Содержание
- 1 Единство времени
- 2 Я И ДРУГИЕ
- 3 Авторские рассказы
- 4 Список лучшей русской художественной литературы
- 5 Особенности композиции
- 6 Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»
- 7 Невероятное умение всего несколькими словами передать самое главное:
- 8 Особенности рассказа
- 9 РАЗГОВОР С СОБОЙ
- 10 ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
- 11 Единство персонажа
- 12 Основной принцип построения рассказа
Единство времени
Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечку» Чехова. Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской «Попрыгунье» изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.
Я И ДРУГИЕ
Человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».
1. Ги де Мопассан — «Пышка»: ocr.krossw.ru. (Про среду, про лицемерие и про отношения между разными классами.)
2. Урсула ле Гуин — «Покидающие Омелас»: samlib.ru. (Классический sci-fi рассказ про «взаимоотношения личности и общества» и «проблему самоопределения человека в социальной среде».)
3. Кен Лю — «Бумажный зверинец»: libking.ru. (Про язык как связь со своими корнями, про самоощущение мигранта в чужой среде; рассказ-призёр нескольких фантастических премий, очень трогательный.)
4. Кейт Шопен — «История одного часа»: smartfiction.ru. (Классический феминистский рассказ конца XIX века о женщине, на секунду почувствовавшей себя свободной.)
Авторские рассказы
Авторские рассказы представлены произведениями, созданными русскими и зарубежными писателями. Они имеют всевозможные сюжетные линии, с разнообразными персонажами и стилем написания. Среди них дети встретят смешные истории, героические приключения, добрые и трогательные творения и даже страшные рассказы! Читая такие произведения на нашем сайте, ребёнок научится быть добрым, ответственным, справедливым, смелым, решительным и дружелюбным. Авторские рассказы доступны для вас совершенно бесплатно.
Подборки рассказов
Тёплый хлеб Паустовский Константин
Литературный шедевр Константина Паустовского «Теплый хлеб» на простом примере показывает, к чему приводит человеческое малодушие. Сказка у…
Авторские рассказы
Паустовского
Про коня
Для начальной школы
С картинками
Про животных
Поучительные
Про детей
Терапевтические
Для детей 6 лет
Для детей 5 лет Ещё +
27.4K
9
451
3.4
17 минут
Прыжок Толстой Лев
Потрясающий рассказ «Прыжок» Л.Н. Толстого имеет хороший воспитательный посыл. Он учит ребёнка понимать, что является провокацией и к каки…
Авторские рассказы
Льва Толстого
Про детей
Поучительные
Для начальной школы
Терапевтические
Для детей 6 лет
Для детей 5 лет Ещё +
16.3K
4
133
3.9
3 минуты
Автомобиль Носов Николай
Известное литературное произведения легендарного детского писателя Николая Носова «Автомобиль», рассказывает историю мальчика Миши, которы…
Авторские рассказы
Носова
Про детей
Интересные рассказы
Для дошкольного возраста
Для начальной школы
Терапевтические
Для детей 6 лет
Для детей 5 лет
Для детей 4 лет Ещё +
14.1K
3
131
3.9
4 минуты
Как Миша хотел маму перехитрить Евгений Пермяк
Рассказ «Как Миша хотел маму перехитрить», написанный писателем Евгением Пермяком, будет полезно прочитать всем мальчишкам. Занимательная история учит…
Авторские рассказы
С картинками
Для малышей 1 года
Про детей
На ночь
Добрые
Поучительные
Известные
Для начальной школы
Швейцарские народные рассказы Ещё +
15.5K
98
3.3
1 минута
На льдине Борис Житков
Поучительный рассказ о товариществе и смелости «На льдине» написан известным русским писателем Борисом Житковым. Увлекательная зимняя исто…
Авторские рассказы
Советские рассказы
Про зиму
Для начальной школы
Для 1 класса Ещё +
9.9K
1
91
4.0
2 минуты
Живая шляпа Носов Николай
Известное произведение знаменитого детского писателя Николая Носова, отличающегося искренней любовью к детям, написано в юмористической форме в 1938 г…
Авторские рассказы
Носова
Про детей
Советские рассказы
Для начальной школы
С картинками
Про кота
Для детей 6 лет
Для 1 класса Ещё +
15.3K
4
104
3.8
3 минуты
Друг детства Драгунский Виктор
Рассказ «Друг детства» В.Ю. Драгунского учит ребёнка таким важным качествам, как доброта, благородство, сочувствие, а также быть настоящим…
Авторские рассказы
Драгунского
Про детей
Добрые
Поучительные
Для начальной школы
Терапевтические Ещё +
14.3K
179
3.2
6 минут
Злая собака Аким Яков
По названию рассказа Акима Якова «Злая собака» каждый ребёнок сразу представит, о чём будет произведение. Однако эта история вовсе не стра…
Авторские рассказы
Про детей
Добрые
Поучительные
Для начальной школы Ещё +
11K
208
3.5
3 минуты
Лев и собачка Толстой Лев
Удивительный рассказ «Лев и собачка» Л.Н. Толстого не оставит равнодушным ни одного ребёнка. История наглядно показывает детям, что такое …
Авторские рассказы
Льва Толстого
О дружбе
Про добро
Про животных
Про собаку
Художественные рассказы
Любимые
Для дошкольного возраста
Для начальной школы
Для детей 3 лет
Для детей 4 лет
Для детей 5 лет
Для детей 6 лет
С картинками Ещё +
16.2K
4
56
3.7
2 минуты
Бурундук Иван Соколов-Микитов
«Бурундук» ‒ это рассказ о бурундуке, милом, симпатичном зверьке, похожем на белку. Много врагов в лесу у маленьких бурундуков. Сказка научит ребят ин…
Авторские рассказы
Про животных
Для начальной школы
Швейцарские народные рассказы Ещё +
15.2K
581
2.8
1 минута
Список лучшей русской художественной литературы
«Война и мир» Лев Толстой
Роман-эпопея о переплетении войны, любви, жизни и так далее. Довольно сложно дается произведение, но из него можно многое почерпнуть.
«Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» Михаил Булгаков
Книга, которая известна практически всем. Даже люди, которые редко читают, слышали о ней. А второй роман благодаря кинофильму В. Бортко стал популярным. Живуч дух собаки.
«Слово и дело» Валентин Пикуль
Чтение этого произведения серьезно вдохновляет, если вы хотите узнать немного больше об истории, это то, что, вам нужно.
«Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» Александр Пушкин
Пушкина любят практически все. Многие его называют русским Шекспиром. Об Онегине и Татьяне наверняка слышали все, печальная история любви. Маленькие трагедии, это удивительные пьесы, которые затрагивают мораль.
«Хождение по мукам», «Пётр Первый» Алексей Толстой
Ох уж эти романы о русской интеллигенции, «хождение по мукам» может удивить. А второе произведение больше для фанатов истории.
«Темные аллеи» Иван Бунин
Романтика в русском стиле. Любовь. Лучше читать подобные произведения, когда внутри бабочки порхают! Высшая проба!
«Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
Лирический роман, который относится к классике. Многим может понравиться главный герой «Печорин» и его размышления о жизни.
«Тени исчезают в полдень» Анатолий Иванов
Становление Советской власти в деревушке, много любви и интриг. Довольно интересно читать, а если нет времени, есть экранизация.
«Лезвие бритвы», «Таис Афинская» Иван Ефремов
Ивана Ефремова считают прекрасным фантастом. Узнаете о жизни популярной гетеры, пользовавшейся помощью Александра Великого.
«Человек-амфибия» Александр Беляев
Ох уж эта фантастика, которая заставляет задуматься и порождает новые мысли.
Эта работа не зря попала в список художественной литературы.
«Обломов» Иван Гончаров
Обычный герой русского романа, который многим приглянется. Вы хотите узнать, что с человеком делает лень и депрессия?
«Угрюм-река» Вячеслав Шишков
Описание прекрасной сибирской природы, яркие, необычные образы, вот что есть в произведении. Хотите отдохнуть и насладиться чтением? Эта работа для вас.
«Анна Каренина» Лев Толстой
Удивительная история запретной любви с драматичным концом.
Вот и подошел наш список художественной литературы к концу. Какое произведение считать самым лучшим, решать только вам.
Если вы хотите узнать еще больше об этой теме, посмотрите видео:
Возможно вам также будет интересно посмотреть список лучших советских комедий.
Особенности композиции
Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе
Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе
Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.
Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»
- Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов . Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
- Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
- Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
- Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
- Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
- Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему , в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
- Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.
Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.
Невероятное умение всего несколькими словами передать самое главное:
1. Однажды Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий всего из четырех слов, способный растрогать любого читателя. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные»
2. Фредерик Браун сочинил кратчайшую страшную историю из когда-либо написанных: «Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…»
3. О.Генри победил в конкурсе на самый короткий рассказ, который имеет все составляющие традиционного рассказа — завязку, кульминацию и развязку: «Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года».
4. Англичане тоже организовывали конкурс на самый краткий рассказ. Но по условиям конкурса, в нем должны быть упомянуты королева, Бог, секс, тайна. Первое место присудили автору такого рассказа: «О, Боже, — воскликнула королева, — я беременна, и не знаю, от кого!»
5. B конкурсe на самую короткую автобиографию победила одна пожилая француженка, которая написала: «Раньше у меня было гладкое лицо и мятая юбка, а теперь — наоборот».
6. Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки.
— Мистер Фуджима, — сказала она, — вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает.
Чуть живой от слабости, я спросил:
— Где я?
— В Нагасаки, — ответила она. Алан Е. Майер «Невезение»
7. С тех пор, как Риту жестоко убили, Картер сидит у окна. Никакого телевизора, чтения, переписки. Его жизнь — то, что видно через занавески. Ему плевать, кто приносит еду, платит по счетам, он не покидает комнаты. Его жизнь — пробегающие физкультурники, смена времен года, проезжающие автомобили, призрак Риты.
Картер не понимает, что в обитых войлоком палатах нет окон. Джейн Орвис «Окно»
8. Звездная ночь. Самое подходящее время. Ужин при свечах. Уютный итальянский ресторанчик. Маленькое черное платье. Роскошные волосы, блестящие глаза, серебристый смех. Вместе уже два года. Чудесное время! Настоящая любовь, лучший друг, больше никого. Шампанского! Предлагаю руку и сердце. На одно колено. Люди смотрят? Ну и пусть! Прекрасное бриллиантовое кольцо. Румянец на щеках, очаровательная улыбка.
Как нет?! Лариса Керкленд «Предложение»
9. Классический пример лаконичности спартанцев относится к письму царя Македонии Филиппа II, завоевавшего многие греческие города: «Советую вам сдаться немедленно, потому что если моя армия войдёт в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город». На это спартанские эфоры ответили одним словом: «Если».
10. Как только это случилось, я поспешил домой, чтобы сообщить жене печальное известие. Но она, похоже, совсем меня не слушала. Она вообще меня не замечала. Она посмотрела прямо сквозь меня и налила себе выпить. Включила телевизор. В этот момент раздался телефонный звонок. Она подошла и взяла трубку. Я увидел, как сморщилось её лицо. Она горько заплакала. Чарльз Энрайт «Призрак»
11. Наконец в этой глухой, уединенной деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда.
Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.
— Вы — Правда?
Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.
— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?
Старуха плюнула в огонь и ответила:
— Скажи им, что я молода и красива! Роберт Томпкинс «В поисках Правды»
Особенности рассказа
Небольшой объём
Ограниченное число действующих лиц
Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
- Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
- По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
- Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
- В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
- Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
- Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.
Пример.
Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.« Хамелеон».1945 г.
РАЗГОВОР С СОБОЙ
Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования — вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.
1. Тед Чан — «Правда фактов, правда ощущений»: . (Современный классик научной фантастики, рассказ про избирательность памяти, про невольную ложь самому себе, про совесть.)
2. Дневники: prozhito.org. (Задание: найти дневники, которые вели школьники-сверстники в какое-нибудь другое десятилетие, сравнить со своим опытом.)
3. Уолт Уитмен — «Песня о себе» (пер. Чуковского): .
4. Гилберт Кит Честертон — «Если бы мне дали прочитать одну проповедь…»: chesterton.ru. (Про опасности самоупоения, может получиться интересный поворот темы; «Должно быть, меня не поймут; но я бы прежде всего сказал моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многожёнством и кражей, любыми гнусностями — чем угодно, только не собой».)
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
1. «Краткая история будущего»: postnauka.ru. (Курс на «Постнауке», там есть статьи по каждой проблеме «на слуху»: глобальное потепление, ИИ, возобновляемая энергия etc.)
2. Боб Дилан — стихотворения «Времена-то меняются» («The Times They Are a-Changin’») и «На крыльях ветра» («Blowin’ in the Wind»): skazka.mifolog.ru. (На всякий случай: да, это литература; Нобелевская премия тому подтверждение. Оба стихотворения публиковались в советском сборнике «Голос Америки»: fantlab.ru.)
3. Текст о движении BLM: meduza.io.
4. Дороти Томпсон — «Кто станет нацистом»: kermlinrussia.com. (Классика журналистики; хлёсткая статья Дороти Томпсон в «Harper’s Magazine» за август 1941 года. Про личный выбор в эпоху социальных перемен и о том, что влияет на этот выбор.)
Единство персонажа
Еще одна особенность рассказа – единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко – несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ — это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе «Челкаш» Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском «Спать хочется» и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.
Основной принцип построения рассказа
Вывод из размышлений о «единствах» сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста. Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.
Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.
Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять литературный жанр рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.