Проверяемые безударные гласные в корне слова

Основные моменты, которые необходимо выучить

Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:

  • собака — собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
  • кровать — кроватка, кроватный, прикроватный;
  • компот — компотик, компотный;
  • упражнение — упражнять, упражняться.
  • Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.

Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:

  • авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
  • багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
  • вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
  • делегация, диван, директор, дисциплина;
  • гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
  • инженер, иней;
  • кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
  • ладонь, лазурь, лорнет;
  • машинист, матрос, медаль;
  • нотариус, натюрморт;
  • обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
  • палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
  • сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
  • тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
  • фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
  • шофер.

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно. Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова

Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать,

гласной А: кос-//-кас- (коснуться – касание)

сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

  • нажать – сжимать
  • понять – принимать
  • клясть – проклинать
  • начало – начинать
  • измять – сминать

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание,
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный сверхинтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

1)проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)прив..легированный, пост..лать,изв..нился

4)прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1)обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)укр..щать, предл..жение, зап..нки

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1)благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7.В каком ряду во всех словах пропущенабезударная проверяемая гласная корня?

1)прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)осл..жненный, м..лькают, м..тодика

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

10.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2)предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)препод..вать, пол..гается, упр..щать

11.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1)с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)гл..внейший, преод..ление, д..намичный

12.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)мин..ральный, зап..саться, повт..рение

13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)переб..решь, к..варный, ст..рона

4)об..яние, прик..снуться, л..скающий

14.В каком ряду во всех словахпропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)в..зти, к..пучий, взр..стить

2)выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

Какие они бывают

Выделяется три типа:

  1. Проверяемые – можно проверить ударением.
  2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
  3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

§1. Проверяемые безударные гласные

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли́сы), примерять (ме́рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается(разви́тие) промышленность; холодильник (хо́лод, холо́дный).

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах; залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) –отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять(значение) – умолять (о пощаде) и т.п.

Примечание 1. В некоторых корнях наблюдается чередование гласных. Количество таких корней ограничено (см. об этом в §3).

Примечание 2. Гласную  о  в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Примечание 3. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция — проецировать инек. др.

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова

Проверка

В русском языке много слов, где лишь одно ударение и несколько звуков в слабой позиции. В таких случаях недалеко и до ошибки. Учитывая, что сомнительные гласные можно проверить лишь с помощью ударения, школьники часто сталкиваются с трудностями и задают вопрос: можно найти проверочное слово или нет?

В одних случаях удается подобрать одно, а то и два проверочных слова, и проблема правописания трудных звуков решится.

Как быть в случаях с непроверяемой безударной гласной, например, э в слове экватор? Неопытный школьник может написать «икватор». В таких случаях лучшим другом школьника будет орфографический словарь, где собраны слова с непроверяемыми безударными гласными. Проверив по нему правописание, нужно запомнить словарные слова с сомнительными звуками, например, солдат, раздевание, велосипед.

Но есть и другие правила, и здесь попытка применить проверочное слово напрасна: подчас получается ситуация, когда оно может вводить в заблуждение. Это значит, что нужно хорошенько запомнить правило, чтобы узнавать его и избегать возможных ошибок.

Проверяем безударные гласные в корне.

1.3. Сложные случаи при проверке гласных.

Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, — это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:

  • Старожил нашего города (старый житель) — сторожил склад (сторож);
  • Вытачка на блузке (тачать) — выточка детали (точит);
  • Вытесненный из толпы (тесно) — вытисненный на книге (тиснуть);
  • Вышколить ребенка (школа) — вышкалить сосуд (шкалы);
  • Умолять о пощаде (молит) — умалять значение (делать малым);
  • Флаг развевается (веет) — ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
  • Удариться оземь (о землю) — взошла озимь (озимые);
  • Разреженный воздух (редко) — разрядить пушку (разряд);
  • Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) — скрипя зубами во сне (скрип);
  • Осветить комнату (включить свет) — освятить храм;
  • Просвещение (переносное значение слова свет) — посвящение другу (святость);

Тест

Для успеш­но­го усво­е­ния орфо­гра­фи­че­ской темы «Безударные глас­ные в корне слов» пред­ла­га­ем выпол­нить тре­ни­ро­воч­ный тест. В нем пред­став­ле­ны сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми, непро­ве­ря­е­мы­ми и чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне.

1. Буква «а» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
  2. местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
  3. ф…соль, к…блук, вол­на к…чает лодку;
  4. г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.

2. Буква «о» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. запл…мбировать зуб, отл…жить встре­чу, в…кзал;
  2. совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
  3. к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
  4. сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.

3. Буква «е» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
  2. к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
  3. уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
  4. з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.

4. Буква «и» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. абор…ген, воз­душ­ный поц…луй, г…рбарий;
  2. пал…садник, н…деля, инж…нер;
  3. выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
  4. греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.

5. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. с…лома, б…гровый, з…рница;
  2. бл…снуть, ед…ничный слу­чай, уз…лок;
  3. в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
  4. изб…ратели, вн…мание, об…деться.

6. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. осв…дительный,  ф…нарщик, ск…калка,;
  2. пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
  3. упл…тнить сро­ки, зат…чить каран­даш, сотв…рение мира;
  4. покл…ниться зри­те­лям, спл…влять лес, попр…шайничать.

7. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же про­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. изм…рение, прит…снять, в…щество;
  2. осв…житься, л…тать, вн…мательный;
  3. под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
  4. фл…мастер, пар…докс, к…бура.

8. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
  2. см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
  3. пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
  4. укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.

9. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1.  зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
  2. раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
  3. ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
  4. к…вычки, обст…новка, прод…вец.

10. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
  2. р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
  3. ум…лчание, вым…кнуть до нит­ки, ан…мальный;
  4. распозн…вать, нак…лить шип­цы, отв…рить рис.

11. Укажите ряд слов с непро­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
  2. об…грённый, уг…сать на вет­ру, благосл…вить;
  3. к…рамика, д…фект, ц…мент;
  4. п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.

12. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
  2. изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
  3. д…виз, м…дальон, п…ченье;
  4. сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.

13. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
  2. нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
  3. ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
  4. пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.

14. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. об…жать музы­ку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
  2. грам…тный, см…родина, об…няние;
  3. апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
  4. пок…янное пись­мо, г…рмония, к…литка.

Скачать ста­тью: PDF

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука + гласный (еда, краевед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука ) также пишется е, а не э.

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт.
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить).

 Упражнения к теме «2.3. Правописание гласных в корне»

  • 2.1. Состав слова
  • 2.2. Корень слова
  • 2.3. Правописание гласных в корне
  • 2.4. Правописание согласных в корне
  • 2.5. Приставки
  • 2.6. Правописание приставок
  • 2.7. Суффиксы. Постфиксы
  • 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
  • 2.9. Основа и окончание
  • 2.10. Словообразование. Основные понятия
  • 2.11. Основные способы словообразования
  • 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
  • 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
  • 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
  • 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

§4. Гласные после шипящих

1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы  я, ю, ы,  а пишутся соответственно  а, у, и,  например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

Исключения:  брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание.  Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро  и т.п.).

2.  После шипящих под ударением в корне пишется   е(ё), соответствующее в произношении звуку     о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется   е   (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о.  Ср.:

а)  бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

б)  артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс   -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс  -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

Примечание 1.  Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.

Примечание 2.  Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем  жечь  –  жёг).

Примечание 3.  Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой  о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.

3.  В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.

4.  В собственных именах  о  после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.

Примечание.  О написаниях о –  е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархатпосле х в безударной позиции пишется буква а(также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка(вариант: бархатка ) – гласный о. Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё и я : лебёдка, лебёдушкаи лебяжий . В слове ладьябез ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождениеи др. пишется без ударения буква ев соответствии с ударным ев слове детии производных от него – детский, детство, бездетныйи т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитёи дитячийпишется и(ударный ив дитятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и , так и буквой е.

Например, магнит, магнитный, намагнититьи магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптикаи магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон . варианты: магнетоэлектрический эффекти магнитоэлектрическая машина, магнитохимияи магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном иили ев первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова дебет(финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и (в словах дебитор, дебиторский ). В корне слов инфекцияи дезинфекцияна месте ударного гласного епишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать . Буквы е и и на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг . Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Слова с чередованием о и а

Это чередование безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос,
  • чередование скак – скоч,
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с

Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки)

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Проверяемые гласные в корне слова

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол,
  • изменение числа, если слово – имя существительное,
  • изменение части речи,
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий