Егэ. история. термины. содержание

Найдено научных статей по теме — 15

Термин «Историческое сознание» в немецкой философии XIX века

Линченко Андрей Александрович

Анализируются смысловые контексты использования термина «историческое сознание» в немецкой философии XIX в. Трансформация его смысла может быть понята как изменение роли модусов времени в его содержании.

Французская историческая школа и генезис термина «средний класс»

Аглиуллова Алсу Ханифовна

Попытка социологического осмысления и исторического обоснования термина «средний класс» делается на базе анализа работ представителей французской исторической школы.

Аспекты понимания термина «регион»: политико-историческая аградация

Лебедева М.Л.

Цель написания статьи теоретическое осмысление понятия «регион» через трансформацию его содержания, имеющую место в процессе исторической и политической эволюции.

Патриоты, космополиты, националисты: историческая эволюция терминов

Артановский Сергей Николаевич

Статья содержит обзор терминов «патриотизм», «космополитизм», «национализм» в их исторической эволюции. Показано, как со временем и под влиянием каких обстоятельств менялся смысл этих терминов.

Историческое и современное значение политико-юридической терминологии

Золотухина Наталья Михайловна

В статье ставится вопрос о необходимости в исторических исследованиях четкого разграничения исторического и современного содержания терминов. В данном случае речь идет о терминах: самодержавие, абсолютизм и теократия.

Терминология и теоретизация исторического познания: к постановке проблемы

Подлевских Леонтий Геннадьевич

В статье развивается представление о терминологии как необходимой части теоретизации исторического познания.

К вопросу о применении термина «Центральная Азия» в исторических исследованиях

Бураев Алексей Игнатьевич

В статье рассматривается вопрос о применении термина Центральная Азия в исторических исследованиях.

Исторические и современные сады и парки: проблемы искусствоведческой терминологии

Коляда Екатерина Михайловна

Современное искусствознание выводит на новый уровень вопросы терминологии, в том числе в области ландшафтной архитектуры.

Термин «Интеллигенция» в отечественной исторической науке конца XX — начала XXI века

Банникова Н. Ф., Лебединский П. С.

В статье проанализирована отечественная историография интеллигенции от сборника «Вехи» (1909 г.) до исследований конца XX начала XXI века.

Исторический анализ термина «Социально-психологический климат» в отечественной науке

Жовтоножко Виктория Владимировна

В статье проводится эволюционный анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии.

11 класс

  • Все войны России, 6-11 классы, Бодер Д.И., 2017
  • Всемирная история, 10-11 классы, Наглядный справочник, Гисем А.В., Мартынюк А.А., 2007
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 классы, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2011
  • История, 9-11 класс, Карманный справочник, Пазин Р.В., 2014
  • Календарь исторических дат России, X век — наше время, 6-11 классы, Чернов Д.И., 2016
  • Справочник по истории России с вопросами для самопроверки, 8-11 классы, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России, 8-11 класс, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России. 8-11 класс. Шинкарчук С.А. 2011

Критерии оценивания

2 балла
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель 2 балла.
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель 1 балл.
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно 0 баллов.
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 2 балла.
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) 1 балл.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

0 баллов.
2 балла
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 2 балла.
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) 1 балл.
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны 0 баллов.
1 балл
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти 1 балл.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

0 баллов.
1 балл
При изложении корректно использована историческая терминология 1 балл.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы

0 баллов.
3 балла
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 3 балла
Допущена 1 фактическая ошибка 2 балла.
Допущены 2 фактические ошибки 1 балл.
Допущены 3 или более фактические ошибки 0 баллов.
1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1 балл.
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0 баллов.

Максимальный балл — 12

Решай по истории.

История культуры и искусств

— 100 великих архитекторов. 2003

— 100 великих вокалистов. 2010

— 100 великих музыкантов. 2002

— 100 великих научных открытий. 2012

— 100 великих чудес техники. 2006

— 100 знаменитых изобретений. 2009

— Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

— История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

— Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

— Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.

— Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

— Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

— Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Предмет истории

В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения.

Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.

Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход.

Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.

Всеобщая история

— 100 великих загадок XX века. 2008

— Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. 1956

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. 1958

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. 1959

— Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961

— Глоссарий исторических терминов

— Исторические термины: краткий глоссарий

— Исторический словарь

— История Армении: краткий глоссарий

— История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

— История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

— История. Полный справочник

— Краткая история планеты земля: глоссарий. 2001

— Краткий исторический словарик

— Краткий исторический словарь. 2004

— Краткий словарь по истории.

— Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)

— Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

— Словарь историка 2011

— Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

— Словарь исторических терминов. 1998

— Словарь понятий и терминов по истории

— Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

10 класс

  • Все войны России, 6-11 классы, Бодер Д.И., 2017
  • Всемирная история, 10-11 классы, Наглядный справочник, Гисем А.В., Мартынюк А.А., 2007
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 классы, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2011
  • История России, Школьный словарь-справочник, Данилов А.А., 2018
  • История, 9-11 класс, Карманный справочник, Пазин Р.В., 2014
  • Календарь исторических дат России, X век — наше время, 6-11 классы, Чернов Д.И., 2016
  • Справочник по истории России с вопросами для самопроверки, 8-11 классы, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России, 8-11 класс, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России. 8-11 класс. Шинкарчук С.А. 2011

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12 и 20-22. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 2, 5, 9, 17. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

Историческая задача

Это задание 23, уже из второй части. Состоит оно из нескольких элементов: предложенного исторического условия и нескольких заданий к нему.

Например, историческое условие: «Многие города Древней Руси возникали на берегах рек». Задание: «Приведите три объяснения преимущества такого расположения». Так как за задание дается три балла, за каждое правильное объяснение вы получите один балл.

Чаще заданий к историческому условию дается больше: например, нужно объяснить причину какого-нибудь исторического процесса и привести несколько примеров.

Задание на аргументацию

Задание 24 пишут хуже всего каждый год. Выглядит оно жутковато: ученикам предлагают рассмотреть спорное утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него и два против. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что получают ноль баллов из четырех.

Происхождение термина

Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».

Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.

Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.

Что нужно учить?

Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивные порции: древняя история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой из порций равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история

Общемировой исторический контекст проверяется в 1 и 11 заданиях. Для их решения нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в , их чуть больше сотни.

Культура

В заданиях 17-19 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов. 

Картографический блок

В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — огромная карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война или экономическое развитие страны. Первых стастистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими

Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие

В заданиях 13-16 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Великая Отечественная война

Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной. Ей посвящено отдельное 8 задание. А еще в КИМах она всплывает несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление. 

Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР. 

История современной России

Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В.В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д.А. Медведева.

Словарь исторических терминов и понятий

Словарём называют:

  • книгу, в которой содержатся слова или словосочетания в определённом порядке, и даются сведения об их значении, рассказывается об употреблении, происхождении, а иногда дается перевод на другой язык;

  • справочник, содержащий запись с информацией о предмете или явлении;

  • сборник с устойчивыми выражениями и их пояснениями или толкованиями, возможно, с переводом с русского или на русский язык.

Термином считается точное обозначение чего-либо.

Понятием принято считать:

Словарём исторических терминов и понятий называют список, обозначающий значение слов и словосочетаний, связанных с событиями, датами, людьми прошлого.

Словарь исторических терминов и понятий

А:

  • Абсолютная монархия, абсолютизм — тип государственного управления, при котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создаются постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Деятельность сословно-представительных органов, как правило, прекращается. Период расцвета абсолютизма в России пришелся на XVIII-XIX вв.
  • Автономизация — термин, возникший в связи с образованием СССР и предложением Сталина о включении независимых советских республик в состав РСФСР на правах автономии.
  • Акциз (лат. обрезать) — вид косвенного налога на потребление товаров, производящихся на отечественных частных предприятиях. Включается в цену товара. В России существовал до 1917 г.
  • Анархизм (греч. безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за уничтожение всякой государственной власти. В XIX в. идеи анархизма были восприняты революционным народничеством. Позднее русский анархизм проявился в ходе революции 1905-1907 гг. и во время Гражданской войны.
  • Аннексия (лат. присоединение) — насильственный захват одним государством всей или части территории, принадлежащей другому государству или народности.
  • Антисемитизм — одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, направленная против семитского народа — евреев.
  • “Аракчеевщина” — внутриполитический курс самодержавия в последнее десятилетие (1815-1825) правления Александра I. Назван по имени доверенного лица императора -А. А. Аракчеева. Для этого периода характерно стремление ввести бюрократические порядки во всех сферах жизни российского общества: насаждение военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, усиление гонений на просвещение и печать.Ассамблеи (фр. собрание) — собрания-балы в домах российской знати, введенные в 1718 г. Петром I. В ассамблеях принимали участие и женщины.

Б:

  • Барщина — даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли. В России существование барщины зафиксировано уже в “Русской Правде”. Широкое распространение она получила в Европейской части России во второй половине XVI — первой половине XIX в. Существовала фактически до 1917 г. в виде отработочной системы.
  • Баскак — представитель монгольского хана в завоеванных землях. Контролировал местные власти. В русских княжествах во второй половине XIII — начале XIV в. — ордынский сборщик дани.
  • Белая гвардия — военные формирования, выступившие после Октябрьской революции против власти большевиков. Белый цвет считался символом “законного правопорядка”. Военная сила белого движения — Белая гвардия — объединение противников советского режима (противоположность Красной гвардии). Состояла в основном из офицерства русской армии во главе с Л.Г. Корниловым, М.В. Алексеевым, А.В. Колчаком, А.И. Деникиным, П.Н. Врангелем и др.
  • Белое дело — идеология и политика белой гвардии. Было самостоятельным течением в антибольшевистском движении. Начало движения — весна и лето 1917 г., когда произошло объединение сил, выступивших за “наведение порядка” в стране, а затем и реставрацию монархии в России. На роль диктатора был выдвинут Л.Г. Корнилов. После победы Октябрьской революции белое движение оформило свою политическую программу, включавшую национальную идею “единой и неделимой” России, примат православной церкви, верность историческим “началам”, но без четкого определения будущего государственного устройства. На первом этапе в белом движении приняла участие “демократическая контрреволюция” в лице эсеров и меньшевиков, но в дальнейшем все отчетливее проявилась монархическая тенденция с идеей реставрации монархии. Белое движение не сумело предложить программу, которая устраивала бы все силы, недовольные режимом большевиков. Разобщенность сил в самом белом движении, свертывание иностранной помощи знаменовали его конец.
  • “Бироновщина” — название режима, установившегося в период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740), по имени ее фаворита Э. Бирона. Отличительные черты “бироновщины”: политический террор, всесилие Тайной канцелярии, неуважение к российским обычаям, жесткое взимание налогов, муштра в армии.
  • Ближняя дума — совет приближенных к великому князю, а затем к царю. При Василии III в Ближнюю думу входило 8—10 бояр. В середине XVI в. Ближняя дума была фактически правительством Ивана IV (Избранная рада). Со второй половины XVII в. особо доверенных лиц стали жаловать “в комнату” (отсюда название — Тайная дума, Комнатная дума). В это время Ближняя дума была опорой царя и во многом противостояла Боярской думе.

Что такое история

Они могут использоваться в трёх вариантах:

  • как объяснение смысла отдельных письменных источников или статей;
  • систематизирующие исторический разнородный материал;
  • для использования в определении различных явлений как исторического, так и социально-гуманитарного характера.

Понятие «История» может присваиваться:

  • рассказу о происшедшем;
  • науке;
  • процессу развития общества или природы;
  • комплексу общественных наук по изучению прошлого человечества.

Именно такое определение термина «история» даётся в энциклопедическом словаре.

Основные значения понятия «история»

Словарь братьев А. и И. Гранат это понятие объясняется установлением и объяснением прошлого, или же наукой, устанавливающей события развития общества людей с момента его возникновения.

В. Даль в своём «Толковом словаре» понятием «история» называет реальность, которая существует или уже была, считая её противоположностью сказки или басни.

«Энциклопедическим словарём» Брокгауза и Ефрона понятие «история» представляется наукой о прошлом человечества, о прошлых явлениях и знаний. Этой же энциклопедией «история» расшифровывается не только как совокупность событий, но и как наука, характеризующаяся изучением духовных и общественных сторон жизни человеческого общества.

С чего начать подготовку по истории?

1. Теория. Для изучения теории используй дополнительную литературу в печатном и электронном виде, документальный кинематограф, материалы на веб ресурсах. На нашем веб ресурсе в разделе «Задания» собрано свыше 10 типовых заданий, разработанных учителями, на основе демоверсии от ФИПИ (официальный проект) прошлых лет.

Для каждого задания прописано что необходимо знать для его выполнения. Кодификатор по истории от ФИПИ направит тебя какие темы необходимо изучить для каждого задания.

Как все это запомнить?

Изобилие дат, названий, имен, событий – это особенность истории. Но как все запомнить и не «растерять» до окончания экзамена?

Существует ряд эффективных способов раскладывать всю необходимую информацию «по полочкам»:

  • Проводите аналогию, визуализируйте, чертите схемы.
  • Прорабатывайте темы только в хронологическом порядке.
  • Составляйте план ответа к каждой из них.
  • Занимайтесь онлайн – на нашем сайте ты найдешь необходимые задания.

2. Решение тренировочных заданий разных видов дает огромный опыт и уверенность в себе. Решай онлайн тесты с ответами по прочитанной теории это поможет усвоить и закрепить тему.

3. Практикуйся в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство и навыки письма. На выбор предоставляется три периода из истории России.

Требования к мини-сочинению:

  • Указать как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
  • Следует упомянуть людей, повлиявших или участвовавших в событиях, процессах или явлениях;
  • Необходимо упомянуть причинно-следственные связи;
  • Использовать в сочинении историческую терминологию;
  • Ошибаться в фактах запрещается.

Историческое сочинение должно быть связанным, с правильными логическими умозаключениями.

4. Правильно распределяй время на экзамене. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • 1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля);
  • 2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
  • для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
  • для задания 25 – 40–80 минут.

Исторические методы, принципы и источники

Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.

К базовым принципам исторической науки относят:

  1. Принцип истины как высшей цели исторического познания.
  2. Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
  3. Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
  4. Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
  5. Принцип опоры на исторические источники и др.

Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:

  • Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
  • Языковые (лингвистический материал).
  • Устные (фольклор).
  • Этнографические (обряды и обычаи).
  • Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.

История России

— 100 великих россиян

— Американская версия история России, Defense language institute, foreign language center

— Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

— Глоссарий персоналий по истории западных и южных славян (новейшее время).

— Историки России. Кто есть кто в изучении зарубежной истории. Биобиблиографический словарь. Ставрополь. 2004

— История России в вопросах и ответах. Курс лекций. 2010

— История России с древнейших времен. 2003

— История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

— История России. Словарь-справочник. 2015

— История России. Школьный словарь-справочник 2018

— История Российской таможни: глоссарий

— История государственного управления. Терминологический словарь 2018

— История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

— Краткий исторический словарь

— Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

— Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

— Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

— Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

— Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884

— Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

— Славянская энциклопедия.

— Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

— Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

— Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

— Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

— Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

— Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

— Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

— Термины и понятия по истории России, проект RusHistory

9 класс

  • Все войны России, 6-11 классы, Бодер Д.И., 2017
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах и схемах, 6-11 классы, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
  • История России в таблицах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2011
  • История России, 9 класс, Атлас, Тороп В.В., 2018
  • История России, Школьный словарь-справочник, Данилов А.А., 2018
  • История, 9-11 класс, Карманный справочник, Пазин Р.В., 2014
  • Календарь исторических дат России, X век — наше время, 6-11 классы, Чернов Д.И., 2016
  • Справочник по истории России с вопросами для самопроверки, 8-11 классы, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России, 8-11 класс, Шинкарчук С.А., 2011
  • Справочник по истории России. 8-11 класс. Шинкарчук С.А. 2011

Исторические дисциплины

Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:

  • Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
  • Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
  • Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
  • Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
  • Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
  • Геральдика (изучает гербы).
  • Дипломатика (исследует древние юридические документы).
  • Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
  • Кодикология (изучает рукописные книги).
  • Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
  • Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
  • Палеография (исследует памятники письменности, графику).
  • Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
  • Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.

Биографические словари

— 100 великих авантюристов. 2007

— 100 великих адмиралов. 2009

— 100 великих военачальников. 2002

— 100 великих евреев. 2003

— 100 великих женщин. 2003

— 100 великих казаков. 2007

— 100 великих любовников. 2010

— 100 великих пиратов. 2011

— 100 великих писателей. 2004

— 100 великих полководцев Второй мировой. 2012

— 100 великих пророков и вероучителей. 2002

— 100 великих путешественников. 2011

— 100 великих скульпторов. 2002

— 100 великих спортсменов. 2012

— 100 великих украинцев. 2002

— 100 великих художников. 2004

— 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. 1995

— 1000+ биографических данных: словарь. 2005

— Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. 2006

— Биографический словарь. 2008

— Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

— Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

— Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

— Историки Курского края: биографический словарь. 2011

— Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

— Казачий исторический словарь-справочник. 1966

— Князья Рюриковичи: краткие биографии. 1992

— Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

— Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб 2002

— Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

— Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

— Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

— Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

— Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. 2004

— Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

— Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

— Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

— Справочник. Все монархи мира. Россия. 1998

— Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001

— Справочник. Все монархи мира: Западная Европа. 2001

— Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004

— Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. XV-XX вв. 2005

— Терроризм и террористы. Исторический справочник. 2005

— Томские купцы. Биографический словарь.

— Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

— Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

— Энциклопедия Русской эмиграции

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий