Примеры сочинений 9.1, 9.2 и 9.3 на огэ по русскому языку

Выбор

Выбор – это способность человека принять осмысленное решение, найти правильный выход из сложившейся ситуации. У личности есть несколько вариантов развития событий, и она выбирает тот путь, который наиболее предпочтителен по ряду причин. А вот и другие мнения Многомудрого Литрекона по этому вопросу:

  • Умение личности решить свою судьбу и нести ответственность за это решение.
  • Интеллектуальная возможность человека, позволяющая ему определять свой жизненный путь.
  • Рефлекс сознания, которое автоматически отдает предпочтение тому или иному варианту в зависимости от причинно-следственных связей.
  • Функция человека, определяющая последовательность его поступков.
  • Свобода человека формировать свою жизнь самостоятельно.

Сочинение 9.2

(157 слов) В заключительных строках приведенного текста рассказчик недоумевает, как ребенок смог взять себя в руки и пойти на работу, ставшую причиной гибели его отца? Как удавалось ему сохранять самообладание? Эти вопросы ставят его в тупик, поэтому он заключает размышления парадоксальным наблюдением — замечанием об улыбке мальчика.

Рассказчика удивляет хладнокровие Матвея (предложение 30). Когда даже взрослые люди прячутся под скамейки и затыкают уши, гребец не оставляет работу и продолжает путь. Тогда пассажир сделал вывод, что мальчик «не понимает, что такое смерть», поэтому не испытывает страх.

Однако рассказ командира батареи о смерти отца Матвея (предложения 42-51) разуверил рассказчика в первоначальной версии. Он понял, что ребенок уже знаком со смертью и осознает опасность, таящуюся в осколках. Теперь его удивляла не наивность мальчика, а его храбрость, что подчеркивается восторженным обращением к читателю в предложении 60.

Таким образом, автор сопоставил норму (то, что должно было происходить с мальчиком, потерявшим отца) и незаурядный случай (то, как герой реагировал на осколки, унесшие дорогую ему жизнь).

Самостоятельная проверка по критериям

После написания сочинения 9.3 Вам необходимо проверить его там же, на месте, чтобы текст соответствовал каждому критерию, и Вы гарантированно получили свои баллы. Итак, приступим:

  1. Определение слова (в нашем случае — дружбы). Если оно есть, как и Ваш комментарий к нему, то Вы получите 2 балла. Но если определение дано, а комментария нет, то оценка снизится до 1 балла. В нашем примере комментарий дан в конце работы (да, так можно).
  2. Аргументы принесут 3 балла, если их два (один из текста, второй из жизни или книги). Если же будет только один аргумент из текста, то 2 балла, если один и Ваш — 1 балл.
  3. За смысловую цельность, последовательность и речевую связность эссе Вы получите 2 балла. Проверьте, все ли предложения и фразы связаны логически, все ли абзацы на месте (4)? Например, в предложениях «Она пришла в палату, а на дворе в этот момент было солнце. Она дала ему ягоды и ушла» есть логические «провалы»: кому «ему»? При чем тут солнце? Этого потока сознания нужно научиться избегать.
  4. Стройность композиции — это законченность и оформление построения текста сочинения. Если все компоненты логически дополняют друг друга и сами по себе являются готовыми, а не вырванными наспех из головы и сочинённые кое-как, то 2 балла у Вас в кармане.

Самый неопределенный критерий — 4, по нему часто снимают, так что будьте бдительны и старайтесь сделать все понятным и стройным. О том, как оценивают грамотность, Вы узнаете из подборки со всеми критериями ОГЭ.

Милосердие

Милосердие – это умение оказать нуждающемуся помощь, проявить жалость, разделить с ним тяготы и лишения. Обычно это понятие ассоциируется с великодушием, которое заставляет человека проявить участие в жизни нуждающегося в этом существа. А вот и варианты определений:

  • Помощь и прощение даже тому, кто не достоин этого.
  • Добродушие и терпение в отношении страждущих и нуждающихся людей.
  • Достоинство души, искренне стремящейся к избавлению другого человека от мук и лишений.
  • Нравственное качество человека, определяющее его готовность простить, помочь и выручить из беды каждого, кому потребуется участие.
  • Богатство души, способной забыть обиду, отпустить грех и проявить доброту к каждому, кто будет нуждаться в утешении.

Любовь

Любовь – это самое сильное чувство, которое присутствует в жизни человека всегда. Это любовь между мужчиной и женщиной, любовь между родными людьми и даже друзьями. Романтическая любовь сильно привязывает сердца друг к другу, и на основании этого чувства создаются семьи. Оно характеризуется заботой, нежностью, взаимной ответственностью, альтруизмом. Во имя любви совершают подвиги. Она способна изменить человека, свернуть горы и перевернуть мир. А что еще можно назвать любовью?

  • Взаимное притяжение мужчины и женщины, обусловленное биологической необходимостью продолжать род.
  • Чувственное и эмоциональное влечение по отношению к человеку, в котором все кажется прекрасным.
  • Родство душ, связывающее двух людей навеки.
  • Основа семейного счастья, сближающая людей для совместной жизни.
  • Яркие эмоции, открывающие душу для нежности и заботы о другом человеке.

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Работа требует раскрытия смысла отражающих языковые явления из области грамматики или лексики русского языка высказываний филологов, писателей. Стиль сочинения – научный или публицистический.

После внимательного чтения цитаты необходимо вдуматься в смысл, понять ее. Найти в ней ключевые слова, имеющие непосредственное отношение к лингвистическим явлениям

(Стоит сосредоточить внимание на грамматической основе). Это поможет правильно определить, какие языковые средства нужно будет найти в прочитанном тексте

  1. В начале сочинения формулируется тезис (основная мысль). Он может представлять собой готовую цитату или собственное суждение, объясняющее ключевые слова высказывания. Затем добавляется небольшое рассуждение, в котором должен раскрываться смысл сформулированного тезиса. Недостаточно только процитировать слова автора. Необходимо кратко и на теоретическом уровне объяснить собственное понимание смысла данного утверждения.

2 баллами (критерий С1К1) оценивается комментарий при отсутствии в нем связанных с пониманием обозначенного тезиса фактических ошибок, при 1 фактической ошибке – 1 баллом. Рассуждение, построенное не на теоретическом уровне, не имеющее связи с заданием, отсутствие доказательства заявленного тезиса, наличие в комментарии более 1 фактической ошибки не оценивается баллами.

Точно и экономно передать необходимую информацию помогают стандартные языковые конструкции. Главное, чтобы используемые при написании работы речевые клише соответствовали логике авторской мысли, а не слова автора подгонялись под известные шаблонные фразы. (Применять подобные конструкции вовсе не обязательно). Например, во вступлении можно воспользоваться следующими типовыми фразами: «… утверждает, что…», « В высказывании … говорится о том, что…», «Нельзя не согласиться со словами…», «Постараемся разобраться в смысле высказывания… (или) доказать мысль автора примерами» и т.д.

  1. 2 доказательства тезиса нужно представить во 2 и 3 абзацах сочинения. Аргументы должны подтверждать истинность тезиса, быть одинаковыми по построению. Здесь применяются цитаты из прочитанного текста (необходимо умело ими воспользоваться) или ссылки на номера соответствующих предложений. Приводя примеры, следует объяснять роль конкретных лингвистических явлений на основе исходного текста, таким образом демонстрируя свое понимание его содержания.

В основной части также можно употребить стандартные конструкции: « Указанное языковое явление можно проиллюстрировать на примере предложения…», «В качестве примера рассмотрим предложение…», «Подтверждая сказанное, обратимся к предложению…» и т.д. В измененные при необходимости готовые речевые формулы требуется грамотно включить информацию из текста.

От наличия приведенных в доказательство правильных примеров зависит оценка работы по критерию С1К2. Высший балл (3) получает сочинение, в котором тезис верно проиллюстрирован 2 аргументами из текста. Наличие 2 аргументов без указания их роли в тексте или в случае указания роли только одного из них, наличие одного, подкрепленного примером из текста доказательства оценивается 2 баллами. Аргументация тезиса примером без указания роли в тексте – 1 балл.

В заключении утверждаем важность, актуальность высказывания (тезиса), выражаем согласие с автором. Здесь будут уместны конструкции: «Примерами из текста мы доказали, что…», «В результате размышлений мы пришли к выводу, что…»

Стандартные фразы можно начинать вводными словами «итак», «таким образом», «значит».

Сила духа

Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации. Как еще можно сформулировать это определение?

  • Напряжение воли, которое помогает человеку преодолеть испытания.
  • Мужество в борьбе с лишениями и трудностями.
  • Умение настроиться на конструктивное решение проблем даже в самый критический момент.
  • Способность упорно преодолевать препятствия на своем пути.
  • Готовность собрать всю волю в кулак, чтобы справиться с бедой и добиться своего.

Критерии оценивания сочинения

Данный вид работы может принести выпускнику 9 баллов. Поэтому к подготовке советуем отнестись серьёзно.

Сочинение 9.1

С1К1 – верное толкование предложенного тезиса:

  • 2 б. – дан чёткий обоснованный ответ без фактического нарушения;
  • 1 б. – ответ дан верно, но есть одна ошибка в понимании утверждения;
  • 0 б. – тезис не доказан или доказан примитивно, или допущено более одной ошибки в осмыслении высказывания, или рассуждение не соответствует заданию.

С1К2 – аргументированность тезиса:

  • 3 б. – верно приведено два примера из текста с указанием их роли;
  • 2 б. – приведено два примера, но о их роли ничего не сказано, или приведено два примера с указанием роли лишь одного, или приведён один пример с пояснением;
  • 1 б. – приведён один аргумент без комментария;
  • 0 б. – примеры отсутствуют, или доказательная часть написана без опоры на анализируемый текст.

С1К3 – смысловое и логическое оформление работы:

  • 2 б. – каждая мысль начинается с нового абзаца (всего их 4), нет нарушения логики повествования;
  • 1 б. – присутствие в работе одной логической ошибки и одно неверное деление на абзацы при смысловой цельности работы;
  • 0 б. – в работе больше двух ошибок и/или два неверных абзацных деления.

С1К4 – композиционное оформление работы:

  • 2 б. – все композиционные части присутствуют в тексте работы;
  • 1 б. – допускается одно отклонение от нормы;
  • 0 б. – композиционных нарушений больше двух.

Сочинение 9.2

С2К1 – верно понят смысл высказывания:

  • 2 б. – тезис пояснён верно;
  • 1 б. – неточности в объяснении высказывания;
  • 0 б. – объяснение смысла высказывания неверно, или допущено две фактические ошибки, или объяснения нет.

С2К2 – аргументация тезиса:

  • 3 б. – два примера взяты из прочитанного текста;
  • 2 б. – доказательство подтверждено одним примером из текста;
  • 1 б. – текст не является опорой при рассуждении;
  • 0 б. – примеров, подтверждающих тезис, нет.

С2К3 – логичность и последовательность мысли:

  • 2 б. – работа безошибочна с точки зрения логики;
  • 1 б. – присутствует одна логическая ошибка или одно нарушение в делении на абзацы;
  • 0 б. – допущено больше одной логической ошибки и/или больше двух ошибок в абзацном членении.

С2К4 – композиция работы:

  • 2 б. – работа оформлена композиционно верно;
  • 1 б. – допущена одна ошибка в композиции;
  • 0 б. – более одной ошибки.

Сочинение 9.3

С3К1 – разъяснение значения слова:

  • 2 б. – дано верное толкование слова и комментарий;
  • 1 б. – слово истолковано правильно, но не пояснено;
  • 0 б. – определение слова неверно.

С3К2 – аргументация:

  • 3 б. – присутствуют аргументы (два) из предложенного для анализа текста / или один из текста, а второй из жизни;
  • 2 б. – рассуждение подкрепляется одним примером из текста;
  • 1 б. – текст не привлекался, но есть два аргумента из жизни;
  • 0 б. – рассуждение бездоказательно.

С3К3 – логика работы:

  • 2 б. – полное отсутствие ошибок;
  • 1 б. – одна ошибка в делении на абзацы и/или один смысловой недочет;
  • 0 б. – две и более ошибки в оформлении мыслей.

С3К4 – композиция работы:

  • 2 б. – нет ошибок;
  • 1 б. – можно ошибиться один раз;
  • 0 б. – две и более ошибки композиционного характера.

Сочинение 9.3

(136 слов) Смелость — это проявление силы духа, когда человек побеждает свой страх и идет наперекор сомнениям.

Именно такой пример изобразил Л. Пантелеев в приведенном отрывке из художественного произведения. Матвей не бросил весла даже тогда, когда лодку накрыл осколочный дождь (предложения 29-30). А ведь меньше месяца назад под ним погиб его отец! Но даже этот факт не пугал мальчика, он привык к угрозе и не терял мужества, даже находясь под смертоносным градом.

Такого же смелого человека мы встречаем в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Обычный советский солдат не раз рисковал жизнью ради спасения отечества. Однажды он переплыл ледяную реку под обстрелом, чтобы доставить важные сведения о дислокации войск. Он мог погибнуть, но преодолел себя и пошел на риск ради высшей цели. Это и есть настоящая храбрость!

Таким образом, смелость — это проявление исключительной внутренней силы, способной свернуть горы.

Второй аргумент

Он берется из литературы, кино, СМИ или из жизненного опыта. К нему можно также сделать небольшой переход:

  • «Другим примером/аргументом может служить…»
  • «В литературе/в жизни (название качества) встречается часто…»
  • «Об этом качестве писали многие авторы, в том числе и Иван Иванович в книге об Иване Ивановиче»
  • «Я тоже сталкивался с подобным явлением»
  • «В моей семье живо предание о качестве того-то»
  • «Со мной (с моим другом) тоже происходило нечто подобное»
  • «О том-то сохранила память наша история»
  • «Тема того-то раскрыта в литературном произведении того-то автора»
  • «Проблема, затронутая в тексте, знакома мне по личному опыту»

Сочинение 9.1

(118 слов) Г.Г. Граник в своем высказывании отметила функциональность знаков препинания, по которым мы можем сделать важные выводы о содержании текста.

Так, в тексте Л. Пантелеева крики передаются посредством восклицательных знаков, например, в предложениях 2, 8, 11. Даже не видя уточнений автора, мы можем понять, что герои повысили голос и говорят с особенным чувством.

Не менее важна роль многоточия в формировании диалогов. В предложениях 13 и 14 паузы Матвея подчеркиваются многоточиями. Ребенок неразговорчив, предельно собран, поэтому не стремится поддержать диалог и прерывает речь молчанием. Это состояние можно объяснить недавней потерей отца и сконцентрированностью ребенка на том, что погибший гребец считал важным делом.

Таким образом, знаки препинания действительно говорят вместо слов и характеризуют личность говорящего героя, выдавая читателю его эмоции.

Задание 15.3 Сочинение на морально-этическую тему

Работа должна представлять собой размышление над смыслом актуальных жизненных понятий. Что такое доброта, любовь, материнская любовь, дружба, взаимовыручка, счастье, внутренний мир человека, сила духа, нравственный выбор, жизненные ценности, настоящее искусство, драгоценные книги? Ответ на один из этих вопросов необходимо дать в сочинении.

  1. Во вступлении формулируется тезис, отражающий собственное понимание предложенного заданием понятия. Давая определение данному явлению, можно указать синонимы к нему, перечислить его основные признаки, отметить качества характера и поступки людей, в которых проявляется это понятие.

Можно начать сочинение с вопроса, за которым последует комментируемый ответ на него. Можно построить небольшое рассуждение об актуальности понятия, коротко прокомментировать высказывание на эту тему авторитетных личностей.

Если в работе (в любой из ее частей) дано объяснение заданному понятию, имеются комментарии к нему, сочинение по критерию С3К1 оценивается 2 баллами. Толкование без комментария – 1 баллом, неправильное объяснение понятия и его отсутствие – 0 баллов.

  1. Для аргументации берутся по 1 примеру из текста и жизненного опыта (истории из личной жизни или жизни друзей и знакомых, подходящий пример из прочитанной книги или просмотренного фильма). Привести аргумент из текста можно с помощью цитирования, изложив информацию собственными словами, а также воспользовавшись ссылкой на конкретное предложение в тексте.

Связно и грамотно передать мысли при аргументации помогут готовые фразы: «Чтобы доказать …, приведу пример из личного опыта», « Подтверждая это, автор пишет, что ….», «Размышление над …,  могу подтвердить примером из жизни…» и т.д. Следует избегать не имеющей отношения к теме информации, простого пересказа содержания.

  1. В выводе подтверждается правильность и доказанность тезиса. Заключение должно «перекликаться» с предыдущими частями сочинения. В нем тоже уместно применить речевые сигналы (вводные слова), помогающие логично завершить работу.

Талант

Талант – это особое качество или умение, отличающее одного человека от другого. Талантливый человек имеет склонность к созданию произведений искусства, к освоению какого-либо мастерства или навыка, который он применяет лучше других. Это отличительная черта личности, делающая ее привлекательной и интересной в глазах других людей. Вот еще варианты определений:

  • Дар свыше, который человеку возможность сделать что-то лучше других.
  • Выдающаяся способность личности к какому-либо виду деятельности.
  • Созидательная сила, которую человек направляет в определенное русло.
  • Уникальное самовыражение личности через деятельность, результатом которого является предмет или явление, которое обладает художественной ценностью.
  • Ценное качество человека, которое определяет его способности к выбранному делу.

Равнодушие

Равнодушие (черствость) – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности. Поэтому всегда, являясь свидетелем какого-либо происшествия, необходимо помочь человеку или животному, находящемуся в беде. Вот еще варианты определения:

  • Черта характера духовно слабого человека, который не может собраться с силами, чтобы совершить доброе дело.
  • Холодность и безучастность по отношению ко всему, кроме себя.
  • Безответственное отношение к миру и людям.
  • Порок души, которая лишена естественных чувств сострадания и отзывчивости.
  • Черствость и эгоизм, мешающие полноценному восприятию мира.

Надежда

Надежда – это состояние человека, при котором он не теряет веры в положительный исход своего ожидания. Надеяться – значит быть уверенным в том, что рано или поздно все чаемое (ожидаемое) произойдет. Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации. Вот еще несколько определений:

  • Вера в лучшее, которая помогает человеку не сдаваться и идти к цели, даже если все вокруг разочарованы в ней.
  • Завышенное ожидание от будущего, которое помогает людям выстоять в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами.
  • Радость жизни, которую люди находят в оптимистическом восприятии действительности.
  • Вера в успех, которая поддерживает людей на пути к их мечте.
  • Нравственный ориентир, который помогает человеку не сбиваться с жизненного курса.

Материнская любовь

Материнская любовь – это особенное чувство, которое способна чувствовать только женщина, познавшая радость материнства. Материнская любовь характеризуется заботой, переживаниями за свое чадо. Любая мама хочет самого лучшего для своего ребенка, старается дать ему максимум комфорта, обеспечить всем необходимым для нормальной жизни в обществе. Мама всегда помогает своим детям, поддерживает их добрым словом, переживает за их самочувствие. Материнская любовь самая искренняя и бескорыстная. Что же еще можно так назвать?

  • Естественная привязанность женщины к своему ребенку.
  • Эмоциональная связь между мамой и ее потомством.
  • Всепоглощающее чувство нежности, характерное для женщины, которая дала жизнь новому человеку.
  • Потребность отдавать себя без остатка своему ребенку.
  • Забота и поддержка матери, которые ощущает на себе каждый человек.

Высокомерие

Высокомерие – отрицательное качество, проявляющееся в том, что человек считает себя лучшим из всех людей. Высокомерный герой, например, не может смириться с успехами других, потому что считает себя единственно достойным всяческих похвал и высоких оценок. Высокомерие может касаться внешности, интеллекта, таланта. Тот, кто страдает этим недугом, пренебрежителен к окружающим, поскольку считает их недостойными своего общества. Вот другие варианты:

  • Гордыня, заставляющая человека чувствовать мнимое превосходство над обществом.
  • Завышенная самооценка.
  • Отрицательное качество, несправедливо возвышающее человека в его же собственных глазах.
  • Эгоистическое приписывание ложных достоинств себе же самому.
  • Чувство неоправданного превосходства личности над ее окружением.

Гордость

Гордость – это высокая оценка собственных заслуг. Это качество трактуется неоднозначно, потому что оно может быть как позитивным, так и негативным. Все зависит от проявлений гордости. Человек может адекватно и по достоинству оценивать свои достижения, но не принижать других людей, и тогда это позитивное проявление гордости. Негативное проявление этого качества – гордыня. Ее отличает высокомерие, пренебрежение к окружающим, осознание себя «венцом творения».

  • Нравственная щепетильность человека, не позволяющая ему упасть ниже его моральной планки.
  • Чувство собственного достоинства.
  • Осознание своего справедливого превосходства над кем-либо или чем-либо.
  • Ощущение своей значимости.
  • Качество, определяющее способность личности получать нравственное удовлетворение от своих хороших результатов.

Детство

Детство – это период жизни человека, когда он только начинает знакомиться с миром, с окружающей природой, людьми, особенностями взаимодействия в обществе. Счастливое детство навсегда остается в памяти человека, а несчастное накладывает ужасный отпечаток на его жизнь.

  • Время, когда перед человеком не так остро стоит вопрос ответственности, когда он только начинает познавать мир под эгидой родителей.
  • Лучшее время жизни, когда человек особенно привязан к семье и друзьям, а основное его времяпрепровождение – это обучение и игра.
  • Ранний период формирования человеческой натуры, когда строится характер.
  • Первоначальное становление человека, когда он осваивает основы быта, нравов и самой жизни.
  • Первая ступень на пути к взрослению личности, когда ребенок постигает азы взаимоотношений между людьми.

Пошаговая инструкция

Пользуясь нашим руководством, Вы быстро доведете свои навыки работы над текстом до автоматизма. Нормой по объему сочинения считается 90 слов, всего должно быть 4 абзаца:

Вдумчиво прочитайте текст и мысленно сформулируйте его сюжет вкратце. Например, мальчик страдал от одиночества, лежа в палате, но к нему пришла знакомая девочка и развеселила его.

Напишите вступление: в нем Вы должны дать определение тому слову, которое определяет тему Вашей работы. Например, дружба — это духовное родство людей, которым интересно общаться друг с другом. Список определений для сочинения 9.3 Вы найдете здесь.
Напишите первый пример из приведенного текста. Он состоит из краткого описания той части сюжета, которая иллюстрирует Ваше определение

В этом абзаце важно процитировать кусочек предложения и указать номер предложения, которое бы подкрепляло Ваши рассуждения. Завершить аргумент стоит обобщающим выводом

Например, Коля чувствовал себя одиноким, лежа в палате, но вдруг к нему вошла девочка из отряда и принесла чернику. Герой очень обрадовался посетителю и «почувствовал себя значительным» (предложение 30). Проявление дружеских намерений всегда приятно человеку, ведь дружба объединяет людей и делает их счастливыми.
Напишите второй пример из личного опыта или литературы. Аргумент можно приводить из кино и СМИ, истории и книги. Главное, понятно и грамотно донести свою мысль до читателя. Пример должен быть посвящен раскрытию понятия, ставшего темой сочинения. Например, настоящую дружбу описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки горой стояли друг за друга в боях и в мирной жизни. Мужчины регулярно виделись на Сечи, разговаривали и пировали вместе. Их объединяли общие интересы и одна любовь — к родине. Один всегда мстил за смерть другого. Нерушимое товарищество казаков стало мощной силой, которую так и не смогли покорить иностранные захватчики.
Напишите заключение. Оно должно стать итогом Ваших размышлений. В нем лучше разместить вводное слово (итак, таким образом и т.д.), а затем дать еще одно определение главному слову или описать его особенности, выявленные в примере: «Таким образом, дружба — это источник жизненной силы, который помогает нам преодолевать трудности».

План сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку выглядит так, а пример сочинения Вы можете найти тут:

Задание 15.3

План сочинения:

  • 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
  • 2. Яркий пример ( дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
  • 3. Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
  • 4. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
  • 5. В заключение хочется сказать, что…

Пример сочинения:

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?».

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации

Смотреть в PDF:

Для просмотра установите Adobe Reader и обязательно вернитесь для просмотра файла :).

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Добавить комментарий

Определение

Его можно построить несколькими способами:

  • Если Вы хорошо понимаете смысл слова, то можно написать определение как в словаре (например, «Доброта – это качество, когда человек приносит пользу окружающим и позитивно относится к миру вокруг»).
  • Если нравственная характеристика не совсем ясна, можно использовать синонимы (например, «Равнодушие – нечуткость, черствость, бездушность»).
  • Если качество недостаточно ясно, можно идти от противного (например, «Равнодушный – это тот, кто не думает о других»).

Также нужно дополнить определение комментарием. Он должен затронуть конкретную тему, изложенную в задании. Например, тема звучит: «Как проявляется доброта». Вы пишите: «Доброта — это положительная нравственная характеристика человека. Она проявляется в отзывчивости и готовности помочь незнакомым людям в сложной ситуации».

Вывод

Самый простой принцип создания вывода сочинения – немного переписать своими словами вступление. Здесь также есть несколько фраз:

  • «Таким образом, (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «В заключении/В итоге, (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «Подводя итог, можно сказать, что (название понятия и его определение иначе, чем во вступлении)»
  • «По моему мнению, (доброта найдет кота, остальное — суета)»
  • «Итак, можно сделать вывод, что (безразличие — порок, за него накажет рок)»

Небольшой набор клише и шаблонов доказывает, что написать сочинение – совсем несложно, здесь помогут практика и внимательное прочтение текста. В данном случае необязательно даже знать много примеров из литературы, ведь можно проанализировать текст и сочинить жизненную историю. Но мы все же советуем читать побольше, особенно тем, кто остается учиться до 11 класса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий