Падежи правила русского языка 3 класс

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

Например:

  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • в свя­зи с непо­го­дой;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду заня­тий:

  • лёт чик
  • водо­про­вод чик
  • фонар щик
  • бетон щик
  • ака­дем ик
  • траг ик
  • машин ист
  • лингв ист
  • писа тель
  • чита тель .

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суф­фик­сов:

  • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
  • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
  • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
  • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
  • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
  • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

  • смотр е ть
  • пил и ть
  • мур­лык а ть
  • пол о ть
  • раз­вед ыва ть
  • рас­краш ива ть
  • бесед ова ть
  • танц ева ть
  • стук ну ть.

Значения предлогов

Предлоги не обо­зна­ча­ют пред­мет, как име­на суще­стви­тель­ные (кто? маль­чик, что? город) или дей­ствие, как гла­го­лы (что сде­лать? рас­сме­ять­ся, что делать? писать). Тем не менее каж­дый пред­лог обла­да­ет опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем.

  • рас­тет в лесу;
  • сидит на вет­ке;
  • роет под зем­лёй;
  • летит над домом;
  • сто­им за домом;
  • отве­чать у дос­ки;
  • оста­но­вить­ся перед две­рью.
  • зай­ти в дом;
  • вый­ти из клас­са;
  • нести до две­ри;
  • бежать к реке;
  • перей­ти через мостик.
  • рабо­тать до вече­ра;
  • в двух мину­тах ходу отсю­да;
  • дого­во­рить­ся после встре­чи;
  • собрать­ся перед похо­дом.

Падеж имен существительных

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

Вспомогательные слова

Падежные вопросы Смысловые вопросы Именительный есть

Кто? лис а

Что? земл я

Что?

Родительный нет

Кого? лис ы

Чего? земл и

Кому? лис е

Чему? земл е

Где? Как? Винительный вижу

Кого? лис у

Что? земл ю

Где? Куда? Творительный доволен

Кем? лис ой

Чем? земл ей

Где? Как? Предложный думаю

О ком? о лис е

О чем? о земл е

Где?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куниц ы – Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей. Д

п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/8

Идем к цели вместе!

На пути к знаниям школьник может быстро потерять интерес к учебе, и причины могут быть различны. В большинстве случаев, основной причиной является непонимание учеником правил и, как следствие, наличие плохих оценок за выполнение домашнего задания. Чтобы справиться с этой большой проблемой, родители прибегают к разным методам. Некоторые покупают много разнообразных книг, учебников и методических материалов, другие обращаются за помощью к репетиторам, тратя при этом немалые деньги. Однако, не стоит забывать о таком полезном пособии, как ГДЗ по русскому языку 3 класс. Использование решебника позволяет ребенку быстро выполнять домашнюю работу, родители же могут проверять правильность ее выполнения. Это, в частности, поможет школьникам преодолеть страх получить плохие оценки.

Суффиксы имен прилагательных

Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.

Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный)

СуффиксыУсловия написанияПримеры
— ив -, — ев —в безударном положении пишется — ев -, под ударением — ив —игр ив ый, шаловл ив ый

Исключения: юродивый, милостивый

— оньк -, — еньк —— оньк — после согласных: г, х, к;

— еньк — после согласных, кроме: г, х, к.

мил еньк ий, добр еньк ий, слад еньк ий
— чив -, лив —«И» пишется в любом случае, поскольку -чев, -лив- не существуетзавист лив ый
— оват -, — ов -, — овит —пишутся после твердого согласногогорьк оват ый, зелен оват ый
— еват -, — ев -, — евит —пишутся после мягк. согл. , после шипящих и «ц»марганц евит ый

Видео: суффиксы имен прилагательных

Путь к знаниям

В 3 классе учащиеся переходят к более углубленному изучению тем, пройденных ранее. Школьники подробно исследуют текст, его строение и связь предложений в нем; учатся писать изложение; осваивают лексическое значение слова; начинают работать со словарями; проходят состав слова, а также выделяют его значимые части (корень, приставка, суффикс и окончание). Дети обучаются орфографическим правилам; получают новые знания при рассмотрении основных частей речи, пройденных во втором классе.

С каждым годом объем информации для изучения только увеличивается. Именно поэтому многие ученики начальных классов имеют плохую успеваемость. Они не справляются с заданиями, результатом этого может стать потеря интереса к занятиям и процессу обучения в целом. Поэтому родителям и преподавателям стоит больше проявлять интерес к ученику в младших классах, когда только происходит становление личности.

Следует обратить особое внимание на:

  • развитие и тренировку памяти ребенка;
  • систематическое повторение изученного материала;
  • правильность понимания орфографических правил;
  • дополнительные занятия на тему практического применения правил;
  • развитие самодисциплины и самоконтроля у ребенка.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

Например:

  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Подойти к мате­ри;
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам;
  • идти навстре­чу вет­ру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пла­мя;
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

  • при­е­хать с дру­гом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем;
  • я вме­сте с бра­том;
  • в свя­зи с непо­го­дой;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

ЕГЭ. Русский язык. Задание 8. ШПАРГАЛКА. Примеры – ответы.

Примеры – ответы.

Предлагаю таблицу с наиболее часто встречающимися типами грамматических ошибок на ЕГЭ.

Внимательно вдумайтесь в каждое предложение, поймите, в чём ошибка, посмотрите, как ВЕРНО нужно было составить предложение, прочитайте комментарий, в которых объясняется ошибка.

Думаю, что данная таблица поможет при подготовке к ЕГЭ.

Грамматические ошибки.

Предложения с ошибками. Предложения без ошибок + комментарии.
Она очень любит и заботится о своём четвероногом друге.Она очень любит своего четвероногого друга и заботится о нём.

(Любит кого? Забоится о ком?)

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, а и его детство.

Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

Запомните двойные союзы, в которых нельзя заменять слова:

не только…, но и;

как…, так и;

не столько …, сколько.

Писатель не только изобразил зрелые годы героя, но и его детство.Писатель изобразил не только зрелые годы героя, но и его детство.

(Первая часть двойного союза должна стоять перед первым однородным членом.

Здесь это «зрелые годы»).

Те, кто знал Павла, не мог не заметить, как он изменился.

Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

Те, кто знали Павла, не могли не заметить, как он изменился.Те, кто знал Павла, не могли не заметить, как он изменился.

При подлежащем КТО сказуемое всегда в ед. числе).

Молодёжь города приняли активное участие в субботнике.

Молодёжь города приняла активное участие в субботнике.

(Слово «молодёжь» — ед. числа, хотя с лексической точки зрения это много людей).

Н.А. Некрасов писал о том, что «я лиру посвятил народу своему».Н.А. Некрасов писал о том, что он «лиру посвятил народу своему»

(В косвенной речи местоимения употребляются в 3-ем лице).

Солнце осветило всё вокруг и открывает необыкновенную красоту.

Солнце осветило всё вокруг и открыло необыкновенную красоту.

(Однородные сказуемые должны стоять в одном и том же времени и виде).

Ирина не могла подобрать слов, передававшие всю глубину её чувства.Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Слов каких? передававшИХ).

Ирина не могла подобрать передававших слов всю глубину её чувства.

Ирина не могла подобрать слов, передававших всю глубину её чувства.

(Определяемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине оборота).

В романе «Войне и мире» автор изобразил большой исторический период в жизни России.В романе «Война и мир» автор изобразил большой исторический период в жизни России.

(Если есть нариц. сущ, то название употребляется в им, падеже).

Вопреки ожидания, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.Вопреки ожиданию, туристы добрались до пункта назначения глубокой ночью.

(Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются со словами в дат. падеже- чему?)

По приезду в город, он сначала поселился в местной гостинице.По приезде в город, он сначала поселился в местной гостинице.

(При предлоге ПО слова ставятся в предложном падеже: о чём? О приезде).

Дети спросили, что нужно ли брать с собой тёплые вещи.Дети спросили, нужно ли брать с собой тёплые вещи.

(Если есть частица ЛИ, что подчинительный союз не употребляется).

Она так была рада встрече, что словно они не виделись целую вечность.

Она так была рада встрече, словно они не виделись целую вечность.

(В СПП в придаточном не должно быть разу два подчинительных союза).

Создавая проект детской площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.Создавая проект деткой площадки, дизайнером не были учтены особенности местности.

(Подлежащее — особенности, этот предмет не может создавать проект).

Верно.

Создавая проект деткой площадки, дизайнер не учёл особенности местности.

Двое подружек были очень рады встрече.Две подружки были очень рады встрече.

Собирательное числительное не употребляется с женским родом).

Вспомните, когда можно употреблять собирательные числительные:

Двое котят (детёныши животных).

Двое ножниц (с сущ., которые имеют только мн. число).

Трое мальчиков (со словами в мужском роде).

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать трое суток.

Вопреки первоначальным планам, поездка затянулась на целых двадцать три дня.

Запомните собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Других не бывает.

По обоим сторонам дороги росли могучие деревья.

По обеим сторонам дороги росли могучие деревья.

(Сторона- сущ. ж. рода, поэтому употребляется числительное женского рода).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Список предлогов

Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных пред­ло­гов рус­ско­го язы­ка:

ПредлогиПримеры упо­треб­ле­ния
без (безо)без силы, безо вся­кой надеж­ды
близблиз реки
в (во)в доме, во мра­ке
вме­стовме­сто папы
вневне кру­га
длядля дол­го­ле­тия
додо ули­цы
заза руку, за горой
из (изо)из дома, изо всех сил
из-заиз-за спи­ны
из-подиз-под носа
к (ко)к дому, ко мне, ко вся­ко­му
кро­мекро­ме папы
меж­думеж­ду двух огней, меж­ду ними
нана кро­вать, на диване
над (надо)над лесом, надо мной
о (об, обо)о бок, об сте­ну, о тебе, обо мне
от (ото)от дру­га, ото всех
перед (пере­до) пред (пре­до)перед сте­ной, пере­до мной, пред тобой, пре­до мной
попо пояс, по реке, гру­стить по нём
под (подо)под гла­за, под гла­за­ми, подо мной
припри сест­ре
пропес­ня про зай­ца
радиради доче­ри
c (со)c горы, c мамой, со мною
сквозьсквозь ткань
сре­дисре­ди дру­зей
уу дру­га
черезчерез доро­гу

Падежи в русском языке

По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.

Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:

  1. Именительный.
  2. Родительный.
  3. Дательный.
  4. Винительный.
  5. Творительный.
  6. Предложный.

В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.

В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.

Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):

  1. Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  2. Иван Романов дал Вите тетрадь подержать.

Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.

Имеющиеся вопросы

Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.

К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:

  1. Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
  2. Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
  3. Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
  4. Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
  5. Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Деревом).
  6. Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).

Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:

  1. Именительный. Кто? Лось.
  2. Родительный. Кого? Лося.
  3. Дательный. Дать кому? Лосю.
  4. Винительный. Винить кого? Лося.
  5. Творительный. Сотворен кем? Лосем.
  6. Предложный. Говорить о ком? О лосе.

Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфи­ни­ти­ва:

  • мур­лы­ка ть мур­лы­ка л ;
  • отво­зи ть — отво­зи л ;
  • засея ть — засея л ;
  • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

  • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
  • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
  • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
  • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

    • -а/-я (бега я , слыш а );
    • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­сов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
  • весе­ло — весел ее ;
  • чисто — чищ е .

Местоимение — это самостоятельная часть речи

Местоимение зани­ма­ет осо­бое поло­же­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка. Другие части речи кон­крет­но назы­ва­ют пред­ме­ты, напри­мер имя суще­стви­тель­ное; обо­зна­ча­ют их при­зна­ки, как имя при­ла­га­тель­ное; коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при сче­те, как чис­ли­тель­ное.

Местоимения отли­ча­ют­ся от зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют сво­е­го лек­си­че­ско­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, не назы­ва­ют и не обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и их при­зна­ки, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го упо­треб­ля­ют­ся.

Местоимения обла­да­ют уни­каль­ной спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют груп­пы слов:

Как и любая само­сто­я­тель­ная часть речи, место­име­ние обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, одним из кото­рых ука­жем раз­ряд.

Орфограммы — что это такое

Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает – орфография (что это?).

Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

  1. ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
  2. СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
  3. ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
  4. ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
  5. САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».

А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

СуффиксыВопросы для проверкиПримеры
-ова-

-ева-

гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на — ую -, — юю —гарантир ую -гарантировать

ноч ую -ночевать

— ыва —

-ива-

гл. 1 л. ед числа должен сохранять — ыва -, — ива —испыт ыва ю-испыт ыва ть

вздраг ива ю-вздраг ива ть

-а-

— е —

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — л —дыш а ть-дыша л

развид е ть-развиде л

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Маш еньк а», таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.

Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.

Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий