Содержание
- 1 В чем заключена сложность работы?
- 2 Как определить основную мысль текста | Сделай все сам
- 3 Способы выражения позиции автора
- 4 Научный и официально-деловой
- 5 Разновидности проблем
- 6 Как определить тему текста за 5 минут
- 7 Как правильно работать с текстом?
- 8 Публицистический
- 9 Главные отличительные признаки текста
- 10 Что такое текст?
- 11 Равнение на автора
- 12 Основные рекомендации
- 13 От заголовка к тексту
- 14 Основная тема стихотворения «Дума»
- 15 Как писать анализ стиха
- 16 Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
- 17 Как сделать анализ стихотворения?
- 18 Тема и главная мысль текста
В чем заключена сложность работы?
Несмотря на то что четкая схема анализа стихотворения дается как учащимся школ, так и студентам вузов, все же жесткого алгоритма для выполнения подобного задания не существует. Ведь поэтический текст достаточно живой и начинает тускнеть при унифицированном подходе к его разбору и стремлении вогнать строки в заранее зафиксированные рамки.
Применять схему анализа стихотворения нелегко. Дело в том, что разрушить существующую гармонию поэтического произведения проще простого. В этом случае происходит разрыв тонкой ткани смысла, выражающей все самое сокровенное, сказанное автором.
Восприятие лирических произведений тесно связано с субъективностью. Именно поэтому применение схемы разбора при анализе стихотворения является настоящим искусством понимания поэта.
Помимо этого, выполнение задания значительно усложняется в связи с уникальностью каждого отдельного поэтического произведения. Ведь для одних из них важен размер, а для других – лирический сюжет. Различными являются и задачи поэта. Так, порой стихотворение призвано выразить то внутреннее состояние, которое характерно для лирического героя. Иногда же автор стремится создать поэтическую музыку или донести до читателя философскую мысль в форме определенных образов.
Именно поэтому любая схема анализа лирического стихотворения является условной. В связи с этим исследовательский текст или свободный комментарий могут начинаться с различных направлений. В конечном итоге все будет продиктовано логикой рассуждения учащегося.
Как определить основную мысль текста | Сделай все сам
admin · 17.05.2017
Знание определять основную мысль текста относится к числу главных учебных знаний. Чай от него зависит скорость понимания и качество усвоения текста. Все вырастающий объем информации принуждает трудиться с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей.
Знание стремительно выделить основную мысль дозволит всем снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следственно, облегчит работу.
Для этого потребуется вовсе немножко – запомнить несколько типовых вопросов, которыми надобно задаваться, читая текст по абзацам.
Инструкция
1. Определите тему текста, отвечая на вопрос: «Что волнует автора текста?» Результат на данный вопрос приходит легко, как само собой разумеющееся, исключительно, если тема отражена в заголовке прямо.
Когда же наименование использует метафору, определяйте тему, читая текст по абзацам.
Исходите из того, что тема — это обозначение предмета речи (о чем говорится в тексте, о каких жизненных явлениях, вопросах), а основная мысль – это отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого.
2.
Определите, какую задачу ставит автор текста
Задайтесь вопросом, что хотел сказать автор по выбранной теме? Хотел ли он передать информацию, выразить свое отношение к загвоздке либо акцентировать внимание на злободневной задаче
3
Обратите внимание, в чем своеобразие авторского воспринятия? Каким образом автор выражает оценку предметам либо явлениям, привлекшим его внимание? Освещение круга задач с авторской позиции и есть основная цель и идея текста
4
Ответьте на вопрос, отчего автор считает именно так? Какие доводы приводит автор в обоснование своей позиции? Читая текст, обращайте внимание на основные слова в предложениях
Рассматривая, что тексты пишут с применением разных приемов убеждения, гиперболизирования, либо художественных приемов создания яркости и образности текста, дозволено отделить второстепенные слова от основных, несущих смысловую нагрузку.
Тем самым упрощается выделение стержневой мысли.
5. Наконец, определите какие итоги делает автор? Основная мысль в тексте может быть оформлена как некоторый авторский итог, к которому автор подводит и читателя.
И напротив, формулируйте основную мысль своими словами – для себя, для убыстрения собственного понимания и запоминания текста.
Совет 2: Как определить основную мысль
Определение стержневой мысли — одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы сумели определить основную мысль верно, это значит, что вы осознали текст. Основную мысль дозволено определить «по вдохновению», некоторым шестым чувством, которое есть вдалеке не у всех людей. Но дозволено гораздо облегчить себе работу.
Совет 3: Как определить идею текста
Идею текста довольно легко определить позже того, как вы прочитаете либо прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько примитивных рекомендаций помогут вам без задач совладать с заданием.
Способы выражения позиции автора
В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:
- прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
- косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.
Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:
- определение типа и стиля речи исходного текста;
- выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.
Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней
В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.
Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).
В публицистическом тексте
В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.
В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:
- название текста (если есть);
- отдельные предложения в тексте;
- различные аргументы, факты.
Например:
В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».
Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.
Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .
Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.
В художественном тексте
В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.
Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:
- риторические вопросы;
- порядок слов в предложении;
- лексические повторы;
- оценочная лексика;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
Например:
В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».
После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.
Научный и официально-деловой
Главная цель научного стиля — донести до человека информацию, истинность которой выражается фактами и доказательствами. Стилистический тип высказывания: доклады, учебная литература, статьи связанные с наукой и диссертации. Средства выразительности текста основаны на употреблении терминов, абстрактном и общенаучном словарном запасе. Определить этот стиль вам помогут следующие характерные черты: предложения преобладают большим количеством существительных, суть текста точна, логична, обобщена, однозначна и объективна.
Официально-деловой стиль применяется при формальной обстановке. К примеру: приказы, протоколы, расписки, законы. Употреблять его в разговорной речи могут не только юристы и дипломаты, но и обычные граждане. Стиль определяется точностью, использованием аббревиатур, а также отсутствием эмоций.
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
Примеры проблем:
- Влияние любви на человека.
- Что делает человека жестоким?
- Долг и ответственность в жизни человека.
- Причины одиночества человека.
- Нуждаются ли старики в заботе?
- Проблема нравственного выбора.
- Истоки непонимания между отцами и детьми.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
- Роль красоты в жизни человека.
- Важна ли внешняя красота?
- Что делает душу красивой?
- Роль чтения в жизни человека?
- Эстетический вкус.
- Нужен ли интернет школьнику?
- Проблема восприятия искусства.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
Примеры проблем:
- Социальная несправедливость.
- Проблема экстремизма.
- Место человека в обществе.
- Влияние компьютера на человека.
- Что может сплотить людей?
- Толерантное отношение к окружающим.
- Проблема воспитания.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
Примеры проблем:
- В чем заключается смысл жизни?
- Роль мечты в жизни человека?
- Что делает человека счастливым?
- Что такое доброта?
- Когда человек чувствует себя любимым?
- Выбор жизненного пути.
- Сила веры.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
Примеры проблем:
- Проблема взяточничества.
- Ущемление человеческих прав.
- Нужны ли реформы в государстве.
- К чему может привести недовольство властью.
- Роль политики в жизни человека.
- Проблема бюрократизма.
- Проблема международных конфликтов.
- Как избежать политических конфликтов?
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
Примеры проблем:
- Нужно ли беречь природу?
- Что может сделать человек для сохранения природы?
- Место человека в природе.
- Может ли природа повлиять на душу человека?
- Ответственность за братьев наших меньших.
- К чему может привести небрежное отношение к природе?
- Природа как источник прекрасного.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — «выкинуть» из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, «Как научиться прощать» или «Целительная сила классической музыки»).
Как правильно работать с текстом?
Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления
Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы
Составьте план, пронумеровав все подтемы.
Публицистический
Публицистический стиль – это разновидность языка, обслуживающая сферу общественных отношений.
Публицистический стиль одновременно реализует две функции: сообщения и воздействия. Это связано с тем, что тексты публицистического стиля направлены на передачу какой-либо информации, чаще всего представленной в кратком виде, а также направлены на воздействие на окружающих.
Экспрессия и стандарт реализуются в большей или меньшей мере в зависимости от жанра текста официально-делового стиля.
Отличительными чертами данного стиля являются эмоциональность, оценочность, ясность.
Главные отличительные признаки текста
Просто набор слов или даже предложений, может называться текстом при условии соответствия определенным требованиям.
