Юрий яковлев: он убил мою собаку

Краткое содержание

Мальчика Сашу, которого все называют Таборкой, вызывают к директору школы за то, что он привёл в класс собаку. Он приходит в директорский кабинет, держа в руках большой облезлый портфель, достающий почти до пола, и рассказывает о том, как всё было.

Директор был длинный, худой, занимал полкресла, а вторая половина была свободна, будто это кресло было ему велико, потому что досталось ему в наследство от его предшественника, который был большим и толстым. Он внимательно слушал рассказ мальчика.

Выяснилось, что Таборка пожалел бездомную собаку, которую бросили дачники, когда уезжали из посёлка в город. Она бегала по посёлку и искала хозяев. Мальчик не дал ей имени, объяснив это тем, что раньше, при прежних хозяевах, у неё было имя, а значит, нет смысла давать ей второе. Но он отдал ей свой завтрак, и она больше уже не отходила от него. Он привёл её домой. Мама, конечно, ругалась, сказав, что от собаки одна грязь, но всё же животное осталось в доме с условием, что мальчик будет заниматься с ней сам.

Он играл с ней. Когда учил стихотворения, она его слушала, а когда у него не получалась задача, то тёрлась об его ногу, подбадривая. Но тут из командировки вернулся отец — Таборка называет его «Он». Отец выгнал собаку, и мальчику пришлось поселить её в сарае.

Но потом она порвала пальто какой-то женщине. Она играла, но женщина не поняла этого и рванулась в сторону. Из-за этого Сашку повели в милицию, где продержали два часа. Отцу пришлось заплатить штраф за порванное пальто, после чего он выгнал собаку из сарая.

Таборке пришлось взять её с собой в школу. Он надеялся, что её можно пристроить в живой уголок, но туда брали только ужей и других мелких животных. Он прятал её под партой в классе, но вдруг та сделала лужу. Учительница Нина Петровна долго ругалась на них и выгнала из класса. Но, описывая человеческую жестокость, Таборка говорит, что никто из этих людей не убивал его собаку. Это сделал его отец. Когда мальчика не было, он подозвал её и выстрелил ей в ухо.

Краткое содержание

Рассказ начинается с того, что мальчик вошел в кабинет директора. Последний спросил у него, как его фамилия. А ученик представился Таборкой — так его все называют. На самом деле мальчика звали Саша.

Директор внимательно рассмотрел Табора. Это был непримечательный ребенок с круглым лицом, такими же глазами и ртом. Он держал в руках большой портфель черного цвета, весь покрытый трещинками. Ручка у него была оторвана с одной стороны.

Директор долго вспоминал, что именно натворил этот ученик. Он предложил ему присесть и рассказать об этом. Мальчик, в свою очередь, оглядывал мужчину. Сам директор был высоким и худым, с длинными руками и густыми темными волосами. А на вешалке висела его одежда — коричневая шляпа и плащ.

Саша присел и рассказал, что подобрал собаку, которую оставили на улице хозяева и привел ее в школу. Он хотел, чтобы щенка поместили в живой уголок, но ему отказали. Тогда Таборка забрал его в класс и спрятал под партой. Собака не скулила, но сделала лужу.

Это заметила учительница и накричала на животного и мальчика. Она отошла в дальний угол, чтобы щенок ее не покусал, и заставила Сашу вытереть лужу тряпкой. Таборка взял вместо половой ту ткань, которой вытирают доску. За это учительница выгнала их из класса и рассказала обо всем директору.

Затем Саша рассказал, что по дороге домой он попал в милицию. Его собака играла и случайно порвала пальто одной женщине. Та испугалась и заявила в правоохранительные органы. Оказалось, что щенок должен быть в наморднике и с номером. Но ничего этого у собаки не было, мальчик не знал даже ее имени.

Когда мальчик первый раз привел собаку домой, мама сказала ему: «Следить за твоим щенком я не буду». Но он этого и не просил, Саша сам хотел воспитывать щенка. Затем приехал отец и выгнал животное из дома. Таборка поселил его в сарае и постоянно волновался, не холодно ли собаке или одиноко в темноте.

Но отец выгнал щенка и из сарая, тогда мальчик и привел его в школу. А когда собака снова вернулась домой, Саши там не было. Его отец подозвал животное к себе и выстрелил ему в ухо. Директор тяжело воспринял эту весть, он помолчал и предложил подарить мальчику другую собаку. Но Таборка отказался, он хотел воспитывать именно того щенка.

Затем директор попросил ученика помириться с отцом, но мальчик сказал, что до конца школы будет только давать ответы на его вопросы и станет защитником собак в будущем. А затем он ушел из кабинета, захватив свой портфель с оторванной ручкой.

Анализ произведения

Анализ «Он убил мою собаку» показывает, что главная мысль произведения заключается в том, что необходимо любить животных, относиться к ним с добротой и терпимостью, даже если они шалят и играют, быть добрым и сострадательным ко всем живым существам. Человеческая жестокость должна быть искоренена, ведь без неё мир станет намного лучше.

Автор вкладывает в уста персонажей очень важные истины:

  1. «Заведут собаку, а потом бросят!» — эти слова с возмущением произносит директор, осуждая таких людей.
  2. «Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость».

Мальчику был очень важен его питомец: он был для него единственным другом, ждал его из школы, слушал, как он читает ему стихотворения, как аудиокнигу, подбадривал, когда у него не получалось решить задачу. Он думал о собаке даже на уроках, пока она жила в сарае. Когда отец выгнал её даже из сарая, Сашка не отступился от неё, стараясь найти выход из положения, надеясь пристроить её куда-нибудь.

Отец поступает не только неправильно и жестоко, но и подло по отношению к собственному сыну: он дожидается, когда его не будет, в его отсутствие подзывает пса и стреляет в него. Тем самым он не только безвозвратно портит отношения с сыном, но и оставляет его с тяжёлой душевной травмой. После этого случая у мальчика будто бы умирает какая-то важная частичка души, он даже разговаривать начинает монотонно и равнодушно: слова катятся одно за другим, как круглые тяжёлые шарики. Он резко взрослеет, его детство кончается.

Теперь Табор думает только о том, что, когда вырастет, будет защищать собак. Хотя он защищал своего питомца и до этого, но от отца уберечь не смог. Когда директор предлагает ему подарить овчарку, он отказывается, опасаясь, что отец убьёт и её. Между мальчиком и директором много общего. Они оба осуждают людей, обижающих и бросающих животных.

Анализ рассказа

Некоторые рассказы автора помогают взрослым и детям лучше понять друг друга. Семьям полезно читать «Он убил мою собаку» Юрия Яковлева. В произведении скрыты рассуждения на тему взаимоотношений взрослых и ребенка, а связующим звеном служит собака.

Смысл рассказа заключается в восприятии окружающего мира главным героем. Мальчик Саша проявляет теплые чувства по отношению к животным, но его просто потрясла жестокость отца. Таборка не только возненавидел главу семейства, он перестал доверять всем взрослым. Навсегда в памяти мальчика отложился бесчеловечный поступок мужчины.

Даже само слово «отец» в этом сочинении не упоминается. Саша упорно говорит о папе «он». Так автор пытался придать ситуации загадочности, до конца скрывая от читателей страшную правду — кто же убийца беззащитного животного.

Но при анализе «Он убил мою собаку» становится понятно, что Саша просто больше не хочет впускать отца в свою жизнь. Итоговый поступок мужчины навсегда разбил мальчику сердце. Даже предложение получить в подарок другую собаку больше не радовало Таборку. В нем остался жить страх, что отец уничтожит и второе животное.

Читатель понимает, что только директор разделяет мысли мальчика. А родной отец не смог его воспринять, и это уже никогда ему не удастся. В тексте словно противопоставлены два поколения. Ребенок в рассказе представлен светлым и добрым, а взрослые играют отрицательные роли. Именно поэтому произведение полезно и родителям: они могут узнать себя в некоторых героях, посмотреть на свое поведение со стороны и измениться в лучшую сторону ради собственных детей.

Читать рассказ Яковлева можно в бумажной версии или режиме онлайн. Текст включен в сборник «У человека должна быть собака».

Предыдущая
Краткое содержание»Пеппи Длинный чулок» — краткое содержание повести Астрид Линдгрен
Следующая
Краткое содержание»Белая гвардия» — краткое содержание романа М.А. Булгакова

Характеристика главных героев

Главные герои произведения, между которыми происходит диалог, — мальчик и директор школы. Их описание и характеристика:

  1. Саша, но все называют его Таборка — обычный мальчик с ничем не примечательной внешностью. У него круглое лицо, давно не стриженная голова, круглые глаза, небольшой круглый рот — не за что зацепиться взгляду. Единственная отличительная черта — его портфель, большой, чёрный с белыми трещинками, кожаная ручка оторвана и держится на одном ушке, из-за чего он достаёт почти до пола. На локте у мальчика директор замечает крупную штопку, похожую на решётку, но в конце произведения его локоть вырывается наружу. Он добрый, сострадательный, милосердный, очень любит животных. Но у него плохие отношения с родителями, которые не заботятся о нём, не разделяют его интересов и ругают его.
  2. Директор — длинный, худой, высокий, руки тоже длинные и худые и напоминают циркули, когда он сгибает их в локте. Недавно занял эту должность: в произведении говорится, что директоры тоже бывают новичками. В кабинете многое осталось от прежнего директора: кресло, слишком большое для него, пепельница, хотя он не курит, поэтому она стоит чистой, и даже пиджак висел на его худых плечах, как на вешалке, словно тоже до этого принадлежал кому-то другому. По должности ему необходимо провести воспитательную беседу и быть строгим, но всё же он явно тоже любит животных, поэтому встаёт на сторону Таборки и поддерживает его. В рассказе выступает в основном слушателем.

Также в произведении есть второстепенные герои, о которых Саша упоминает в своём рассказе:

  1. Нина Петровна — учительница. Не потерпела присутствия собаки в классе, ругалась, думала, что она кусается.
  2. Женщина в пальто — когда собака хотела поиграть, та тоже решила, что она кусается, рванулась в сторону и закричала.
  3. Милиционер — когда Таборка ждал два часа в милиции, один, с усами, даже погладил собаку и дал ей сахару.
  4. Хозяева — бездушные люди. Переезжают в город, оставив пса, не задумываясь о том, что он привязан к ним, что будет искать их и тосковать.
  5. Мама Таборки — строгая и суровая женщина, считающая, что от животного одна грязь, и не желавшая возиться с ним. Но всё же она не воспрепятствовала тому, чтобы собака жила в доме.

Выбрать книгу по жанру

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

Биография автора

Юрий Яковлевич Ховкин родился в Петрограде 26 июня 1922 года. Уже в 1940 г. его призвали на фронт. Он принимал участие в обороне Москвы, служил в зенитно-артиллерийском полку. В бою Ховкин был ранен, а в блокадном Ленинграде у него умерла мать.

После войны Юрий занялся своим образованием — он окончил Литературный институт имени Горького. После выпуска начал работать журналистом и взял псевдоним Яковлев. Благодаря тому, что он сотрудничал со многими журналами и газетами, ему удалось побывать в разных уголках СССР.

Юрий Яковлевич принимал участие в разных проектах:

  • строительство ВДК;
  • возведение Сталинградской ГЭС;
  • учения ПрикВО;
  • работа нефтяников в Баку;
  • дежурство в ночную смену в цеху Уралмаша.

Писатель был близок с простым народом. Он ловил рыбу в Дунае вместе с опытными рыбаками, изучал особенности жизни населения Рязанской области, дежурил на пограничных заставах в Беларуси.

Яковлев написал несколько поэтических книг, множество повестей и рассказов о детях и подростках.

Все его произведения учили малышей заботиться об окружающем мире и сохранять в себе человечность в любой ситуации.

Самые известные работы писателя:

  • «Растут сыновья»;
  • «Когда уезжает друг»;
  • «Сердце земли»
  • «Он убил мою собаку»;
  • «Красавица»;
  • «Колыбельная для мужчин»;
  • «Мальчик с коньками»;
  • «Верный друг».

По многим его текстам сняли фильмы. Самого автора наградили Орденом Трудового Красного Знамени, Государственной премией СССР и орденом Отечественной войны второй степени.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий