Содержание
- 1 Способы передачи и оформление
- 2 Знаки препинания в косвенной речи
- 3 Как дать характеристику
- 4 Понятие о прямой речи и словах автора
- 5 Прямая речь внутри слов автора
- 6 Как правильно оформить диалог?
- 7 Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь
- 8 Строение косвенных предложений
- 9 Правила оформления
- 10 Знаки препинания при оформлении диалога
- 11 § 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
- 12 § 47. Прямая речь после авторских слов
- 13 Слова автора в начале речи
Способы передачи и оформление
Чтобы оформить чужие мысли, можно воспользоваться правилами написания прямой или косвенной речи, несобственно-прямой речи или диалога. При этом оформить первый вариант будет сложнее, так как он включает в себя слова автора. Но именно прямая речь сохраняет на 100% и содержание, и форму чужих изречений.
Знаки препинания
Чужие выражения на письме требуют особого оформления, зависящего от места расположения авторского текста, они могут быть перед, после или внутри ПР.
Возможны следующие четыре варианта:
- Авторские слова перед чужими. Поставьте после них двоеточие и откройте кавычки, в которых с большой буквы пишите прямую речь. Если в конце чужих слов ставится восклицательный или вопросительный знак, то кавычки закрываются после знака. Но если предложение повествовательное, то есть в конце точка, то сначала закрываются кавычки, потом ставится точка. Пример: Оля сказала: «Пойду играть». Оля спросила: «Могу я идти?» Оля воскликнула: «Ура! Играть!»
- Слова автора после прямой речи. Обособьте сторонние изречения кавычками, начав писать с большой буквы. Свою речь пишите после тире, стоящего за кавычками, с маленькой буквы. Восклицательный и вопросительный знаки, а еще многоточия ставьте внутри кавычек, а запятую, если ПР повествовательная, — после кавычек, перед тире. Но в случае если в ней не одно предложение, а несколько, то за кавычки знаки не выносятся. Пример: «Пойду играть», — сказала Оля. «Могу я идти?» — спросила Оля. «Ура! Играть!» — воскликнула Оля.
- Слова автора внутри ПР. Кавычки откройте, напишите первую часть сторонних изречений с большой буквы, поставьте запятую и тире, с маленькой буквы напишите свои слова, опять запятую и тире, продолжите ПР с маленькой буквы, закройте кавычки. Но если после первого отрезка ПР стоит восклицательный (или вопросительный) знак, то вторая часть пишется с большой буквы, а после высказывания автора ставится точка. Количество предложений в чужих словах неограниченно. «Я пойду, — сказала Оля, — а то поиграть хочется». «Ура! — воскликнула Оля. — Идем играть!» «Ура! — воскликнула Оля. — Играть! Пойдешь со мной?»
- Внутри слов автора ПР. Такое бывает крайне редко. Пишем первую часть ваших слов, двоеточие, открываем кавычки, пишем чужое высказывание с большой буквы, закрываем кавычки, ставим тире, пишем продолжение вашего изречения с маленькой буквы. Оля сказала: «Я хочу играть», и сразу же убежала. Я услышала, как Оля сказала: «Могу я идти?» — и вышла. Если знаки препинания в авторских словах не нужны, то сначала ставится двоеточие, а перед второй — тире. Воскликнув: «Ура!», Оля побежала играть. Если же на месте разрыва должны быть знаки, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй — запятая.
Схемы и диалог
Проще всего запомнить правила оформления ПР, используя схемы.
Знаки могут быть соответственно большими или маленькими.
«П», — а. | А: «П». | «П, — а, — п». | А: «П», — а. |
«П!» — а. | А: «П!» | «П, — а, — п!» | А: «П!(?)» — а. |
«П?» — а. | А: «П?» | «П? — а, — П». | А: «Пр…» — а. |
«П! — а, — П». | А: «Пр. р.!», а. |
Диалог не оформляется в кавычки, даже если присутствует авторский текст. Каждая новая реплика начинается с новой строки и перед ней ставится тире.
— Можно мне идти? — спросила Оля.
— Да, конечно, — ответила мама. — Иди поиграй.
Если в одном предложении есть две прямые речи, то перед второй ставится еще и двоеточие.
— Да, иди, — ответила мама и спросила: — Ты идешь с Колей?
Короткие диалоги пишутся одной строкой:
— Я пойду? — спросила Оля. — Да, конечно!
Написание цитат
Цитата — дословное воспроизведение чьих-то высказываний. Они, как правило, оформляются кавычками, как предложения с ПР. Но не всякая цитата является ПР. Для этого предложение с цитатой должно содержать слова автора.
Цитатой может быть как проза, так и стихи, но такие предложения оформляются по тем же правилам, что и обычная ПР. И только если такая стихотворная цитата оформляется отдельно от авторской речи, она не заключается в кавычки.
Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то в конце стихотворения ставится тире или запятая и тире.
Знаки препинания в косвенной речи
- Косвенная речь не заключается в кавычки:
Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.
- Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.
Коля подумал, что опять заняли его место.
- Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
прямая речь косвенная речь Долго вам ещё ехать?
– спрашивает Маша.Маша спрашивает долго ли нам ещё ехать? - Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
прямая речь косвенная речь Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?
Родители интересовались, когда я к ним приеду.
Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.
Как дать характеристику
Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.
Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:
«Немедленно замолчи!» – прикрикнула мать.
Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).
Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.
Понятие о прямой речи и словах автора
Прямая речь – один из терминов лингвистики. Так называют слова и мысли героя, переданные в тексте дословно.
Благодаря её использованию легко сохранить индивидуальную и стилистическую особенность речи говорящего: диалект, паузы, повторы, вводные слова и так далее.
Почти всегда она сопровождается авторскими словами, дающими читателю понять, кто сказал, кому, с каким выражением и при каких обстоятельствах.
Вместе с авторским текстом и по смыслу прямая речь образует одно целое, однако зачастую выступает как самостоятельное предложение:
Бывает, что она является прямым продолжением слов автора:
В этом случае авторский текст представляет собой неполное предложение и не имеют смысловой законченности. При переходе в косвенную речь, смысл такого предложения не меняется: «В тишине раздались крики о помощи».
Однако прямая речь не может являться полноценным членом предложения, несмотря на то, что в некоторых случаях её связь со словами автора более тесная.
В оформлении диалогов кавычки не обязательны. Каждая новая фраза начинается со следующей строки и выделяется с помощью тире. В диалогах дополнительные авторские пояснения могут вообще не использоваться:
Изредка короткие диалоги, состоящие из одной-двух реплик, можно вытягивать в одну строчку. В этом случае фразы героев заключаются в кавычки:
Прямой речью можно передавать:
Высказывания другого героя, чужие слова:
К разновидностям прямой речи так же можно отнести дословные цитаты.
Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
- А: «П!?…» — а. Учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — и обвел всех взглядом.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
- Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило: запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
- Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило: тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило: тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Как правильно оформить диалог?
Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек, и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.
Схема примерного диалога:
– Р.
– Р?
– Р.
– Р!
– Р
Где «Р» – реплика.
Тот же словесный пример:
– Мы сегодня ходили на экскурсию.
– Куда?
– В палеонтологический музей.
– Здорово!
– Да, было очень интересно!
Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.
Например:
– Кто там? – спросила она. – Это я!
В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.
Пример:
– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?
И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.
Схема:
«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».
Например:
«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».
Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь
Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения. Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.
Правила пунктуации для цитирования:
- Если цитата становится косвенным высказыванием или другой частью предложения, которая органично вписывается в текст, то она берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При анализе предложения такая цитата также разбирается, как и авторские слова. Например: «Тем, кто выступал независимыми судьями на шоу, было сразу понятно, «кто есть кто», и обмануть себя они не дали.
- Если цитата становится членом предложения, то пишется она с заглавной буквы и выделятся кавычками при письме. Прямой речью такое цитирование также не считается.
Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.
Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, чувства, эмоции, настроение или позицию изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.
Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!
Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной лексики.
Примеры прямой речи
Пример:
Когда Андрей доехал домой, его решительность и смелость мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.
Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи в косвенную.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них
Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи
Строение косвенных предложений
Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:
Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.
Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:
Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.
В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.
Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:
Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.
Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.
Правила оформления
Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.
Схемы:
После авторских слов | Перед авторскими словами | Внутри авторских слов |
А: «П!»
А: «П?» А: «П…» А: «П». |
«П!» – а.
«П?» – а. «П», – а. |
А: «П!» – а.
А: «П?» – а. А: «П…» – а. А: «П», – а. |
Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.
Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:
- Он прокричал: «Начался дождь!»
- Он спросил: «Дождь еще не начался?»
- Он подумал: «Скоро будет дождь…»
- Он пожал плечами: «Все-таки дождь пошел».
Далее идут предложения для центральной колонки таблицы схем:
- «Мы идем гулять!» – засмеялась она.
- «Мы пойдем гулять?» – спросила она.
- «Мы уже гуляем», – ответила она по телефону.
И последними идут примеры для правой колонки схем:
- Он улыбнулся: «Обед был очень вкусный!» – и зажмурил глаза от удовольствия.
- Она взглянула на него: «Ты действительно так считаешь?» – и сильно удивилась.
- Он задумался, глядя вдаль: «Может, ты и прав…» – и покачал головой.
- Она подбежала к нему: «Папа, возьми кленовый листок», – и протянула его своей маленькой ручкой.
Существуют также ситуации, когда слова автора расположены так, словно разрывают данный речевой тип.
Схема:
«П, – а. – П».
В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.
Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».
Важно! Такой речевой тип членом предложения не является! Пунктуационные схемы
Знаки препинания при оформлении диалога
Рассмотрим как постановку знаков препинания в прямой речи в диалогах.
Диалоги в предложении оформляются при помощи тире. Они используются при разговоре нескольких персонажей. Такие примеры очень часто встречаются в литературных произведениях.
Слова автора стоят перед высказыванием.
Диалоги такого типа оформляются без кавычек. После слов автора обязательно двоеточие, и тире. В последовательности двоеточие и тире обозначается высказывание автора перед фразами персонажа.
А: – П.
Умыв лицо, я сказал: -Нет, Марфа, дочь надо замуж выдавать.
А: – П!
Маменька была огорчена, и с досадой ответила: — Не трогай, это на ужин!
А: – П?
Учительница посмотрела на меня и спросила: -Ты выучил стихотворение?
Слова автора после высказывания в произведениях М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Высказывания персонажей начинаются с тире, далее соответствующий знак препинания, тире. Слова автора с маленькой буквы.
– П, –а.
− Нет, вы не ослышались, − учтиво ответил Берлиоз, − именно это я и говорил.
– П! – а.
− Ах, как интересно! − воскликнул иностранец.
– П? – а.
− А вы соглашались с вашим собеседником? − осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
Слова автора разрывают высказывание.
– П, – а, – П.
-Нет, — сказал пудель, — я ищу мяч.
– П, – а. – П.
— Позвони, когда приедешь, — наказал мне отец. — И сладости передай сестре.
Прямая речь разрывает слова автора.
Речь автора пишется с большой буквы, перед выражением ставится тире. Разрыв высказывания автора словами персонажа, далее так же тире, последующие слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
А:– П, – а.
Я посмотрела на сестру: — Больше так не делай, Акулина, — и отобрала игрушку.
А:– П! – а.
Катерина спросила маму: — А он вернется? — при этом не обронила ни слезинки.
А:– П? – а.
Князь промолвили слово: -Не надо тут стоять! — и они разошлись.
Справка! Многие используют цитаты в книгах, журналах, интервью и других СМИ и печатных изданий, а также социальных сетей. Цитатой называется дословное воспроизведение сказанного. Знаки препинания в них расставляются следующим образом. Дословное высказывание заключается в кавычки, автор и издание в скобки.
«Куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь» (Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания юного Вертера)
В русском языке достаточное количество нюансов, которые с первого раза трудно запомнить. В данной статье всё изложено достаточно лаконично, что легко воспринимается и запоминается, так как имеются наглядные примеры.
§ 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
§ 53.1
Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:
Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)
§ 53.2
В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:
Нина
Смерть, смерть! Он прав — в груди огонь — весь ад.
Арбенин
Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)
§ 53.3
Реплики автора перед началом каждого отдельного действия пьесы (обычно набранные более мелким шрифтом без абзаца) в скобки не заключаются; последнюю строку выключают посередине:
Действие первое
Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.
Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)
§ 53.4
В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:
Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.
Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)
§ 53.5
Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:
а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)
б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)
Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:
Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.
§ 53.6
В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:
А р б е н и н (прислушивается)
Лжёшь! Он тут
(показывает на кабинет)
И, верно, сладко спит: прислушайся,
как дышит.
(В сторону.)
Но скоро перестанет.
С л у г а (в сторону)
Он всё слышит… (Л.)
§ 53.7
Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…
Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)
§ 53.8
Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:
С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.
На кухне раздаётся стук посуды.
Вот и ужин нам приготовлен.
Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.
В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)
§ 53.9
Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:
1-й п о н т е р
Иван Ильич, позвольте мне поставить.
Б а н к о м е т
Извольте.
1-й п о н т е р
Сто рублей.
Б а н к о м е т
Идет.
2-й п о н т е р
Ну, в добрый путь. (Л.)
См. Ицкович В. А., Шварцкопф Б. С. Знаки препинания как реплики диалога, Современная русская пунктуация М. 1979 |
|
Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962. С. 23. |
§ 47. Прямая речь после авторских слов
§ 47.1
Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).
Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:
…Никита, поклонясь в землю, сказал:
— Прости, батюшка (М.Г.).
§ 47.2
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется внутренняя речь, невысказанные мысли: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М.Г.); «Что-то в ней есть жалкое всё-таки», — подумал я (Ч.).
§ 47.3
Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эха): «Ау, где вы?» — громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаём последние известия».
Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация — тире между репликами (см. § 51).
§ 47.4
В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают: Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен; Почему же это происходит? — спрашивает газета.
§ 47.5
Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них. На пример: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.); Лёжа на тюке и плана, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Ч.); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди — ещё летит… Лезь под вагоны…» (А.Т.); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.).
§ 47.6
Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).
Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
а) Он глянул с усмешкой:
— Ничего, до свадьбы заживёт.
б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:
— Кто такие?
в) Мать нахмурилась:
— Опять двойку получил?
г) Все ужаснулись:
— Неужели это правда?
д) Старик рассердился:
— Немедленно уходи отсюда!
е) Дети побежали навстречу матери: — М а м а !
ж) На этот раз он обозлился:
— Больше ни грамма не получите!
з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:
— Подъём! Вставайте!
Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий»(Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).
2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:
а) Никому не хотелось уходить.
— Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.
б) Мои слова его явно смутили.
— Значит, ты мне не доверяешь?
в) Другого выхода у него не было.
— Я принимаю ваши условия.
г) Брови матери нахмурились.
— Я не разрешаю этого делать.
д) Глаза маленького машиниста заблестели.
е) — Замечательная! Отремонтировано на славу!
Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:
Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.
— Запишите подробно мои замечания, — сказал он спокойным голосом.
Слова автора в начале речи
Схемы прямой речи (с примерами ниже), в которых слова автора начинают синтаксическую конструкцию, применяются, когда важно указать на говорящего. Они выглядят следующим образом:
- А: «П».
- А: «П?»
- А: «П!»
По схемам видно, что за словами автора, которые начинаются с заглавной буквы, так как стоят в начале предложения, необходимо ставить двоеточие. Непосредственно прямая речь с обеих сторон охватывается кавычками и начинается с заглавной буквы, как самостоятельная синтаксическая конструкция. В конце ставится знак препинания, соответствующий эмоциональному содержанию текста. Например:
- Мальчик подошел и сказал тихим голосом: «Мне нужно домой к больной маме». В данном примере прямая речь располагается за словами автора и имеет нейтральную окраску, поэтому в конце ставится точка.
- Крик возмущения вырвался из ее уст: «Как вы можете не замечать этой несправедливости!» Предложение имеет эмоционально экспрессивную окраску, передающую сильное возмущение. Поэтому прямая речь, которая стоит за словами автора и взята в кавычки, заканчивается восклицательным знаком.
Девочка с удивлением посмотрела на него: «Почему ты не хочешь идти с нами в поход?» Хотя в словах автора указано на такую эмоцию, как удивление, прямая речь звучит в виде вопроса, поэтому в конце стоит вопросительный знак.
Важно помнить: прямая речь, стоящая за словами автора, всегда пишется с прописной буквы и отделяется от них двоеточием