Школьной этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Содержание

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 130.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 11

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, в именительном падеже, прилагательные ‒ в мужском роде

Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу на бланке работы

А)______________ правовых норм означает необходимость воздерживаться от действий, запрещённых законом, в то время как Б)__________________ норм права, напротив, предполагает совершение активных правомерных действий

Для правильного применения нормы права важно понимать, как она связана с другими юридическими нормами и какое место занимает в общей В)__________________

В этих случаях важную роль играет толкование права, то есть процесс уяснения и разъяснения Г)_________________ правовых норм. Выделяется несколько способов толкования права.

Д)__________________ толкование предполагает анализ юридического текста с использованием правил языкознания. В данном случае речь идёт о выяснении значения отдельных слов, формулировок, знаков препинания, связи слов в предложениях.

Е)_________________ толкование помогает уяснить логическую связь между отдельными частями нормы права, понять её общий смысл исходя из правил формальной логики.

Ж)_______________ толкование заключается в сравнении данной нормы права с другими и определении её места как в конкретном нормативном акте, так и в общей системе правового регулирования.

З)_________________ толкование заключается в выяснении условий появления нормы права, целей её принятия, смысла, который вкладывал в неё законодатель.

Целью толкования права является не только правильное понимание и применение правовых норм, но и выявление, а затем И)________________ противоречий между ними.

Список слов:

1. Литературный

2.  Цивилизация

3. Осуществление

4. Соблюдение

5. Система законодательства

6. Систематический

7. Бюрократический

8. Устранение

9. Логический

10. Социальный

11. Последовательность

12. Разъяснение

13. Исторический

14. Исполнение

15. Грамматический

16. Отмена

17. Юридический

18. Смысл

19. Психологический

20.  Политический

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И
4145181596138

9 верных вставок – 5 баллов.

7–8 верных вставок – 4 балла.

5–6 верных вставок – 3 балла.

3–4 верные вставки – 2 балла.

1–2 верные вставки – 1 балл.

Максимум за работу 5 баллов.

Задание 7

Ознакомьтесь с данными и выполните задания.

Исследование ВЦИОМ проведено по заказу Департамента труда и занятости г. Москвы, в конце ноября – начале декабря 2015 г.

В каких сферах деятельности Вы ищете работу? (закрытый вопрос, любое число ответов по каждому столбцу, %)
 Несовершенно летние в возрасте от 14 до 18 летДети сиротыВыпускники СПОВыпускники ВПО
Промышленное производство 322425
Строительство 611723
Торговля 33341422
Гостиничный бизнес 179119
Ресторанный бизнес 241399
Услуги связи 17785
Транспортные услуги97112
Финансовая, консалтинговая, аудиторская деятельность381425
Юридические услуги 34310
Операции с недвижимым имуществом131
Государственная служба 51813
Армия/внутренние войска/войска МВД 3331
Образование 3356
Здравоохранение 151233
Социальные услуги 1622175
Укажите минимальный приемлемый для Вас уровень ежемесячной заработной платы (открытый вопрос, один ответ, тыс. руб.)
 Несовершенно летние в возрасте от 14 до 18 летДети сиротыВыпускники СПОВыпускники ВПО
1–14 18171
15–24 552172
25–34 10323719
35–44 5162532
45–54 5121623
55+ 511324
Затрудняюсь

ответить

11

7.1. Какой минимальный размер заработной платы приемлем для большинства молодёжи? В какой возрастной группе самые низкие ожидания по поводу минимальной оплаты труда? Подтвердите свой ответ данными таблицы.

7.2. Какие сферы трудоустройства наиболее интересны для молодёжи? Назовите не менее двух вариантов. Предположите, почему молодые люди хотят работать именно в этих сферах. Подтвердите свой ответ данными таблицы.

7.3. Назовите две сферы деятельности, популярные только у одной категории граждан. Подтвердите свой ответ данными таблицы.

7.4. Многие молодые соискатели не могут найти работу с желаемой оплатой. С чем это может быть связано?

Ответы:

7.1. Приемлемый уровень заработной платы для подавляющего большинства 15–24 тысяч рублей и 25–34 тысяч рублей. Допускается ответ 25–34. 1 балл. По размеру минимальной оплаты труда самые низкие ожидания в группе несовершеннолетних 14–18 лет. 1 балл. Более половины (55 %) представителей данной категории граждан готовы рассматривать предложения о работе с размером оплаты от 15 до 24 тысяч рублей, а ещё 18 % готовы работать и за меньшие деньги. 1 балл. Всего 3 балла.

7.2. Самая популярная отрасль среди ищущих работу из числа представителей описываемых категорий граждан – торговля, в которой рассматривают вакансии 34 % детей-сирот в возрасте до 23 лет, 33 % несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, 22 % выпускников учреждений высшего профессионального образования в возрасте от 21 до 26 лет. Социальные услуги пользуются популярностью во всех группах граждан (от 16 % до 22 %), кроме выпускников учреждений высшего профессионального образования (5 %).

