Содержание
- 1 Литература
- 2 Образцы сочинений про орфографию
- 3 Фонетический принцип русской орфографии
- 4 Как грамотно писать тексты без ошибок?
- 5 Правописание суффиксов имен существительных
- 6 Правописание приставок, оканчивающихся на З и С
- 7 Важнейшие правила
- 8 Правописание чередующихся гласных в корнях слов
- 9 Традиционный или исторический
- 10 Правила по русскому языку для 1 класса
- 11 Что такое речевой этикет?
- 12 Что изучает орфография?
- 13 Трудности
Литература
- Букчина Б. З. «Правила русской орфографии и пунктуации» (1956 г.) и орфографическая практика // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — 1974. — Т. 33, вып. 1. — С. 44–52.
- Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII — XX вв.). — М.: Элпис, 2004. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-902872-03-0.
- Еськова Н. А. Коснёмся истории // Орфография и русский язык. М., 1966
- Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания // Русская речь. 1988. № 5
- Лингвистические основы кодификации русской орфографии: теория и практика. М., 2009
- Моисеев А. И. Тысячелетие русского письма // Русский язык за рубежом. 1988. № 6
- Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. (XVIII-XX вв.) / Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз.; авт.: Б. З. Букчина, Н. А. Еськова, Л. П. Калакуцкая и др.; Отв. ред. акад. В. В. Виноградов. — М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965. — 500 с.
- Ожегов С. И. Упорядочение русской орфографии // Вестник АН СССР. 1957. № 1
- Панов М. В. И всё-таки она хорошая! : Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / Институт русского языка АН СССР.. — М.: Наука, 1964. — 168 с. — (Научно-популярная серия). — 35 000 экз. (обл.)
- Русское правописание сегодня: о «Правилах русской орфографии и пунктуации». М., 2006;
- Чернышёв В. И. Фортунатов Ф. Ф. и Шахматов А. А. — реформаторы русского правописания (по материалам архива Академии наук СССР и личным воспоминаниям) // Академик А. А. Шахматов. М.; Л., 1947
- Шапиро А. Б. Упорядоченное русское правописание: К выходу «Правил русской орфографии и пунктуации». М., 1956
Образцы сочинений про орфографию
Образцы сочинений
Зачем нужна орфография?
Вариант 1
Я полностью согласен с мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражений. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить всё, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.
В тексте (Ф.И.О. автора) написание, например, слова «приходил» связано с двумя орфографическими правилами: 1) правописание приставок ПРЕ -, ПРИ- и 2) проверяемая гласная в корне слова. Согласно первому правилу, в значении «приближение, присоединение» в слове пишется приставка ПРИ-. Согласно второму, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: прихО/Адил – ходит.
Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать родной язык и самого себя.
Вариант 2.
Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.
Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, тоесть правила правильного написания слов.
Вспомним, каковы функции орфографии. Они напрямую связны с принципами русской орфографии. Каковы эти принципы? Их три: морфологический, традиционный, фонетический. 90% слов в русском языке пишутся согласно морфологическому принципу, согласно которому необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Фонетический принцип – мечта всех школьников: как слышим, так и пишем. Так пишутся, например, приставки на з – с. Традиционный принцип написания касаются слов, которые мы называем «словарными», их нельзя проверить правилом, слова пишутся согласно традиции.
Рассмотрим принципы русской орфографии и их функции в тексте А. Алексина. В нём, как во всяком другом тексте, много слов с проверяемыми безударными гласными в корне слов: встречали, принеси, приходи и др. Это морфологический принцип орфографии. Согласно фонетическому принципу пишутся слова «вскипяченное» (предложение 26), вскочили, (№ 55). Традиционный принцип орфографии представлен словарными словами «минуту, «каникулы». Словами с чередующимися гласными в корне «убирала» (18 предложение), «вытираешь» (19).
Иногда от одной неверно написанной буквы меняется лексическое значение слова. Например, у А. Алексина дважды встречается слово «примиряла». Измените и на е в корне, и смысл слова станет совсем иным!
Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.
Вариант 3.
Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.
Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.
В тексте.. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении..употребляется слово. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте.таких слов встретилось несколько:
В предложении. (..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.
Таким образом, орфография – важный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.
old148.uralschool.ru
Фонетический принцип русской орфографии
Он сводится к тому, что записываются буквы, обозначающие именно тот звук, который слышится. Этот принцип мало распространен в русском языке, поскольку он неудобен в использовании (мало ли кому что слышится…).
Тем не менее по фонетическому принципу организованы следующие орфографические правила:
приставки на –З, -С (перед глухим пишется С, перед звонким – З; обычно так и слышится: растянуть – перед глухим слышится С; раздавить – перед звонким слышится З);
Однако принцип не вполне фонетический; например, в слове «расшуметься» слышится на конце приставки Ш, а мы пишем С.
- Ы после приставок на согласный (эта тема тоже коварная, из правила много исключений: И сохраняется после всех иноязычных приставок, а также русских приставок сверх- и меж-);
- написание приставок раз- и рас- с буквой А, в то время как под ударением слышится О: россыпь, но рассыпать;
- Ы после Ц в суффиксах и окончаниях (в этом месте слышится Ы, потому что Ц всегда твердый);
- О в ударных суффиксах после шипящих (волчонок, собачонка);
- и некоторые другие, более редкие правила (например, написание слова «свадьба», так как в этом месте слышатся Д, хотя родственные ему «свататься», «сватовство» содержит в этом месте Т.
Как грамотно писать тексты без ошибок?
Для грамотного написания текстов необходимо умение чётко излагать свои мысли и знать основные правила написания. Здесь незаменима помощь орфографического учебника или старого школьного словаря. Можно отдельно выписывать сложные слова и анализировать их.
Отличное упражнение – переписывание текстов. Даже зная все правила русского языка, нужно уметь применять их на практике. Выученный стих можно записать и проверить себя в правописании. Хорошо работать в паре и увеличивать свою грамотность, работая с диктантами. Обсуждение ошибок, здоровая критика и взаимоконтроль помогут вам лучше освоить грамотное правописание.
Даже зная все правила грамматики, нужно уметь применять их на практике. Достаточно начать с листа, постепенно увеличивая объем. Мелкая моторика рук развивает мыслительные процессы. Чтобы повысить свой уровень в правописании нужно несколько дней в неделю сделать учебными и 1-2 часа уделить своей грамотности.
Необходимо также регулярно читать, чтобы подтягивать свой уровень знаний. Классические произведения или современные рассказы формируют восприятие слов, их правописание и пунктуацию, улучшают зрительную память. Записывайте на полях сложные слова с допущенными ошибками. Проанализировав их, займитесь изучением нужных правил
Важно запомнить то, что вы прочитали. Чтобы писать без ошибок, необходимо развивать и тренировать зрительную и слуховую память
Если регулярно заниматься не только правописанием, а еще музыкой и спортом, на подсознательном уровне вырабатывается точность выполнения заданий.
Несколько важных моментов грамотного написания статей
Начальный этап работы сводится к ознакомлению с темой из различных источников.
Затем составляется план статьи и выбирается стиль написания.
Избегайте сплошного текста, в виде «простыни» он будет трудночитаем. Небольшие абзацы намного легче воспринимаются читателями. Важные моменты лучше выделять жирным шрифтом.
С кратким и ёмким заголовком легче привлечь внимание. После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий
Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты
После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий. Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты.
Помимо знания правил необходимо обеспечить себе тишину во время работы, правильно настроиться на тему статьи. Если вы работаете без перерыва и выходных дней, внимательность сменяется переутомлением, а это сказывается на качестве текста.
Правописание суффиксов имен существительных
В современном языке образование имён существительных обычно связано с суффиксами, присоединяющимися к производным и непроизводным основам и образующими существительные с различным значением: лица, предмета, вещи, абстрактного понятия и др.
Обычно выделяют две группы суффиксов существительных: суффиксы субъективной оценки и словообразующие суффиксы. Иногда один и тот же суффикс может относиться к обеим группам.
Основными суффиксами субъективной оценки принято считать следующие: ‑ек, ‑ик, ‑чик, ‑ечк‑, ‑ец‑, ‑окьк‑, ‑еньк‑, ‑инк‑, ‑наши‑, ‑ушк‑, ‑ищ-: орешек, дождик, костюмчик, утречко, морозец, головонька, душенька, ссадинка, долюшка, скворушка, табачище.
Словообразовательные суффиксы существительных:
- — со следующими суффиксами образуются существительные, обозначающие занятия лица: -ик (лесник), -ник (шутник), -ист (органист), -ец (умелец), -чик (газетчик), -тель (писатель), -иц (цветочница);
- — с помощью других (или тех же самых) образуются существительные, обозначающие предметы: -ник (валежник), -ик (шкафчик), -ек (ножичек), -чик (укладчик), -инк (проталинка), -ец (бельецо);
- — суффиксы, образующие существительные с абстрактным значением: -изм (шовинизм), -ени- (стремление), -ств (художество), -ость (смелость), -еств (жульничество).
Правописание суффиксов существительных состоит из соблюдения нескольких основных правил:
1. Суффиксы чик/щик
В обозначении профессий суффикс чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик), суффикс щик — в остальных случаях (сменщик, носильщик, паромщик, барабанщик).
После согласной Л перед суффиксом щик пишется Ь: стекольщик. Уменьшительно-ласкательным суффиксом является только чик (купил маленький барабанчик).
Заметьте, что суффикс -щик нередко присоединяется к основам глаголов на -ал, ‑ил, ‑ел, ‑овал; суффикс -льщик встречается в словах, обозначающих род деятельности, занятие или действие лиц мужского пола: копировальщик, болельщик, лудильщик, курильщик, коптильщик, рисовальщик, точильщик.
2. Суффиксы ек/ик
Суффикс ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).
3. Суффиксы ец/иц
Суффикс ец пишется:
- в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).
Суффикс иц пишется:
- в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).
4. Суффиксы ичк/ечк
Суффикс ичк пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на иц (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс ечк пишется в словах, образованных от существительных не на иц (нянечка, лукошечко, Танечка).
Обратите внимание: слова «ложечка, леечка, канареечка, полечка» и др. образованы от существительных с суффиксом -к-, гласный е в них корневой беглый, а согласный к корня чередуется с ч (ложка — ложечка);. 5
Суффиксы ышк/ишк
5. Суффиксы ышк/ишк
Суффикс ышк пишется в существительных среднего рода в уменьшительно-ласкательных словах, после него пишется окончание о (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс ишк пишется в словах, имеющих уничижительный оттенок.
6. Суффиксы ушк/юшк
Суффикс ушк пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс юшк пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).
7. Суффикс инк(ин + к)/енк
Суффикс инк пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом ин (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс енк пишется в уменьшительных формах существительных на на, ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.
8. Суффиксы оньк/еньк
Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -оньк- после твёрдых согласных: полоса — полосонька, береза — берёзонька Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- после мягких согласных и шипящих: заря — зоренька, дорога — дороженька. Исключение: баиньки, заинька, паинька.
9. Суффиксы онк/онок
Пишутся после шипящих под ударением -онк- (с оттенком пренебрежения): душа — душонка, река — речонка. Пишутся после шипящих под ударением -онок- (при обозначении детёнышей животных): волк — волчонок, медведь — медвежонок.
С помощью разнообразных суффиксов можно показать всевозможные оттенки чувств человека, оценить размер, ценность, значимость любого предмета.
Правописание приставок, оканчивающихся на З и С
Многие приставки в русском языке заканчиваются на согласные буквы З или С. Вот они:
- раз- и рас-;
- воз- и вос-;
- вз- и вс-;
- без- и бес-;
- низ- и нис-;
- из- и ис-;
- через- (чрез-) и черес- .
Их можно назвать парными, так как их значение от написания на конце букв З или С не меняется.
Написание перечисленных выше приставок зависит от того, на какую букву начинаются корень или другая приставка, идущая следом.
Перед гласными или звонкими согласными в приставке пишется буква З, перед глухими согласными – буква С.
Для применения этого правила необходимо умение различать звонкие и глухие согласные.
Вы сможете делать это без сомнений, если запомните фразу: «Фока, хочешь поесть щец?»
Уникальность ее заключается в том, что в ней собраны все глухие согласные, существующие в русском языке, и нет ни одной звонкой.
Обратите внимание на то, что у приставки с- нет пары, то есть приставки з- не существует.. В словах здравствуй, здоровье, ни зги, здание и здесь буква З является частью корня
Их я советую просто запомнить
В словах здравствуй, здоровье, ни зги, здание и здесь буква З является частью корня. Их я советую просто запомнить.
Важнейшие правила
Правописание гласных в корне слов
-
- Безударные гласные, которые можно проверить ударением
столы — сто́л
молодой — мо́лодость, моло́денький
-
- Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)
корова, король, облако, болото
-
- И — ы после ц
в корнях ци — и
Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах
Слова-исключения: цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «цыц».
в суффиксах и окончаниях — цы — ы
лисицын, курицын; улицы
-
- Гласные после шипящих
1) жи, ши — и
ча, ща — а
чу, щу — у
Жизнь, чаща, чудо …
2) После шипящих — ё, если есть чередование с е:
Чёрный (чернь), жёлтый (желтеть), шёлк (шелкопряд), чёрточка (черта)…
Слова-исключения (нет чередования с е): шов, шорох (не шероховатый), капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.
В местоимениях, являющимися формой что (и производных наречий), пишется ё: о чём, чё, нипочём.
-
- Чередующиеся е — и, о — а в корне слова
1) бер — бира́-
тер — тира́-
дер — дира́-
пер — пира́-
мер — мира́-
стел — стила́-
блест — блиста́-
жег — жига́-
дерёт — сдира́ет
стелить — застила́ет
умер — умира́ть
блестит — блиста́ет
вытереть — вытира́ть
Слова-исключения: сочета́ние, сочета́ющийся, словосочета́ние
2) кос — каса́-
лож — лага́-
коснуться — каса́ться
изложение — излага́ть
Слово-исключение: полог
3) рос — о
раст — ращ — а
вырос, вырасти, выращенный
Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль
4) мок — мак
вымокнуть под дождём
макать в жидкость
5) ровн — равн
ровный (гладкий) — равный (одинаковый)
выровнять — уравнение
Слово-исключение: равнина
6) гор — га́р
зага́р, горит
Слово-исключение: выгарки, пригарь и изгарь
7) зор — зар
На месте безударного гласного пишется а
заря,
под ударением — а и о
зарево, зори (мн. ч.), зорька, зоренька, зорюшка
Слово-исключение: зоревать
Правописание согласных в корне слов
-
- Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й
1. Столб — столбы
жёлудь — жёлуди
2. Глазки — глазницы
сказка — сказочка
3. Здравствуй — здравие
местность — место
-
- Непроверяемые согласные (словарные слова)
Ё и О после шипящих
В корне: см.выше.
В суффиксе:
- Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) волчо́к, галчо́нок, зайчо́нок, звоночек, кружо́к, медвежо́нок, мышо́нок; (прил.) бежевый, ежо́вый, парчо́вый, холщо́вый; (нареч.) горячо́, пахуче, свежо́, хорошо́.
- Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) заворожённый, обожжённый; (нареч.) ещё.
В окончании:
- Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) врачо́м, дачей, ножо́м, свечо́й, сторожем; (прил.) большо́го и хорошего.
- В глаголах: жжёт, печёт, стережёт.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.
В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.
В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.
В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.
В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.
От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):-мок- — в значении «пропускать жидкость»;-мак- — в значении «опускать в жидкость»;-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»
В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Традиционный или исторический
Традиционный является одним из основных принципов русской орфографии. Если предыдущие варианты основывались на группе правил, то исторический в одно время и простой, и сложный. Дело в том, что он представляет те самые слова, написание которых следует просто запомнить. А чтобы лучше это делать, следует больше читать или просто записать проблемные слова в отдельную таблицу.
Определение этого принципа очень простое. Оно основано на том, что правильным является то написание, которое было закреплено традицией. Второе название (исторический) говорит само за себя, то есть написанные слова опираются не на современные правила.
Самым популярным примером традиционного принципа является правило о том, что «жи» и «ши» пишутся с буквой И. В древности согласные в этом примере были мягкими, так что тогда такое правописание было логичным. Время шло, согласные отвердели, а вот буква И так и осталась на месте. Принцип их написания стал историческим. То же самое касается и буквы Ц.
Все слова, которые пишутся, основываясь на историческом принципе, делятся на две группы:
К первой группе относятся слова, пришедшие в современный язык из древнерусского. Например, это существительные «топор», «собака», «калач» и другие. В старой версии языка их правописание можно было легко объяснить, но в современный язык эти правила или особенности не перебрались. Осталось лишь запоминать их правописание, не опираясь на нынешние нормы.
Ко второй категории относятся слова, пришедшие из других языков. Заимствованы они были очень давно. Это такие слова как «вокзал» или «аллея». Некоторые термины пришли в состоянии, в котором мы их видим сейчас, написание некоторых изменилось со временем.
Традиционный принцип в некотором роде похож на морфологический, но он остался в зачаточном состоянии. Правил, которые бы объяснили образование того или иного слова, нет, а значит, нужно лишь запоминать их. В школе такие термины еще называют словарными.
Современная орфография требует от человека знания больше ста орфографических правил, различных исключений и так называемых словарных слов, написание которых не регулируется правилами. Признаки классификации порой бывают очень странными.
Конечно, правила 1956 года несколько устарели, ведь появилось немало новых слов, заимствований, конструкции. Их правописание ничем не регулируется, поэтому иногда человек колеблется при их написании. За более чем полвека в русском языке появились такие слова как «вайфай», «дефолт», «голкипер», «телевизор», «смартфон». Из-за иностранного происхождения не всегда понятно, как их правильно писать.
Еще в правилах 1956 года имеется всего три слова, в которых после твердого согласного идет буква Э — это мэтр, пэр, сэр. В орфографическом словаре их уже побольше: рэкет и другие. В своде правил также не прописано, когда нужно применять букву Й. Ни одна грамматика не может незыблемо зафиксировать все правила, поэтому необходимо вносить поправки и уточнения.
Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/printsipy-russkoy-orfografii.html
Правила по русскому языку для 1 класса
1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.
5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: , , , , , . Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — .
7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — или голос и шум — , называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.
Что такое речевой этикет?
Стоит начать с того, что означает сам термин «речевой этикет». Нужно ли составить правила речевого этикета для себя или есть какой-то определённый записанный свод норм?
Если говорить кратко: под речевым этикетом принято подразумевать умение общаться вежливо и тактично.
Если в повседневной жизни вы будете постоянно пользоваться этими правилами, то без труда сможете выстроить хорошие отношения с коллегами, соседями, родственниками, партнёрами, друзьями и т. д.
Говоря коротко, речевая культура поведения – это не только свод определённых норм. Это ещё и повседневное общение. В некотором роде это также лакмусовая бумага, позволяющая при первом общении определить то, насколько грамотен человек, вежлив, тактичен. Уровень речевого этикета помогает оценить социальный статус и уровень развития человека.
Невзирая на то, что в каждой стране, в любой культуре действуют свои правила, которые и помогают нам понять, что это за человек, очень сложно обозначить все правила этикета речи – так их много.
Что изучает орфография?
Орфография расскажет о дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописной и строчной букв, о переносе слов и о множестве других орфограмм русского языка.
Например, в слове «шёпот» мы всегда напишем букву «ё», а не «о», которую мы слышим после твердого согласного звука «ш».
В русском языке главенствует не фонетический принцип написания слов, а морфологический. Мы обязаны сохранить морфему в первозданном виде во всех однокоренных словах и их формах независимо от ее звучания: оглушения или озвончения согласных, редукции гласных звуков, ассимиляции и прочих фонетических изменений в слове.
Чтобы правильно написать слово «шёпот» воспользуемся орфографическим правилом правописания букв «ё»/»е» после шипящих в корне слова: если в родственном слове или форме слова происходит чередование ё//е, то в корне после шипящего напишем букву «ё».
Проверим это: шёпот — шептать.
Аналогично такое чередование происходит в словах: кошёлка — кошелёк, чёлн — челнок, жёлудь — желудёвый, жёрнов — жернова.
Трудности
Люди, не являющиеся носителями русского языка, при его изучении могут столкнуться с рядом трудностей, в частности:
- Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия: досыта, но до смерти; пополам, но по третям; вдобавок, но в заключение, посуху, но по морю.
- Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол).
- Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
- Написание форм слова «идти» (корень —и-) определяется только словарём: идти, но прийти и приду. То же с формами корня —им-/-ем-/-я-: пойму, но приму, возьму и выну.