Лингвисты выделяют несколько признаков:
- связность;
- единый стиль;
- делимость на смысловые части и их автономность.
Если в наборе предложений соблюдены все, вышеперечисленные правила, его можно считать текстом. Теперь, давайте рассмотрим каждый пункт подробнее.
Завершенность
Признак предполагает, понимание замысла автора, читателем. После прочтения текста, человек должен уловить смысл, тему. Кроме того, в тексте должна четко прослеживаться связь между заявленной темой и фактическим содержанием.
Связность
Предложения в тексте всегда расположены в логической последовательности, отражающей развиваемую автором, ту или иную, мысль. Другими словами – каждое последующее предложение строится на основе предыдущих, и является продолжением заложенного в них смысла.
К связности можно отнести грамматическое оформление текста, наличие в нем ключевых слов, союзов, предлогов, синонимов.
Соблюдение единого стиля
Текст всегда оформлен в соответствии с выбранным функциональным стилем, в зависимости от которого, автор подбирает языковые и лексические элементы, выстраивает синтаксические структуры.
Среди существующих признаков текста, к вышеописанным можно добавить еще следующие:
- членимость – целое можно разбить на несколько логических частей;
- автономность – текст обязательно имеет начало и конец;
- информативность – текст всегда несет в себе некую информацию.
Целостность
Под этим понятием подразумевается обязательное выполнение всех, вышеперечисленных требований.
Если нарушен, хотя бы один признак, набор слов или предложений текстом являться не будет.
Что такое текст?
На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея
Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя
Равнение на автора
Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.
К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.
Основные рекомендации
Прежде чем приступать к исполнению схемы анализа лирического стихотворения, необходимо решить для себя, зачем выполняется эта работа. Стоит отметить, что получение отметки педагога – цель вовсе не подходящая.
Если возникло желание передать эмоции и чувства, возникающие при чтении поэтического произведения или после этого, то не стоит ограничивать себя. На бумагу должно быть переложено все то, что творится на душе.
При желании внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты схема анализа стихотворения должна быть логичной и последовательной
В этом случае важно не отступать от плана. Должны быть также рассмотрены рифма и тема, исторический контекст, а также взаимодействие и связь всех этих частей
Перед тем как применить схему анализа стихотворения по литературе, следует зафиксировать тезис. Это утверждение, которое должно быть либо доказано, либо опровергнуто. Тезис следует повторять каждый раз при рассмотрении новой части анализа. Только в таком случае полученный результат будет завершенным и целостным.
В схеме анализа поэтического произведения можно менять пункты местами, соединять их или добавлять свои. Главная задача при этом заключается в том, чтобы теоретически грамотно и эстетически красиво изложить собственное мнение о тексте, пытаясь при этом до конца понять автора.
При написании анализа следует также использовать цитаты. Это также придаст завершенность выполненной работе.
Рассмотрим схему целостного анализа стихотворения.
От заголовка к тексту
Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста, заключается в выражении развернутой авторской позиции. Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа вопросительный знак в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, – тоже ключи определения главного в изложенном.
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Как писать анализ стиха
Любое лирическое произведение отражает мироощущение поэта, поэтому, чтобы проанализировать стихотворение, необходимо знать об особенностях творческого метода, в рамках которого оно было написано.
Кроме того, важным является внимательное прочтение стихотворения, поскольку его анализ должен проводиться на всех языковых уровнях: от фонетического до синтаксического.
Чтобы структурировать письменный анализ стиха, воспользуйтесь инструкцией.
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д.
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.
Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как сделать анализ стихотворения?
Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.).
Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких.
Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.
План анализа стихотворения
Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: «Весенняя гроза», «Незнакомка». К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева «Что ты клонишь над водами…» относится и к пейзажной лирике, и к философской).
Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в «Словаре литературоведческих терминов». Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
Композиция — построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры — синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др
Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация — это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс — повторение гласных звуков с той же целью.
Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания
Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.
Вот так делается краткий анализ стихотворения.
Сравнительный анализ стихотворений
Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу. План:
План:
время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
жанр;
темы произведений;
сравнение образов лирических героев;
сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
композиция произведений;
основная мысль стихотворений;
размер, рифма.
Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.