Список книг для подготовки к итоговому сочинению 2020 года

«Обломов» И. А. Гончарова

– Пассивный молодой барин Илья Ильич Обломов стал таким из-за воспитания: с детства с него сдували пылинки и оберегали от любых трудностей, в итоге он вырос ленивым и несамостоятельным.

– Андрей Штольц, друг детства Обломова, пытается всеми силами вернуть приятеля к нормальной жизни. Он небезразличен к судьбе Обломова и хочет помочь ему обрести любовь и счастье. В их отношениях  показан пример настоящей дружбы.

 – Появившаяся внезапно в жизни Обломова Ольга Ильинская разожгла в нем искру любви, но Обломову не хватило моральных сил принять ее чувства и стать счастливым. Он выбрал близкую себе по характеру Агафью Пшеницыну.

Тема №1.»Забвению не подлежит»

Очевидно, что речь пойдет о событиях (трагических или героических), возможно, также личностях, память о которых будет жить в веках. В такой формулировке годится почти что угодно (хоть про Пушкина пиши!), но навязывается, конечно, военная тематика. Неизвестно, как будут сформулированы темы и все ли они будут предполагать возможность раскрытия на материале литературы о войне. В связи с этим нам кажется целесообразным включить в список чтения какое-нибудь произведение, в котором рассматривается тема памяти как таковая.

Можно взять:

  • «Реквием» Ахматовой;
  • легенду о манкуртах из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день…»;
  • «Прощание с Матерой» В. Распутина;
  • «Дом и остров» Е. Водолазкина и т.д.

Тема памяти о войне поднимается во всех «школьных» произведениях Б. Васильева («А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война»); можно порекомендовать ребятам также «Облачный полк» Э. Веркина и рассказ В. Астафьева из сборника «Затеси» «Поросли окопы травой».

Критерии оценки

Главная ошибка некоторых выпускников – нелюбовь к ограничению себя объемами, дедлайнами или требованиями. Однако для ЕГЭ нет ничего важнее. Чтобы сдать литературу на 100 баллов или хотя войти в счастливые 15,5% высокобалльников (людей, у которых больше 80 баллов), в первую очередь нужно выучить или хотя бы примерно знать критерии оценки ЕГЭ по литературе.

В этой таблице Вы видите распределение баллов по заданию:

С заданиями 1-7, 10-14 все понятно: правильный ответ – 1 балл.

В заданиях с развернутым ответом самое главное – четко понять вопрос и ответить именно на него, а не рассказать о смежной теме или о случае из Вашей биографии
Можно несколько раз в тексте заострить внимание, что Вы пишите именно по этой теме, что она анализируется именно в этом аспекте

В номерах 8 и 15 нужно ответить на вопрос по содержанию отрывка произведения, они оцениваются по критериям соответствия теме, наличию аргументов свой позиции (примеры из текста), логичностью и речевой грамотностью
Крайне важно соответствие теме, ведь если по этому пункту будет 0, дальше проверять не станут.
В заданиях 9 и 16 нужно сопоставить данный в заданиях отрывок с другими литературными произведениями по определенной теме. Здесь также самое главное – четкое следование вопросу задания

Мини-сочинение оценивается по сопоставлению первого и второго текста с исходным, уместности использования всех этих текстов в анализе, логичности и речевой грамотности. Если нет названия или автора текста для сопоставления – Вы получите 0 баллов, дальше задание проверяться не будет.
И напоследок задание 17 – сочинение на литературную тему. Нужно выбрать одну тему из четырех вариантов (17.1-17.4). Темы варьируются в зависимости от периода развития литературы: 1. Древнерусская литература или произведения XVIII – начала XIX века. 2. Произведения второй половины XIX века. 3. Литература XX века. 4. Современные произведения (конец ХХ – начало XXI века). Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Как было уже сказано, главное в задании – максимально удачно ответить на него. Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.

Совет №3: создайте таблицу для задания №16

Вы наверняка думаете, что наиболее сложное задание — большое сочинение (№ 17.1 — 17.4). Да, с одной стороны, это так, ведь оно самое объемное и за него дают больше всего баллов. Но, на самом деле, самое опасное задание — задание с развернутым ответом на сопоставление лирических произведений (№ 16). Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Что же нужно делать, чтобы не столкнуться с ней? Вам нужно составить таблицу всех возможных тем (любовь, добро и зло, свобода и т.д.). К каждой теме нужно написать как минимум три стихотворения, таким образом вы будете ориентироваться в тематике лирики.

Допустим, к теме дружбы можно написать такие стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге», Огарев «Другу Герцену».

Кстати говоря, пользуясь такой таблицей, будет проще учить стихотворения, ведь вы сможете выбрать по одному произведению из каждой темы.

Тема №4.»Время перемен»

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Рассуждая об этом направлении, мы обратились к лирике Тютчева. И это неслучайно: у классиков можно найти немало произведений, посвященных серьезным изменениям в сознании человека под воздействием внешних потрясений

Можно, например, обратить внимание на роман Пушкина «Капитанская дочка» или поэму «Медный всадник». Последнее произведение отчасти обращается и к теме перемен в обществе и государстве — в связи с личностью Петра Великого. 

Значительная перемена в сознании персонажа — это особенность сюжета еще ряда произведений. Наверное, стоит обратиться к романам:

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева;
  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Они могут стать основой для рассуждений и по другим темам (по направлениям «Я и другие», «Разговор с собой»). Глобальным потрясениям посвящены и поэмы

  • А. А. Блока «Двенадцать»;
  • В. В. Маяковского «Хорошо» и «Во весь голос»;
  • стихотворение С. А. Есенина «Сорокоуст».

Если же рассматривать направление в другом аспекте, надо сосредоточиться не на изменении мировоззрения героя под воздействием обстоятельств и размышлений, а на потрясениях, которые влияют на людей.

Мы бы порекомендовали в этом случае обратиться к повестям В. Распутина «Прощание с Матерой» и, еще в большей степени, «Дочь Ивана, мать Ивана». Интересно наблюдать за тем, как не приняла перемены Тамара Ивановна и как по-своему принял их ее сын.

От реальности нельзя убежать, просто разбив телевизор. Игнорирование изменений в обществе привело к тому, что семья оказалась беззащитна перед жизнью. Света огромными глотками пила эту отраву, не получив от родителей никакого противоядия: они-то сами просто игнорировали происходящее. Иван оказался вдумчивее, он принял реальность, но не захотел ей подчиниться. Его спасение — история, язык, культура. Но это не убежище изгоя. Иван нашел то вечное, что все равно вернется рано или поздно. И стал служить этому вечному, приближая его, возвращая ему то место в душах людей, которое незаконно заняли яркие импортные шмотки.

Логичным кажется и обращение к творчеству современных писателей: Е. Водолазкина («Сестра четырех»), Е. Чудиновой («Мечеть Парижской Богоматери») и др.

17

17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:

Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
  2. Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.

Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:

Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:

  1. Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
  2. Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
  3. И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
  4. Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.

Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.

Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену

В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

На этом список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе подошел к концу. Многомудрый Литрекон таит в сердце надежды и упования, что данный перечень облегчит Вам путь к успеху на выпускных экзаменах.

Список литературы

В 2021 году полный список литературы, необходимый для эффективной подготовки к ЕГЭ по литературе, включает в себя несколько временных периодов. В статье произведения для удобства разделены на прозу и поэзию.

Обратите внимание! В 2021 году в изучении работ некоторых авторов ФИПИ предоставляет выпускникам вариативность выбора

До конца XVIII века

В данном периоде представлено только одно произведение древнерусской литературы  – «Слово о полку Игореве». Историки предполагают, что произведение было написано в конце XII века, вскоре после неудачного похода 1185 года, описанного в поэме.

Из произведений XVIII века в список попали:

Автор

Произведение
Д.И. Фонвизинкомедия «Недоросль»
Г. Р. Державин

стихотворение «Памятник»

1-я половина XIX века

Не зря этот период назван золотым веком русской литературы, ведь именно в XIX веке жили и творили многие знаменитые поэты и прозаики, ставшие известными далеко за пределами России.

В списке ФИПИ представлены такие прозаические произведения:

Из поэзий обязательно необходимо проработать:

2-я половина XIX века

Вторая половина XIX века – период становления русской драматургии. Литература приобретает особое значение. Самыми популярными и читаемыми произведениями стают романы Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского, Тургенева и Гончарова.

В список литературы, входящий в кодификатор, который стоит изучить для сдачи ЕГЭ в 2021 году, вошли такие прозаические произведения второй половины 19 века:

Поэзия 2-й половины 19 века представлена творчеством Некрасова, Тютчева и Фета:

Конец XIX – начало XX века

Период зарождения и становления новых литературных систем, обусловленных множеством эпохальных событий, которые привели к радикальному переосмыслению взаимоотношений человека и окружающего мира.

В перечне произведений для экзамена по литературе в 2021 году данный период представлен произведениями Антона Павловича Чехова:

1-я половина XX века

Этот период подарил нам много увлекательных рассказов и впечатляющих романов, а также красивых и затрагивающих душевные струны стихов.

Из прозы выпускникам необходимо знать такие произведения:

Поэзия данного периода очень разнообразна. В первую очередь ФИПИ рекомендует ознакомиться с такими стихотворениями:

2-я половина XX – начало XXІ века

Не обошли вниманием и современную литературу. На экзамене могут встретиться произведения многих авторов, творивших в XX и начале XXІ века

Эксперты ФИПИ рекомендуют выпускникам ознакомиться с творчеством таких прозаиков, поэтов и драматургов данного периода:

Обратите внимание! В ознакомлении с творчеством драматургов конца XX- начала XXІ века 11-классникам предоставляется вариативность. Достаточно изучить произведения одного из предложенных в списке писателей

Советы по работе во время экзамена

  1. Контролируйте время и учитесь грамотно его распределять. Чтобы лучше почувствовать его, потренируйтесь дома, разделив импровизированный экзамен на временные отрезки при помощи таймера.
  2. Помните, что ответы на задания из первой части проверяет компьютер, а это значит, что их следует записывать максимально разборчиво и аккуратно.
  3. Всегда читайте инструкцию перед началом работы. Даже в том случае, если все кажется вам предельно простым и понятным.
  4. В классе ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться телефонами и другими гаджетами. Списывание также строжайше запрещено. Все экзаменуемые проходят через специальную-рамку металлоискатель. В классе также устанавливается видеонаблюдение.

И пара слов о подготовке:

  1. Готовьтесь к экзамену заранее. Даже если вы вундеркинд, одолеть сложные предметы всего за несколько дней, практически невозможно.
  2. Не паникуйте. Помните, что волнение — ваш злейший враг не только во время экзамена, но также до и после него.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

– Воланд и его свита предстают перед читателем, с одной стороны, как воплощение зла, с другой стороны, как вершители правосудия над потерявшим нравственные ориентиры обществом.

– Неподдельная любовь Мастера и Маргариты проходит через многие испытания и становится лишь сильнее: Маргарита готова продать душу дьяволу ради любимого.

– Иешуа Га-Ноцри является воплощением доброты, великодушия и милосердия. За свою открытость и честность он подвергается казни от рук Понтия Пилата, римского прокуратора.  Угрызения совести не отставляют Пилата до самой смерти, он обретает покой, лишь получив прощение за свои грехи.

Если вы не нашли то, что вам нужно, напишите комментарий к статье. Мы обязательно поможем подобрать аргументы к вашему сочинению!

Из литературы первой половины XIX в.

4.1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4.2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

4.4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

4.5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

4.9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

4.10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

4.13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

Направления и темы сочинения в 2020-2021 уч.г.

На сайтах Рособрнадзора и ФИПИ опубликованы направления. В рамках каждого из них будут сформулированы темы, которые в декабре будут в случайном порядке (не готовым комплектом) предложены выпускникам. Пять направлений — пять тем на итоговом. Тема не будет сформулирована так же, как направление, она может быть у́же, конкретнее; может даже рассматривать проблематику направления с совершенно неожиданной точки зрения. 

Направления, предложенные для подготовки к сочинению в 2020 году, приведены ниже. Они сформулированы не в виде пар понятий (как это бывало прежде), и при этом очень широко и предполагают, по-видимому, знакомство школьников с самой современной литературой и публицистикой. Комментарии к направлениям можно найти на сайте ФИПИ. В этот раз их трудно назвать не то что исчерпывающими, но даже более-менее подробными.

Новшества в ЕГЭ по литературе

Изменения в проведении общегосударственного экзамена, начавшиеся в прошлом году планируется закончить в 2021-м. Теперь акцент ставится не на умение владения литературной терминологией, а на общее знание произведений – содержания, героев, некоторых цитат. Такой подход должен будет расширить область познания в литературе.

При подготовке к сдаче ЕГЭ учащимся необходимо уделить пристальное внимание работе со стихотворениями. Традиционно ученики рассчитывают на то, что в экзаменационном билете им предстоит найти какое-то конкретное произведение автора, изученного в рамках школьной программы

Стоит подчеркнуть, что КИМы нового типа будут требовать от экзаменующихся умения проводить анализ всего творчества поэта и предложат любое стихотворное произведение.

Такой подход можно считать наиболее результативным, так как он сможет показать, насколько ученик обладает умением творчески анализировать, а не просто ссылаться на страницы школьного учебника. Фрагменты использования подобного метода оценивания встречались и ранее, начиная с 2017 года в КИМах можно было встретить некоторые стихотворения, не входившие в школьную программу. Не стоит сомневаться, что количество таких произведений с каждым годом будет только больше.

Предварительные заявления представителей образовательных ведомств свидетельствуют о том, что общегосударственный экзамен по литературе станет по своей сути поистине творческим процессом. С этой целью определённые пункты коснутся основательных изменений. Основная задача КИМов будет сосредоточена на проверке наличия знаний, дающих глубокое понимание литературных произведений, а не просто умение пользоваться терминами и владение теоретико-литературными понятиями.

Структура экзаменационного билета будет аналогична подобным документам прежних лет и состоять из 2-х частей. Планируется предложить пять заданий, в которых будут опросы, объединённые в три блока.

В первом блоке ученику предлагается провести анализ отрывка из прозаического произведения и написать два небольших сочинения не менее чем на пятьдесят слов, тему одного из которых можно взять на выбор. Такие сочинения можно, скорее, считать развёрнутым ответом на поставленный вопрос.

В следующем блоке учащийся уже должен будет показать свою способность проводить анализ и интерпретацию поэтического произведения. Задания второго блока идентичны первому, разница состоит лишь в том, что меняется характер произведения с прозаического на лирический.

Задания третьего блока относятся к уровню повышенной сложности – ученик должен будет написать объёмное развёрнутое сочинение на предложенную тему. От вариантов прошлых лет нынешнее задание третьего блока отличается тем, что содержит четыре темы для написания сочинения. Наряду с тем, что расширяется выбор, становятся более высокими требования к объёму сочинения – количество слов в нём должно быть не менее 250-ти. В нём должен быть детальный анализ, который обязан раскрыть проблематику сюжета, интерпретацию, содержать собственное, подкреплённое аргументами, мнение.
От учащегося требуется чёткое соблюдение структуры сочинения, оно должно состоять из вступительной части, основной и заключения. При изложении мыслей необходимо придерживаться логической последовательности, при этом не забывать о соблюдении речевых норм.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
АвангардизмРазличные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
СимволизмПосвящена отдельная страница
АкмеизмПосвящена отдельная страница
ФутуризмПосвящена отдельная страница
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 — 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Развивался на протяжении XX века.
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 — 1920 гг.
Посвящена отдельная страница
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий