Сборник ответов на ваши вопросы

Русский язык и культура речи

Урок 8.3.4. Тезисы

Тезирование — один из видов извлечения основной информации
текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть
авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные
положения-тезисы.

Тезисы — кратко
сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному
в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным
научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату,
конспекту.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада,
статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов,
принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема.
Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему.
Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать
решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго
нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется:

  1. преамбула,
  2. основное тезисное положение,
  3. заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается
формально или графически.

  • Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами
    может быть представлено следующими способами:
    • использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых,
      во-вторых
      );
    • с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние
      причины
      );
    • использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле
      глаголов состояния, поле глаголов движения
      ).
  • Графическое обозначение логики изложения осуществляется
    через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты,
    примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:

  • тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых
    используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем
    конспект, научное описание.
  • тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого)
    встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации
    научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

Однако…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих
соединительных лексических средств:


Ставит вопрос…

Считает…

Сравнивает…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности
жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности,
жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не
только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений
следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом,
аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение
свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам
предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в
них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие
включения из других стилей.

Приведем пример тезисов.

  1. Любой текст — это языковое выражение замысла автора.
  2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при
    восприятии основных фрагментов текста.
  3. Психологическая установка — это готовность человека к определенной
    активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или
    известную ситуацию.
  4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения,
    предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в
    соответствии с блоками алгоритма.
  5. Психологи называют пониманием установление логической связи между
    предметами путем использования имеющихся знаний.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию

Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это — всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики

Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Как пишется тезисный план

Одним из видов структурирования текста является тезисный план.

План помогает структурировать информацию

Он помогает структурировать информацию, способствует ее лучшему изучению и запоминанию.

Этот метод можно применять при подготовке к экзаменам или к публичному выступлению.

С помощью него пишутся сжатые изложения и конспекты.

Составлять тезисный план можно и перед созданием новой работы. Так она получится более логичной и связанной, все темы будут раскрыты.

Давайте подробней рассмотрим, как создать тезисный план:

  1. Для начала путем внимательного прочтения проанализируйте весь текст.
  2. Составьте план для материала в целом – найдите завязку, кульминацию, развязку, выделите доказываемую мысль, аргументы, в зависимости от типа текста.
  3. Затем разбейте текст на отдельные абзацы.
  4. Выделите главные мысли для каждого абзаца. Они и будут являться тезисами Главные утверждения не должны повторяться.
  5. Объедините эти утверждения в одно простое и понятное предложение. Можно выделить подтезисы.
  6. Перепишите на чистовой вариант.

Рассмотрим следующий текст:

«Все люди имеют равные права и возможности. Это правило закреплено в конституциях многих государств и поддерживается законодательно.

Но так было далеко не всегда. Только в 19 веке отменили рабство в США и крепостное право в России.

В 19 же веке начинается массовая борьба женщин за избирательные права и за свою свободу и достоинство.

Сейчас устранение различных видов дискриминации (расовая, гендерная, возрастная и т.д.) продолжается.

Признание за всеми равенства означает лишь то, что люди должны иметь возможности для достижения своих целей вне зависимости, например, от цвета кожи или гендера.

Но все мы разные, со своими талантами и способностями, привычками, вкусами, и нужно учиться уважать личные границы другого человека и то, что он может отличаться от нас.

На это направлено современное просвещение в области прав человека».

Главные мысли для каждого абзаца:

  • все люди имеют равные права и возможности, это закреплено в конституции;
  • отмена рабства и крепостного права в 19 веке, борьба женщин за свои права;
  • борьба за равные права продолжается.

Все эти утверждения можно объединить в одно: «Все мы разные, но независимо от этого, мы равны в своих правах».

Это предложение и будет являться тезисом.

Этот маленький пример демонстрирует, как вычленяются отдельные тезисы из текста.

Приведенный выше текст состоит в основном из тезисов, но, если развернуть его, можно вставить много доказательных предложений: «Права нужны потому-то и потому-то».

