживали, кормили из бутылочки. Месяцы шли, львёнок окреп, и его можно было возвращать в цирк, вот только дрессировщики к нему уже сильно привязались и не хотели расставаться. После продолжительных и упорных переговоров с директором цирка, супружеской паре удалось выкупить своего воспитанника. Они его очень любили, дрессировали, на улицу выводили в наморднике, соблюдая все меры безопасности, а дома он считался просто балованной большой кошкой. Когда маленький львёнок превратился в полноценного царя зверей, у дрессировщиков родился ребёнок. Лев относился к нему настороженно, не понимая, почему в его семье всё так изменилось. Теперь есть ещё кто-то, отнимающий время и заботу его воспитателей. Семейная пара совершила большую ошибку, когда оставила дома дикое животное, потому что они очень опасны. Приревновав своих хозяев к маленькому комочку счастья, лев бросился к колыбели, но благодаря отменной реакции дрессировщика, ребёнок отделался лёгким следом зубов на ноге. Только эта ситуация заставила семейную пару осознать законы природы: диким животным не место среди людей.
↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов “Неизвестный цветок”)
В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.
Биоразнообразие и изобилие дикой природы
Аргумент в пользу сохранения дикой природы в мире часто исходит из эстетической точки зрения. Многие защитники природы боролись за сохранение животных просто потому, что им нравится определенный вид. Это часто объясняется тем, что более широко известные животные — тигры, слоны, носороги — получают гораздо больше внимания, чем менее популярная (хотя и находящаяся под угрозой исчезновения) дикая природа, например, дымчатая летучая мышь.
Но помимо того, что мир стал менее одиноким, менее скучным и более красивым местом — замечательные причины сами по себе — многие из услуг, предоставляемых биоразнообразием, схожи с теми, которые предоставляются всей природой. Биоразнообразие производит продукты питания, волокна, древесные продукты; очищает воду, контролирует сельскохозяйственных вредителей и опыляет; обеспечивает отдых, например, наблюдение за птицами, садоводство, дайвинг и экотуризм.
↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день»)
Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит “никогда не видеть солнца”, Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце – это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем.
Охрана природы
- В книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой рискует своей жизнью и даже расстается с ней, пытаясь защитить своих подопечных — прекрасных, но таких уязвимых птиц. Он работает лесничим и слывет недотепой: люди высмеивают его непрактичность и оторванность от реальности. Но на самом деле Егор Полушкин — глубокая и самодостаточная личность, которая способна пожертвовать собой ради высоких целей. Охраняя лес от браконьеров и буквально заслоняя его собой, он оставляет людям своеобразное послание о необходимости беречь окружающий мир.
- В произведении И. Бунина «Суходол» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как оскудевал чернозем из-за вырубки лесов и неправильного земледелия. Когда-то почва рождала прекрасные урожаи и была домом для многих животных и птиц, но люди из-за своего невежества разорили прекрасные края: после вырубки деревьев высохли реки, а без воды земля оказалась мертвой и зияла пустотой безжизненных оврагов. Сухая и мертвая степь раскинулась на месте плодородных нив! Таковы последствия равнодушия к экологическим проблемам.
- В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все герои является браконьерами, которые только черпают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и нового грабежа. Так поступал и местный рыбак Игнатьич, ему везло на промысле. Однажды он взял на крючок огромного осетра и не захотел делить добычу, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала топить его и лодку. Размеры жертвы оказались такими, что борьба была неравной: вскоре Игнатьич сам стал уловом, а рыба все рвалась и тянула преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого инцидента его мировоззрение поменялось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа воздаст свое преследователям и мучителям. Но лучше не доводить до этого и охранять ее от лихих людей.
Аргументы из жизни
- Природа – самый лучший лекарь. Она способна поднять настроение, придать сил, найти мудрое решение проблемы. Когда мне грустно, я стараюсь выйти из дома и прогуляться. Летом беру велосипед, уезжаю в небольшую рощицу недалеко от села, сажусь на мягкую травку под березами и просто слушаю звуки природы, любуюсь живыми, выразительными красками и наслаждаюсь приятной тишиной. В такие минуты голове думается легче, поэтому и проблемы решаются как-то быстрее и проще, будто ответ ждал меня в том месте, куда я присела отдохнуть. Весной приятно выйти в сад, похожий в своем буйном цветении на прекрасную невесту. Нежная зелень первых листочков, еще не успевших запылиться, бело-розовые одеяния цветущих деревьев – все это завораживает своей молодой силой и свежестью. Кажется, будто сад, сбросивший оковы зимы, предлагает и нам вдохнуть полной грудью и зажить по-новому. А какая прелесть у осени! Такого буйства красок, кажется, природа не знает в другие времена года. И даже если порой становится грустно, накатывают проблемы, посмотришь вокруг и подумаешь, будто сама природа намекает о том, что жизнь не черно-белая, а цветная. И за днями неудач обязательно наступит светлая полоса. А белоснежная зима в своем роскошном блестящем одеянии не устает нам напоминать, что жизнь полна света и чистоты, а все проблемы решаемы.
↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”)
Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».
Вариант 3
Человек является частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.
Запираясь в городах, многие современные люди очень мало контактируют с природой, чаще всего это происходит в местных парках или скверах, на бульварах, центрально-городских набережных и около заботливо высаженных аллей, ботанических садов. Бывает так, что у людей нет возможности или желания выехать на природу, за город, подышать свежим воздухом, практически не загрязнённым выхлопными газами, дать себе отдохнуть и просто полюбоваться красотой окружающего мира.
Я считаю, что контакт человека с природой безмерно важен, ведь незримые её силы влияют на человека, где бы он ни находился. Например, смена погоды вызывает у многих людей перепады настроения, скачки атмосферного давления, магнитные бури – головные боли, общую слабость. Ритм жизни людей зависит, прежде всего, от природы, ведь именно природой ночью заложено спать, а днём – бодрствовать. Часто люди, которые нарушают этот цикл, становятся со временем вялыми, усталыми, раздражительными, апатичными. Человек, побывавший на природе хотя бы несколько дней, становится спокойным, снимается раздражительность, уходит стресс и тревога, появляется чувство умиротворения
Самое главное – отдыхать на природе, не принося ей вреда лишним мусором или неосторожной сигаретой, которая может стать причиной неконтролируемого пожара
Очень грустно то, что современный человек уничтожает природу, пытаясь подчинить её себе и использовать ради собственного блага. Вырубаются лесы, уничтожаются редкие виды животных и растений, а следствие – озоновые дыры, угроза глобального потепления, и даже стихийные бедствия. Ведь катаклизмы – это протест природы против насилия над собой, таким образом, она показывает, что в её власти прекратить существование человека в любой момент.
Каждый из нас должен стремиться не только взаимодействовать с природой, но и сохранять её, ведь, расходуя природные ресурсы и разрушая планету, мы берём взаймы, в первую очередь, у своих детей.
11 класс
Вариант 1
(473 слова) Человек меняется под влиянием необыкновенных жизненных впечатлений и обстоятельств. Бывают такие ситуации, которые могут перевернуть мировоззрение и направить личность по другому пути. Их часто описывают литераторы, к произведениям которых мы можем обратиться за примером.
Так, А.И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» описал историю одного прозрения: холодная и спокойная Вера вдруг осознала, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». На протяжении долгого времени героиня получала трогательные и нежные послания от тайного обожателя, но не придавала им никакого значения. У нее были стабильные отношения с мужем, и он не ревновал ее. Ничто не тревожило внутренний мир Веры — царственный, независимый и немного высокомерный. К поклоннику она относилась равнодушно, а после вмешательства брата в это дело — дажевраждебно. Увидев подарок обожателя, присланный Вере в день именин, ее брат настоял на том, чтобы найти анонима и пресечь его домогательства. Автором писем оказался телеграфист Желтков. Он согласился оставить Шеиных в покое, но попросил лишь один разговор с Верой. Когда Желтков спросил, можно ли ему остаться в городе и видеть ее, она ответила резко: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». Но Георгий понял эти слова по-своему и покончил с собой. Узнав об этом, Вера раскаялась в своем ответе и поняла, что была чрезмерно холодна — не только в разговоре, но и в жизни. Ее отношение к «этой истории» и любви в целом изменилось под влиянием необычных впечатлений и событий: гибели Желткова, раскаяния и чувств от прослушивания Второй сонаты Бетховена.
Не менее эффективно воздействуют на человека изменение социального статуса и возникновение вредных привычек. Например, герой из пьесы М. Горького «На дне» работал в театре и был успешным артистом, но алкогольная зависимость лишила его сцены и памяти. Актер потерял талант и индивидуальность, даже по имени его никто не зовет: «Наташа… по сцене мое имя Сверчков‑Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя?». Тяга к спиртному сделала этого человека нетрудоспособным. Он не мог вспомнить даже своего любимого стихотворения, которое раньше читал с таким успехом и вдохновением. От прежней жизни у Актера остались лишь воспоминания и сожаления. От него самого мало что уцелело: у него был вечно потрепанный внешний вид, на каждом его жесте и слове отражалось нездоровье. он страдал от безволия и униженного положения, ведь вынужден был просить деньги в долг и жить на подачки. Если раньше он собирал овации и восторги, то теперь видел лишь презрение, злость и пренебрежение. Герой и сам признавал, что алкоголь сломил его, и он «пропил свою душу». Подобные изменения часто происходят с людьми, попавшими в трудные жизненные обстоятельства.
Таким образом, человека меняют обстоятельства и впечатления, выходящие за грани его жизненного опыта и определяющие его судьбу. Тяжелые испытания, моральные дилеммы, чувства вины, страха, отчаяния, или надежды, любви, радости — все это влияет на мировоззрение людей и переделывает его.
Охрана природы
- В книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой рискует своей жизнью и даже расстается с ней, пытаясь защитить своих подопечных — прекрасных, но таких уязвимых птиц. Он работает лесничим и слывет недотепой: люди высмеивают его непрактичность и оторванность от реальности. Но на самом деле Егор Полушкин — глубокая и самодостаточная личность, которая способна пожертвовать собой ради высоких целей. Охраняя лес от браконьеров и буквально заслоняя его собой, он оставляет людям своеобразное послание о необходимости беречь окружающий мир.
- В произведении И. Бунина «Суходол» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как оскудевал чернозем из-за вырубки лесов и неправильного земледелия. Когда-то почва рождала прекрасные урожаи и была домом для многих животных и птиц, но люди из-за своего невежества разорили прекрасные края: после вырубки деревьев высохли реки, а без воды земля оказалась мертвой и зияла пустотой безжизненных оврагов. Сухая и мертвая степь раскинулась на месте плодородных нив! Таковы последствия равнодушия к экологическим проблемам.
- В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все герои является браконьерами, которые только черпают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и нового грабежа. Так поступал и местный рыбак Игнатьич, ему везло на промысле. Однажды он взял на крючок огромного осетра и не захотел делить добычу, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала топить его и лодку. Размеры жертвы оказались такими, что борьба была неравной: вскоре Игнатьич сам стал уловом, а рыба все рвалась и тянула преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого инцидента его мировоззрение поменялось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа воздаст свое преследователям и мучителям. Но лучше не доводить до этого и охранять ее от лихих людей.
Народная мудрость
«Родина мать, умей за неё постоять». Данная пословица призывает к тому, что при необходимости каждый должен быть готов встать на защиту своей Родины.
«Берегу землю родимую, как мать любимую». Наши мудрые предки сравнивали родную землю с родной матерью. Земля – источник всего живого, поэтому все мы её дети.
«Родину любить – верно Родине служить». Смысл данной пословицы заключается в том, что тот, кто любит свою Родину, должен всем своим существом стремиться сделать всё возможное ради её блага.
«Родина – мать всем матерям». В этой пословице говорится о том, что каждому человеку дала жизнь его мать, а Родина дала жизнь всем матерям.
«Человек без Родины – соловей без песни». В этой пословице говорится о том, что соловей славится своей песней, без неё он перестаёт быть самим собой. Так и с человеком, он перестаёт быть самим собой вдали от своей Родины.
«Родина наша солнца краше». Нет ничего важнее для человека, чем его Родина. Родная земля всегда будет самой красивой, самой уютной и самой лучшей.
«За морем теплее, а у нас светлее». В данной пословице говорится о том, что в мире существует множество стран, которые живут лучше нас. Но человек чувствует себя лучше всего дома, поэтому на Родине всегда светлее.
«Своя земля и в горсти мила»
Наши предки говорили о том, что Родина занимает важное место в жизни каждого человека, поэтому даже горсть родной земли составляет большую ценность, если человек находится вдали от дома.
«На чужой стороне Родина милей вдвойне». В этой пословице говорится о том, что Родина начинает цениться ещё больше в разлуке
Когда человек находится вдали от дома, начинает ценить его намного больше.
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Смысл данной пословицы заключается в том, что у человека не может быть несколько родных мест, так же как и не может быть несколько матерей. Родина бывает одна, это то место, где ты родился.
↑ Почему нужно бережно относиться к природе?
Герберт Уэллс “Война миров”
Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.
↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха»)
В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных
В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии
↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе.
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету.
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека.
Потребительное отношение к природе
Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы
Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных
Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.
↑ Какова роль природы в русской культуре?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.
Вспомните у Кольцова:
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.
И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.
Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.
Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.
Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.
Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:
Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.