Орфография русского языка

Виды орфографических словарей

Орфографические словари могут различаться по своему объему и содержанию.

Все это зависит от аудитории, для которой они предназначены. Существуют школьные орфографические словари. Помимо того, что они содержат нормы написания слов, в них часто еще указывают различные орфографические правила, которым подчиняются данные слова. Это хорошая помощь в освоении школьной программы.

Существуют также словари-справочники. Часто в них разбираются слова, при написании которых могут возникнуть одинаковые орфографические сложности. Например, выбор слитного или раздельного написания.

Также есть отраслевые орфографические словари. Отраслевой орфографический словарь — это тот, который содержит термины, используемые в определенных сферах и специальностях.

И еще множество других орфографических словарей на разные темы, которые объединяет то, что в них в любом случае раскрывается нормативное использование слов.

Откуда берется грамматика

Грамматика – едва ли не самая сложная часть любого языка. Когда мы меняем последовательность слов, добавляем дополнительные глаголы и суффиксы, мы способны изменять смысл предложений

Мы способны превращать утверждения в вопросы, и не важно, место это или действие. У нас есть различные методы построения предложений для передачи самых тонких изменений в смысле

Такие вещи присущи не только Русскому или Английскому языку. Даже если язык называется примитивным, то в нем вы способны найти «умные» грамматические компоненты. Система местоимений американских индейцев Чероки способна отличать по смыслу предложения на уровне «вы и я», «несколько человек и я», «ты, другой человек и я». В английском языке подобные предложения сводятся к сырому местоимению «мы». Грамматика универсальна

Они играет важнейшую роль в каждом языке, и не важно, где и как он распространен. Возникает вопрос: «Кто же создал грамматику?»

Главный вопрос

Кажется, что на этот вопрос невозможно ответить. Чтобы выяснить, как создавалась грамматика, кто-то обязан был присутствовать при моменте создания языка и документировать его возникновение. Исторические лингвисты отслеживают сложные языки, возвращаясь к их прародителям. Это дает некоторую информацию, но полноценные факты мы способны получить только в том случае, если исследователь наблюдает развитие языка с его появления. Удивительно, но это возможно.

Примитивные языки

Некоторые из последних языков появились из-за трансатлантической работорговли. В то время рабы из числа разных этнических групп были обязаны работать вместе по правилам колонизаторов. Так как у них не оказалось шанса изучать языки друг друга, они развили собственный язык под названием Пиджин. Он включает в себя измененные конструкции языка, на котором говорили владельцы земель. Грамматика присутствует у них в упрощенном виде. Слушателю иногда сложно понять, когда произошло событие и кто в нем участвовал.

Дети, изучающие и развивающие Пиджин, не копируют слова. Они используют их для создания новых экспрессивных конструкций.

Языки знаков

Люди с ограниченными возможностями тоже получили шанс изучать собственные языки знаков. Здесь присутствует не просто ряд жестов. Здесь используются те же грамматические конструкции, что и в обычных языках.

Создание подобного языка недавно зафиксировано в Никарагуа. Раньше глухие люди здесь были изолированы друг от друга, но в 1979 году новое правительство приступило к сооружению школ для глухих. На уроках они учили речь с помощью чтения по губам, но в игровых зонах дети создали собственную знаковую систему, используя жесты, которые они применяли в повседневной жизни. Каждый ребенок использовал знаки с собственными идеями, последовательная грамматика не присутствовала.

Когда в школу пришли другие дети, они разработали новую систему знаков, которая отличалась от предыдущей. Младшие дети основывались на знаках старших детей, но их язык получился более плавным и компактным. Там использовались грамматические конструкции для уточнения смысла. Новый язык был рожден.

Заключение

Некоторые лингвисты считают, что конструкции и слова в некоторых современных языках были привнесены креолами. Дети способны создавать грамматические правила из-за пластичности нейронов. Это ведет к возникновению сначала простейших, а затем прогрессивных языков.

Орфографический словарь Д. Н. Ушакова

Русский орфографический словарь Д. Н. Ушакова – это еще одно издание, которое может быть очень полезно школьникам, особенно при подготовке к экзаменам, когда проводится проверка знания нормативного написания слов.

Д. Н. Ушаков – известный талантливый лингвист, который внес огромный вклад в развитие русского языка. Его словарь содержит около пятнадцати тысяч слов. Он регулярно дополняется и редактируется, поэтому содержит в себе актуальную информацию и соответствует всем изменениям, которые происходят в языке. Более того, словарь полезен еще и тем, что содержит информацию о нормативном ударении в словах, что также очень пригодится школьникам. Пользоваться словарем удобно и просто, рассчитан он на широкую аудиторию, поэтому быстро и легко найти в нем необходимую информацию о правописании того или иного слова сможет каждый.

Трудности

Люди, не являющиеся носителями русского языка, при его изучении могут столкнуться с рядом трудностей, в частности:

  • Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия: досыта, но до смерти; пополам, но по третям; вдобавок, но в заключение, посуху, но по морю.
  • Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник.
  • Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
  • Написание форм слова «идти» (корень —и-) определяется только словарём: идти, но прийти и приду. То же с формами корня —им-/-ем-/-я-: пойму, но приму, возьму и выну.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся —
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова —
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

§41. Сложные слова без соединительной гласной

1.      Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (псих + терапия) –психастения (псих + астения).

2.      В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение:семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

3.      Без соединительной гласной образованы термины типа азотсодержащий, впередсмотрящий и т.п.

4.      Сохраняется буква а на конце компонента -авиа- (сокращение от авиационный), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т.п.

5.      С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишенный и подобные.

6.      В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трехметровый,пятиразовый, семилетка. Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча, например: одногодичный, девяностолетие,стократный, тысячеустый. Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

7.      Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтер –электрификация, где в первых словах этих пар выделяются два корня и соединительная гласная, а во вторых – один корень. Ср. также сложные слова с соединительной гласной о – агротехника, агрокультура, агроминимум и полностью заимствованное устаревшее слово агрикультура – от лат.agriculture – полеводство, земледелие.

Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперинфляция, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но:контр-адмирал, где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и), постмодернизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т.п.), суперобложка (но: супер-ЭВМ – перед прописной буквой), субтропики,транссибирский, ультразвук, экстраординарный (но: экстра-класс – перед существительным).

Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан-, например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерианскин (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т.п. – перед собственными именами).

О разделительном знаке после иноязычных приставок и пан- см. §29, п. 2; о сохранении после них начального корневого и см. §33, примеч. 4.

Высматривать

В переходном качестве и совершенном виде глагол «выглядеть» употребляется также в прямом и переносном значениях:

  1. Найти взглядом, обнаружить зрительно: «Идите сюда! Я рыжики выглядела!» Синонимы «высмотреть», «присмотреть»; сленговый (жаргонный) «засечь»; частичные «выискать», «заметить».
  2. Выбрать (подобрать) путём осмотра, разглядывания, наметить с определённой целью: «Если выглядишь по пути, что живую рыбу продают – звони, где, мне ухи захотелось». Синонимы те же.
  3. Изучить зрительно (на взгляд, на глаз) от начала до конца: «В том фильме ничего путного не выглядишь, сколько его ни прокручивай»; «Я только в интернете выглядела, что такое бульон фюме, а в кулинарных книгах ничего о нём не нашла». Синонимы те же.
  4. В переносном – утомиться ожиданием, утомить зрение: «Наконец-то! Я уж все глаза выглядел, тебя ожидая»; «Что за бинокль! Глаза с ним выглядишь до слёз». Синонимы «высмотреть», «проглядеть»

Литература

  • Букчина Б. З. «Правила русской орфографии и пунктуации» (1956 г.) и орфографическая практика // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. — 1974. — Т. 33, вып. 1. — С. 44–52.
  • Григорьева Т. М. Три века русской орфографии (XVIII — XX вв.). — М.: Элпис, 2004. — 456 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-902872-03-0.
  • Еськова Н. А. Коснёмся истории // Орфография и русский язык. М., 1966
  • Иванова В. Ф., Тимофеева Г. Г. Октябрь и реформа русского правописания // Русская речь. 1988. № 5
  • Лингвистические основы кодификации русской орфографии: теория и практика. М., 2009
  • Моисеев А. И. Тысячелетие русского письма // Русский язык за рубежом. 1988. № 6
  • Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии. (XVIII-XX вв.) / Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз.; авт.: Б. З. Букчина, Н. А. Еськова, Л. П. Калакуцкая и др.; Отв. ред. акад. В. В. Виноградов. — М.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965. — 500 с.
  • Ожегов С. И. Упорядочение русской орфографии // Вестник АН СССР. 1957. № 1
  • Панов М. В. И всё-таки она хорошая! : Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / Институт русского языка АН СССР.. — М.: Наука, 1964. — 168 с. — (Научно-популярная серия). — 35 000 экз. (обл.)
  • Русское правописание сегодня: о «Правилах русской орфографии и пунктуации». М., 2006;
  • Чернышёв В. И. Фортунатов Ф. Ф. и Шахматов А. А. — реформаторы русского правописания (по материалам архива Академии наук СССР и личным воспоминаниям) // Академик А. А. Шахматов. М.; Л., 1947
  • Шапиро А. Б. Упорядоченное русское правописание: К выходу «Правил русской орфографии и пунктуации». М., 1956

Правописание в Р. п. множественного числа

Существительные женского рода на -ия, ‑ья и среднего рода на -ие, ‑ье имеют в род. п. мн. ч. на конце основы -ий;

в род. п. мн. ч. существительных на ‑ня после -ен, не пишется ь, если перед -ня стоит согласная;

в род. п. мн. ч. существительных с основой на шипящую не пишется ь.

Запомните написание окончаний некоторых существительных в родительном падеже множественного числа:

  • башкиры — башкир: болгар, туркмен, бурят, цыган, осетин;
  • числа — чисел: кресел, брёвен, полотен, рёбер, ядер, денег, свадеб;
  • киргизы — киргизов: казаков, казахов, узбеков, таджиков, французов, якутов;
  • болотца — болотцев: кружевцев, копытцев, корытцев;
  • ремешки — ремешков: носков;
  • валенки — валенок: сапог, чулок, ботинок;
  • лимоны — лимонов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, бананов;
  • вольты — вольт: ампер, микрон, аршин;
  • окошки — окошек: зёрнышек, пёрышек;
  • брызги — брызг: брюк, бус, каникул;
  • потёмки — потёмок: носилок, салазок;
  • войска — войск: яблок, груш;
  • одеяльца — одеялец: полотенец, блюдец;
  • ставни — ставен: басен, песен, домен;
  • ступни — ступней: западней, ноздрей;
  • кегля — кеглей: саклей, распрей;
  • вафли — вафель: туфель, оглобель;
  • будни — будней: клещей, яслей;
  • дрожжи — дрожжей: людей, отрубей, саней.

История

Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 году, получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 годах.

Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считал морфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков.

В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъ в окончаниях слов.

В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё. В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в Правилах 1956 года, но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учётом современной практики письма».

Предлоги или существительное с предлогом

Слитное, раздельное или дефисное написание предлога и существительного с предлогом:

  1. Слитно, через дефис: внутри, сверх, поверх, вследствие (=из-за).
  2. Раздельно: в течение, в заключение, в продолжение, в виде, по мере.
  3. В зависимости от смысла:
Слитно Раздельно
  • ввиду (=из-за) — ввиду (из-за) приближения лета;
  • место (=замена) — вместо риса сварить гречку;
  • вроде (=наподобие) — что-то вроде (наподобие) лодки;
  • вслед (за) — идите вслед за мной.
  • иметь в виду — имел в виду совершенно другое;
  • в место (куда?) — ткнуть (куда?) в место на карте;
  • в роде (в чем?) — согласовать (в чем?) в роде и падеже
  • в след (как?) — идти в след в след.

Правописание суффиксов имен существительных

В современном языке образование имён существительных обычно связано с суффиксами, присоединяющимися к производным и непроизводным основам и образующими существительные с различным значением: лица, предмета, вещи, абстрактного понятия и др.

Обычно выделяют две группы суффиксов существительных: суффиксы субъективной оценки и словообразующие суффиксы. Иногда один и тот же суффикс может относиться к обеим группам.

Основными суффиксами субъективной оценки принято считать следующие: ‑ек, ‑ик, ‑чик, ‑ечк‑, ‑ец‑, ‑окьк‑, ‑еньк‑, ‑инк‑, ‑наши‑, ‑ушк‑, ‑ищ-: орешек, дождик, костюмчик, утречко, морозец, головонька, душенька, ссадинка, долюшка, скворушка, табачище.

Словообразовательные суффиксы существительных:

  • — со следующими суффиксами образуются существительные, обозначающие занятия лица: -ик (лесник), -ник (шутник), -ист (органист), -ец (умелец), -чик (газетчик), -тель (писатель), -иц (цветочница);
  • — с помощью других (или тех же самых) образуются существительные, обозначающие предметы: -ник (валежник), -ик (шкафчик), -ек (ножичек), -чик (укладчик), -инк (проталинка), -ец (бельецо);
  • — суффиксы, образующие существительные с абстрактным значением: -изм (шовинизм), -ени- (стремление), -ств (художество), -ость (смелость), -еств (жульничество).

Правописание суффиксов существительных состоит из соблюдения нескольких основных правил:

1. Суффиксы чик/щик

В обозначении профессий суффикс чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик), суффикс щик — в остальных случаях (сменщик, носильщик, паромщик, барабанщик).

После согласной Л перед суффиксом щик пишется Ь: стекольщик. Уменьшительно-ласкательным суффиксом является только  чик (купил маленький барабанчик).

Заметьте, что суффикс -щик нередко присоединяется к основам глаголов на -ал, ‑ил, ‑ел, ‑овал; суффикс -льщик встречается в словах, обозначающих род деятельности, занятие или действие лиц мужского пола: копировальщик, болельщик, лудильщик, курильщик, коптильщик, рисовальщик, точильщик.

2. Суффиксы ек/ик

Суффикс ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек — замочка, ключик — ключика).

3. Суффиксы ец/иц

Суффикс ец пишется:

  • в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).

Суффикс иц пишется:

  • в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
  • в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).

4. Суффиксы ичк/ечк

Суффикс ичк пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на иц (луковица — луковичка, рукавица — рукавичка). Суффикс ечк пишется в словах, образованных от существительных не на иц (нянечка, лукошечко, Танечка).

Обратите внимание: слова «ложечка, леечка, канареечка, полечка» и др. образованы от существительных с суффиксом -к-, гласный е в них корневой беглый, а согласный к корня чередуется с ч (ложка — ложечка);. 5

Суффиксы ышк/ишк

5. Суффиксы ышк/ишк

Суффикс ышк пишется в существительных среднего рода в уменьшительно-ласкательных словах, после него пишется окончание о (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс ишк пишется в словах, имеющих уничижительный оттенок.

6. Суффиксы ушк/юшк

Суффикс ушк пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс юшк пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).

7. Суффикс инк(ин + к)/енк

Суффикс инк пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом ин (соломина — соломинка, рябина — рябинка). Суффикс енк пишется в уменьшительных формах существительных на на, ня, у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна — блёсен — блесенка, башня — башен — башенка), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.

8. Суффиксы оньк/еньк

Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -оньк- после твёрдых согласных: полоса — полосонька, береза — берёзонька Пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- после мягких согласных и шипящих: заря — зоренька, дорога — дороженька. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

9. Суффиксы онк/онок

Пишутся после шипящих под ударением -онк- (с оттенком пренебрежения): душа — душонка, река — речонка. Пишутся после шипящих под ударением -онок- (при обозначении детёнышей животных): волк — волчонок, медведь — медвежонок.

С помощью разнообразных суффиксов можно показать всевозможные оттенки чувств человека, оценить размер, ценность, значимость любого предмета.

Основные принципы

Орфографические правила могут строиться на различных принципах. Русская орфография включает в себя три типа:

  • Морфологический.
  • Фонетический.
  • Традиционный.

Ведущим принципом является морфологический. Чтобы понять его, нужно разобраться со значением понятия. Термин применяется не только в лингвистической области, но и во многих других. Пришел он из биологии, где морфология изучает строение организма, части тела и органов.

Морфологический принцип заключается в регулировании законов письма и делает их предсказуемыми, избавляя от банального заучивания слов и разгадывания «ребусов» при фонетическом письме. Он позволяет легко прочитать любой термин. Раньше же их писали по-разному, затрудняя скорость чтения и качество восприятия.

Когда человек записывает слово, он составляет его не из звуков, а из составных частей (приставка, корень, суффикс). Оно будто создается из кубиков, то есть морфем. Перенести каждый «кубик» нужно в неизменном виде. Например, в слове «спортивный» после П пишется буква О, так как морфема остается в неизменном виде — корень «спорт».

Морфему нельзя видоизменять, разъединять. Ее следует записывать в целом состоянии, не обращая внимания на ее звучание и произношение. Основной проблемой в русском языке является то, что человек часто попадает в ловушки произношения. Именно поэтому маленькие дети совершают много ошибок при написании текста. Если морфемные сообщения звучали однообразно, то все было бы просто.

Русскоговорящий человек никогда не произносит звонкий согласный на конце слова — буква попросту оглушается. Таковы правила языка. Носителей английского языка удивляет различие правил, а именно когда наши соотечественники пытаются распространить это правило и на их язык. В качестве примера можно привести слово dog (собака). Оглушая его, получается «док» (доктор), что иногда приводит к непониманию со стороны англоговорящих.

Также немалые затруднения вызывают гласные звуки. Дело в том, что если они не находятся под ударением, то звучат смазано. Поэтому букву при написании следует выбирать, следуя морфологическим правилам русского языка. Например, чтобы написать «ходить», нужно проверить безударную букву О — «подход», «проход». В этих словах буква О слышится четко, так как на него падает ударение. В итоге, в слове ходить нужно писать О, а не А.

Морфемный тип подразумевает правильное написание слов, знания об их строении, грамматических особенностях. Чтобы свободно и грамотно писать на русском языке, нужно как можно больше посвящать времени чтению книг. Богатый словарный запас позволит находить «эталоны» морфем в автоматическом режиме.

На чем основан традиционный принцип русской орфографии

На том факте, что правильным является то написание, которое закреплено традицией. Его еще называют историческим. поскольку многие слова, написанные по такому принципу, опираются не на современное состояние русского языка, а на то, каким он был до того, как стали действовать нынешние языковые нормы.

Так, традиционный принцип положен в основу известного с первого класса правила о том, что “жи” и “ши” должны писаться с буквой и. Дело в том, что это в современном русском языке ж и ш являются твердыми согласными, а в древнерусском они были мягкими, так что тогда такое правописание было объясняемой нормой. Со временем согласные отвердели, но гласные после них остались прежними, а принцип правописания стал традиционным или историческим. То же, кстати, касается и буквы ц.

Основной постулат морфологического принципа русской орфографии и механизм его действия

Согласно этому принципу все значимые части слова (то есть не только корень, но также флексии, приставки и суффиксы), которые повторяются в разных словах, должны писаться единообразно вне зависимости от того, как они произносятся. Что это означает? Что и в слове садовник, где четко слышится д, и в слове сад, где на конце произносится т, корень будет писаться как “сад”.

В древнерусском языке, в отличие от современного русского, главенствовал фонетический принцип, то есть слова в большинстве своем писались так же, как и слышались. Ряд исторических языковых процессов привел к тому, что переход к морфологическому принципу написания, начавшийся в 16 веке, почти полностью завершился к 18-му.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий