Средства художественной выразительности

Фразеологизмы

Иначе — идиомы, то есть фразеологически готовые выражения, тоже добавляют оратору или литератору красноречия. Мифологическая образность, высокая или разговорная, с экспрессивной оценкой — положительной или отрицательной (мелкая сошка и зеница ока, намылить шею и дамоклов меч) — всё это усиливает и украшает наглядностью образность текста. Соль фразеологизмов — особая группа — афоризмы. Глубочайшие мысли в кратчайшем исполнении. Легко запоминаются. Часто используются, как и другие средства выразительности, в художественном тексте. Сюда же можно отнести пословицы и поговорки.

Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов

Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Средства выразительности в поэзии

В поэтическом языке художественные средства имеют особенную функцию: они обогащают и оживляют стихотворные образы

Они необходимы для того, чтобы сделать произведение ярче и живописнее, завлечь и удержать внимание читателя, будоража его фантазию и воображение. Средства выразительности в поэзии подталкивают автора к поиску скрытых смыслов, к размышлениям об истории создания произведения — все это позволяет лучше понять внутренний мир автора и глубокий смысл стиха

Например, поэты-символисты использовали художественные приемы для того, чтобы через знаки-намеки раскрывать суть сказанного, помогать читателю в разгадке таинственных загадок вселенной. В тексте Николая Гумилева можно увидеть употребление метонимии и метафоры:

«Все моря целовали наши корабли,
Мы почтили сраженьями все берега».

У поэта русского авангарда и футуризма Велимира Хлебникова в одном из стихотворений применятся анафора в начале каждой строки:

Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.

Классификация

В зависимости от уровня языка выделяются следующие средства:

  • фонетические (звуковые повторы, ударения, интонация, звукопись, звуковой символизм);
  • лексические (изобразительно-выразительные средства, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика);
  • словообразовательные (аффиксы, окказиональные слова, словообразовательные архаизмы);
  • морфологические (частеречные синонимы, переносное употребление форм слова);
  • синтаксические (синонимичные синтаксические конструкции, порядок слов, стилистические фигуры).

Чаще всего употребляются лексические средства выразительности.

Развитие вербальных средств общения

Определение «вербальные средства общения» подразумевает обычную речь. В процессе работы педагога у детей вырабатываются навыки контактов со взрослыми и сверстниками, появляется опыт диалогической и ролевой речи, формируется понятие о речевой культуре, развивается качество и выразительность речи

Во время занятий совершенствуется речевая чистота и образность мыслей, коммуникативное поведение, внимание и слуховое восприятие

Вербальные формы общения в виде письменных сообщений имеют преимущество перед устной коммуникацией. Когда человек пишет письмо, у него есть время обдумать свои слова, что позволяет сделать качество общения выше, словообразовательные характеристики, стилистический прием отличаются большей совершенностью в сравнении с устной речью. Применяя словообразовательные способы, имеющиеся в русском языке, которые оказывают усиливающий понятие переживаний чувств эффект можно добиться большего воздействия на эмоциональную сферу, чем при устной речи.

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

Эпитет и сравнение

Эпитет — приложение или прибавление в переводе с греческого. Отмечает существенную черту, важную в данном контексте, используя образное определение, в основе которого скрытое сравнение. Чаще это прилагательное: чёрная тоска, утро седое и т.д., но может быть эпитетом существительное, наречие, деепричастие, местоимение и любая другая часть речи. Можно поделить используемые эпитеты на общеязыковые, народнопоэтические и индивидуально-авторские средства художественной выразительности. Примеры всех трёх видов: гробовое молчание, добрый молодец, кудрявый сумрак. Можно поделить иначе — на изобразительные и выразительные: в тумане голубом, ночи безумные. Но всякое деление, конечно же, весьма условно.

Сравнение — это сопоставление одного явления, понятия или предмета с другим. Не путать с метафорой, где названия взаимозаменяемы, в сравнении должны быть названы оба предмета, признака, действия и т.д. Например: зарево, как метеор. Сравнивать можно различными способами.

  • творительный падеж (юность соловьём пролетела);
  • сравнительная степень наречия или прилагательного (глаза зеленее моря);
  • союзы словно, как, будто и т.д. (как зверь скрипела дверь);
  • слова похожий на, подобный и т.д. (твои глаза похожи на два тумана);
  • сравнительные придаточные предложения (золотая листва закружилась в пруду, точно стая бабочек летит на звезду).

В народной поэзии часто используются отрицательные сравнения: То не конский топ…, поэты же часто строят довольно большие по объёму произведения, используя одно это средство художественной выразительности. В литературе классиков это можно увидеть, например, в стихотворениях Кольцова, Тютчева, Северянина, прозе Гоголя, Пришвина и многих других. Им пользовались многие. Это, наверное, самое востребованное средство художественной выразительности. В литературе оно присутствует повсеместно. Помимо этого, служит и научному, и публицистическому, и разговорному тексту с тем же усердием и успехом.

Языковые средства в русском языке — что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины

Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Метафора

Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.

Обычно выражается через существительное или глагол.

Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.

Функции метафоры

  • усиление образности;
  • создание особой выразительности.
Примеры:
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел);
«И солнца желтые мечи
Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи);
«Лес полон тишины.
И желтых листьев.
Покинули природу
птичьи
стаи:концертный зал
остался без артистов» (лес как концертный зал);
«Сегодня прошёл замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик)

Лексические средства выразительности

В литературе основными средствами выразительности являются тропы (изобразительно-выразительные средства). К ним относятся эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, оксюморон, гиперболы, литоты, перифразы и др.

Рис. 1. Изобразительно-выразительные средства.

Образно-выразительные средства всегда связаны с использованием слов и выражений в переносном значении.

Снежная любовь, костер рябины, живая природа, задумается радость, шаткая стабильность, мальчик с пальчик – эти и другие примеры средств выразительности демонстрируют связь с определенным образом.

Что мы узнали?

Средства выразительности – это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное восприятие речи адресатом. Они помогают сделать речь яркой и эмоциональной, способствуют привлечению внимания к высказыванию. В художественных текстах средства выразительности раскрывают авторский замысел, авторское отношение к высказыванию и авторский стиль, способствуют созданию образа, точно и красочно передают конкретную мысль. Все выразительные средства делятся на фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Тест по теме

Вопрос 1 из 5

Укажите неверное высказывание.

Выразительные средства помогают наиболее точно и тонко передать мысль

Выразительные средства помогают привлечь внимание к высказыванию

Выразительные средства помогают придать изложению однозначный и сухой вид

Выразительные средства помогают раскрыть авторский замысел

Начать тест(новая вкладка)

Что такое художественные средства

Художественные средства играют большую роль в написании литературных произведений. Они помогают автору наделять описываемые явления определенными специфическими чертами, дать им более качественную оценку.

Замечание 1

К основным художественным средствам в литературе относятся тропы. Под тропами понимают слова и словосочетания, которые употребляются в переносном значении. Происходит сопоставление двух явлений которые имеют общие признаки, таким образом одно явление как бы описывает другое.

Тропы помогают разнообразить писательскую речь, они придают новые оттенки предметам и явлениям, дают более точную оценку.

Тропы в свою очередь можно поделить на сложные и простые. К простым относят эпитет и сравнения.

Лексика

Разумеется, любая фраза и в итоге каждый текст состоит из слов. Именно слово – инструмент писателя.

Слова с их значением изучает лексикология, а все они вместе составляют словарный состав языка, иначе называемый лексикой. Лексика дает автору самую широкую палитру изобразительных средств. Ведь слова с их оттенками значений позволяют тексту раскрыться во всем многообразии смыслов. Для этого используются переносные значения многозначных слов (метафоры, эпитеты и т.п.)

Словарный состав языка неисчерпаем; при желании всегда можно подобрать подходящее слово. Но если все-таки кажется, что слов не хватает, можно придумать свое. Такие слова называются окказионализмами (авторскими неологизмами). Второе название менее точно, так как не все такие слова входят в язык.

Ниже приведена таблица с примерами лексических средств выразительности.

Термин

Пример

Метафора

Башни деревьев

Эпитет

Сияющие глаза

Олицетворение

Дождик шепчет

Метонимия

Съел пол-ложки

Гипербола

Сто лет тебя не видел!

Литота

Подождите секундочку!

Сравнение

Камнем упал

Синекдоха

Нам нужны любые руки

Ирония

Опять двойку схватил, умник?

Перифраз

Мы прибываем в город на Неве

Аллегория (сложный троп)

В тексте дорога может быть аллегорией жизни

Символ (сложный троп)

В притче отец может быть символом Бога

Лексические средства выразительности всегда есть в художественном произведении, но и в обыденной речи они не редкость.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии.  «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица

Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении:

  • Примеры литературных тропов
  • Его грыз червь сомнения (метафора)
  • Солнце весело улыбалось (олицетворение)
  • Седой туман (эпитет)

Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.

Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.

Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный тропПример
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное.Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)Крылатые качели (Ю. Энтин)
Гипербола — это художественное преувеличение.Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)
Литота — это художественное преуменьшение, умаление.Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)Море — смеялось. (М. Горький)
Ирония — это использование слова в противоположном значении.Просто обожаю работать в выходные!Ну спасибо, удружил!
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка.Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.Женщина легкого поведения (проститутка)Припудрить носик (сходить в туалет)
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.
  1. Отбросить коньки (умереть)
  2. Дать в репу (ударить по голове)
  3. Бухать (пить алкоголь)
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир)

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

  • Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.
  • Только этого мало.
  • Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,
  • Только этого мало.
  • Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,
  • Только этого мало.
  • Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.
  • Только этого мало.
  • Листьев не обожгло,Веток не обломало…День промыт, как стекло,
  • Только этого мало.
  • Арсений Тарковский, 1967

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

«Памятник» Пушкина и «Тройка» Некрасова

Многие поэты использовали средства выразительности в своих творениях. Некрасов в стихотворении «Тройка» описывал тяжелую жизнь крестьянки и что богатство дано не каждому. Предложения несли мощную эмоциональную составляющую. В этом стихотворении метафора есть на каждом шагу, собственно именно эти стилистические приемы в основном и использовал Некрасов.

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

Некрасов писал такие строки и предложения, которые могут называться самыми сильными в русской поэзии. Свои стихотворения и поэмы Некрасов нещадно украшает жизненной правдой, образные предложения приобретают яркие краски и отпечатываются в головах людей

В поэме «Русские женщины» Некрасов поднял вопрос несправедливости к обычным женщинам, поставил под сомнение их существование, акцентировал внимание на отношении к ним, чего не делал ни один писатель до него

Некрасов, это тот человек, который заслуживает безграничного уважения. Ведь благодаря его творчеству люди из высших слоев общества в свое время узнали о тяжелом бремени обычного народа из обычного предложения на бумаге, какие трудности им приходиться терпеть и с чем сталкиваться. Некрасов писал о том, о чем в то время не писал никто. Произведения Некрасова – это богатство нации.

Стихотворения Пушкина бывают сложного понимания, потому что часто используются языковые стилистические фигуры речи. Вот метафора из известного стихотворения Пушкина «Деревня»: «оракулы веков».

Стих «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» соблюдает все синтаксические нормы и использует фигуры речи. Памятник имеется в виду поэтический, творческий и Пушкин считает такой способ увековечивание лучшим среди остальных. Пушкин зацепил тему свободы, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Для улучшения уровня выразительности может помочь презентация по этой теме. Презентация используется на уроках русского языка и литературы. Также для подготовки к ЕГЭ презентация сыграет важную роль, особенно если там будет наглядная таблица средств выразительности для лучшего восприятия и все синтаксические нормы. Если вы хотите узнать свой уровень знаний в этой области, можете пройти тест.

https://youtube.com/watch?v=amsQxFUJScI

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения
Описание
Анафора
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание
Сознательная недосказанность в тексте

Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным

Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Какие художественные средства бывают?

Существует множество художественных средств выразительности. Они могут быть фонетическими, лексическими, синтаксическими.

Самыми распространенными изобразительно-выразительными средствами являются тропы – слова или словосочетания, которые употребляются в переносном значении и используются для характеристики предметов или явлений. Основными видами тропов являются метафора, гипербола, литота, метонимия и т.д.

Так какие же средства выразительности можно встретить в рассказе?

Рис. 1. Средства выразительности таблица.

Литота (от греческого litotes – простота) – вид тропа, противоположный гиперболе, преуменьшение. Например, в стихотворении Н. А. Некрасова использована литота:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок!

  • Оксюморон (от греческого oxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ. Этот прием встречается в названии таких литературных произведениях, как “Живой труп” Л. Толстого, “Горячий снег” Ю. Бондарева. Оксюморон используется не только в названиях, но и в текстах литературных произведений: “жар холодных числ” у А. Блока, “сладкий яд” у Тургенева.
  • Пафос – один из способов выражения авторской позиции в произведении, основное чувство, которое пронизывает всю ткань произведения или отдельно взятый образ.

Пафос может быть сатирическим, ироническим, патриотическим, героическим, романтическим, саркастическим

  • Сравнение – один из тропов, сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.
  • Эпитет – средство художественной выразительности, которое эмоционально характеризует предмет или явление.
  • Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причем можно использовать и сходство и контраст. Например, у А. С. Пушкина:

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

  • Метонимия – замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (театр рукоплескал – вместо публика рукоплескала)”.
  • Аллегория – изображение отвлеченной идеи посредством образа. В отличие от многозначного смысла символа, символ аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце – любовь). Как троп аллегория используется в баснях, притчах и т.д.

Что мы узнали?

В данной статье перечисляются художественные средства в рассказе, которые наиболее часто используются писателями в произведениях. Здесь даются определения и приводятся примеры таких средств, как эпитет, метафора, сравнение, оксюморон и других.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Фонетические средства

Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

Средства выразительности в русском языке, тропы

Использование слов речевой выразительности

Зву́копись

Звукопись является средством звуковой выразительности речи.

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши (К.Д. Бальмонт)

Аллитера́ция – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. На аллитерации построены многие пословицы, поговорки и скороговорки: мели, Емеля, твоя неделя; купи кипу пик; лавировал, лавировал да не вылавировал.

Ассонанс – повторение гласных звуков для придания звуковой выразительности стихотворной (в основном) речи.

У наших ушки на макушке!


Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

(М.Ю. Лермонтов)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий