Содержание
- 1 Клетка как структурная единица живого вещества
- 2 КОРЕНЬ
- 3 Взаимосвязи организмов и окружающей среды
- 4 С
- 5 Система, многообразие и эволюция живой природы
- 6 Механизмы оплодотворения
- 7 М
- 8 Структура экзамена по биологии
- 9 Дробление зиготы, его типы
- 10 Опыт предыдущих участников
- 11 Бесполое и половое размножение
- 12 Как готовиться и на что обращать внимание
- 13 П
- 14 Сколько баллов дается за задания?
- 15 Р
- 16 Гаструляция и нейруляция
Клетка как структурная единица живого вещества
Просмотров: 5102
Представление о клетке как о самостоятельной жизнедеятельной единице было дано в работах Шванна. Вирхов считал, что клетка несет в себе полную характеристику жизни. Нет меньшей единицы живого, чем клетка. Из клетки можно отдельные ее компоненты и молекулы и убедиться, что многие из них обладают специфическими функциональными особенностями. Среди живых организмов встречаются два типа организации клеток. К наиболее простому типу строения можно отнести клетки бактерий и синезеленых водорослей, к более высокоорганизованному — клетки всех остальных живых существ, начиная от низших растений и кончая человеком. Клетки бактерий и синезеленых водорослей принято называть прокариотическими. Клетки всех остальных представителей живого — эукариотическими. С внешней стороны от плазматической мембраны расположена клеточная стенка, или оболочка, — продукт клеточной активности. У прокариотических клеток нет морфологически выраженного ядра, но присутствует в виде нуклеоида — зона, заполненная ДНК. В основном веществе (матриксе) цитоплазмы прокариотических клеток располагаются многочисленные рибосомы, цитоплазматические мембраны выражены не так сильно, как у эукариотических клеток, хотя некоторые виды бактерий, например фототрофные пурпурные бактерии, богаты внутриклеточными мембранными системами. Очень сильно цитоплазматические мембраны развиты у синезеленых водорослей. Обычно все внутриклеточные мембранные системы прокариотов развиваются за счет плазматической мембраны. Отличительным признаком эукариотических клеток является не только присутствие морфологически выраженного ядра. В их цитоплазме существует целый набор специальных обязательных структур — органелл: система эндоплазматической сети (ретикулум), аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды (в клетках растений). Для эукариотических клеток характерно наличие немембранных структур: микротрубочки, микрофиламенты, центриоли. Эукариотические клетки обычно намного крупнее прокариотических. Прокариотические и эукариотические клетки имеют много общего, что позволяет отнести их к одной клеточной системе организации живого. И те и другие одеты плазматической мембраной; синтез белка у них происходит на рибосомах; сходны процессы синтеза РНК и репликация ДНК, похожи биоэнергетические процессы. Клетка — Это ограниченная активной мембраной, упорядоченная, структурированная система биополимеров (белков, нуклеиновых кислот и др.) и их макромолекулярных комплексов, участвующих в единой совокупности метаболических и энергетических процессов, осуществляющих поддержание и воспроизведение всей системы в целом. У многоклеточных организмов часть клеток утрачивает свойство размножаться, но они остаются клетками до тех пор, пока в них идут синтетические процессы, происходит регуляция транспорта веществ между клеткой и средой, идет потребление энергии, необходимой для этих процессов.
КОРЕНЬ
Ключевые слова конспекта: почвенное питание, корень, функции корня, типы корней, корневые системы, внутреннее строение корня, зоны корня, клеточное строение корня, видоизменения корней.
Почвенное питание
Почва состоит из твердых частиц, oбразующихся из материнскoй пoрoды, тип кoтoрoй oпределяет минеральный сoстав пoчвы. Сoдержание в пoчве вoды — главный фактoр для развития растений. Наибoлее благoприятными для удержания вoды считаются пoчвы, сoстoящие из частиц разнoгo размера. Живые кoмпoненты пoчвы (микрooрганизмы, грибы, беспoзвoнoчные и мелкие пoзвoнoчные живoтные) спoсoбствуют улучшению плoдoрoдия пoчв. Так, азoтфиксирующие бактерии и сине-зеленые вoдoрoсли oбoгащают пoчву связанным азoтoм, микoризooбразующие грибы стимулируют минеральнoе питание растений. Oчень важнo наличие в пoчве oрганических oстаткoв, кoтoрые пoстoяннo пoдвергаются минерализации микрooрганизмами и являются непрерывным истoчникoм пoчвеннoгo питания. Чем больше органических остатков в почве, тем она плодороднее.
Корень. Функции корня
Корень — подземная часть вегетативного тела растения, закрепляющая его в почве. Появился впервые у сосудистых растений.
Корень — осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы. От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а апикальная меристема прикрыта чехликом. Функции корня:
- Механическая — закрепление растения в почве.
- Питательная — поглощение воды и минеральных веществ.
- Проводящая — транспорт воды и растворов веществ.
- Запасающая — «депо» запасных веществ.
- Синтезирующая — синтез органических веществ (гормонов).
- Связующая — взаимодействие с корнями других растений, грибами и бактериями.
Дополнительные функции — дыхательная у водных растений, «подпорочная» (закрепление на опоре у лиан) и др.
Типы корней
В корне различают главный корень, боковые и придаточные корни. Первичный корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном.
Внутреннее строение корня
Проводящая система корня (ситовидные трубки и сосуды) радиально расположена в центре корня, образуя клетками основной ткани осевой цилиндр. Пo сoсудам прoисхoдит транспoрт вoды с раствoренными в ней веществами к наземным oрганам растения oт кoрневых вoлoскoв. Между тяжами сoсудoв нахoдятся ситoвидные трубки. Oни служат для транспoртирoвки oрганических раствoрoв oт наземнoй части растения к клеткам кoрня.
Между флoэмoй и ксилемoй распoлoжена oбразoвательная ткань — камбий, клетки кoтoрoгo непрерывнo делятся, oбеспечивая рoст кoрня в тoлщину. Всасывание вoды с раствoренными в ней веществами oсуществляется в зoне кoрневых вoлoскoв. Корневой волосок — это вырост клетки, он живет около 20 дней и заменяется новым.
Зоны корня на продольном разрезе:
- Корневой чехлик.
- Зонa деления — делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни.
- Зонa ростa — осуществляет рост корня в длину.
- Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa выростaми нaружных клеток — корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней веществaми. Корневые волоски покрыты слизью, которaя рaстворяет минерaльные чaстицы почвы, и корни прочно сцепляются с субстрaтом. В этой зоне зaклaдывaются боковые корни.
- Зонa проведения — в центре корня нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Для зоны хaрaктерен постоянный рост. Нa ее долю приходится большaя чaсть длины корня. Здесь корень утолщается, благодаря делению клеток камбия. В зоне проведения корень ветвится.
Видоизменения корней.
Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.
Другие видоизменения: корнеклубни (георгин), воздушные корни (кукуруза).
Это конспект по теме «Корень». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Побег (лист, стебель, почка)
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии за 6 класс.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе
5.2. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем
5.3. Биосфера глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Выбери ответ
С
Свободноживущие инфузории — питаются в основном бактериями, другими простейшими.
Сельдевые акулы — довольно крупные рыбы.
Сенокосцы — другая группа паукообразных.
Сердце — специальный орган, обеспечивающий движение крови.
Скорлупа — кожистая оболочка, которая защищает яйцо от внешних повреждений.
Солнечники — одна из самых малочисленных групп простейших.
Соты — в них содержат личинок.
Специализация — животные с выраженными клетками тела.
Споровики — одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни.
Стегоцефалы — древнейший хвостатые земноводные.
Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека.
3.2. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.3. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.4. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.5. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Механизмы оплодотворения
Просмотров: 7964
После проникновения в половые пути самки, сперматозоид проявляет оплодотворяющую способность после процесса Капоцитации. Его суть: головка сперматозоида имеет участки, содержащие фермент гликозилтрансферазу. Но этот фермент блокирован галактозом и N-ацетилглюкозамином. Гликопротеиды, выделяемые в половые пути самки, освобождают блокирующие ферменты. Тогда сперматозоид способен узнавать N-ацетилглюкозаминовые остатки в зоне пиллюцида (оболочка, покрытая слоем фолликулярных клеток). Тогда фермент находит потенциальный субстрат. Далее идет 2-й процесс, инициируемый оболочками яйцеклетки – Акросомальная реакция. Ее механизм: после контакта со студенистой оболочкой, в сперматозоид поступают ионы Са. При внешнем осеменении ионы Са поступают из воды, а при внутреннем из эндоплазматического ретикулюма. Параллельно идет процесс перестройки мембранных процессов, обеспечивающих поступление внутрь Na и протонов во вне. Так идет повышение рН, приводящее к полимеризации актина. Далее активизируется домеиновая АТФаза. Потом происходит экзоцитоз акросомального пузырька – двойная мембрана заменяется на одинарную. На образовавшемся акросомальном выросте появляется белок бендин (узнает рецепторы на яйцеклетке). У хвостатых амфибий, рептилий и птиц в яйцо довольно часто проникает не один, а несколько сперматозоидов, и у яиц этих животных выработались специальные механизмы, инактивирующие ядра избыточных сперматозоидов. У большинства других позвоночных Полиспермия Предотвращается поверхностными реакциями, которые препятствуют проникновению в яйцо более чем одного сперматозоида. В яйцах таких животных имеется поверхностный слой кортикальных гранул; в яйцах тех позвоночных, которые допускают проникновение нескольких сперматозоидов, таких гранул нет. У позвоночных, допускающих проникновение в яйцо лишь одного сперматозоида, первая реакция, возникающая в ответ на слияние сперматозоида с яйцом, состоит в быстром изменении электрических свойств плазматической мембраны яйца. Положительный мембранный потенциал препятствует возникновению полиспермии,- тогда как снижение потенциала у только что оплодотворенного яйца делает ее возможной. Акросома сперматозоида содержит гидро — и ротелитические ферменты, например, акрозин, сходный с хемотрипсином. Акросома содержит фермент (георуронидаза), расщепляющая лучистый венец. Эти ферменты обеспечивают проникновение сперматозоида в яйцеклетку. В зоне контакта происходит дезантеграция мембраны яйцеклетки и сперматозоида. В зоне контакта образуются мицеллы с образованием бреши и содержимиое сперматозоида проникает внутрь. Событием, препятствующим полиспермии и возникающим спустя несколько минут после проникновения в яйцо сперматозоида, является Кортикальная реакция. Кортикальные гранулы, начиная с той точки, в которой произошло слияние яйца со сперматозоидом, перемещаются к внутренней поверхности плазматической мембраны, сливаются с ней, а затем выделяют свое содержимое в пространство, окружающее яйцо. После высвобождения содержимого кортикальных гранул проникновение в яйцо других сперматозоидов блокируется изменениями в зоне пиллюцида и плазматической мембраны яйца. Механизм корт. реак. похож на акросомальную реакцию – экзоцитоз ферментов в пространство между плазматической мембраной и желтковой оболочкой. В этих гранулах есть полисахариды, обеспечивающие проникновение воды. Кроме воды попадают и другие вещества. Гиолин создает на мембране гиолиновый слой, обеспечивающий удержание бластомеров при дроблении. Еще образует защиту от сперматозоидо. У млеков есть реакция зоны, когда сперматозоиды проникают внутрь, на яйцеклетке изменяются рецепторы и не дают проникновению другим сперматозоидам. После проникновения сперматозоида в яйцеклетку происходит деконденсация генетического материала и разрушение ядерной оболочки. Вокруг деконденсированного генетического материала образуется новая оболочка. Образуется 2 пронуклюуса, совершающие движения – пляска пронуклюксов. После этого оболочки ядер дезонтегрируются и хромосомы удваиваются с последующим митотическим деление. Это последний этап, имеющий препятствие для гибридизации.
М
Манта — самый крупный представитель отряда скатов.
Мантийная — полость, которая находится между мантией и телом.
Матка — самка способная откладывать яйца.
Медуза цианея — имеет щупальца длиной около 30 м.
Медузы — размножаются половым путем.
Миграция — закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.
Миксины — морские животные.
Моллюски — мягкотелые животные.
Морская оса — вид морских стрекающих из класса кубомедуз, распространённый у берегов северной Австралии и в Индонезии. Chironex fleckeri знаменита благодаря своей способности наносить ожоги; щупальца животного сплошь покрыты стрекательными клетками, которые содержат очень сильный яд.
Структура экзамена по биологии
Экзамен по биологии длится 3,5 часа и включает в себя 28 вопросов. Вопросы делятся на 2 части: требующие краткого ответа (в виде цифры или последовательности цифр) и требующие развернутого ответа.
Вопросы с 1 по 22 – это первая часть экзамена. Вопросы с 22 по 28 – вторая часть. В среднем на каждый ответ из первой части требуется 5 минут. Эта часть включает базовые знания.
На ответы второй части требуется больше времени: 10-20 минут, так как требуется дать развернутый комментарий.
По уровню сложности все вопросы делятся на 3 типа:
- Базовый уровень включает 4 задания. Это вопросы 1, 2, 3, 6.
- Повышенный уровень сложности – 18 заданий (4, 5, 7-22).
- Высокий уровень – это 6 заданий с 23 по 28.
В ЕГЭ по биологии предполагаются 4 формата ответов на вопрос:
- Ответ, состоящий из одной цифры
- Ответ в виде последовательности цифр
- Развернутый ответ (от одного слова до одного предложения)
- Подробное описание (несколько предложений, описывающие последовательность действий)
Ответы 1 и 2 формата требуются в первой части ЕГЭ. Ответы 3 и 4 форматов – во второй.
Не берись сразу за сложные вопросы – они требуют больше времени. Ответь сначала на вопросы первой части – с ними ты разберешься быстрее и спокойно приступишь к решению заданий из части 2.
Вот пример задания №4, где ответ нужно оставить в виде цифр.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна удваиваться в клетке
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Ответ: 2, 3
А вот пример задания №6, где требуется указать правильную последовательность цифр.
6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ: ________________________.
10. Установите соответствие между функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФУНКЦИИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ |
А) осуществление минерального питания | 1) корень |
Б) поглощение воды | 2) лист |
В) синтез органических веществ из неорганических | |
Г) транспирация | |
Д) образование микоризы | |
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
А вот пример задания №25, где требуется дать развернутый ответ.
25. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
Как видишь, задания разной сложности и на разные темы. Оцениваются они по-разному, но об этом позже. Давай пока обсудим, какие же темы входят в ЕГЭ и что нужно знать для сдачи экзамена.
Дробление зиготы, его типы
Просмотров: 17849
Смысл дробления: 1. из одной клетки развивается многоклеточный организм; 2. восстановление ядерно-плазматического отношения; 3. обычная яйцеклетка крупнее функциональных клеток. В отличии от митотического деления 2 вновь возникшие клетки имеют такой же размер, как и родительские. Каждая последующая генерация представлена клетками вдвое меньшего размера. Типы дробления. Они определяются особенностями строения яйца и количеством желтка. Выделяют 2 основных типа дробления: Голобластическое – в процесс дробления вовлекается вся цитоплазма яйцеклетки; Меробластическое – не вся цитоплазма вовлекается. Голобластическому дробления подвергаются олиго- и алицитальные яйца. Голобластическое дробление делят на: радиальное и спиральное. Радиальное характерно для иглокожих, ланцетника и млеков. Спиральное идет как бы по спирали и бластомеры совершают поворот с плотным складыванием. Это наблюдается у червей, моллюсков. Поверхностное дробление характерно для насекомых с центролицетальным яйцом. Меробластическое дискоидальное, когда дроблению подвергаются только зародышевый диск, расположенный на желтке. У головоногих моллюсков меробластическое билатеральное. Дискоидальное дробление у рыб, рептилий и птиц. У млеков радиальное дробление называют ротационным (круговое) синхронным. После 1-го дробления один делится в радиальной, а другой в экваториальной. Это асинхронное дробление: начиная после стадии 2-х бластомеров один бластомер делится, а второй не делится. У млеков бластомеры расположены рыхло относительно друг друга и процесс завершается компактизацией. Дробление у моллюска: 1) сначала в медиальной плоскости; 2) после 4-го дробления идет не равномерное: нижний ярус делится на 2 неравные клетки (крупные макро — и мелкие микромеры, а над ними мезомеры). С этого дробления закладываются зародышевые листки. У Лягушки первая борозда дробления еще не доходит до вегетативного полюса, а уже формируется 2-я борозда. У анимального полюса образуется небольшая полость – бластоцель. У лягушки имеется серый серп. Наружный слой цитоплазмы более плотный, содержащий гранулы. Когда сперматозоид проникает, то он за собой вовлекает гранулы. Тогда цитоплазма совершает поворот на 30 град. – образуется серый серп. Спиральное дробление: бластомеры могут быть одинакового размера, либо разными. Каждый бластомер на 4-й стадии контактирует друг с другом. Полости внутри не образуется, либо образуется небольшая. Меробластическое билатеральное дробление: правая и передняя сторона симметрична, а верхняя и нижняя разные. У дрозофилы идет процесс с 9-ю этапами. Ядро дробится и ядра по мостикам отходят к периферии. Там каждый бластомер делится 4 раза. Между ними образуется плазматическая мембрана с образованием бластодермы. На стадии 512 бластомеров образуются полярные половые клетки.
Опыт предыдущих участников
«До
девятого класса я ничего не знала по биологии, поэтому в сентябре мне пришлось
взять репетитора. Вообще к ОГЭ можно подготовиться и без него, но тогда
придётся много заниматься самостоятельно. Хотя боюсь, что в заданиях второй части без помощи педагога разобраться не получится».
— Анастасия К., Санкт-Петербург
«Репетитор нужен тем, кто не умеет планировать
своё время и организовывать себя. У меня с этим проблем нет, да и учиться меня
никто не заставлял, поэтому я готовилась к ОГЭ сама: прорабатывала материал по
своим старым конспектам и с помощью специальных пособий для подготовки, решала
тренировочные варианты. По моему опыту, наибольшее затруднение вызывают темы,
которые изучаются в шестом-седьмом классах, так как к моменту сдачи ОГЭ всё уже
вылетает из головы. А в материале восьмого класса, например, есть такие сложные
моменты по анатомии, как круги кровообращения, строение сердца
Так что до ОГЭ важно успеть повторить весь материал»
— Даша Т. Пермь
Бесполое и половое размножение
Просмотров: 11507
В бесполом размножении принимает участие только одна родительская особь, которая делится, почкуется или образует споры. В результате формируются две или больше дочерних особей, сходных по своим наследственным признакам с родительской особью. Бесполое размножение широко распространено у бактерий и сине-зеленых водорослей. У них отсутствует мейоз. Делением на две и больше частей размножаются простейшие, одноклеточные зеленые водоросли. Почкованием размножаются дрожжевые организмы, гидры, гидроидные и коралловые полипы. При почковании небольшой участок тела родительской особи отделяется, т. е. отпочковывается, растет и превращается в новую особь. Большинство растений размножается бесполым путем с помощью спор. Споры образуются у наземных растений. Водоросли и некоторые грибы размножаются зооспорами, которые имеют жгутики и активно передвигаются в водной среде. Среди растений широко распространено вегетативное размножение, формы которого очень разнообразны. Многие деревья и кустарники размножаются отводками, усами, корневыми отпрысками, порослью. Вегетативное размножение осуществляется луковицами, клубнями, корневищами. Деревья и кустарники могут размножаться черенками.
В половом размножении растений и животных участвуют две особи: мужская и женская, и у каждой из них в половых органах образуются половые клетки — Гаметы. В организме женской особи образуются Яйцеклетки; у мужских особей — Сперматозоиды. Женская и мужская гаметы сливаются, и образуется зигота. которая дает начало развитию нового организма. Половое размножение имеет огромное биологическое значение. Его преимущество перед бесполым размножением заключается в том, что оно создает возможность перекомбинации наследственных признаков обоих родителей. Поэтому потомство может быть более жизнеспособным, чем каждая из родительских особей. Половое размножение животных. Огромное большинство животных размножается только половым путем. Размеры и форма половых клеток различаются у разных видов беспозвоночных и позвоночных. Яйцеклетки имеют чаще всего округлую форму, и в их цитоплазме содержится запасное питательное вещество — желток. Мужские половые клетки — сперматозоиды — отличаются от яйцеклеток значительно меньшими размерами и подвижностью.
Как готовиться и на что обращать внимание
Подготовиться к ОГЭ по биологии за
три-четыре месяца можно, но придётся усердно поработать. Для того чтобы
определить ваш примерный уровень, попробуйте прорешать демоверсию ОГЭ за прошлый
год. Так вы поймёте, какие темы у вас западают и на что нужно делать упор при
подготовке. Если с демоверсией вы не справитесь совсем, то есть смысл
задуматься о курсах или репетиторе — самостоятельно разобраться со всей теорией
за несколько месяцев до экзамена будет трудновато. Но ничего невозможного нет,
главное — ваша мотивация.
Лучше всего учить теорию по
тематическим блокам:
— в блоке «Биология как наука» нужно
знать о роли биологии в формировании естественнонаучной картины мира и о методах
изучения живых объектов.— блок «Признаки живых организмов» проверяет знания о строении, функциях и
многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; о признаках живых
организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приёмах
выращивания растений и разведения животных.— блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания,
контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой
природы; классификации растений и животных; об усложнении растений и животных в
процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и
результате эволюции.— из блока «Человек и его здоровье» нужно знать о происхождении человека и его
биосоциальной природе, о строении и жизнедеятельности органов и систем органов, о санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.— блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, касающиеся
системной организации живой природы, естественных и искусственных экосистем и
о входящих в них компонентов, экологических проблем.
Весь этот материал проще всего будет
запомнить в графическом виде. В этом вам помогут рисунки, схемы, таблицы — так объёмная информация усваивается быстрее. И ещё совет — перерисовывайте схемы и переписывайте таблицы к себе в конспект, так будет
задействована не только зрительная, но и механическая память, и теория
запомнится лучше.
Для того чтобы закрепить знания, нужно
решать пробные варианты ОГЭ — в идеале хотя бы один-два теста в неделю. Так
даже за пару месяцев у вас за плечами будет десяток вариантов — уже неплохо.
Чем больше тестов вы прорешаете, тем меньше шанс, что вам встретится незнакомое
задание. Кстати, решать задачи лучше на время, потому что не всем удаётся
сделать весь экзамен за три часа. Порой задания во второй части попадаются ну
очень сложные.
П
Паразиты — организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.
Передний мозг состоит — из подкорки и коры больших полушарий.
Пестик — женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи.
Пигменты — красящие вещества.
Питание — поступление питательных веществ (ПВ) в организм.
Пластиды-органоиды — растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).
Плодовое тело — у большинства грибов ножка и шляпка.
Плодородие — способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.
Поведение — действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности.
Покой — приспособление организмов к неблагоприятной среде.
Покровная (кожица, пробка, кора) — ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.
Почва — верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.
Признаки царства растений — способность к фотосинтезу.
Пробка — покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.
Проводящая — ткань, транспортирующая воду и питательные вещества.
Продолговатый мозг — координирует дыхание, сокращение сердца, сосудов.
Прокариоты — организмы, не имеющие оформленного ядра.
Промежуточный мозг — координирует зрение.
Сколько баллов дается за задания?
На ЕГЭ по биологии ты должен показать, как ты умеешь:
- анализировать информацию,
- использовать графическую информацию в задании для поиска верного ответа,
- делать множественный выбор из предоставленных вариантов,
- устанавливать соответствия и последовательность действий.
Каждый ответ оценивают по 3-бальной шкале.
- За задания 1, 2, 3, 6 можно получить 1 балл.
- За задания 4, 5, 7-22 дают 2 балла.
- За задания 23-28 дают 3 балла. Тут все зависит от качества твоего развернутого ответа.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое ты можешь получить за ответы – 58. Не пугайся, это еще не результат экзамена, это лишь первичный балл. Твои 58 баллов пересчитают по специальной шкале перевода первичных баллов в итоговые.
Таблица перевода первичных баллов в итоговые для ЕГЭ по биологии 2020
Первичный балл | Тестовый балл |
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
ЕГЭ считается сданным, если итоговый балл равен 36. То есть нужно набрать минимум 16 первичных баллов. Средний итоговый балл для поступления в вуз – 45-78. В популярных университетах высокий конкурс, а потому туда может потребоваться результат в 79-100 баллов. Так что чем больше баллов ты наберешь, тем лучше.
Р
Рабочие пчелы — большинство членов этой семьи.
Радиолярии — одноклеточные , колониальные, простейшие имеющие минеральный скелет.
Раздражимость — способность реагировать на раздражение.
Размножение — половое и бесполое.
Раковина — наружное защитное скелетное образование, покрывающее тело некоторых беспозвоночных животных и микроорганизмов.
Реактивное движение — пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости.
Регенерация — способность восстанавливать поврежденные части своего тела.
Реснички — с помощью которых свободноживующие организмы быстро передвигаются.
Рефлекс — ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя.
Риф — колонии организмов, имеющих известковый скелет .
Роение — создание новой семьи.
Рудиментарными — орган, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения.
Гаструляция и нейруляция
Просмотров: 5325
Гаструляция. После бластуляции наступает гаструляция, или образование двухслойного зародыша. Процесс гаструляции осуществляется разными способами и зависит от строения бластулы, т. е. в конечном счете от количества желтка в яйцеклетке. Для гаструляции характерны перемещения клеточных масс и дифференцировка клеток. Деление клеток или слабо выражено, или отсутствует. Во время гаструляции зародыш не растет. Образующаяся полость при гаструляции – гастроцель. Смысл: из многоклеточной структуры образуются 2 слоя: экто — и энтодерма, а затем третий слой – мезодерма, появляющася только у червей. У радиальных организмов мезодерма находится в зачаточном состоянии. Зародышевые листки — это отдельные пласты клеток, занимающие определенное положение в зародыше и дающие начало соответствующим органам. Зародышевые листки образуются в результате дифференциации сходных между собой сравнительно однородных клеток бластулы. Типы гаструляции: 1) ингрессия или иммиграция; 2) инвагинация; 3) инволюция или ввертывание; 4) эпиболия или наращивание клеток; 5) дискобластула.
Нейруляция. Это процесс образования нервной трубки. Параллельно этому процессу идет формирование хорды и первичной кишки. Клетки начинают мигрировать в пространство над хордой с образованием нервных валиков. Нервные валики начинают сближаться с образованием нервной бороздки → пластинки → нервный желобок → нервный гребень. Трубка в краниальном отделе больше, чем в каудальном. К моменту нейруляции уже хорошо сформирована амниотическая полость, в которой циркулирует амниотическая жидкость. С боков трубки имеются 2 отверстия – нейропоры: передний широкий, задний узкий, и обеспечивают циркуляцию жидкости. Потом нейропоры закрываются. С этого момента эктодермальные клетки начинают секретировать жидкость внутрь трубки, что приводит к избыточному давлению, символизурующее дифференциацию нервной трубки.