Содержание
- 1 Произведения о совести для детей
- 2 Аргументы на тему «Раскаяние» из пьесы «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского
- 3 Образец 4
- 4 Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)
- 5 Аргументы из народной мудрости
- 6 Необходимо помнить
- 7 Афоризмы
- 8 Текст ОГЭ. Л.Ф. Воронкова. О раскаянии
- 9 Аргументы на тему «Раскаяние» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина
- 10 Сочинение Что такое Уважение
- 11 Аргументы на тему «Раскаяние» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака
- 12 Раскаяние — это …
- 13 Тема греха и покаяния в русской литературе
- 14 Сочинение – «Проблема необходимости раскаяния»
Произведения о совести для детей
В каждом мультфильме, в каждой сказке говорится о ней. С малых лет детей учат поступать правильно, выбирая мораль и нравственность вместо лжи и предательства.
Так, в мультфильме и книге Даша-Путешественница главная героиня вместе со своим другом Башмачком исследует мир и помогает всем, кто нуждается в помощи.
Однако на их пути всегда стоит хитрый лис Жулик, который вечно пытается что-то украсить, совершая бессовестный поступок. Тогда Даша говорит Жулику, что красть нехорошо, и тот отдает украденное и искренне просит прощение.
В. М. Гаршин Человек обостренной совести
Другое название сказки Аttalea princeps. Она рассказывает про молодую пальму, которая в сказке Гаршина не была совестливой. Она хотела свободы любой ценой, поэтому не считалась ни с какими другими деревьями.
Став большой и сломав крышу здания, она стала погибать. Уже в конце своей жизни пальма призналась, что была неправа и отбирала воду и место у других растений.
Виктор Драгунский Тайное становится явным
Сказка Виктора Драгунского повествует о мальчике, который очень не хотел есть кашу и выбросил ее в окно, пока мама не видела. Маме сказал же, что все доел.
Она похвалила сына, и сказала, что они идут к Кремль в награду за хороший аппетит. Чуть позже в дверь стучится человек.
Мама открывает и видит, что этот человек весь в каше. Когда мама очистила пришедшего, мальчик спрятался и не хотел подходить к ней. Но позднее пересилил себя и попросил прощения, запомнив урок.
Дмитрий Пантелеев Честное слово
В сказке Леонида Пантелеева мальчик пообещал ребятам не уходить во время игры.
Но ребята обманули и разбежались по домам, а главный герой так и остался стоять, ответственно сдержав свое обещание.
Увидев беду мальчика, мужчина не отвернулся, а решил помочь, поступив по совести, и отвел ребенка домой, сделав так, чтобы тот не бросил свое обещание на ветер.
Владимир Железняков «Чучело»
В рассказе Чучело главная героиня, будучи хорошей подругой Димы Сомова, берет вину мальчика перед одноклассниками на себя.
Сам Дима не говорит, что является предателем, а молчит, когда дети начинают издеваться над девочкой.
На дне рождения он все же рассказывает ребятам о том, что девочка ни в чем не виновата. И в конце все дети просят прощения за то, что они терзали девочку.
Альберт Лиханов «Мой генерал»
В рассказе действие разворачивается вокруг Антона Петровича и внука Антона.
Внук очень гордится дедушкой и всем одноклассникам рассказывает, что он был на войне, имеет много орденов и наград. Но, будучи на пенсии, дедушка работает кладовщиком.
За это внуку становится стыдно. Позднее у мальчика просыпаются чувства на могиле дедушки, ведь ему рассказывают правду жизни: дедушка нашел мальчика у тела погибшей матери и передал его на воспитание своим родственникам.
Так, мальчик учится уважению к старшим и тому, что каждая профессия важна, и нельзя судить человека по тому, чем он занимается.
Аргументы на тему «Раскаяние» из пьесы «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского
Пример. Ложное раскаяние (БОЛЬШОВ)Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный… Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради».
Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута.
Образец 4
В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.
Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия. Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.
Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести. Живущий по совести думает о других, а не только о себе.
Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть. Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.
Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.
Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести. Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию. Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям. И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.
Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.
Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)
В подготовке к ОГЭ очень часто требуются примеры из личного жизненного опыта для сочинения-рассуждения Поэтому Многомудрый Литрекон охотно находит их для читателей.
Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Так в одном из произведений Воронковой Л. Митя рассказал начальнику лагеря о том, что Бабура ходил купаться на озеро ночью, тем самым выдав своего друга. За это деяние Бабуру выгнали из лагеря.
Осознание собственной вины и раскаяние
Многим на жизненном пути приходится встречаться с теми людьми, которые впоследствии становятся их друзьями. Однако дружба бывает настоящая и мнимая. Проблема текста заключается в том, что человек должен оставаться предельно честным во всех ситуациях, в том числе и в дружеских отношениях. Комментарий к тексту таков. Какова же позиция автора? Честно признаться в содеянном, пережить стыд и тяжесть вины — это поступок не из лёгких, но, только пройдя через всё это, люди нравственно очищаются и дают себе зарок больше не повторять ошибок. Я подтверждаю правильность позиции автора следующим первым примером. Князь Горчаков, человек с острым складом ума, не был другом, он был современником Пушкина. Авторство приписывалось Пушкину, и он, спустя годы, в году был строго допрошен властями и даже самим царём. По версии, Пушкин испугался наказания и поначалу заявил: автор произведения — князь Горчаков, которого к тому времени уже не было в живых.
Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Раскаяние (ОГЭ по русскому языку)
На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы. Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский.
Раскаяние — это невероятно важная способность человеческой души. Мы нашли некое определение раскаяния, но какое значение оно имеет в жизни людей и почему?
Он наделяет человека правом для посещения мероприятий развлекательной, культурной направленности. Минимальный срок использования спецодежды. Мне так удобнее .
Аргументы из народной мудрости
- «Раскаяние – половина исцеления», – гласит русская народная пословица. В ней говорится о том, что муки совести очень больны, если человек их испытывает, ему очень тяжело, но если раскается, то это уже почти половина исцеления. То есть, раскаявшись, человек успокаивает свою совесть, и ему становится лучше.
- «Каяться кайся, да опять за то же не принимайся», – поучали нас наши предки в русской народной пословице. Они говорили о том, что если человек раскаялся в чем-то, то ему нужно стараться не совершать прежние грехи, не нужно приниматься за старое.
- «Позднее раскаяние не спасет», – говорили наши мудрые предки, имея в виду, что раскаяния могут быть и запоздалыми. Пройдут недели или годы, раскается человек в своих словах или поступках, а попросить прощения не у кого, исправить ошибки нет возможности. И будут его мучить раскаяния, от которых нет спасения.
- «Без раскаяния нет прощения», – говорится в русской народной пословице. Наши предки имели в виду, что только тот человек, который раскаивается в содеянных поступках, достоин прощения. Если же он не чувствует своей вины, не понимает своих ошибок, такого человека прощать нельзя.
- «Как ни жаться, а в правде признаться», – предупреждали наши предки в пословице. В ней говорится о том, что человеку, как он ни старался бы скрыть что-то, все равно придется когда-либо сказать правду, потому что всегда наступает момент, когда приходит раскаяние, которое и подталкивает к чистосердечным признаниям.
- «Повинную голову и меч не сечет», – гласит известная пословица. В ней говорится о том, что человек, который раскаивается в чем-либо, заслуживает прощения, так как раскаивается всегда только тот, в ком жива душа, не умерла совесть. У таких есть шанс на исправление, поэтому они достойны прощения.
- «За поспешностью следует раскаяние»,– говорит арабская пословица. В ней нас предупреждают о том, что не стоит спешить ни в делах, ни в словах, потому что поспешность очень часто приводит к раскаянию. Поэтому прежде чем сказать обидное слово или совершить какой-либо поступок, следует подумать.
- «После поражения раскаяние не поможет», – гласит таджикская пословица. Смысл этой пословицы заключается в том, что раскаяние не поможет, если ты уже претерпел поражение. Потеряв победу, не нужно раскаиваться в том, что применена не та тактика, совершены не те действия.
- «В поспешности – раскаяние, в размышлении – спасение»,– говорится в турецкой пословице. В ней заключается очень важный смысл и правильные уроки. Не нужно ни в чем спешить, потому что потом, возможно, придется раскаяться. Нужно чаще думать, размышлять, взвешивать свои слова и поступки. Это и станет спасением от мук совести и от горького раскаяния.
- «Начало гнева – безумство, конец его – раскаяние», – говорит арабская пословица. Действительно, когда гнев захлестывает нас, мы перестаем отдавать себе отчет в своих словах и действиях, можем наговорить много обидных и колких слов, совершить недостойные поступки. Но когда гнев утихает, его место занимает раскаяние. Мы начинаем сожалеть и о сказанном, и о содеянном.
Необходимо помнить
Смотреть галерею
Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:
Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров
Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла
Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй – из литературы.
Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:
- Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
- Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
- Примерный объем текста на аргумент – одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
- Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.
Афоризмы
- «В хороших делах мы раскаиваемся ничуть не реже, чем в дурных», –говорил английский эссеист, публицист и писатель Уильям Хэзлитт. Он отмечал, что человек способен раскаиваться не только в плохих делах и поступках, но и в добрых тоже. Это часто бывает тогда, когда хорошее дело сделано человека, с которым у нас портятся отношения, который переходит в разряд наших врагов. Вот тогда и приходит раскаяние.
- «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни», – утверждал древнегреческий философ Демокрит. Он имел в виду, что, если человек раскаивается в плохих поступках, этим он спасает себе жизнь, ведь раскаявшись, он перестает испытывать муки совести, успокаивается, и жизнь будет полноценной жизнью, а не испытаниями.
- «Раскаяние никогда не приходит слишком рано, потому что никому не дано знать, когда будет слишком поздно», – говорил английский историк и проповедник Томас Фуллер. Он призывал нас раскаиваться в плохих, нечестных поступках. Не нужно думать, что раскаиваться в чем-то рано, потому что от человека скрыта тайна его кончины. Может случиться так, что раскаиваться будет поздно.
- «Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду», – утверждал французский драматург и публицист Пьер Огюстен Бомарше. В свои слова он вкладывал следующий смысл: если человек раскаивается – это равнозначно тому, что он совершает добрый поступок, так как раскаяние приносит пользу, награду в виде успокоенной совести.
- «Кто вспыльчиво руку заносит с мечом, грызет тот, раскаявшись, руки потом», – предупреждал М.Саади, персидский поэт и мыслитель. Он убеждал нас, что тот, кто в гневе готов поднять меч на другого человека, потом будет грызть от раскаяния руки, поднявшие оружие.
- «Не способный к раскаянию неисцелим», – говорил древнегреческий философ Аристотель. Он понимал, что человек, не способный к искренним раскаяниям, тяжело болен. Болезнь заключается не в физической немощи, а в душевной. Такого человека не сможет вылечить даже самый талантливый врач.
- «Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал», – утверждал сирийский писатель и ученый Абу-ль-Фарадж бин Харун. Действительно, часто человек способен раскаиваться в сказанном. Это могут быть обидные слова, чей-то выданный секрет, сюрприз. Но редко кто жалеет о том, что молчал.
- «Никогда не говори вещей, в которых после приходится раскаиваться», – предупреждал всемирно известный испанский писатель Мигель де Сервантес. Нам очень часто приходится слышать горькие, обидные слова от окружающих нас людей, знакомых, близких. Такие слова сильно ранят нас, поэтому, прежде чем сказать что-то, нужно подумать, чтобы ненароком не обидеть кого-то, не оскорбить не вовремя сказанным словом и чтобы потом не терпеть муки раскаяния.
- «Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать», – писал Георг Кристоф Лихтенберг, немецкий ученый, философ, публицист. Он отмечает, что многие люди считают добрым, достойным человеком того, кто раскаивается в своих ошибках, но не старается избежать их в дальнейшем. Философ считал, что раскаявшись, нужно каждому человеку стремиться в дальнейшем не совершать недостойные поступки.
- «Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше», – писал французский прозаик-реалист Гюстав Флобер. Писатель считал, что раскаяние – прекрасное качество, которое обнажает чистую душу, но не делать зла – это еще прекраснее.
Текст ОГЭ. Л.Ф. Воронкова. О раскаянии
Подготовка к ОГЭ по русскому языку (1)Женя и Пожаров медленно шли по берегу.
– (2)Вы мне одного парнишку напомнили, – с усмешкой сказал Пожаров, – тоже такой мечтательный был, такой выдумщик… (3)Это ещё было, когда я техникум окончил, меня тогда начальником пионерлагеря на лето послали. (4)Так вот, был у нас Саша Бабуров, звали Бабуром, и друг у него был – Митя Кукушкин. (5)Надо сказать, я был неплохим начальником лагеря: вожатых не стеснял, но требовал порядка, чтобы мне обо всём, что происходит в лагере, ежедневно докладывали. (6)И вот стал замечать, что вожатые лукавят. (7)Я, например, запретил ходить на рыбную ловлю, а они ходят, только мне не говорят. (8)Или, например, подрались двое; вожатые знали, что я прикажу немедленно отправить их домой, и опять скрыли. (9)«Мы, говорят, их помирили, они извинились друг перед другом, ну и, дескать, о чём же говорить?» (10)А я этого терпеть не могу, вы решили так, а я, может, решу иначе.
(11)Женя с удивлением и любопытством взглянула на Пожарова и тотчас отвела глаза. (12)Незнакомый, почти неизвестный ей человек проглянул в этих речах. (13)А Пожаров, увлечённый воспоминаниями, продолжал:
— И вот тогда придумал я гениальную вещь. (14)Я наметил нескольких ребят, по одному из отряда – таких, самых исполнительных, принципиальных, которые не обманут, не подведут. (15)И тихонько с каждым переговорил. «(16)Будешь моим тайным помощником, – сказал я каждому из них, – и чтоб никто об этом не знал, только ты и я. (17)И каждый вечер будешь приходить ко мне, но так, чтобы никто не видел и никто не слыхал, и будешь мне рассказывать всё, что случилось в лагере». (18)И представьте себе – получилось! (19)Ребятам это нравилось, вроде игры какой-то: ходят они по лагерю, смотрят за всеми, а те даже и не знают, что за ними смотрят. — (20)Это их товарищи, а они и не знают?.. – сдержанно сказала Женя. — (21)Ну да, ну да! – оживлённо продолжал Пожаров. – (22)Не хвалясь, скажу – здорово придумано было. (23)Удивляются все, бывало: нашалят чего-нибудь, а начальник лагеря уже знает, и то одному взыскание, то другому. (24)И всё в точку. (25)По линеечке ходили. — (26)А когда же про парнишку? – так же сдержанно спросила Женя.
— (27)А, про Бабурова-то! (28)Таким разведчиком сделал я и его друга, Митю Кукушкина. (29)Отличный мальчишка был, честный, докладывал обо всём безукоризненно, ничего не пропускал. (30)И всё было бы хорошо, если бы не этот Бабур. (31)Вдруг вздумалось ему убежать ночью на пруд, вечно что-то ему лезло в голову. (32)То сидел часами около диковинного цветка какого-нибудь: хотелось поглядеть, как этот цветок раскрывается. (33)То с ёлки сорвался: понадобилось ему, видите ли, узнать, как у дятла устроено гнездо. (34)А тут взбрело в голову ночью в пруду искупаться, не днём, а ночью, среди звёзд поплавать. (35)Митя его отговаривал, чуть не плакал. (36)Но Бабур всё-таки побежал. (37)*Никто ведь не узнает, – говорит, – только ты один». (38)Только ты один!
(39)Пожаров повторил эту фразу и засмеялся, а Женя вдруг увидела, как противно распахнулся его рот.
— (40)А что Мите делать? (41)Он же обязан прийти и мне рассказать, он слово дал! (42)Конечно, пришёл, правда, почему-то пасмурный такой, и всё мне рассказал. (43)Ну, я ему говорю: «Ладно, не хмурься, я понимаю, что друга выдавать нелегко, но это твой долг!» (44)Ну, а Бабура я наутро же поставил перед линейкой и в тот же день отчислил. (45)Но вот что странно: Митя этот сам попросился домой, отец приехал и взял его из лагеря…
(46)Женя смотрела на Пожарова и будто видела его в первый раз! (47)Она никак не могла понять: неужели человек, совершая те или иные поступки, всегда думает только о себе и своих целях, неужели желания и убеждения других людей совсем не важны?..
(По Л. Ф. Воронковой*)
* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906-1976) – советская писательница, автор многих детских книг.
Как писать сочинение ОГЭ
Пример сочинения ОГЭ по тексту Л.Ф. Воронковой:
Раскаяние 9.3 (15.3)
ОГЭ по русскому языку 2020 (2019) / Тексты ОГЭ
- adminn
Аргументы на тему «Раскаяние» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина
Пример. Раскаяние после нанесеной обиды (ГРИНЕВ)
На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.
Сердечностью и теплотою проникнуты взаимоотношения Гринева и Савельича, который за барское дитя готов смерть принять. С нежностью к своему дядьке относится Гринев и, в очередной раз обидев его несправедливо, испытывает острое раскаяние и недовольство собой. Их отношения больше родственные, чем социально обусловленные: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, не дает своему воспитаннику денег да еще и отчитывает.
Сочинение Что такое Уважение
Уважение лежит в основе роста человека
Мы все стремимся к тому, чтобы нас уважали, потому что чувствуем себя такими важными и ценными в глазах других, потому что выделяемся перед большинством и часто делаем вещи, которые наносят ущерб нашему достоинству, но это не так важно, если мы наконец достигаем желаемого результата. Быть уважаемым — это нечто очень сложное в современном материальном мире
Сегодня люди не могут уважать себя в первую очередь, а еще сложнее или невозможно уважать других.
Но давайте все же ответим на вопрос: обязан ли уважающий себя человек уважать других? Да, конечно. Если вы хотите получить это, вы должны дать это. Давайте поговорим о нашем национальном уважении. Мы, граждане России, можем утверждать, что мы не получаем должного уважения со стороны европейских стран. Но что мы даем взамен на это уважение? Я имею в виду не только зарубежные разработки. Мы не уважаем себя. У нас нет национальной уверенности в себе, либо существует чрезмерная самоуверенность, которая вообще ничем не оправдывается. Разве мы сейчас создали таких людей, которые могут быть достойными на мировом уровне? Действительно, некоторых создали, но они стали по большей частью эмигрантами и интегрировались в общество, где лучше понимают основы уважения.
То, чего у вас нет и чего вам не хватает, очень трудно передать другому
Как часто, желая наслаждаться, пробуждать интерес и внимание других, мы теряем свою собственную индивидуальность и на самом деле наша самая большая ошибка заключается в том, что мы хотим получить всеобщее одобрение. Такое поведение есть только у не совсем умных людей
Потому что никто не может пробудить уважение всех людей. Напротив, он может только получить больше презрения, чем восхищения. Такие люди зависят от общего мнения, потому что они не верят в свое собственное. А именно, вера — это наш ключ к здоровой самооценке, к уважению и убежденности в том, что мы заслуживаем признания. Каждый должен верить, что он заслуживает уважения только тогда, когда он может быть один, без поддержки и без иллюзий относительно себя. Не случайно возникла мудрая народная пословица: «Человек, который хочет, чтобы его уважали, обязан уважать всех». Поскольку мы все едины и неуважение к одному ведет к неуважению ко всем. Но чтобы уважать людей, мы должны сначала начать уважать себя и для этого требуется благодатная почва, то есть усилия и верное направление действий.
`
Аргументы на тему «Раскаяние» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака
Пример. Порыв раскаяния (КОМАРОВСКИЙ)
Вскоре Комаровский совращает дочь Амалии Карловны Ларису. Поначалу она для него лишь «средство развлечения», одна из многих, каприз стареющего мужчины. Он водит ее по театрам и ресторанам с отдельными кабинетами, называет «божественной». Все это похоже на игру, привычно и приятно разжигает притупившиеся чувства Комаровского. Но временами красота и чистота девушки пробуждают в нем что-то похожее на раскаяние и еще более сильное желание обладать ею. В такие минуты он валяется у нее в ногах и умоляет: «Так не может продолжаться. Подумай, что я с тобой сделал. Ты катишься по наклонной плоскости. Давай откроемся матери. Я женюсь на тебе». Но порыв проходит, и Комаровский продолжает водить Ларису по отдельным номерам ресторанов.
Раскаяние — это …
Понятие «раскаяние» тесно связано с темой греха и покаяния. Оно относится к явлениям духовной жизни и познаётся в системе нравственных координат.
Одним словом, для того, чтобы ощутить раскаяние, необходимо испытать чувство глубокой вины, искреннего сожаления о случившемся. Только после этого в человеческой душе возникнет желание исправиться, начать новую жизнь.
Исповедуя свой грех Богу, христианин изъявляет волю навсегда проститься с дурными помыслами и делами, повлекшими за собой грех. Он не просто признаётся в совершённом, но и даёт обет не возвращаться к этому впредь.
Испытать это состояние может каждый, но кому-то для осознания вины достаточно послушать голос совести, а кому-то необходим толчок из внешнего мира, некое возмездие в виде события, указывающего на то, что идти дальше прежним путём невозможно.
Тема греха и покаяния в русской литературе
Нравственные проблемы, связанные с грехом и покаянием, всегда волновали русскую литературу. Еще А.С. Пушкин широко поставил ее в драме «Борис Годунов». В эпоху общественной смуты главный герой произведения – будущий царь Борис — идет на преступление, которое он совершает чужими руками. Это событие – убийство сына Ивана Грозного, наследника русского престола в Угличе. Всю последующую жизнь Борис Годунов пытается оправдаться перед судьбой, народом, проводя в жизни разнообразные реформы, совершая благие деяние. Но все его начинания обречены на полный провал. Страну настигает голод, разрушения, болезни.
Особенно остро ставил проблему греха и покаяния в своем творчестве Ф.М. Достоевский. Эта тема окрашена у него трагическими тонами, причем трагедия разворачивается в быту, на предметном уровне. Но этот быт он изображает далеко не так, как это делали других писатели-реалисты — перед читателем сгущается вся вселенная.
В романах этого писателя происходит конфликт сильной личности со своей совестью. Грех, которое совершают его герои, тесно связано с идеей, завладевшей персонажем.
Особенно ярко это проявляется в романе «Преступление и наказание». Сюжет, конфликт произведения намечен автором уже в названии. Наказание за совершенный грех неизбежно, неотвратимо, таков закон жизни. Причем, самое страшное наказание героя выражается в его нравственных мучениях, в его покаянии.
Покаяние у героев Достоевского часто воплощается в мотивах безумия или самоубийства. Пример тому – жар, угнетение, болезнь Раскольникова и самоубийство Свидригайлова. Если герой остается в живых, он начинает новую жизнь – и всякий раз через каторгу (Раскольников, Рогожин, Митя Карамазов).
Проблему нравственного греха и покаяния ставил не только Ф.М. Достоевский, но и М.Е. Салтыков-Щедрин. Если Раскольников в романе «Преступление и наказание» совершает преступление не только против своей совести, но и карающееся по закону, то главный герой романа «Господа Головлевы» Иудушка медленно, целенаправленно, незаметно приводит к уничтожению всего рода Головлевых.
Этот роман — семейную хронику справедливо можно назвать историей умертвий. Сначала трагически в собственном доме умирает старший сын Степка-балбес, за ним следует младший брат Порфирия – Пашка-тихоня, кончает самоубийством дочь Анны Петровны – Любинька, погибают все дети Иудушки – старший Владимир и маленький Петенька. Умирает в несчастии и «глава дома» Арина Петровна.
Иудушка напрямую виновен в гибели каждого члена семьи. Своими изуверскими речами, подлостями он обманывал, подводил к краю самых близких людей исключительно ради денежной выгоды, чтобы заполучить имение матери. В конце его беспутной подлой жизни появляется маленький шанс на возрождение рода – рождение сына Петеньки. Но Иудушка приказывает его матери убить еще не родившегося ребенка. В конце романа писатель показывает пробуждение совести героя, но это пробуждение не ведет к нравственному возрождению личности. Просветление наступает рано или поздно для каждого, но к Иудушке оно пришло слишком поздно, когда уже ничего не изменить.
Таким образом, тема греха и покаяния проходит через творчество многих русских писателей
Огромное внимание они уделяли воспитанию в человеке нравственного чувства. Возмездие неотвратимо приходит к преступникам в разных формах: страшных видениях, снах, болезнях, гибели
Чувство стыда способно возродить человека к новой свободной от мучений жизни. Но часто это чувство приходит к героям слишком поздно. Примечательно, что в свое время Т.Манн назвал русскую литературу «святой» именно за ее внимание к проблемам совести, греха, возмездия и покаяния человека.
Сочинение – «Проблема необходимости раскаяния»
Один из руководителей расовой политики Третьего рейха, Вольфрам Зивес утверждал: «Гордись лишь теми победами, которые одержал над самим собой». Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. Действительно, самая большая победа – победа над собой, к которой нельзя не отнести и умение признавать свои ошибки.
Рассуждая о признании человеком своей вины, неправоты, об его сожалении по поводу совершённых поступков, выдающийся советский и российский писатель, Виктор Петрович Астафьев поднимает проблему необходимости раскаяния.
Автор раскрывает данную проблему, рассказывая о самом памятном для героя постыдном поступке, совершённом ещё в детстве
Писатель с огорчением обращает внимание читателей на то, как мальчик, казалось бы, безобидным, ничего незначащим движением – выдёргиванием вилки из репродуктора – проявляет неуважение к тому, чей голос был оборван. Более того автор отмечает, что герой делает это со «словами негодования», тем самым оскорбляя певицу
Однако сам герой, как показывает писатель, не осознаёт, что совершил постыдный поступок.
В. П
Астафьев акцентирует внимание на том, что лишь спустя годы герой, попадая на симфонический оркестр в Ессентуках и видя, «как надрываются музыканты», как они стараются и как безжалостные и неблагодарные зрители, хлопая сиденьями, уходят с концерта, понимает, что был не прав много лет тому назад, а потому раскаивается в содеянном: «Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её». Автор с уважением относится к победе героя над собой
Так, шаг за шагом приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в следующем: человек должен уметь признавать свои ошибки, раскаиваться в совершённых постыдных поступках.
Позиция автора мне близка и понятна. Я считаю, что умение не только осознать свою неправоту, но и раскаиваться в совершённом, необходимо человеку, потому что это предостережёт его в будущем от подобных ошибок.
В русской литературе существует множество примеров, подтверждающих мою точку зрения. Вспомним роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает о том, как шестнадцатилетнего Петра Гринёва отправили на службу в Оренбург, а поскольку путь был неблизким с ним поехал Савельич. По прибытии в Симбирск стремянный оставил юношу, а сам пошёл закупать необходимые вещи. Пётр же, оставшись один, отправился в трактир, где познакомился с ротмистром гусарского полка, Иваном Ивановичем Зуриным, от предложения выпить и поиграть которого не отказался.
В результате чего Гринёв проиграл большую сумму денег
Однако писатель обращает внимание на то, что на следующий день Петру было стыдно за своё поведение. Он долго корил себя, понимая, что его поступок был глуп, а потому осознав свою ошибку, извинился пред стремянным
Таким образом, герой сумел признать, что поступил неправильно и раскаяться за совершённое. Более того он извлёк из этой ситуации большой урок, а потому больше не попадал в подобные обстоятельства.
Ещё одним примером, подтверждающим мою точку зрения, является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников создаёт теорию, по которой люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». Однако она оказывается безнравственной и отрицает все моральные ценности, а потому автор показывает, как она направляет героя по ложном пути, заводит в тупик: Раскольников совершает убийство, которым обрекает себя на страшные муки совести.
«Я не человека убил. Я принцип убил», — говорит он. Через тяжкие страдания он постигает ошибочность своих заблуждений. В финале герой и вовсе отказывается от своей теории
Таким образом, автор подводит к мысли о том, как важно суметь признать свою неправоту, раскаяться в совершённом, ведь это не только помогает избежать в будущем подобных ошибок, но и облегчает жизнь
Таким образом, важно чтобы человек понимал, что раскаяние в совершённом необходимо. Ведь тот, кто раскаялся в своих поступках, больше не свершает их