Содержание
- 1 Падежи существительных. Падежные предлоги
- 2 Суффиксы частей речи
- 3 Значения предлогов
- 4 Падеж имен существительных
- 5 Идем к цели вместе!
- 6 Суффиксы имен прилагательных
- 7 Путь к знаниям
- 8 Падежи существительных. Падежные предлоги
- 9 ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
- 10 Список предлогов
- 11 Падежи в русском языке
- 12 Формообразующие суффиксы
- 13 Местоимение — это самостоятельная часть речи
- 14 Орфограммы — что это такое
- 15 Глагольные суффиксы
- 16 Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк а , мастер , отец ;
- что? — тишин а , дом , счасть е , радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Вася — мой младший брат .
Родительный падеж
- нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
- нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
- дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
- вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотряна ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
- любуюсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
- расскажу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лёт чик
- водопровод чик
- фонар щик
- бетон щик
- академ ик
- траг ик
- машин ист
- лингв ист
- писа тель
- чита тель .
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
- -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
- -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
- -ист- (прерыв ист ый, золот ист ый);
- -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
- -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотр е ть
- пил и ть
- мурлык а ть
- пол о ть
- развед ыва ть
- раскраш ива ть
- бесед ова ть
- танц ева ть
- стук ну ть.
Значения предлогов
Предлоги не обозначают предмет, как имена существительные (кто? мальчик, что? город) или действие, как глаголы (что сделать? рассмеяться, что делать? писать). Тем не менее каждый предлог обладает определённым значением.
- растет в лесу;
- сидит на ветке;
- роет под землёй;
- летит над домом;
- стоим за домом;
- отвечать у доски;
- остановиться перед дверью.
- зайти в дом;
- выйти из класса;
- нести до двери;
- бежать к реке;
- перейти через мостик.
- работать до вечера;
- в двух минутах ходу отсюда;
- договориться после встречи;
- собраться перед походом.
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Вспомогательные слова
Падежные вопросы Смысловые вопросы Именительный есть
Кто? лис а
Что? земл я
Что?
Родительный нет
Кого? лис ы
Чего? земл и
Кому? лис е
Чему? земл е
Где? Как? Винительный вижу
Кого? лис у
Что? земл ю
Где? Куда? Творительный доволен
Кем? лис ой
Чем? земл ей
Где? Как? Предложный думаю
О ком? о лис е
О чем? о земл е
Где?
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куниц ы – Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. – написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка
Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д
п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/8
Идем к цели вместе!
На пути к знаниям школьник может быстро потерять интерес к учебе, и причины могут быть различны. В большинстве случаев, основной причиной является непонимание учеником правил и, как следствие, наличие плохих оценок за выполнение домашнего задания. Чтобы справиться с этой большой проблемой, родители прибегают к разным методам. Некоторые покупают много разнообразных книг, учебников и методических материалов, другие обращаются за помощью к репетиторам, тратя при этом немалые деньги. Однако, не стоит забывать о таком полезном пособии, как ГДЗ по русскому языку 3 класс. Использование решебника позволяет ребенку быстро выполнять домашнюю работу, родители же могут проверять правильность ее выполнения. Это, в частности, поможет школьникам преодолеть страх получить плохие оценки.
Суффиксы имен прилагательных
Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.
Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный)
Суффиксы | Условия написания | Примеры |
— ив -, — ев — | в безударном положении пишется — ев -, под ударением — ив — | игр ив ый, шаловл ив ый
Исключения: юродивый, милостивый |
— оньк -, — еньк — | — оньк — после согласных: г, х, к;
— еньк — после согласных, кроме: г, х, к. |
мил еньк ий, добр еньк ий, слад еньк ий |
— чив -, лив — | «И» пишется в любом случае, поскольку -чев, -лив- не существует | завист лив ый |
— оват -, — ов -, — овит — | пишутся после твердого согласного | горьк оват ый, зелен оват ый |
— еват -, — ев -, — евит — | пишутся после мягк. согл. , после шипящих и «ц» | марганц евит ый |
Видео: суффиксы имен прилагательных
Путь к знаниям
В 3 классе учащиеся переходят к более углубленному изучению тем, пройденных ранее. Школьники подробно исследуют текст, его строение и связь предложений в нем; учатся писать изложение; осваивают лексическое значение слова; начинают работать со словарями; проходят состав слова, а также выделяют его значимые части (корень, приставка, суффикс и окончание). Дети обучаются орфографическим правилам; получают новые знания при рассмотрении основных частей речи, пройденных во втором классе.
С каждым годом объем информации для изучения только увеличивается. Именно поэтому многие ученики начальных классов имеют плохую успеваемость. Они не справляются с заданиями, результатом этого может стать потеря интереса к занятиям и процессу обучения в целом. Поэтому родителям и преподавателям стоит больше проявлять интерес к ученику в младших классах, когда только происходит становление личности.
Следует обратить особое внимание на:
- развитие и тренировку памяти ребенка;
- систематическое повторение изученного материала;
- правильность понимания орфографических правил;
- дополнительные занятия на тему практического применения правил;
- развитие самодисциплины и самоконтроля у ребенка.
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушк а , мастер , отец ;
- что? — тишин а , дом , счасть е , радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Вася — мой младший брат .
Родительный падеж
- нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
- нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом для обозначения отсутствия предмета, указания места, причины, цели употребляются предлоги:
Например:
- Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
- дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .
С дательным падежом употребляются предлоги:
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж существительного обозначает объект действия и отвечает на вопросы: кого? что?
- Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
- вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .
С существительными в форме винительного падежа в значении объекта, времени, места, уступки употребляются предлоги:
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотряна ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
- любуюсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .
С этим падежом в значении совместности, места, причины употребляются предлоги:
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- в связи с непогодой;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
- расскажу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
Предложные формы существительных обозначают объект действия или место:
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.
Примеры – ответы.
Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.
Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.
Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.
Грамматические ошибки.
Предложения с ошибками. | Предложения без ошибок + комментарии. |
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге. | Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.
(Любит кого? Забоится о ком?) |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство. |
Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство. Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова: не только…, но и; как…, так и; не столько …, сколько. |
Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство. | Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.
(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом. Здесь это «зрелые годы»). |
Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился. |
Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился. |
Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился. | Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.
При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе). |
Молодёжь города приняли активное участие в субботнике. |
Молодёжь города приняла активное участие в субботнике. (Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей). |
Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему». | Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»
(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице). |
Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту. |
Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту. (Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде). |
Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства. | Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.
(Слов каких? передававшИХ). |
Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства. |
Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства. (Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота). |
В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России. |
В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.
(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже). |
Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью. |
Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.
(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?) |
По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице. |
По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.
(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде). |
Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи. | Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.
(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется). |
Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность. |
Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность. (В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза). |
Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности. | Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.
(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект). Верно. Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности. |
Двое подружек были очень рады встрече. |
Две подружки были очень рады встрече.
Собирательное числительное не употребляется с женским родом). Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные: Двое котят (детёныши животных). Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число). Трое мальчиков (со словами в мужском роде). |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток. |
Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня. Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Других не бывает. |
По обоим сторонам дороги росли могучие деревья. |
По обеим сторонам дороги росли могучие деревья. (Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода). |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
Список предлогов
Приведем список наиболее употребительных предлогов русского языка:
Предлоги | Примеры употребления |
---|---|
без (безо) | без силы, безо всякой надежды |
близ | близ реки |
в (во) | в доме, во мраке |
вместо | вместо папы |
вне | вне круга |
для | для долголетия |
до | до улицы |
за | за руку, за горой |
из (изо) | из дома, изо всех сил |
из-за | из-за спины |
из-под | из-под носа |
к (ко) | к дому, ко мне, ко всякому |
кроме | кроме папы |
между | между двух огней, между ними |
на | на кровать, на диване |
над (надо) | над лесом, надо мной |
о (об, обо) | о бок, об стену, о тебе, обо мне |
от (ото) | от друга, ото всех |
перед (передо) пред (предо) | перед стеной, передо мной, пред тобой, предо мной |
по | по пояс, по реке, грустить по нём |
под (подо) | под глаза, под глазами, подо мной |
при | при сестре |
про | песня про зайца |
ради | ради дочери |
c (со) | c горы, c мамой, со мною |
сквозь | сквозь ткань |
среди | среди друзей |
у | у друга |
через | через дорогу |
Падежи в русском языке
По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.
Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:
- Именительный.
- Родительный.
- Дательный.
- Винительный.
- Творительный.
- Предложный.
В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.
В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.
Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):
- Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
- Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.
Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.
Имеющиеся вопросы
Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.
К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:
- Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
- Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
- Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
- Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
- Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Деревом).
- Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).
Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:
- Именительный. Кто? Лось.
- Родительный. Кого? Лося.
- Дательный. Дать кому? Лосю.
- Винительный. Винить кого? Лося.
- Творительный. Сотворен кем? Лосем.
- Предложный. Говорить о ком? О лосе.
Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыка ть мурлыка л ;
- отвози ть — отвози л ;
- засея ть — засея л ;
- возненавиде ть — возненавиде л .
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мурлыч ущ ий, бор ющ ийся);
- -им-/-ем- (принос им ый, беле ем ый);
- -вш-, -ш- (опа вш ий, принёс ш ий);
- -нн-, -енн-, -т- (развея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бега я , слыш а );
- -в, -вши, -ши (услыша в , скры вши сь, потряс ши ).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красив ее , красив ейш ий;
- весело — весел ее ;
- чисто — чищ е .
Местоимение — это самостоятельная часть речи
Местоимение занимает особое положение в системе частей речи русского языка. Другие части речи конкретно называют предметы, например имя существительное; обозначают их признаки, как имя прилагательное; количество предметов и порядок их при счете, как числительное.
Местоимения отличаются от знаменательных частей речи тем, что они не имеют своего лексического, реального, вещественного значения, не называют и не обозначают предметы и их признаки, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Местоимения обладают уникальной способностью замещать слова других частей речи. С этой точки зрения различают группы слов:
Как и любая самостоятельная часть речи, местоимение обладает набором определенных морфологических признаков, одним из которых укажем разряд.
Орфограммы — что это такое
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
- ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
- СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
- ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
- ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
- САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Глагольные суффиксы
Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.
Суффиксы | Вопросы для проверки | Примеры |
-ова-
-ева- |
гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на — ую -, — юю — | гарантир ую -гарантировать
ноч ую -ночевать |
— ыва —
-ива- |
гл. 1 л. ед числа должен сохранять — ыва -, — ива — | испыт ыва ю-испыт ыва ть
вздраг ива ю-вздраг ива ть |
-а-
— е — |
необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — л — | дыш а ть-дыша л
развид е ть-развиде л |
Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской
Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Маш еньк а», таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.
Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.
Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.