Структура эссе

  • Вступление и тезис;
  • Аргумент 1;
    • Пример 1;
    • Пример 2;
    • Пример 3;
  • Аргумент 2;
    • Пример 1;
    • Пример 2;
    • Пример 3;
  • Заключение.

Постановка тезиса

Тезис
Другие примеры тезисов

Тема Тезис
«Поворотный момент в моей карьере» Однажды мне пришлось подменить своего коллегу на громком деле о массовом приёме допинга в одной стране. После нескольких дней работы я осознал, что хочу уйти из душного отдела налогового аудита и стать спортивным юристом международного класса.
«Как на меня повлиял профессиональный кризис» Длительный профессиональный кризис помог мне осознать, в каком направлении я действительно хочу развиваться: я решил изучать организмы Докембрийского периода.
«Как я переживаю профессиональные победы» Каждая профессиональная победа для меня – повод проанализировать свои действия, которые привели меня к желаемому результату.
«Достижения, которыми я горжусь» За десять лет работы в университете я добилась многих ценных для меня результатов. Однако самые важные из них – достижения моих студентов.
«Почему я выбрал(а) профессию учителя?» Я стала учителем потому, что люблю помогать развиваться другим: каким бы способным ни был человек, каждому необходим мудрый наставник, который поможет добиться результата в несколько раз быстрее.
«Какую пользу я приношу миру своей работой?» Изучая работу мозга, я помогаю людям понимать, как действует их мышление, и использовать эти знания для разрешения конфликтов.

Ошибки при постановке тезиса

  • Тезис в форме вопроса. Поставить тезис – значит занять определённую позицию. Без этого написать эссе невозможно.
  • Большой объём. Тезис должен быть ёмким, но не занимать много места: любую мысль можно выразить коротко и простыми словами. Одного-пары предложений будет достаточно.
  • Штампы, клише. Нужно выбросить из текста избитые фразы, вроде: «Я был рождён…/с детства стремился стать…», «Моя миссия – сделать мир во всем мире», «… – это моё призвание» – они делают текст неоригинальным, несвежим.

Аргументы

Ошибки при аргументации

  • Повторение аргумента. Аргументы должны быть разнообразными – на одном доводе доказательство не построишь.
  • Несогласованность. Аргументировать следует только те мысли, которые уже были высказаны в тексте, а примеры приводить строго к соответствующим аргументам.

Заключение

Ошибки в заключении

  • Новые аргументы. Заключение подводит итог рассуждениям, а не развивает его. Новой информации в заключении не место.
  • Пересказ текста. Не нужно описывать структуру написанной работы и буквально повторять написанное выше — если читатель дошел до заключения, то он уже всё это прочитал.
  1. Павлов, Иван Петрович. Лекции по физиологии. 1952.
  2. Lakoff, George, and Mark Johnson. Metaphors we live by. University of Chicago press, 2008.
  3. Индекс счастья. ВЦИОМ: https://wciom.ru/news/ratings/indeks_schastya, 2019.

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в «Ворде». Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной — максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод — это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Что такое тезис?

Тезис – это термин, который известен любому человеку, еще начиная со школьного возраста. Первоначально стоит отметить и то, что он представляется под видом обычного пересказа какого-то одного пункта огромного текста. Хотя правым окажется и тот человек, который назовет тезисом самостоятельную статью, но выступающую в качестве обычной миниатюры.

Тезис: что это такое?

Термин «тезис» на сегодняшний день используется не в одном обозначении. Хотя, зачастую подобное слово встречается именно в научной деятельности. В любой ситуации, в современном научном мире, многочисленные тезисы докладов, которые представляются на конференциях, достаточно часто издаются в многочисленных информационных бюллетенях. А вот ценность находится на достаточно высоком уровне.

В действительности, это далеко не одна сфера, которая зачастую пользуется наиболее разнообразные тезисами. Если они выступают под видом определенного интернет-продукта, тогда главная задача заключается в предоставлении краткой информации по основной тематике. Здесь речь может идти не только о блоге или о сайте, но и об определенном разделе.

Поимо всего этого, в современном варианте контент-бизнеса, достаточно часто заказчиками предлагается не обычный план, а именно определенные короткие утверждения. Именно их и должен раскрыть профессиональный копирайтер. В связи со всем этим, можно сделать вывод, что под подобной разновидностью таких достаточно коротких слов, в действительности может скрываться очень много полезной и действительно интересной информации.

Что подразумевается под тезисом?

К составлению тезиса предъявляются и определенные требования. Это касается любой профессионально написанной статьи. Ко всему этому, в действительности, предъявляются конкретные единые требования. Вне зависимости от того, что определенные пункты зачастую роднят тезисы с обычными сочинениями, ни при каких обстоятельствах не стоит забывать и о том, что тезис, – это не литературное, а именно научное произведение.

Тезисы, вне зависимости от их разновидности, нужно уметь действительно правильно составлять. В идеальном варианте, каждый человек должен всему этому научиться именно в школе. Хотя далеко не все школьники, находящиеся в подобной возрастной категории, могут осознавать то, что все это необходимо не маме или учительнице, а самому ему. В связи со всем этим, здесь первоначально стоит выделить и следующие главные требования:

  • В заголовке должна присутствовать суть основной темы. Естественно, значительно выгоднее определиться с названием уже после того, как будет составлен сам текст. В этой ситуации, он окажется намного точнее.
  • Выбор темы должен быть узким и максимально четким. А вот лаконичный формат любой разновидности тезиса ни при каких обстоятельствах не позволяет слишком далеко отходить от основной темы. Даже, когда речь идет об обычном кратком формате, тогда там в обязательном порядке должны быть обозначены и сами примеры.
  • Маленькое вступление должно отвечать на главный вопрос полностью всего материала. Все это касается и самых разнообразных видов аналогичного, но продающего материала. А вот сам размер вступления зачастую находится в пределах одного единственного абзаца.
  • Основная часть в обязательном порядке должна быть максимально структурирована. Не обойтись здесь и без нескольких определенных утверждений. Для этого достаточно уделить один или два подраздела.
  • Любое без исключения утверждение при любых обстоятельствах должно подтверждаться и соответствующими примерами. Естественно, первоначально это касается тех ситуаций, когда речь идет об определенной исследовательской работе.

Что еще нужно знать о тезисах?

В обязательном порядке стоит отметить и то, что к тезисам в современное время предъявляются и остальные не менее важные требования. Естественно, любая подобная работа ни при каких обстоятельствах не может, не содержать такого пункта, как заключение. Оно представляется под видом определенного итога, а также может дать и конкретную подсказку. А вот размер заключения ничем не отличается и от самого вступления.

В любой ситуации, в научной разновидности тезиса, огромнейшее внимание достаточно часто уделяется и самим цитатам. Не исключаются и такие варианты, как ссылки, сноски, а также всевозможные иллюстрации

Все подобные подробности всегда можно отыскать и самостоятельно. В любом случае, тезисы считаются достаточно популярными.

Скачать примерный “Образец оформления тезисов”, Вы сможете пройдясь по этой ссылке:

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в «Ворде». Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной — максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод — это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Что такое эссе

Эссе (от французского essai — попытка, проба, очерк) является литературным жанром прозаического сочинения, которое отличается небольшим объемом и свободной композицией.

В эссе автор делится с читателем индивидуальными впечатлениями и соображениями относительно какой-либо темы, не претендуя на исчерпывающее изучение вопроса. Эссе предполагает субъективное выражение мыслей в любой степени. При этом нет необходимости освещать тему полностью.

Эссе является популярным художественно-публицистическим жанром, который активно используется и имеет важное значение в современной печати и литературе. Ключевая роль отводится оригинальному мышлению автора, а фактам — второстепенная

Писатель может рассуждать на любые темы, демонстрируя свои интеллектуальные и эмоциональные способности. Из-за отсутствия ограничений конкретным стилем и шаблонов автор может использовать свой слог, любые выражения и все краски языка.

Отличие эссе от сочинения

Сочинение представляет собой разновидность письменной работы, в которой автор рассуждает, анализирует, излагает собственные мысли и чувства, исходя из выбранной тематики. Эссе и сочинение отличаются целью и методикой написания. Сочинение призвано решить следующие задачи:

  • совершенствование навыков письменной речи;
  • корректное формулирование собственных впечатлений относительно какого-либо вопроса;
  • исследование фактов;
  • изложение собственных мыслей;
  • логическая последовательность рассуждений;
  • обобщение выводов.

Эссе является видом сочинения-рассуждения, который предполагает творческий подход к осмыслению темы. На первое место в эссе ставят мысли писателя. Автор выражает собственный взгляд на проблему, предлагает варианты ее решения, основываясь на опыте. Для эссе характерны риторические вопросы, предположения, фразеологизмы, что придает произведению выразительный характер. В заключении не обязательно должен быть вывод. Для сочинения предусмотрен определенный план:

  1. Введение с сутью вопроса.
  2. Основная часть с глубоким и последовательным описанием мыслей.
  3. Заключение с логичным выводом.

В отличие от сочинений, эссе не требует четкого плана и формы написания. Другие особенности:

Стилистика. В эссе автор может ярко выражать собственное мнение и нестандартно мыслить. Сочинение предполагает лишь анализ литературного произведения.
Объем. Сочинение, как правило, объемнее, чем эссе.
Композиция. Эссе пишется произвольно и побуждает читателей к рассуждению

Для сочинения важно соблюдать требования к структуре и алгоритм написания.

Что такое тезисный план

Каждый день мы видим разнообразные тексты

Текст окружает человека везде. Текст является понятием не только лингвистическим, но и философским, а также общим и частным.

Но в нашей жизни огромное количество людей сталкиваются с лингвистической текстуальной стороной.

То есть определенной последовательностью символов, которые связаны единым смыслом, задачами и формой.

С некоторыми процессами, которые касаются текста, сталкиваются школьники средней школы в рамках изучения языков и литературы.

Ценность полученного навыка очень высока, ведь он помогает лучше понимать и оставлять в памяти большое количество информации.

В таком случае необходимо использовать навыки составления плана, так как форма плана помогает закрепить в памяти содержание прочитанного.

Планом называют список основополагающих смысловых элементов текста.

Правильное структурирование плана играет огромную роль во время написания текста.

Пункты – это смысловые ориентиры, которые помогают автору в логичной последовательности двигаться к цели, которая стоит перед текстом.

Существует несколько видов плана:

  1. Вопросительный (записывается в форме вопроса к тексту, во время составление данного вида необходимо использовать вопросительные конструкции).
  2. Назывной (план-тезис номинативного строя).
  3. План-опорная схема (план, который состоит из отдельных частей предложений, несущих сильную смысловую нагрузку).
  4. Тезисный.

Подробнее о тезисном плане. Что такое тезисный план? Тезисный план – это один из видов структурирования текста. Тезисом называют кратко сформированное содержание нескольких абзацев текста.

Тезисы помогают понять не только структуру текста, но и главные идеи, которые будут объяснены в каждой последующей части текста.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что тезисный план текста – это опорный материал, который состоит из основополагающих тезисов. Для того, чтобы выделить главные тезисы текста, необходимо прочесть и выявить основную мысль текста, а после кратко сформулировать тезис.

Тезисный план текста основывается на том, что в определенном тексте присутствует структура, а его составляющие части логически связаны между собой. Но каждая отдельная часть текста несет в себе мысль, которая дополняет общую идею текста, но в то же время разрешает делить его на подразделы.

Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением и зачастую передает главную мысль всей части. Смысловая основа текста – базис для составления тезисного плана.

Определение 2: Тезис – это логическое заключение, требующее доказательств

Вторая часть интерпретации данного термина отсылает нас к формальной логике, где под тезисом понимается положение, которое необходимо или подтвердить или опровергнуть. В большинстве случаев такое «положение-тезис» имеет довольно шаткий характер, и человек, сформулировавший тезис, вынужден с помощью аргументов защищать свой тезис от других полемистов, желающих опровергнуть заявленный тезис.

При этом часто в противовес тезису часто формируется «антитезис», содержащий противоположное (или качественно-иное) понимание сути вопроса относительно первоначального тезиса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий