Итоговое собеседование 2020. вариант 1 о никулине

Что делать, чтобы одолеть устную часть ОГЭ по русскому?

Читать, говорить, рассуждать современному школьнику порой сложнее, чем расставить буквы и запятые, или написать шаблонное сочинение.

Чтобы хорошо сдать устную часть ОГЭ в 2020 году, нужно побороть стеснение и волнение, уметь быстро и грамотно строить предложения, обладать большим  словарным запасом.

Сегодня мы поговорим о методиках развития речи, благодаря которым ваш ответ на устном собеседовании не будет звучать, как “Э…нууу” “Типа…”, “В общем…”, “Вы, короче, поняли…”.

Для начала разберемся, какие навыки и умения нам нужны для прохождения устной части ОГЭ по русскому языку в 2020 году.

  • 1. Выразительное чтение текста
  • 2. Пересказ
  • 3. Умение цитировать и использовать косвенную речь
  • 4. Владение такими типами речи, как описание, повествование и рассуждение
  • 5. Ведение и поддержание диалога

Что же поможет нам выполнить эти задания без запинки?

Итоговое собеседование ОГЭ-2020: как подготовиться за 24 часа?

1. Читайте вслух

«О нет», — скажете вы: «опять читать!». Нет-нет-нет, оставим все эти «читайте литературу» и «любите Толстого».

Вам нужно научиться чувствовать язык, знаки препинания и интонацию, сгодится любой печатный текст.

2. Пересказывайте прочитанное своими словами

Открыли интересную новость, статью – расскажите о прочитанном
родителям, одноклассникам или самому себе вслух (только, чтобы никто не видел,
а то со стороны будет выглядеть странно).

Самое, на наш взгляд, интересное – это маленькие притчи. Они легко читаются, легко запоминаются, их интересное пересказывать (в этот момент чувствуешь себя настоящим мудрецом!).

3. Тренируйте беглую речь и расширяйте словарный запас

Насчет словарного запаса – не пугайтесь. На самом деле, чтобы говорить красиво и правильно, вам не нужно знать так много слов, как поначалу может показаться.

Запомните простую вещь: чтобы быстро вспоминать нужные слова,
ими необходимо пользоваться. Чтобы быстро рассуждать на экзамене, нужно чаще
рассуждать вслух в повседневной жизни.

Способность напечатать «Войну и мир» на смартфоне одним пальцем за 10 секунд  — это здорово, но, увы, на экзамене она вам не пригодится. Так что начинаем говорить часто и много, рассуждать, описывать, рассказывать о том, как прошел день.

Если вы будете пользоваться всем многообразием инструментов и техник, которыми богата человеческая речь, то без труда сможете «заболтать» своего оппонента в любой непонятной ситуации.

4. Избавляйтесь от слов-паразитов, чтобы сдать устную часть ОГЭ по русскому языку

Включите видеозапись и произнесите монолог на две минуты. Расскажите о себе: кто вы, чем увлекаетесь, какие планы на жизнь,  а потом послушайте, сколько раз вы повторили то или иное слово (например, «типа»), сколько раз сказали «ээээ».

От таких слов-паразитов необходимо избавиться! «Эээ» делает
вашу речь монотонной и неуверенной.  Следите
также и за логикой повествования, ведь во время собеседования нужно быть
последовательным, не уходить от темы.

Разумеется, не стоит давать односложные ответы, более того, не всегда обязательно говорить правду

Если экзаменатор спрашивает, важно ли читать литературу, не стоит отвечать в духе «Нет! Книги меня бесят!» даже если это действительно так

На ОГЭ лучше рассказать про пользу, развитие фантазии и расширение словарного запаса, даже если это далеко от ваших личных убеждений.

5. Смотрите обучающие видео по ораторскому мастерству

В них есть хорошие советы, как подавать информацию и держаться на публике, а также как правильно дышать, чтобы хватило воздуха до конца выступления. Родители могут выступить в роли экзаменаторов и отрепетировать с вами несколько билетов.

Речь – одна из главных способностей, которые отличают нас от других живых существ, населяющих Землю. На экзамене не стесняйтесь показать, какой вы молодец и как четко вы можете выражать свои мысли! Тренируйтесь, выполняйте рекомендации и тогда всё у вас получится. Готовьтесь к ОГЭ по русскому вместе с MAXIMUM.

Как подготовиться к собеседованию по русскому языку в 9 классе

Изучите регламент

В спецификации на сайте ФИПИ вы найдёте подробное пошаговое объяснение того, как проходит эта часть экзамена. Изучите алгоритм досконально — так вы будете знать, чего ожидать от экзаменатора, и не растеряетесь от непривычной ситуации.


Пошаговый порядок проведения — на пятой странице документа «Спецификация»‍

Тренируйтесь на демонстрационных вариантах

Подготовка обязательно включает в себя непосредственную отработку формата. Практикуйтесь на доступных в Сети демоверсиях. Следите, чтобы ваши ответы соответствовали критериям оценивания, указанным в официальных материалах. 

Введите чтение в привычку

Если вы хорошо владеете русским языком, грамотно пишете, умеете складно изъясняться и обладаете богатым словарным запасом — устное собеседование в 9 классе не составит проблемы.

Много читайте, чтобы обогатить словарный запас и сделать речь выразительной. Читайте вслух, если переживаете за интонацию или темп речи — ведущие критерии первого задания. 

<<Блок перелинковки>>

Участвуйте в открытых вебинарах

В «Фоксфорде» регулярно проводятся занятия, посвящённые подготовке к государственным экзаменам — в том числе бесплатные. Например, на одном из открытых занятий обсуждались трудные задания из ОГЭ-2021. Это отличная практика как перед самим экзаменом, так и для общего развития перед устным собеседованием. 

Как подготовиться к испытанию?

Для того чтобы получить зачет на итоговом собеседовании, не нужно учить кучу правил и с утра до вечера выполнять практические задания. Для успешной сдачи зачета вам необходимо уметь:

  • Читать без запинок;
  • Понимать смысл прочитанного текста
  • Пересказывать содержание текста своими словами;
  • Свободно говорить на предложенную тему;
  • Отвечать на вопросы собеседника.

Как видите, это навыки, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Особых знаний задания собеседования не требуют. Но готовиться все-таки нужно. Вот несколько советов по подготовке к итоговому собеседованию:

  1. Читайте больше книг, тренируйте технику чтения. Накануне испытания можно даже читать вслух, чтобы привыкнуть к этому.

Во время чтения не торопитесь, старайтесь осмысливать каждое предложение. Учитесь анализировать прочитанный текст, понимать его смысл.

Всегда пересказывайте прочитанное. Можно это делать самостоятельно, а можно, например, рассказывать маме, брату, бабушке. Главное в этом деле  – преодолеть стеснение. Читать и пересказывать можно абсолютно любой текст, даже параграф из домашнего задания по истории.

Тренируйтесь составлять устные рассказы, описания или рассуждения на любую тему. Например, порассуждайте над тем, почему нужно делать домашнее задание, востребована ли твоя любимая музыкальная группа у родителей. Или опишите любую картину в учебнике биологии, изображение в телевизоре, фотографию из семейного альбома или заставку на телефоне. Также можно рассказать дома, как прошел школьный день, что интересного произошло на уроке литературы, или расскажите о походе всем классом в кинотеатр или другое место. Жизнь подростков всегда насыщена различными событиями, так что всегда найдется тема для беседы.

Следите за тем, как вы отвечаете на вопросы друзей. Это может показаться нелепым, но именно так можно научиться давать полные ответы на вопросы. Можете даже с одноклассниками, которых тоже ждет итоговое собеседование, договориться общаться длинными фразами. Вместо простого “да” можно говорить “я согласен пойти на тренировку”, “мне нравится этот фильм” и т.д.

Поработайте над своей речью. Следите за тем, как часто произносите слова “короче”, “типа” и подобные им. Когда вы начнете контролировать их использование в своей речи, сможете избавиться от этих слов-паразитов.

↑ Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом артисте цирка (клоуне) Михаи́ле Никола́евиче Румя́нцеве (1901-1983)

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Михаи́л Никола́евич Румя́нцев, получив широкую известность, настаивал на том, чтобы его все и всегда называли именно «Карандашо́м»: мол, «Румя́нцев» – это для домоуправления. К этой маске знаменитый клоун шёл долго и упорно, оттачивая и шлифуя найденный образ в течение многих лет.

Начав свой творческий путь в конце 1920–х годов, он, как и многие начинающие комики, подражал Ча́рли Ча́плину, но вскоре понял, что на этом далеко не уедешь. Впрочем, некоторые ча́плинские черты Румянцев сохранил в своем Карандаше. Для Михаила Николаевича – человека маленького ростом (не более 157 см.),но весьма крепкого физически – образ укоротившегося от постоянной работы карандаша стал своего рода точкой отсчёта.

Карандаш много ездил по стране и везде принимался зрителями с восторгом. Иметь аншлаги было для него делом чести: если несколько билетов перед началом представления в кассе всё же оставалось, то он сам их покупал.

Жёсткий, требовательный, Карандаш порой бывал несправедлив к своим ассистентам. Многие из них уходили от него со скандалом. В то же время, если это требовалось, Михаил Николаевич стоял за них горой. Ю́рий Нику́лин в книге «Почти серьезно» рассказывает о случае, происшедшем в одном из сибирских городов. Директор местного цирка, предоставив Карандашу и его жене номер–люкс, решил сэкономить на его помощниках. Узнав об этом, Карандаш вспылил и наотрез отказался участвовать в представлении. Мало того, он вместе с учениками остался на ночь в цирке. Директор с той поры стал «шёлковым».

Артист всю жизнь неустанно трудился, выступая в цирке до самой своей смерти: последний раз Карандаш появился на арене за две недели до смерти. Имея, казалось бы, четко отработанный репертуар, он постоянно придумывал новые репризы и совершенствовал старые.

Кто будет собеседником?

Этот вопрос больше всего волнует выпускников. Кто-то мечтает о том, чтобы собеседником был хорошо знакомый человек. Тогда не страшно читать, пересказывать и отвечать на вопросы. А другие будут себя чувствовать спокойнее при незнакомом человеке. Так вот, в роли собеседника выступит учитель из вашей школы. Есть два условия, позволяющие учителю стать собеседником:

  • Это не должен быть учитель русского языка;
  • Собеседник должен быть коммуникабельным и обладать грамотной речью.

Также собеседник должен создать доброжелательную атмосферу, что волнение выпускника ушло. Не считайте собеседника своим врагом. Он заинтересован в успешном прохождении испытания каждого участника, поэтому будет вас морально поддерживать.

Что нужно знать о порядке проведения экзамена

️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

️ Спецификацию и кодификатор итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

Подготовка аудитории

Сначала скажем о том, как готовят аудиторию для проведения итогового собеседования. Предварительно, за день до экзамена, в кабинете устанавливают аппаратуру. Выступление каждого выпускника записывается на видео. Так как школьные кабинеты не оснащены видеонаблюдением, эту функцию в день зачета выполняют ноутбуки. Они устанавливаются таким образом, чтобы охватить выпускника (должно быть видно его лицо), учителя-собеседника и эксперта.

Кроме указанных трех человек в аудитории во время проведения собеседования никто не должен присутствовать. Имеет право заходить лишь технический специалист, но только в тот момент, когда в аудитории нет выпускников.

Также в аудитории устанавливаются средства аудиозаписи. Эту функцию обычно тоже выполняет ноутбук. Но он уже находится на столе, за которым сидит выпускник. Для более качественной записи используют микрофон. Он должен быть у выпускника, так как каждое сказанное слово должно быть хорошо слышно в записи. Речь собеседника обычно стандартна, да и говорят учителя громче школьников. Так что им микрофон не нужен.

Место проведения

Сдавать зачет выпускники будут в стенах родной школы. Это для многих хорошая новость, ведь дома, как говорится, и стены лечат. В кабинете, где знакома каждая мелочь, чувствуешь себя увереннее. Конечно, это не обязательно должен быть классный кабинет. Для проведения устного собеседования выделяют обычно несколько кабинетов. Все дело в том, что одна аудитория рассчитана на 15 учащихся. Если в классе больше обучающихся, то и кабинетов будет ровно столько, чтобы вместить всех школьников. Территориально они должны находиться рядом. Комната ожидания, в которой все дети находятся до входа в аудиторию, одна на всех. А так как школьники, сдавшие экзамен, не должны контактировать с теми, кто еще через это не прошел, то и аудитории должны быть рядом с этой комнатой.

Кстати, на территории, которая определена для проведения зачета, соблюдается особый тихий режим. У других школьников ведь идут занятия. И дети, как правило, на перемене ведут себя шумно. Поэтому вблизи отведенных для собеседования аудиторий нужно создать все необходимые условия, чтобы выпускников не отвлекал лишний шум. В этот день рекомендовано отказаться от звуковых оповещений на уроки и перемены.

↑ Задание 1. Чтение текста. (О Дунаевском)

Без музыки Дунае́вского невозможно представить кинофильмы Алекса́ндрова. Песни композитора в этих картинах как метафора у Мандельштама, как лесенка в стихах Маяковского. Вслед за героями фильмов эти песни запел весь советский народ, возникло даже такое понятие, как «массовая советская песня». Или — «звуковой плакат». О Дунаевском и Ле́бедеве-Кумаче́ Любовь Орло́ва говорила:«Чего бы я стоила без их песен и их музыки?»

Исаа́к Дунае́вский родился в Полтавской губернии в семье мелкого банковского служащего. В 1910 году он поступает в Ха́рьковское музучилище, где занимается по классу скрипки. В 1924 году Дунаевский отправляется в Москву. Руководит знаменитым театром «Эрмита́ж», в театре сатиры ставятся его первые оперетты. В 1929 году он переезжает в Ленинград. До 1934 года Дунаевский — композитор и главный дирижёр Ленинградского мю́зик-хо́лла, сотрудничает с Л. Утёсовым.

Про «Песню о Родине», прозвучавшую в кинофильме «Цирк» (кстати, в сцене, где главный герой обучает американскую актрису петь эту песню, исполняет «Широка страна моя родная» сам Григорий Александров), можно написать документальный роман. С января 1938 года ровно без пяти минут шесть по радио звучала «Песня о Родине», и каждое утро под её звуки просыпался весь советский народ.

Дунаевский — лауреат двух Сталинских премий. Первую из них он получил одновреме́нно с Орло́вой и Алекса́ндровым за музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга». Умер композитор в Москве 25 июня 1955 года.

Пересказ текста

Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.


Пример задания на пересказ текста из демоверсии ФИПИ

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующее персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

  • все ли микротемы переданы;
  • допущены ли фактологические ошибки;
  • насколько точно в пересказ включено высказывание;
  • сделаны ли ошибки при цитировании.

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

  • нет грамматических ошибок — 1 балл;
  • орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове, в котором не проставлено ударение, а также между предложениями нет слишком длинных пауз — 1 балл;
  • при пересказе нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл;
  • отсутствие искажения слов (например, «кристаллы» и «графия» вместо «кристаллография» или «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

↑ Карточка участника собеседования.

Задание 3. Тема 1. Балетная студия

Не забудьте описать:

  • Кто изображен на фотографии;
  • Особенности интерьера студии;
  • Чем занимаются девочки;
  • Какие эмоциональное состояние у детей на фото.

Задание 3. Тема 2. Посещение оперы

Не забудьте рассказать:

  • в каком театре Вы побывали;
  • когда и с кем ходили;
  • какую оперу смотрели;
  • что запомнилось больше всего.

Задание 3. Тема 3. В чём заключается жизненный успех?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • Что значит быть успешным в жизни?
  • Может ли жизненный успех заключаться только в материальном благополучии или славе? Почему?
  • От чего зависит жизненный успех?
  • Какими качествами характера обладают успешные люди?

Спустя 15 минут

Вот 15 минут собеседования позади, и вы свободны. Вернуться в комнату ожидания вы уже не можете. Ведь контактировать прошедшим испытание и готовящимся к нему запрещено.

Что же делать дальше? А это зависит от администрации школы. Организация режима дня выпускников в этот день определяется директором и завучем.

Есть два пути развития действий.

Первый

Школьники, побывав в аудитории и пройдя итоговое собеседование, отправляются домой. Как и во время всех экзаменов, уроки в день собеседования отменяются. Выпускники испытывают определенный стресс во время участия в итоговом собеседовании, им нужно отдохнуть.

Второй

Но может быть и по-другому. На этот день составляется расписание. И выпускники после итогового собеседования идут на уроки. Это весьма неудобно для многих, ведь возможна такая ситуация, когда на уроке присутствует лишь три школьника. Остальные еще находятся в комнате ожидания.

Отменят ли ОГЭ 2021 года из-за коронавируса

Что касается экзаменов ОГЭ в 2021 году, то глава Рособрнадзора Анзор Музаев высказался на этот счёт ещё месяц назад. С одной стороны, полная отмена выпускных экзаменов для 9 классов летом будущего года пока не обсуждается.

С другой стороны, отменить ОГЭ-2021 из-за ковида действительно могут, о чём говорят прямо уже сейчас. Такое решение могут принять ближе к самим экзаменам, если ситуация с пандемией будет похожа на ту, что была весной 2020 года.

Если учесть, что весенняя ситуация в сравнении с тем, что происходит сейчас — мелочи, отмена основного государственного экзамена в 2021 году вполне вероятна. Но сообщать об этом раньше времени не будут, чтобы девятиклассники слишком не расслаблялись.

Расслабляться действительно не нужно — решения российских чиновников слишком часто оказываются непредсказуемыми. ОГЭ могут и не отменить или отменить частично.

Заглавное изображение: mon.alania.gov.ru

↑ Задание 1. Чтение текста. (о Никулине)

Ю́рий Нику́лин родился 18 декабря 1921 года в Деми́дове, бывшем Поре́чье, Смоленской губернии, куда его родителей занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в цирк оставил в душе Никулина неизгладимые впечатления: он даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения.

18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию и определили в зенитный дивизион. Когда началась жестокая блокада, Юрию Никулину в полной мере пришлось хлебнуть лиха, выпавшего на долю солдат, защищавших северную столицу.

После войны по совету отца, считавшего, что цирковой артист имеет больше возможностей для самостоятельного творчества, Юрий Никулин решил стать клоуном. Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 — 1950-е годы клоуна в стране. Так началась цирковая карьера Никулина.

На 1960-е годы приходится пора творческого расцвета Юрия Никулина. В 1966 и 1968 годах Леони́д Гайда́й снял две свои знаменитые комедии — «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» с участием Никулина. Именно в это время его популярность как комедийного актера и — увы, лишь во вторую очередь — как клоуна приобрела в СССР поистине космический размах.

Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет. С годами выполнять трюки и репризы становилось все труднее: врачи нашли у него целый букет разнообразных болезней, но лечиться артист не любил и обращался к докторам лишь в самых крайний случаях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий