Егэ. обществознание. основные термины по теме: «политика»

Стратегия и тактика на экзамене

Времени на работу даётся достаточно. Чтобы не запутаться, лучше выполнять задания с первого до последнего, не перескакивать. Если встретился сложный вопрос, можно оставить его на потом и вернуться, когда всё остальное будет сделано. В заданиях тестового плана лучше попытаться написать наугад, чем не писать ничего, а во второй части ЕГЭ написать хоть что-то.

Задания могут казаться знакомыми, но каждое следует читать до конца. Вопросы могли поменяться, действовать «на автомате» не стоит.

Тему эссе лучше выбирать не по принципу «О, сюда я могу привести пример», а предельно ясную. Если высказывание не до конца понятно, не надо его выбирать, даже если оно из вашего любимого раздела обществознания.

Бывает, школьник хочет использовать в аргументации цитату, но не помнит ни автора, ни дословного высказывания. В этой ситуации можно написать: «Один из великих мыслителей сказал», «Один из писателей XIX века считал», «Один из известнейших исторических деятелей говорил». Можно использовать косвенную речь: «Говорят, что…». Этот приём позволит избежать фактической ошибки.

Структура ЕГЭ по обществознанию

С одной стороны, существует мнение, что подготовиться к экзамену по обществознанию нетрудно, к тому же это можно сделать достаточно быстро. Вот почему этот предмет сдают, как правило, и те ученики, которые не смогли определиться пока, в какой вуз они будут поступать.

Также на нем останавливают свой выбор те, кто не чувствует уверенности, сможет ли он справиться с другими предметами. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — непростая задача. Здесь есть много нюансов, которые мы обсудим далее.

Каждое экзаменационное задание состоит из трех частей и 29 вопросов с разным типом сложности. Вот какие разновидности вы встретите:

  • вопросы с выбором варианта ответа — в каждом задании вы должны выбрать один или несколько верных ответов,
  • задание по выявлению составных элементов различных понятий, с использованием таблиц,
  • предложение установить соответствие позиций из двух разных множеств — схем, графиков и таблиц, установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках),
  • предложение дать определение различным понятиям и терминам.

Часть А

Первая часть экзаменационного теста состоит из двадцати вопросов, на которые вам нужно дать краткий ответ. Для того чтобы верно выполнить это задание, нужно иметь представление об основных явлениях, процессах, фактах.

Кроме того, потребуется навык делать выводы из полученной информации, анализировать ее.

Часть В

Вторая часть содержит девять заданий по предмету, на которые вы должны будете дать более подробный ответ. Чтобы сделать это, необходимо знать основные аспекты различных обществоведческих наук.

Также важно грамотно анализировать эту информацию. Искать, сопоставлять и правильно применять информацию при работе с заданиями

Также важно обладать навыком формулировать свое мнение и обосновывать его.

Часть С

В третьей части вам предложено будет написать эссе на заданную тему. Задания формулируются в виде коротких высказываний различных деятелей науки, общественных деятелей, представителей культуры и науки.

Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — может быть вопрос из сферы права, экономики, философии или политологии.

При помощи этого задания проверяются знания и умения ученика. Вы должны точно раскрыть смысл предложенного суждения, использовать при этом знания, полученные при изучении всех разделов школьного курса

Также важно уметь самому формулировать свои рассуждения, делать из них выводы и грамотно приводить примеры

Успешно сдать часть С можно в том случае, если вы будете знать наизусть критерии оценки этого задания. Их можно найти в конце каждого сборника для подготовки к экзамену. Для этого вырежьте критерии оценки и наклейте их на картон. Держите эту карточку всегда под рукой. Также вы можете скачать примеры удачных эссе из Сети и сопоставить их с найденными вами критериями оценки.

В итоге можно заметить, что те эссе, которые написаны по требуемым критериям, получаются грамотными и легко читаются. Свои работы вы можете анализировать и править красной ручкой. Побудьте в роли преподавателя — это очень поможет при подготовке.

Конспекты по предмету «Обществознание»

Изучение Обществознания шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

Кодификатор ОГЭ
  ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
  Кодификатор ЕГЭ

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

  1. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9—11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера».
  2. ОГЭ: Общeствознание универсальный справочник. / О.В. Кишенкова — М.: Эксмо.
  3. Обществoзнание в схемах и таблицах: 8-11 классы. ФГОС / Р.Н. Лебедева — М.: Издательство Экзамен.
  4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина — М.: Эксмо.
  5. Наглядный школьный курс по обществознанию (удобно и понятно) / С.М.Гришкевич — М.: Эксмо.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). 

Раздел 3. Социальные отношения

Ключевые слова: социальная стратификация, страта, социальное неравенство, социальная мобильность, исторические типы стратификации, виды мобильности, социальные лифты, каналы социальной мобильности.

Ключевые слова: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, виды групп, организация, конформизм, нон-конформизм.

Ключевые слова: социальная группа, молодёжь, эпатаж.

Ключевые слова: этническая общность, этническая идентичность, род, племя, народность, нация, диаспора, этнические меньшинства.

Ключевые слова: межнациональные отношения, этнический конфликт, культурный плюрализм, межнациональная дифференциация, межнациональная интеграция, национализм.

Ключевые слова: национальная политика, федеративные отношения.

Ключевые слова: конфликт, причина и повод для конфликта, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.

Ключевые слова: социальная норма, обычаи, традиции, мораль, право, эстетические нормы, дозволение, предписание, запрет.

Ключевые слова: социальный контроль, санкции, виды санкций, совесть.

Ключевые слова: свобода, ответственность, виды ответственности.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное и делинквентное поведение, группы риска.

Ключевые слова: социальная роль, социальный статус, престиж, авторитет, ролевые конфликты.

Ключевые слова: социализация, виды социализации, агенты социализации, факторы социализации, десоциализация, ресоциализация.

Ключевые слова: семья, брак, функции семьи, виды семьи, брак.

Какие ошибки возникают на экзамене?

В заданиях с развернутым ответом нужно написать 2 примера функций, принципов из текста. Ученики переписывают в бланк кусок текста вместо того чтобы кратко ответить на вопрос. Проверяющий не будет искать нужные фразы и баллы не будут засчитаны. Нужно писать структурировано и ставить нумерацию.

В задании, где нужно назвать вид и привести примеры, так же нужно отвечать лаконично, чтобы проверяющие понимали к чему что относиться.

Школьники используют материалы с уже готовыми вариантами планов, однако энциклопедические знания не требуется. Никаких дополнительных баллов заучивание идеальных эссе не принесет.

Невозможно знать назубок тот или иной материал. Главное в процессе подготовки ознакомиться с теорией и научиться приводить аргументы своей позиции. При составлении развернутого ответа нужно показать, как ученик понял мысль, обосновать ее и привести пример. Чтобы с легкостью справляться с написанием ЕГЭ нужно потренироваться в этом не меньше десяти раз.

Часто ошибки совершаются по невнимательности. Там где нужно написать одно слово школьники пишут предложения

При выполнении КИМов важно внимательно читать задание и выполнять то, что требуется. Дополнительная работа не принесет дополнительных баллов на егэ

Раздел 4. Политика

Ключевые слова: власть, источники власти, функции власти, политическая власть, легитимность и легальность власти, теория разделения властей.

Ключевые слова: государство, теории происхождения государства, признаки государства, функции государства, формы государства, государственный аппарат.

Ключевые слова: политика, политическая система, компоненты (подсистемы) политической системы общества, функции политической системы.

Ключевые слова: форма правления, монархия, республика, виды монархий и республик.

Ключевые слова: политический режим, тоталитаризм, авторитаризм, демократия, анархия, охлократия, тирания.

Ключевые слова: демократия, политический плюрализм, представительные органы власти, теория разделения властей, парламент, местное самоуправление.

Ключевые слова: формы государственного (территориально-государственного, административного) устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, содружество.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, суверенитет народа, разделение властей.

Ключевые слова: политическая элита, власть, ротация.

Ключевые слова: политическая партия, фракция, классификация партий, общественно-политическое движение.

Ключевые слова: средства массовой информации, цензура, электронные и печатные СМИ.

Ключевые слова: избирательная кампания, избирательный процесс, голосование, референдум, выборы, принципы демократических выборов, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Ключевые слова: политический процесс, политический конфликт.

Ключевые слова: политическое участие, формы политического участия, митинг, шествие, пикетирование, голосование.

Ключевые слова: политическая культура, типология политических культур, абсентеизм.

Ключевые слова: политическое лидерство, политический лидер и его функции, типы лидерства.

Ключевые слова: органы власти, разделение властей, система сдержек и противовесов, Президент РФ, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд.

Ключевые слова: федерация, субъекты федерации, области, края, республики, города федерального значения, автономные округа, автономные области, предметы ведения и полномочия.

Как готовиться

Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.

Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать эссе и планы.

Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

Выполнять задания из демовариантов нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.

Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «органы государственной власти», «издержки производства», «юридическая ответственность»

Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания

Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.

Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

Раздел 5. Правовые отношения

Ключевые слова: право, объективное и субъективное право, признаки права, правовые нормы.

Ключевые слова: система права, отрасли права, правовые институты, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, стадии законотворческого процесса.

Ключевые слова: юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, наказание, правонарушение, состав правонарушения, виды правонарушений, виды юридической ответственности.

Ключевые слова: Конституция, виды конституций, особенности конституции, конституционный строй.

Ключевые слова: выборы, избирательная система, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация.

Ключевые слова: субъекты гражданского права, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Ключевые слова: предпринимательство, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, типы коммерческих юридических лиц.

Ключевые слова: имущественные права, собственность, виды собственности, обязательства, личные неимущественные права.

Ключевые слова: трудовые правоотношения, трудовой договор, забастовка, увольнение.

Ключевые слова: семья, брак, законный и договорный режимы имущества супругов, брачный контракт, права и обязанности супругов, алименты.

Ключевые слова: административная юрисдикция, административный проступок, административная ответственность, предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация.

Ключевые слова: экологическое право, благоприятная окружающая среда, экологическое правонарушение, экологическая экспертиза.

Ключевые слова: международное право, международное гуманитарное право, международные документы в области прав человека.

Ключевые слова: юридический спор, судебный процесс, административный процесс, суд.

Ключевые слова: гражданский процесс, истец, ответчик, решение суда, участники судебного разбирательства, принципы гражданского судопроизводства.

Ключевые слова: уголовный процесс, сторона обвинения, сторона защиты, приговор суда, уголовное преступление, уголовное наказание.

Ключевые слова: гражданство России, правовой статус гражданина, апатриды, бипатриды, порядок получения гражданства РФ.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое право, налогоплательщик, налоговые льготы, налоговый агент.

Типы заданий

Первая часть, задания 1–20

В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

Пример задания на установление соответствия из демоварианта 2020 года

Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Вторая часть, задания 21–29

Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

Пример ответа на задание № 28 — сложный план темы «Политические партии»

Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

Типичные ошибки на экзамене

В тексте нет структуры

Эта распространённая ошибка встречается в заданиях открытого типа, где требуется выписать 2–3 примера функций, характеристик или принципов из текста. Школьники, которые не могут ответить на вопрос, переписывают в бланк ответа огромный кусок текста. Они надеются, что проверяющий сам найдёт в этом фрагменте нужные фразы. Так делать не стоит: скорее всего, баллы не засчитают, поскольку ответ нечёткий. Лучше писать предельно конкретно, даже пронумеровать: 1. функция такая; 2. функция другая; 3. функция третья.

Похожая ошибка случается в задании, где требуется назвать виды чего-либо и привести примеры. Если структуры в ответе нет, ученик подряд перечисляет и виды, и примеры — эксперт снизит балл. Нужно обязательно писать чётко и пояснять, что к чему относится.

Неуместные заготовки

Иногда школьники пользуются интернет-ресурсами с готовыми вариантами планов и эссе. Проблема в том, что эти примеры написаны идеально. Сразу ясно, что ни ребёнок, ни преподаватель без подготовки так гладко не напишет: в них, например, приводятся точные даты и дословные цитаты известных людей. При этом в критериях на сайте ФИПИ энциклопедическая точность ответа не требуется, значит, не нужно тратить силы и время, ведь дополнительных баллов это не принесёт.

Некоторые учителя и репетиторы советуют школьникам заучивать пять примеров (по одному на каждый раздел обществознания), чтобы использовать при написании эссе. Порой доходит до абсурда: ученик приводит заготовленный пример про социализацию и детей-маугли, хотя вопрос совсем о другом общественном явлении.

Эссе невозможно заучить или заготовить. Нужно изучить базовый теоретический материал и учиться аргументировать свою позицию.

В развёрнутом ответе необходимо показать, как вы поняли мысль автора, а затем обосновать свою точку зрения и подкрепить её несколькими примерами. Для этого нужно в качестве тренировки написать эссе не менее десяти раз.

Ошибки по невнимательности

Порой выпускники пишут в бланк ответа целое предложение, хотя в задании нужно только одно слово. Также многие ошибаются в задании № 25: пишут два предложения там, где требуется три. Ответ на это задание требует определить понятие в первом предложении, а затем что-то сказать о нём ещё в двух предложениях. Школьники же торопятся и соединяют два комментария в один.

Устаревшие данные

Учебники обществознания быстро устаревают. Недавно на занятии ребята упоминали Высший арбитражный суд, который был расформирован в 2014 году. Чтобы не заучивать неактуальные факты, нужно брать новые издания учебников и перепроверять даты и факты, особенно в юридической сфере.

Заумные фразы

Ответы в заданиях второй части нужно писать простым человеческим языком и к месту использовать термины курса. Если требуется составить два предложения на тему инфляции, не нужно заумных выражений. Многие ученики с лёгкостью ответят, что инфляция связана с обесцениванием денег: они быстро теряют вес, от этого страдают люди с большим количеством денег на руках. При этом в письменном ответе школьники составляют мудрёные предложения: связывают инфляцию, например, с какими-то циклами, в которых сами не очень разбираются. В результате выпускники теряют баллы, потому что оценивается не сложность предложения, а правильность ответа. Не пытайтесь казаться более грамотным, чем вы есть: формулируйте мысли по существу и используйте термины там, где это необходимо.

Преподаватель

Андрей Александрович Пучков

Информация

  • Кандидат наук и профессиональный репетитор
  • Окончил Пермский государственный университет. Специальность “История, Преподаватель истории”
  • Защитил кандидатскую диссертацию по социологии
  • Работал: в школе, среднем специальном образовании и 8 лет в ВУЗе

«После моих курсов подготовки ребята сдают ЕГЭ по истории и обществознанию на 90 баллов и выше!

Несмотря на доступность информации в интернете — многие ребята теряются в колоссальных объемах и не в силах что-либо запомнить.

Мой подход: только та информация, которая действительно будет нужна на реальном ЕГЭ + технологии структурирования и запоминания всего материала!»

Советы для школьников

  1. Правильно распределить время для подготовки.
  2. Прежде чем давать ответ до конца прочитывать задание.
  3. Учить основные термины, определения.
  4. Решать КИМы и выявлять места, где возникают сложности.
  5. Сначала выполнить простые задание, затем переходить к тем, где возникают сложности.
  6. Для подготовки использовать схемы, таблицы, пособия, учебники.
  7. Внимательно изучать диаграммы, таблицы, информационные блоки и только потом переходить к выполнению заданий.
  8. Во второй части отвечать на вопросы четко. Проверять формулировки.
  9. В эссе использовать знания курса и доказывать точку зрения.
  10. Лучше начать подготовку пораньше, так как в последний момент в голове все будет путаться, а это скажется на низких баллах.

Ни один учебник полностью не раскроет все вопросы курса. Желательно изучать 2-3 учебника.

Раздел 2. Экономика

Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.

Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.

Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.

Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.

Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.

Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.

Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.

Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).

Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.

Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.

Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.

Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.

Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.

Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.

Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.

Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.

Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.

Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.

Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.

Обязательный минимум книг для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1. Справочник ЕГЭ по обществознанию — Данная книга профессора В.В. Баранова была издана еще в 2017 году и периодически переиздатся, однако, более новые издания принципиально ни чем не отличаются от этого. Пособие вполне актуально и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. Справочник В.В. Баранова до сих считается одним из лучших: вся теория изложена здесь кратко и без воды, при этом информация систематизирована, структурирована, одно вытекает из другого и в итоге у учащегося создается некая цельная картина, полное понимание предмета, необходимое для сдачи экзамена.

2. Сборник тематических тестов ЕГЭ по обществознанию — Хороший сборник тематических тестов по обществознанию найти весьма трудно, потому что обществознание — это не история, где все задания можно сгруппировать по периодам. Обществознание — это целая совокупность разных социально-гуманитарных наук со своей спецификой и нюансами. В данном сборнике описанная проблема решена просто и красиво: задания разбиты на блоки в соответствии со сферами жизни общества, в отдельный раздел вынесено право. Каждый такой раздел подразделяется внутри себя на еще более конкретные и узкие темы, что дает возможность более тщательного, можно сказать «точечного» закрепления изученного. Книга была издана еще в 2017 г., но сохраняет свою актуальность и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г.

3. Типовые варианты ЕГЭ по обществознанию — Данный сборник типовых вариантов под редакцией А.Ю. Лазебниковой был составлен еще в 2017 г., но сохраняет свою актуальность и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2021 г. Если вы хотите подобрать для себя более свежую книгу, то мы всё равно рекомендуем вам выбирать именно сборники А.Ю. Лазебниковой, так как в них, как правило, всегда приводятся наиболее адекватные задания без фактических ошибок и опечаток, чем, к сожалению, зачастую грешат подобные сборники других авторов. В представленой книги содержится 10 типовых вариантов ЕГЭ по обществознанию с ответами.

Наши преподаватели

Все наши преподаватели прошли строгий отбор. Мы выбрали не только опытных, но и самых дружелюбных специалистов.
Они умеют просто и с юмором объяснять даже сложные темы.

  • Обществознание

    Выпускница аспирантуры РГГУ, Кандидат исторических наук

    Более 6 лет успешно готовит старшеклассников
    к ЕГЭ по обществознанию и составляет тренировочные КИМы.
    Объясняет сложные темы простым языком, а подготовку к экзамену
    делает не только эффективной, но и интересной. Ольга пишет
    научные статьи и выступает на российских и международных конференциях.
    Преподаватель о себе:

    «Я обожаю историю средневекового права и выступаю на научных
    конференциях с докладами по этой теме. В свободное время делаю витражи,
    которые дарю самым усердным ученикам. Ещё играю на гитаре и блокфлейте.
    Люблю органные концерты и фестивали средневековой музыки. Моя страсть —
    собаки, я воспитываю чудесного французского бульдога.»

  • Обществознание

    Выпускник и аспирант философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

    Преподаёт с 2015 года. Готовит учеников 8−11 классов к ЕГЭ и олимпиадам
    по обществознанию и философии, выступает на научных конференциях, организует
    семинары, круглые столы и дискуссии для учеников, а также для абитуриентов и студентов
    своего вуза. Ученики Тимура сдают ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов.
    Преподаватель о себе:

    «Я увлечён своей профессией, продолжаю изучать историю, социологию, философию науки
    и техники, планирую заняться наукой. Интересуюсь военной историей и оружиеведением.
    Если вы тоже неравнодушны к этому, нам будет, о чём поговорить.

    Люблю хорошую литературу, но необычную — читаю древние источники, например, сказания
    и саги. У меня всегда найдется в загашнике интересный факт для учеников. Люблю
    порассуждать на тему кино и компьютерных игр, даже пишу про это, но пока в стол».

  • Обществознание

    Выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Готовит учеников к ЕГЭ по обществознанию, но также поможет подготовиться
    к поступлению на философский факультет. Юлия продолжает углублять
    знания по философии на магистратуре в МГУ.

    В 2020 году ученики Юлии получили рекордные баллы по обществознанию — 90-100. Т
    еперь многие учатся в ведущих российских вузах — в МГИМО, в НИУ ВШЭ, МГУ,
    Финансовом университете при правительстве РФ и МГЮА.
    Преподаватель о себе:

    «Я фанатка классической литературы — могу до бесконечности перечитывать
    Достоевского. А ещё люблю фильмы Вуди Аллена, пересматриваю их, когда хандрю.
    Веду совиный образ жизни, с трудом переношу ранние подъёмы
    и не представляю день без шоколадки».

  • Линева Татьяна

    Обществознание

    Выпускница исторического факультета Московского государственного заочного педагогического института

    Педагогический стаж — 40 лет. С 2005 года ежегодно работает экспертом
    в комиссии ЕГЭ: проверяет экзаменационные работы по истории и обществознанию.
    Знает программу экзаменов от и до: как менялись требования и какие «подводные
    камни» ожидают выпускников.
    Преподаватель о себе:

    «Люблю путешествовать — стараюсь куда-то вырваться при любой возможности.
    Например, недавно побывала с учениками в пеших и водных походах на Байкале
    и в Саянах, на Кавказе и на плато Путорана в Карелии. Даже мой
    домашний любимец — пёс по кличке Ёжик — и тот уже бывалый путешественник.
    Побывал в двух водных путешествиях в Карелии».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий