Содержание
- 1 Роман воспитания в современном мире
- 2 Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»
- 3 Материал для саморазвития
- 4 Роль детства в становлении личности
- 5 Аргументы
- 6 Проявляйте уважение и учтивость
- 7 Проблемы педагогики
- 8 Роль семьи и окружения для ребенка
- 9 Эффективность работы педагогов
- 10 Проблема ответственности родителей за судьбу детей
- 11 Аргументы
- 12 Примеры из жизни
- 13 Проблемы взрослых с трудным детством
- 14 Проблема ответственности родителей за судьбу детей
- 15 Аргументы
- 16 Правильное и неправильное воспитание
- 17 Правила написания эссе
- 18 Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- 19 Народная мудрость
- 20 Где вырастают счастливые взрослые
- 21 Примеры сочинений
- 22 Проблема ответственности родителей за судьбу детей
Роман воспитания в современном мире
В 20-м и 21-м веке роман воспитания, сохраняя свои основные отличительные черты, приобрел новое звучание и стабильно входит в 10 самых популярных книжных тем. Современные романы взросления зачастую включают черты других жанров, например романа-антиутопии (цикл «Голодные игры», 2008 – 2010 гг.), фантастики («Игра Эндера», 1985 г.) и фэнтези (цикл о Гарри Поттере, 1997 – 2007 гг.)
Неослабевающий интерес читателя к этим произведениям говорит о том, что нам предстоит познакомиться со многими новыми примерами романа взросления, некоторые из которых наверняка станут международными бестселлерами.
Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»
На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.
Материал для саморазвития
На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.
Роль детства в становлении личности
- Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов». Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
- Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.
Аргументы
О человеке можно судить по его отношению к своим родителям.
Перестать заботиться о своих родителях – это предательство.
К сожалению, не все дети любят своих родителей.
Важно не только то, кто тебя родил, но и то, кто воспитал.
Любовь к родителям редко возникает из ниоткуда, это ответное чувство.
Не всем детям знакомо понятие уважения к своим родителям.
Никто и никогда не будет любить человека так же сильно, как его любят родители.
Настоящие родители всегда готовы пожертвовать своими интересами ради блага ребёнка.
Самое важное, что есть у родителей – это их дети.
Нет ничего дороже и роднее, чем родители.
Проявляйте уважение и учтивость
Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.
У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью
В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе
Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, — великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.
Проблемы педагогики
Сложившаяся на сегодняшний день система образования не способна чутко отреагировать на происходящие в обществе перемены и удовлетворить все грани потребностей духовной сферы человека. Ее рамки не позволяют в полной мере решить вопросы правовой и информационной культуры, экологического и санитарного просвещения и т. д.
Школьная система образования не имеет четких понятий о формировании личности. Термин «воспитание» постепенно переводится в идею «адаптации к социуму». Отстает и качество образования, влияющее на уровень развития личности. Еще не так давно Россию признавали одним из самых читающих государств в мире. Сегодня же данные социологических опросов утверждают, что мы интересуемся различными публицистическими и литературными изданиями меньше, чем люди в странах Европы.
Серьезную озабоченность государственных деятелей, ветеранов и педагогов вызывает незнание учащимися истории Великой Отечественной войны. И виной этому выступает система образования. Она отводит всего пять часов на изучение огромной вехи в истории нашего государства.
Роль семьи и окружения для ребенка
- В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
- В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.
Эффективность работы педагогов
Воспитание личности является процессом очень трудным и весьма противоречивым. В связи с этим учесть его результаты довольно сложно. Начинается этот процесс с самого раннего возраста. Затем он продолжается при поступлении в школу. С определенного момента человек начинает заниматься самовоспитанием.
Разумеется, педагогам необходимо знать, достиг ли процесс формирования личности (или отдельный его этап) нужной цели. Для того чтобы определить уровень воспитанности детей, необходимо провести сопоставление запроектированного с полученными результатами. Без этого становится невозможным управление дальнейшим процессом формирования личности.
Установить степень соответствия желаемых и полученных результатов позволит диагностика нравственной воспитанности. Она представляет собой определенную оценочную процедуру. Ее выполнение позволит выявить истинный уровень воспитанности. Разница же между конечным и начальным результатом является важным критерием педагогического процесса.
Для получения необходимых данных проводят тест на воспитанность. Однако это не теоретическое задание. По практическому поведению детей в тех или иных ситуациях и выполнению ими определенных действий определяется уровень воспитанности учащихся. Методика диагностики предполагает и изучение представлений детей об определенных правилах и нормах поведения. Часто на практике педагог задает детям прямые вопросы. Среди них:
Что такое честность?
Зачем человеку быть добрым?
Почему нельзя ябедничать? и т.д.
В качестве доказательств собственной правоты воспитанник должен привести весомые аргументы. Проблема воспитанности, если таковая имеется, станет тут же очевидна.
Для диагностики эффективности педагогической работы нередко применяют написание сочинений на определенную тему. Каждое из них — это своеобразная анкета. Уровень воспитанности определяется при раскрытии того или иного вопроса, что ярко характеризует внутренний мир ребенка. В перечне тем может быть описание собственного видения такой проблемы, как «Вежливость и я», «Каково мое понимание дисциплины» и т. д. При написании таких сочинений учащиеся также должны привести свои аргументы. Проблема воспитанности ребенка может быть выявлена и другими эффективными способами диагностики поведения. Для этого педагог должен искусственно создать ситуацию, при которой выявятся
Определить уровень формирования личности выпускников помогает сочинение. Проблема воспитанности (ЕГЭ часто предлагает абитуриентам подобные темы), раскрывается молодыми людьми на основе литературных произведений и реалий современной жизни.
Проблема ответственности родителей за судьбу детей
- Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
- А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.
Аргументы
- В процессе самовоспитания человек сталкивается с рядом сложностей и проблем.
- Правильная мотивация – основа успеха.
- Самовоспитание поможет осуществиться мечте.
- Самовоспитание – ключевой фактор в развитии каждого человека.
- Одним из способов самовоспитания являются книги.
- Ценности, убеждения и привычки меняются каждый год.
- Воспитывая в себе нравственность, человек становится достойным членом общества.
- Самовоспитание – это самый важный вид деятельности человека.
- Самовоспитание необходимо для контроля собственных эмоций.
- Человек, занимающийся воспитанием, достигнет в жизни успеха.
Примеры из жизни
Пётр I сделал неоценимый вклад в развитие образования Российской империи. Он заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. В то время на высокие должности часто приглашались иностранные специалисты из-за недостатка образованности русского народа. Россия нуждалась в квалифицированных строителях, инженерах, моряках, военных и других кадрах. Именно из-за этого Пётр I принял решение провести образовательную реформу, сразу же после которой в стране появилось множество новых учебных заведений различной направленности. Начали работать математические, навигационные, медицинские, инженерные, артиллерийские и заводские школы. Обучение в школах велось для детей в возрасте 10-15 лет и напоминало службу. Ученики жили в казармах, а на уроках можно было получить палкой за невыученный урок или недостойное поведение. В 1708 году появилась гражданская азбука, созданная для облегчения книгопечатания, необходимого для обучения народа. А в 1724 году в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, при которой открылся университет и гимназия. В научной деятельности Академии принял активное участие М.В. Ломоносов, благодаря усилиям которого открылся в скором времени Московский университет.
Моя бабушка родилась в военное время, когда образованию уделялась небольшая роль. Все заботы семьи тогда заключались в том, как прокормить детей и защитить их. Об учёбе мало кто думал. Поэтому, когда она попала в школу после войны, знания давались ей очень трудно. Бабушка всегда находилась в числе отстающих учеников, которые учились только на двойки и тройки. Так бы могло продолжаться долго, но в её жизни произошло неожиданное событие: бабушка влюбилась в моего дедушку, который был на тот момент её новым одноклассником, переехавшим из другого города. Дедушка был очень умным и учился на одни пятёрки. Бабушке стало стыдно за то, насколько она отстаёт от него в учёбе. Она понимала, что необразованность станет помехой их отношениям
Тогда она серьёзно занялась учёбой, а дедушка, обратив внимание на её рвение, вызвался помочь. Он стал подтягивать бабушку по всем предметам, а в процессе занятий узнал её лучше
Спустя недолгое время стало понятно, что он тоже влюблён. Бабушка окончила школу твёрдой хорошисткой и даже поступила в московский университет. Всю жизнь они вспоминали о школьных годах, рассказывая о том, что именно тяга к знаниям свела их вместе.
Проблемы взрослых с трудным детством
Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.
Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, что такое поведение вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.
Проблема ответственности родителей за судьбу детей
- Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
- А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.
Аргументы
- Родители и дети – это два разных мира, которым трудно понять друг друга.
- Юности свойственны радикальные взгляды, а зрелый возраст более консервативен.
- Проблема взаимоотношения будет всегда актуальной, потому что время и культура не стоят на месте.
- Старшее поколение, опираясь на собственный опыт, считает, что имеет полное право указывать, как жить молодому поколению.
- Для достижения взаимопонимания необходимо быть терпимее друг к другу.
- Молодому поколению всегда есть чему поучиться у старших.
- Возраст нужно уважать.
- Молодое поколение всегда другое, потому что живёт в новую эпоху.
- Только в наших руках возможность увеличить или уменьшить пропасть между поколениями.
- Людям, принадлежащим к разным поколениям, очень трудно понять друг друга.
Правильное и неправильное воспитание
- Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
- В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.
Правила написания эссе
С самого раннего детства ребенок познает мир. Главными составляющими этого процесса являются воспитание и обучение родителями своего чада. Это формирует в нем необходимые знания и качества, а также творческие способности. В результате чего вырастает полноценная личность.
Составление структуры
Чтобы написать сочинение на тему «Воспитание», нужно знать, как правильно изложить свои мысли, донести их до читателя. Необходимо составить определенную структуру написания текста. В самом начале нужно выделить главную идею сочинения-рассуждения. Далее составить план. Для этого можно составить вопросы, ответы на которые составят само сочинение. Например, следующие:
- Что такое воспитание?
- Какое оно оказывает воздействие?
- Воспитанный — значит какой?
- Какие качества можно отнести к таким людям?
- Какие проблемы или сложности могут возникнуть?
После этого нужно разделить текст на части и составить композицию сочинения, которая состоит из следующих пунктов:
- введение;
- основная часть;
- заключение.
Композиция текста
Начать писать сочинение нужно со введения, где описывается основная идея эссе. Растягивать его не нужно, достаточно будет написать несколько предложений, а потом приступить к следующей части композиции.
В основной части необходимо раскрыть тему сочинения, главную мысль. Можно написать, что понимается под воспитанием, воспитанным человеком, привести примеры.
В заключении нужно сделать выводы, определить актуальность сочинения «Что такое воспитание».
Повествование должно быть понятно читателю, а мысли изложены грамотно. При возникновении трудностей с написанием работы не стоит терять время. Можно переходить к другой части композиции, а после вернуться и дописать.
Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С
Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни.
Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».
Народная мудрость
- «В какой народ попадёшь, такую шапку и наденешь». В данной пословице говорится о том, что у каждого народа своя культура.
- «В Тулу со своим самоваром не ездят». Смысл данной пословицы заключается в том, что нет необходимости пытаться сделать то, что другие делают лучше и уже на протяжении долгого времени. Подобные действия считаются глупыми.
- «Во всяком подворье своё поверье». Наши предки говорили о том, что у каждого народа свои традиции, которые нельзя высмеивать или осуждать.
- «Какова сторона, таков и обычай». В этой пословице говорится о том, что у каждого народа свои обычаи, которые он ценит и чтит.
- «Человек без народа, что дерево без плода». В этой пословице говорится о том, что человек не может существовать без народа. В уединении его жизнь становится бессмысленной, словно дерево без плода.
- «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать». Смысл данной пословицы заключается в том, что любое государство держится на определённых уставах. Если эти порядки начнут рушиться, государство долго не продержится.
- «Учение образует ум, воспитание – нравы». В этой пословице говорится о том, что благодаря учению формируется человеческий разум, а воспитание образует нравственность.
- «И к худу и к добру приучаются смолоду». Наши мудрые предки знали, что все основы нравственности закладываются в человеке в молодости. Именно в эту пору жизни человек выбирает к чему стремиться – хорошему или плохому.
- «В людях Илья, а дома свинья». В этой пословице идёт речь о человеке, который остаётся человеком только на людях. Дома такая личность ведёт себя подобно свинье.
- «Не стоит гроша, да походка хороша». В данной пословице говорится о человеке, который ничего из себя не представляет, но умеет внешне казаться достойным.
Где вырастают счастливые взрослые
Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях
Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться
Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.
Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.
Примеры сочинений
Воспитанность — умение вести себя тактично с окружающими, воспринимать их спокойно, быть вежливым. Такие люди умеют обходиться без негативной критики.
Воспитанные люди
Воспитанный человек знает, как себя вести в сложных ситуациях, так как он всегда сдержан. Недостаток воспитания может негативно сказаться на личности. Если ребенку с ранних пор не прививают правил этикета, поведения в обществе, то ему будет сложно вписаться в это общество, найти себя.
Личность, которой прививают любовь только к материальной стороне жизни, не развивается в духовном плане. Поэтому необходимо с детства объяснять детям, что важны как материальные качества, так и духовные. Хорошее воспитание открывает перед людьми многие двери.
Проблема ответственности родителей за судьбу детей
- Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
- А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.