Последние больше интересуются промышленным производством (25 %), которое также привлекает детей-сирот (22 %).

Это связано с репрезентируемыми в массовой культуре установками и мнениями о конкретных профессиях и заработке в них. Другими причинами могут быть названы: пример родителей и/или ближайшего окружения, стереотипы о работе, доступность трудоустройства.

По 1 баллу за каждую названную сферу. Всего 2 балла.

По 1 баллу за каждое обоснование. Всего 2 балла.

1 балл за выдвинутое предположение.

Всего 5 баллов.

7.3. Ресторанный бизнес пользуется особой популярностью среди несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет – 24 % из них ищут работу именно в этой сфере, тогда как в других квотируемых категориях граждан данная сфера набрала максимум 13 %.

Юридические услуги популярны только у выпускников высших учебных заведений: 10 % против 3–4 % в остальных группах. Строительство – 23 % у выпускников ВПО и максимум 11 % в остальных группах.

По 1 баллу за каждую названную сферу. Всего 2 балла.

По 1 баллу за каждое обоснование. Всего 2 балла.

Всего 4 балла.

7.4. Молодёжь имеет завышенные ожидания по заработной плате. Во-первых, это связано с распространением рейтингов профессий и зарплат в интернете. Во-вторых, большую роль здесь играет современный подход к жизни, когда первичными для молодого человека являются его потребности, а не накопленный уровень знаний и опыта. Молодые соискатели претендуют на высокие зарплаты и должности, опираясь только на собственные желания.

Работодатель не готов платить большие деньги за сотрудников, которые требуют больших вложений. Молодые специалисты считают, что они не готовы получать небольшие деньги.

Ответ может быть дан в иной формулировке.

1 балл за высказанное предположение.

Максимум за задание – 13 баллов.

Олимпиада по обществознанию

Для современного человека огромное значение имеют так называемые общественные науки. Наше общество становится все более открытым, поэтому изучение законов его развития играет важную роль в жизни не только страны, но и каждого отдельного человека.

В школе ученики изучают обществознание. Это не единое направление, но сложносочиненный учебный предмет, состоящий из множества компонентов, включающих в себя такие науки, как философия, социология, социальная психология, правоведение, политология, экономика и так далее. Понятно, что это сложные дисциплины, требующие глубокого изучения и масштабных знаний, поэтому в школе изучают только их основы. Тем не менее, это крайне важные для любого человека науки, знание который потребуется в дальнейшем обучении и социальной жизни школьника.

Принимая участие в олимпиаде по обществознанию, проводимой онлайн на нашем портале, ученик получает нужные знания и умения, осваивает основы работы с тестами, получает нужные знания и укрепляет уже имеющиеся. Прохождение тестов позволяет определить уровень его подготовки, обнаружить «слабые места» и предпринять необходимые меры для ликвидации недочетов.

Успешное прохождение тестов внушает школьникам уверенность в своих силах и стимулирует желание учиться дальше, достигать больших высот, стремиться к вершинам.

Эта дисциплина не просто дает знания по разным областям жизни и развития общества, но и способствует формированию точки зрения, взглядов и философии жизни самого школьника

Это крайне важно для создания и развития конкретной личности, ее прогресса и совершенствования

Наука об обществе крайне важна, особенно в наши времена, когда все постоянно меняется, развивается и прогрессирует. Для подрастающего поколения необходимо знать и понимать, какие природные механизмы управляют развитием общества, как на них можно воздействовать и как использовать свои знания в реальной жизни.

Прохождение тестирования

Предлагаемые нами олимпиады по обществознанию отличаются от стандартных контрольных работ, используемых в школе для проверки знаний. Наши вопросы составлены в виде тестов для конкретных классов школы и опираются на пройденную программу обучения.

Они состоят их 10 вопросов, к каждому из которых предлагается несколько различных вариантов ответа. Для экзаменуемого необходимо правильно подойти к каждому вопросу, оценить его сложность и безошибочно выбрать единственный правильный ответ. Это поможет школьнику научиться ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать вопросы и уметь отвечать точно, грамотно и правильно.

Обществознание – сложная и многогранная дисциплина, тем ценнее будут полученные знания и важнее высокие достижения. После завершения прохождения теста школьник может сразу же получить результат своей работы. При желании сохранить столь ценный и важный документ необходимо оставить заявку на получение диплома в электронном виде (PDF). Стоимость обработки данных символическая – всего 80 рублей. Диплом станет предметом гордости школьника и подтверждением его глубоких знаний по столь сложной и объемной дисциплине.

Задание 12

Прочтите текст.  Из  числа  предложенных  социологических  терминов выберите  те,  которые  имеют  отношение  к  событиям,  процессам  и  явлениям, описанным в тексте.

С  конца XIII  в.  на  северо-востоке  Руси  начинается  постепенное  возрождение хозяйственной  и  культурной  жизни.  Было  заново  отстроено  большинство разрушенных  монголами  городов,  их  население  стало  расти,  возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму  в  значительной мере  способствовало переселение  на  северо-восток  части  населения  из  разорённых южных  земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни:  в 1299  г.  Владимир  становится  резиденцией  митрополита  русской церкви.  С  утверждением  ислама  в  Золотой  Орде  и  католичества  в  Великом княжестве Литовском  православные  вельможи  из  этих  государств  переезжали на  Русь,  занимая  место  при  дворе  великих  князей. Они  быстро  смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины:

Прогресс,  урбанизация,  миграция,  этногенез,  регресс,  ассимиляция,  глобализация,  депопуляция,  вертикальная  социальная  мобильность,  горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ:  прогресс,  урбанизация, миграция,  горизонтальная  социальная мобильность, ассимиляция.

Задание 14

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
  2. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).
  3. Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
  4. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
  5. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
  6. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
  7. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
  8. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
  9. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
  10. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

Критерии оценивания сочинения-эссе

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
  3. Уровень аргументации:
    • 3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
    • 3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
    • 3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
    • 3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов.

Максимум за работу 145 баллов

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность  представлений  и  чувств  людей  относительно  права  и  его реализации  в  общественных  отношениях  составляет  понятие 1) ________________.  В  своей  структуре 1) _____________  подразделяется  на научное  (правовую  2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая  2) _________________  включает  в  себя  научные  идеи  и  доктрины,  которые  в  теоретической  форме  отражают  правовые  явления  общественной  жизни.  Что касается  правовой 3) _____________________,  то  она  представляет  собой комплекс  чувств,  настроений,  эмоций,  стереотипов,  в  которых  отражается отношение  людей  к  праву.  Таким  образом,  правовую 3)  _________________ отличает  от  правовой 2) ______________________  отсутствие  глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании.  Развитое 1) _________________  является  важным  условием  4) __________________,  который  представляет  собой  состояние упорядоченности  общественных  отношений,  выражающее  практическое осуществление  требований  законности.  То  есть 4) _________________ характеризуется  тем,  насколько  полно  и  последовательно  в  данном  обществе реализуются  принципы  законности. 4) _____________________  является составной  частью  более  широкого  общественного  феномена –  правовой  5) ________________.  Правовая 5) _____________________  характеризует общее  состояние  всех  общественных  явлений,  процессов,  институтов, имеющих  отношение  к  праву.  Выдающийся  российский  правовед  С.С.  Алексеев  определил  правовую 5) ________________  как «состояние юридического  хозяйства  в  обществе».  Как  известно,  низкий  уровень  1) __________________ влечёт  за собой неверие в  закон, неуважение к нему и часто,  как  закономерное  следствие, –  нарушение  установленных  им  норм. Такое  негативное  восприятие  права  получило  название  правового  6) ______________. Правовой 6) _______________  создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия  в  закон  такой  произвол  воспринимается,  в  том  числе  и  самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ:

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Задание 10

Соотнесите выдержку из закона города Москвы с его названием. Ответ внесите в таблицу.

11. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве.АЗакон города Москвы № 9 от 12 марта 2014 года «Об обеспечении открытости информации и общественном контроле в сферах благоустройства, жилищных и коммунальных услуг»
21) распространение информации о деятельности каждой из указанных политических партий в равном объёме;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности указанных политических партий;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности указанных политических партий.

БЗакон города Москвы № 8 от 9 марта 2011 года «Об универсальной электронной карте»
39) определение порядка утверждения уполномоченным органом правил предоставления и форматов визуальных (незащищённых) сведений, в том числе фотографии заявителя, в составе заявления о выдаче универсальной электронной карты;

10) утверждение перечня государственных услуг города Москвы, муниципальных услуг и иных услуг, предоставляемых с использованием универсальной электронной карты на территории города Москвы.

ВЗакон города Москвы № 64 от 17 декабря 2014 года «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»
4Действие настоящего Закона распространяется на:

1) детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ГЗакон города Москвы № 42 от 11 июля 2012 года «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве»
51. Специализированная стоянка должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие условий, обеспечивающих возможность безопасного хранения транспортных средств;

2) наличие возможности погрузки и разгрузки транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальной техники, применяемой для перемещения транспортных средств на специализированные стоянки.

ДЗакон города Москвы № 56 от 30 октября 2013 года «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»
6Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделёнными федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

ЕЗакон города Москвы № 39 от 15 сентября 2010 года «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Московской городской Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом»
71. В информационных системах города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы, подлежит размещению следующая информация, касающаяся благоустройства:

1) информация о планируемых, проводимых и завершённых работах в сфере благоустройства, направленных

на создание новых или повышение качественного состояния существующих объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

2) информация о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, в том числе, в обязательном порядке, в отношении дворовых территорий;

ЖЗакон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
ВЕБЖГДА

Полностью верное соотнесение — 5 баллов.

Соотнесение с одной ошибкой — 3 балла.

Если допущено более одной ошибки – 0 баллов.

Выполните задания 11–14 на бланке работы.

Не забудьте указать номера заданий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий