Содержание
Краткое содержание
Мальчика Сашу, которого все называют Таборкой, вызывают к директору школы за то, что он привёл в класс собаку. Он приходит в директорский кабинет, держа в руках большой облезлый портфель, достающий почти до пола, и рассказывает о том, как всё было.
Директор был длинный, худой, занимал полкресла, а вторая половина была свободна, будто это кресло было ему велико, потому что досталось ему в наследство от его предшественника, который был большим и толстым. Он внимательно слушал рассказ мальчика.
Выяснилось, что Таборка пожалел бездомную собаку, которую бросили дачники, когда уезжали из посёлка в город. Она бегала по посёлку и искала хозяев. Мальчик не дал ей имени, объяснив это тем, что раньше, при прежних хозяевах, у неё было имя, а значит, нет смысла давать ей второе. Но он отдал ей свой завтрак, и она больше уже не отходила от него. Он привёл её домой. Мама, конечно, ругалась, сказав, что от собаки одна грязь, но всё же животное осталось в доме с условием, что мальчик будет заниматься с ней сам.
Он играл с ней. Когда учил стихотворения, она его слушала, а когда у него не получалась задача, то тёрлась об его ногу, подбадривая. Но тут из командировки вернулся отец — Таборка называет его «Он». Отец выгнал собаку, и мальчику пришлось поселить её в сарае.
Но потом она порвала пальто какой-то женщине. Она играла, но женщина не поняла этого и рванулась в сторону. Из-за этого Сашку повели в милицию, где продержали два часа. Отцу пришлось заплатить штраф за порванное пальто, после чего он выгнал собаку из сарая.
Таборке пришлось взять её с собой в школу. Он надеялся, что её можно пристроить в живой уголок, но туда брали только ужей и других мелких животных. Он прятал её под партой в классе, но вдруг та сделала лужу. Учительница Нина Петровна долго ругалась на них и выгнала из класса. Но, описывая человеческую жестокость, Таборка говорит, что никто из этих людей не убивал его собаку. Это сделал его отец. Когда мальчика не было, он подозвал её и выстрелил ей в ухо.
Краткое содержание
Рассказ начинается с того, что мальчик вошел в кабинет директора. Последний спросил у него, как его фамилия. А ученик представился Таборкой — так его все называют. На самом деле мальчика звали Саша.
Директор внимательно рассмотрел Табора. Это был непримечательный ребенок с круглым лицом, такими же глазами и ртом. Он держал в руках большой портфель черного цвета, весь покрытый трещинками. Ручка у него была оторвана с одной стороны.
Директор долго вспоминал, что именно натворил этот ученик. Он предложил ему присесть и рассказать об этом. Мальчик, в свою очередь, оглядывал мужчину. Сам директор был высоким и худым, с длинными руками и густыми темными волосами. А на вешалке висела его одежда — коричневая шляпа и плащ.
Саша присел и рассказал, что подобрал собаку, которую оставили на улице хозяева и привел ее в школу. Он хотел, чтобы щенка поместили в живой уголок, но ему отказали. Тогда Таборка забрал его в класс и спрятал под партой. Собака не скулила, но сделала лужу.
Это заметила учительница и накричала на животного и мальчика. Она отошла в дальний угол, чтобы щенок ее не покусал, и заставила Сашу вытереть лужу тряпкой. Таборка взял вместо половой ту ткань, которой вытирают доску. За это учительница выгнала их из класса и рассказала обо всем директору.
Затем Саша рассказал, что по дороге домой он попал в милицию. Его собака играла и случайно порвала пальто одной женщине. Та испугалась и заявила в правоохранительные органы. Оказалось, что щенок должен быть в наморднике и с номером. Но ничего этого у собаки не было, мальчик не знал даже ее имени.
Когда мальчик первый раз привел собаку домой, мама сказала ему: «Следить за твоим щенком я не буду». Но он этого и не просил, Саша сам хотел воспитывать щенка. Затем приехал отец и выгнал животное из дома. Таборка поселил его в сарае и постоянно волновался, не холодно ли собаке или одиноко в темноте.
Но отец выгнал щенка и из сарая, тогда мальчик и привел его в школу. А когда собака снова вернулась домой, Саши там не было. Его отец подозвал животное к себе и выстрелил ему в ухо. Директор тяжело воспринял эту весть, он помолчал и предложил подарить мальчику другую собаку. Но Таборка отказался, он хотел воспитывать именно того щенка.
Затем директор попросил ученика помириться с отцом, но мальчик сказал, что до конца школы будет только давать ответы на его вопросы и станет защитником собак в будущем. А затем он ушел из кабинета, захватив свой портфель с оторванной ручкой.
Анализ произведения
Анализ «Он убил мою собаку» показывает, что главная мысль произведения заключается в том, что необходимо любить животных, относиться к ним с добротой и терпимостью, даже если они шалят и играют, быть добрым и сострадательным ко всем живым существам. Человеческая жестокость должна быть искоренена, ведь без неё мир станет намного лучше.
Автор вкладывает в уста персонажей очень важные истины:
- «Заведут собаку, а потом бросят!» — эти слова с возмущением произносит директор, осуждая таких людей.
- «Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость».
Мальчику был очень важен его питомец: он был для него единственным другом, ждал его из школы, слушал, как он читает ему стихотворения, как аудиокнигу, подбадривал, когда у него не получалось решить задачу. Он думал о собаке даже на уроках, пока она жила в сарае. Когда отец выгнал её даже из сарая, Сашка не отступился от неё, стараясь найти выход из положения, надеясь пристроить её куда-нибудь.
Отец поступает не только неправильно и жестоко, но и подло по отношению к собственному сыну: он дожидается, когда его не будет, в его отсутствие подзывает пса и стреляет в него. Тем самым он не только безвозвратно портит отношения с сыном, но и оставляет его с тяжёлой душевной травмой. После этого случая у мальчика будто бы умирает какая-то важная частичка души, он даже разговаривать начинает монотонно и равнодушно: слова катятся одно за другим, как круглые тяжёлые шарики. Он резко взрослеет, его детство кончается.
Теперь Табор думает только о том, что, когда вырастет, будет защищать собак. Хотя он защищал своего питомца и до этого, но от отца уберечь не смог. Когда директор предлагает ему подарить овчарку, он отказывается, опасаясь, что отец убьёт и её. Между мальчиком и директором много общего. Они оба осуждают людей, обижающих и бросающих животных.
Анализ рассказа
Некоторые рассказы автора помогают взрослым и детям лучше понять друг друга. Семьям полезно читать «Он убил мою собаку» Юрия Яковлева. В произведении скрыты рассуждения на тему взаимоотношений взрослых и ребенка, а связующим звеном служит собака.
Смысл рассказа заключается в восприятии окружающего мира главным героем. Мальчик Саша проявляет теплые чувства по отношению к животным, но его просто потрясла жестокость отца. Таборка не только возненавидел главу семейства, он перестал доверять всем взрослым. Навсегда в памяти мальчика отложился бесчеловечный поступок мужчины.
Даже само слово «отец» в этом сочинении не упоминается. Саша упорно говорит о папе «он». Так автор пытался придать ситуации загадочности, до конца скрывая от читателей страшную правду — кто же убийца беззащитного животного.
Но при анализе «Он убил мою собаку» становится понятно, что Саша просто больше не хочет впускать отца в свою жизнь. Итоговый поступок мужчины навсегда разбил мальчику сердце. Даже предложение получить в подарок другую собаку больше не радовало Таборку. В нем остался жить страх, что отец уничтожит и второе животное.
Читатель понимает, что только директор разделяет мысли мальчика. А родной отец не смог его воспринять, и это уже никогда ему не удастся. В тексте словно противопоставлены два поколения. Ребенок в рассказе представлен светлым и добрым, а взрослые играют отрицательные роли. Именно поэтому произведение полезно и родителям: они могут узнать себя в некоторых героях, посмотреть на свое поведение со стороны и измениться в лучшую сторону ради собственных детей.
Читать рассказ Яковлева можно в бумажной версии или режиме онлайн. Текст включен в сборник «У человека должна быть собака».
Предыдущая
Краткое содержание»Пеппи Длинный чулок» — краткое содержание повести Астрид Линдгрен
Следующая
Краткое содержание»Белая гвардия» — краткое содержание романа М.А. Булгакова
Характеристика главных героев
Главные герои произведения, между которыми происходит диалог, — мальчик и директор школы. Их описание и характеристика:
- Саша, но все называют его Таборка — обычный мальчик с ничем не примечательной внешностью. У него круглое лицо, давно не стриженная голова, круглые глаза, небольшой круглый рот — не за что зацепиться взгляду. Единственная отличительная черта — его портфель, большой, чёрный с белыми трещинками, кожаная ручка оторвана и держится на одном ушке, из-за чего он достаёт почти до пола. На локте у мальчика директор замечает крупную штопку, похожую на решётку, но в конце произведения его локоть вырывается наружу. Он добрый, сострадательный, милосердный, очень любит животных. Но у него плохие отношения с родителями, которые не заботятся о нём, не разделяют его интересов и ругают его.
- Директор — длинный, худой, высокий, руки тоже длинные и худые и напоминают циркули, когда он сгибает их в локте. Недавно занял эту должность: в произведении говорится, что директоры тоже бывают новичками. В кабинете многое осталось от прежнего директора: кресло, слишком большое для него, пепельница, хотя он не курит, поэтому она стоит чистой, и даже пиджак висел на его худых плечах, как на вешалке, словно тоже до этого принадлежал кому-то другому. По должности ему необходимо провести воспитательную беседу и быть строгим, но всё же он явно тоже любит животных, поэтому встаёт на сторону Таборки и поддерживает его. В рассказе выступает в основном слушателем.
Также в произведении есть второстепенные герои, о которых Саша упоминает в своём рассказе:
- Нина Петровна — учительница. Не потерпела присутствия собаки в классе, ругалась, думала, что она кусается.
- Женщина в пальто — когда собака хотела поиграть, та тоже решила, что она кусается, рванулась в сторону и закричала.
- Милиционер — когда Таборка ждал два часа в милиции, один, с усами, даже погладил собаку и дал ей сахару.
- Хозяева — бездушные люди. Переезжают в город, оставив пса, не задумываясь о том, что он привязан к ним, что будет искать их и тосковать.
- Мама Таборки — строгая и суровая женщина, считающая, что от животного одна грязь, и не желавшая возиться с ним. Но всё же она не воспрепятствовала тому, чтобы собака жила в доме.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Биография автора
Юрий Яковлевич Ховкин родился в Петрограде 26 июня 1922 года. Уже в 1940 г. его призвали на фронт. Он принимал участие в обороне Москвы, служил в зенитно-артиллерийском полку. В бою Ховкин был ранен, а в блокадном Ленинграде у него умерла мать.
После войны Юрий занялся своим образованием — он окончил Литературный институт имени Горького. После выпуска начал работать журналистом и взял псевдоним Яковлев. Благодаря тому, что он сотрудничал со многими журналами и газетами, ему удалось побывать в разных уголках СССР.
Юрий Яковлевич принимал участие в разных проектах:
- строительство ВДК;
- возведение Сталинградской ГЭС;
- учения ПрикВО;
- работа нефтяников в Баку;
- дежурство в ночную смену в цеху Уралмаша.
Писатель был близок с простым народом. Он ловил рыбу в Дунае вместе с опытными рыбаками, изучал особенности жизни населения Рязанской области, дежурил на пограничных заставах в Беларуси.
Яковлев написал несколько поэтических книг, множество повестей и рассказов о детях и подростках.
Все его произведения учили малышей заботиться об окружающем мире и сохранять в себе человечность в любой ситуации.
Самые известные работы писателя:
- «Растут сыновья»;
- «Когда уезжает друг»;
- «Сердце земли»
- «Он убил мою собаку»;
- «Красавица»;
- «Колыбельная для мужчин»;
- «Мальчик с коньками»;
- «Верный друг».
По многим его текстам сняли фильмы. Самого автора наградили Орденом Трудового Красного Знамени, Государственной премией СССР и орденом Отечественной войны второй степени.