Как определить стихотворный размер

Памятка «Стихотворные размеры в литературе»

Стихотворный размер стихотворения

– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет. Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) итрёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.Двусложные размеры – это ямб и хорей.

Примеры стихотворных размеров

Ямб

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведу несколько примеров.

Пример ямба:

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

Пример хорея:

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

Трёхсложные стихотворные размеры

  1. Дактиль

В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

дактиль (примеры):

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

  1. Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

Амфибрахий (примеры):

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

3.Анапест

– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

Анапест примеры:

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе. Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой. Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов. Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора. Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

  1. Брахиколон

    – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

  1. Александрийский стих

    имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной.

  2. Логаэд

    – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом – один – это было болото,

Два – это речка.

И пальма – одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма – одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

… Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение –

Там еще продавали слонов –

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Сложные случаи

Ритм поэтического произведения бывает трудно уловить из-за пропущенных ударений, что связано с длиной слов, превышающей стопу, или из-за добавления лишнего ударного гласного. То и другое может быть использовано автором в качестве литературного приёма.

Примеры пиррихия уже встречались в приведённом выше фрагменте из стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».

Спондей встречается, например, в последней строфе стихотворения А.К. Толстого «Благовест»:

И се́рдце ра́достно

Дрожи́т и та́ет,

Пока́ зво́н бла́гостный

Не замира́ет…

Стихотворение написано ямбом, но в трёх строчках из четырёх обнаруживается уже знакомый пиррихий, словно придающий повествованию плавность. А на этом фоне, будто имитируя удары церковного колокола, выделяется третья – с тремя ударениями подряд. Её схема выглядит так:

_ _́ / _́ _́ / _ _

Эффект колокольного звона создаётся спондеем во второй стопе.

Данный пример доказывает, что умение определять стихотворные размеры пригодится не только специалистам-литературоведам или тем, кто сам занимается поэтическим творчеством. Понимание законов поэзии даёт возможность глубже проникнуть в замысел автора, получить максимальное наслаждение от прочитанного стихотворения.

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Лекции о поэзии и прозе

Русская литература XX века

Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других

Как работает литература

Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей

Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое

Как определить стихотворный размер?

Русские размеры, по своей сути, имеют две формы, которые определяются последовательностью ударных и безударных слогов — двусложные и трёхсложные размеры.

В двусложных размерах мы имеем последовательность сильных и слабых слогов. Но сначала предлагаю определиться о графическом обозначении ударных и безударных.

«U» = безударный слог; «» = ударный слог

В двусложных размерах мы имеем последовательность ударных и безударных, или сильных и слабых слогов. — U — U — U — U И здесь сама кульминация вопроса, без лишних тон воды: размер стиха определяется в зависимости от того, куда падает ударение; если на первый слог, то хорей.

Хорей

Тройка мчит, хрустят вслед сани
Крутят вихри небосвод
Ветер дует хулиганя
Сыплет снегом песне в рот

Если на второй, то ямб.

Ямб

Играют волны — буря зреет
По ветру: мачты, треск хрустит
Лиловый парус с песней реет
С отвагой мили бороздит

И здесь мы наглядно видим, что эти два размера по свой внутренней структуре одинаковы, отличаются только тем, на какой слог падает ударение. Ямб и хорей, это двусложные размеры.

Редактирую эти глупости, так и охота все перечеркнуть, и написать крупными буквами «Не занимайтесь дурью! Это не имеет никакого отношения к поэзии» Если бы я сам не писал стихов, все эти буквоеды склевали меня бы, как голуби — булку белого у драмтеатра. За такие слова. Но вы, девочки и мальчики, кого заставляют это учить, можете смело говорить своим учителям тоже самое, и ссылаться на меня. Что так сказал я. Это все правда.

Стихи рождаются в душе поэта, на не подсознательном уровне, и это в большей степени зависит только от отдельно взятого индивидуума, кто пишете стихи. Поверьте, нет в моей душе, там места, ни ямбам, ни хореям. Одна поэзия. Говорите вашим учителям, им, тоже самое. Но, а мы, продолжим тему. Не привык бросать начатое на полдороги

У амфибрахия ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными, и он трехсложный размер.

Амфибрахий

Прекрасное утро — красивый восход
По небу! По небу — плывет пароход
За ним вслед барашки, гурьбой облака
И тучка поменьше, на вид ангелка

Вот и всё что вам надо знать (стихи надо проговаривать в голос — обязательно!) Ямб и хорей — два основных размера, которыми пишут, и писали: девяносто пять процентов всех поэтов. Ваш Пушкин, так вообще, кроме ямба ничего больше не знал, и то, не всегда знал что он есть

В конце нашего, небольшого урока, хочу напомнить — не так и важно: какой размер у вашей души. Руководство не было бы полным, если бы я не привел все размеры

Это, чтобы вам не перелистывать тонны макулатуры.

Важно: не придавайте большой значимости, теории о стихосложении, или наподобие такой глупости, как написать гениальный роман, или такой стих. И если вы сочинили стих, и он вам нравится, а теория говорит: что же вы, уважаемый стихоплет! Здесь надо — неужели, а ну исправь! Никогда этого не делайте — вы это индивидуальность, под которую эти исследователи (придумали же себе название) если…если… если… они, потом сами будут подстраиваются под вас

И так, это будет считаться правилом написания. Теорию пишут те, кто в поэзии и литературе: никто и зовут его никак — ни одного романа, про убогие стихи уже молчу. Учите русский язык и сочиняйте, остальное приложится со временем — или нет. Каждому своё.

P.S. Попалась мне как-то книжонка, одного автора, которого почитают среди буквоедов. Так вот хватило меня на двадцать семь строк: за три дня — по всей книге. Пятьсот с лишним страниц этот мужик грузил такую мрачную шизу о стихах: диаграммы, слова что не выговоришь. Что мне подумалось встретить его и сказать: «А ну прочти мне, хоть четыре строчки: своего золотого стиха!»

Не тратьте зря время и не читайте книги сумасшедших — по-другому, это назвать нельзя. От них вы можете получить опасную, инфекционную информацию, что поставит крест на вашем искусстве. Ну что, договорились? Или вы до сих пор, всё ещё хотите писать, как Пушкин? Тогда советую руководство: как писать рецензии на стихи, и напишете на этого рукотворного кумира, парочку объективных рецензий. Поставьте ваших учителей в неловкое положение: честной и объективной рецензией, пусть попыхтят опровергая очевидное.

My alter ego

Живёт в душе и процветает
Горит он страстью и без склок
С надеждой в разуме витает
Ведёт сердечный диалог

Пленил он страстью и навеки
Похитил ключик от души
Со страху ёкнули лишь веки
Я стал рабом для фетиши

Рабом слогов и окончаний,
Мужских и женских в них начал
Размеры стоп и без ворчаний
Построил ритм, — и зажурчал:

Ручьём и песней засердечной,
Залил нектаром он тоску
И грусть оставила навечно:
Сгорела пламенем в труху

Хорош фетиш… и он от бога!
Прилип липучкой, и к душе
Живёт он в сердце… где берлога
Ходить там можно в голыше

2015 Александр Протасов

Определение количества стоп в стихе

Итак, от количества и характера стоп зависят стихотворные размеры. Как определять количество стоп? Оно зависит от количества ударных (схемных) ударений. Поясним это на примере хорея и амфибрахия.

Если я надену шляпу,

Стану я почти как папа.

Ну, а папа и без шляпы

Все равно похож на папу.

В этом стихотворении Андрея Чебышева «Про папину шляпу» размер определяется как четырехсложный хорей, так как стихотворная строка (стих) содержит четыре хореических стопы.

Лошадка по полю скакала, скакала,

По полю скакала и очень устала.

И в поле стояла, и травку щипала.

И снова скакала, скакала, скакала.

И в речке купалась, и гривой играла,

И снова по полю скакала, скакала.

Ни ветру, ни птице ее не догнать.

Никто не умеет так быстро скакать.

В этом стихотворении того же автора количество стоп тоже четыре, однако стопы, в отличие от предыдущего примера, не хореические, а амфибрахические, поэтому размер этого стихотворения – четырехстопный амфибрахий.

Определение размера стихотворения

Для того чтобы определение размера стихотворения было более удобным, можно придерживаться следующих советов:

Для анализа необходимо взять бумагу, ручку и стихотворение. Во всем тексте расставить ударение

Для удобства можно схематично обозначить ударные и безударные слоги.
Обратите внимание, на какой слог постоянно падает ударение, попробуйте расставить ритмические разделы (между слогами с помощью вертикальных черточек), обозначив тем самым стопы. Разделение будет верным, если в каждой строчке получится один и тот же ритмический рисунок, например, везде первый слог будет ударный, а второй — безударный (в двусложном размере)

Затем можно посчитать количество таких ритмических отрезков в строке и выяснить полностью размер стихотворения. Например, каждая строчка стихотворения гармонично делится на отрезки «первый слог ударный, второй безударный», и таких слогов в каждой строчке по четыре. Первый ударный слог, а второй безударный — это хорей. Так как в каждой строчке стихотворения он встречается по четыре раза, то размер стихотворения — четырехстопный хорей.
Если это двусложная стопа, ударный слог будет только один. Если ударение падает на нечетный слог – это будет хорей, на четный – ямб.
Если ни на один слог не падает ударение – это будет пиррихий. Чтобы это понять, нужно сделать ударения в нескольких строчках, а потом уже делать соответствующие выводы. Например, в песне Шевчука есть такая строка: «Что такое осень – это небо. » Именно здесь встречается пиррихий.
Если строчки в стихотворении гармонично делятся на один из трехсложных размеров (их характеристику см. выше), то стихотворение написано или анапестом, или амфибрахием, или дактилем. Опять же, считаем, по сколько стоп в строчках стихотворения, и по их количеству определяем точный размер.
Размер может быть «нечистым», то есть, к некоторым строчкам может прикрепляться пиррихий в конце, спондей в середине. В такой ситуации определяют основной ритмический рисунок (как написано большинство строчек стихотворения), именно он и будет являться основным размером, а элементы, выходящие за его пределы, прикрепляют к основному названию. Например, размер стихотворения — пятистопный хорей с пиррихием в конце второй, четвертой и шестой строк.

А теперь, возьмите любое стихотворение и определите размер, которым оно написано. Удачи!

Ещё больше интересного

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие

Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Виды стихотворных размеров

Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:. Стих односложного размера — брахиколон

Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:

Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:

Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:

Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:

Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.

Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:

Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.

Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:

Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:

Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу. 

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон». Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия. Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий