Содержание
Задание 1. [35 баллов] ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ.
Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его, выполните задания.
Будь безмолвен, лучше спрячься, утаи
Думы, чувства и эмоции свои.
Пусть живут они себе в глухой тиши,
Звёзды на́ небе закрывшейся души.
Ты на них смотри, но не трепись!
Заткнись.
Сердце точно не расскажет ни о чём,
Ты останешься непонятым другим.
Высказанное становится враньём.
Утаённое – источником благим.
Из него ты пей, не поперхнись!
Заткнись.
- Узнайте оригинал. Напишите «переведённый» фрагмент стихотворения в оригинале. Укажите имя автора и название стихотворения.
- Отметьте формальные (количество строк, размер) и содержательные отличия «перевода» от оригинала.
Можете начертить таблицу по образцу, чтобы отличия были заметнее.
Оригинал | «Перевод» |
— | — |
- Удачен ли оказался «перевод»? Какой текст вам больше понравился? Напишите об этом в 5–7 предложениях. Подтвердите своё мнение примерами.
Ответ.
- Оригинал – стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» :
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
За точное воспроизведение фрагмента – 7 баллов; любая неточность, кроме вариативных знаков препинания, – минус 1 балл.
2.
Оригинал | «Перевод» |
4-стопный ямб | 5- и 6-стопный хорей |
своеобразная ритмика (с нарушениями) | последняя строка каждой строфы ямбическая и короче других |
парная рифмовка | парная и перекрёстная рифмовка; |
«высокая лексика» | нейтральная лексика, часто разговорная |
единство стиля | стилистические смешения |
Возможны и другие названные отличия, по 2 балла за каждое, но в сумме не более 10 баллов.
Не следует ожидать от участников использованной в ключах терминологии.
- Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 4 балла – «тройке», 8 баллов – «четвёрке» и 12 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 6 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Критерии оценивания | Баллы |
Внятно и связно указано, какой текст нравится больше и почему. Отмечены отличия «перевода» от оригинала по разным параметрам (стиховые, стилистические, образные, логические).
Шкала оценок: 0 – 4 – 8 – 12 |
до 12 баллов |
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного в курсе русского языка материала).
Шкала оценок: 0 – 1 – 2 –3 |
до 3 баллов |
Всего | 15 баллов |
Для экспертов. «Перевод» неудачен и стилистически, и лексически, и ритмически. Утрачена высокая стилистика оригинала: исчезли или заменены синонимами слова «оне», «изречённая». Грубые советы «не трепись», «заткнись», «не поперхнись» создают комический эффект и искажают основную мысль, призывающую хранить молчание, а не перестать говорить. Основные образы стихотворения («звезды», «ключ» – в переводе «источник») сохранены, но переданы весьма неуклюже. Стилистическая какофония («заткнись» рядом с «благим» и др.) также служит внезапно появившемуся комизму.
Примечание. Возможен вариант работы, в которой автору больше нравится «перевод» и сделана попытка доказать его эстетическую ценность. Такие работы не стоит сразу отвергать и нельзя оценивать нулём баллов. Следует понять логику автора и оценить работу согласно критериям.
Как готовиться к олимпиадам по литературе?
Есть несколько вариантов.
Самостоятельно
Читать программные произведения художественные
Во-первых, важно очень много читать. Литература — это не просто художественные тексты
Многие произведения взаимосвязаны между собой, и эту взаимосвязь важно показывать. Начитанность позволяет не только лучше запоминать каждое произведение, но и писать грамотные и интересные тексты.
Изучать историю и историю литературы. Одних художественных текстов недостаточно. Нужно понимать, когда написан текст, почему он написан в таком стиле, что еще происходило в эту эпоху и многое другое. Кроме того, знание истории улучшит не только память, но и аналитические знания, которые важны для анализа художественного текста.
Решать прошлогодние варианты. Такие тренировки помогут освоить не только формат, но и разные уровни сложности. Помните, что задания из года в год не повторяются, однако могут повторяться авторы и темы. Кроме того, прорешав определенное количество тестов, вы будете знать больше материала и понимать свои сильные и слабые места.
Читать учебники о литературоведении. Они дают хорошие знания по истории и теории литературы. Они помогут разобраться в терминах и самих текстах. Не забывайте, что в любой олимпиаде по литературе от вас будут требовать знание теории (к примеру, уметь различать метафору и эпитет).
Разбираться в своих ошибках. И не только в своих. Это важно для того, чтобы понимать, какие темы вам еще необходимо подтянуть. Кроме того, чужие ошибки (если на сайте олимпиады есть работы прошлогодних призеров и победителей) дают понимание, что проверяющей комиссии нравится, а что нет. Сравнивайте такие работы с критериями (которые, кстати, тоже важно знать) и смотрите, за что снижают баллы.
В соцсетях в группах по олимпиадам общаться с единомышленниками, решать задания, смотреть учебные видео и разборы заданий прошлых лет. Все это очень важно опять же для того, чтобы понимать олимпиадный формат и получать новые знания. Кроме того, в таких группах нередко постят мемы и картинки, упрощающие запоминание.
С кем-то
- Репетитор. В любом деле нужен наставник, а уж тем более в подготовке к экзаменам и олимпиадам. Репетитор поможет проработать ошибки, закрыть пробелы в знаниях, а также будет следить за подготовкой и не даст вам расслабиться.
- Курсы Центра педагогического мастерства по подготовке к олимпиадам. Такие курсы дадут возможность получить базовые знания по литературе от педагогов, которые участвовали в олимпиадах ранее и знают все подводные камни.
- Курсы и выездные школы Ассоциации победителей олимпиад. Это организация, объединяющая бывших олимпиадников, которые готовы поделиться знаниями с новым поколением школьников. Это студенты и уже выпускники топовых вузов РФ, которые ведут курсы в школах. Кроме того, АПО организует выездные школы (образовательные лагеря на несколько недель), где школьники получают огромное количество знаний, применяют их на практике и общаются с единомышленниками со всей России.
Зачем участвовать в олимпиадах?
Причин больше, чем кажется:
- Тренировка себя. Даже если вы учитесь не в выпускном классе, участвовать в олимпиадах стоит. Чем больше вы прорешаете заданий разного типа и уровня сложности, тем больше вероятность того, что в стрессовой ситуации ваш подготовленный к формату заданий мозг сможет креативно продумать решение и выдать правильный ответ.
- Новые знания. Участие в олимпиадах предполагает усвоенные знания, которых нет в школьной программе. То есть для успешного участия вам необходимо знать не просто больше, чем знают ваши одноклассники. Нередко нужно пройти программу старшего класса. Даже если у вас не получится стать призером с первого раза, вы точно будете знать свои пробелы и способы их восполнения.
- Поступление и призы. Конечно, участие в олимпиадах — это шанс получить билет в светлое студенческое будущее, так еще и бесплатный. Кроме дипломов призеров и победителей, которые дают возможность участвовать в заключительных этапах тех же олимпиад в новом учебном году, есть еще и денежные призы. Так, хорошую сумму денег могут получить призеры и победители ВОШ.
Олимпиада по литературе
Для общего развития школьника крайне важны обширные и глубокие знания по литературе. Прозаические и поэтические произведения разных веков не только помогают получить обширные знания о различных эпохах, традициях и привычках прошедших времен, но и формируют мировоззрение человека. Без знаний по этой обширной теме невозможно быть эрудированным, начитанным человеком, способным свободно общаться на любую тему в различной среде.
Кроме этого, изучение письменного наследия нашего прошлого и настоящего способствует развитию интеллекта и правильной речи. При чтении организм ребенка непроизвольно запоминает правильные, грамотные и красивы обороты речи, грамматические конструкции и стилистические обороты. Школьники, успевающие по литературе и любящие этот предмет, обычно имеют хорошо поставленную речь, причем и устную, и письменную, что впоследствии им очень пригодится при дальнейшем обучении и взрослой жизни.
Именно из книг можно почерпнуть множество разнообразных знаний на разные темы, поэтому изучение литературы играет столь важную роль в общем образовании и обучении школьников.
На занятиях по этой дисциплине знания обычно проверяются в виде устных опросов, сочинений и изложений. Но куда больший результат могут показать олимпиады по литературе, проводимые онлайн
С их помощью можно определить глубину знаний школьников, выделить слабо изученные моменты, сконцентрировать внимание на достижениях
Так как в конце тестирования школьник получает диплом, это становится действенным стимулом для углубления и улучшения своих знаний, более внимательного и пристального отношения к предмету.
Как проводится проверка
Принимая участие в олимпиаде по литературе, каждый школьник может проверить уровень своих знаний и получить подтверждение того, что его усердная работа принесла прекрасные плоды. Для этого ему нужно всего лишь правильно ответить на 10 вопросов.
Структура проверки совершенно иная, нежели при выполнении обычной школьной контрольной работы, сочинения или иной форме контроля успеваемости и знаний. На каждый вопрос дается несколько ответов, только один из которых правильный.
Навыки работы с онлайн тестированием очень полезны для школьников. Они пригодятся при участии в более сложных и обширных соревнованиях, например, при районных и международных состязаниях. Столь же важны такие навыки и умения в будущем, во время учебы в среднем и высшем учебном заведении.
Получение диплома
После того, как тест будет успешно пройдет, можно сразу же получить результат. При желании получить фактическое подтверждение своих высоких достижений школьник может получить диплом по соответствующей дисциплине за каждый конкретный класс.
Для этого ему нужно оставить заявку на получение диплома в электронном виде (PDF). Заплатить за оформление документа нужно символическую плату – всего лишь 80 рублей.
Полученный документ существенно повысит самооценку школьника, станет стимулом для дальнейшего углубленного изучения дисциплины, возможно, даже повлияет на выбор будущей профессии.
Олимпиадные задания по литературе для 11 класса
Олимпиада по литературе 11 класс
«Худые, нервные пальцы… забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы… Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». | М.Ю. Лермонтов»Герой нашего времени» | |
«А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…» | М. Горький»Челкаш» | |
Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно». | И.А. Бунин»Чистый понедельник» | |
«Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал… поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами… Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами». | А.И. Куприн»Гранатовый браслет» |
Его улыбка — где он взял ее? — Согрела всех мучительно влюбленных, Униженных, больных и оскорбленных Кошмарное земное бытие. Угармонированное свое В падучей сердце — радость обреченных, Истерзанных и духом исступленных — В целебное он превратил питье. | Все мукой опрокинутые лица, Все руки, принужденные сложиться В крест на груди, все чтущие закон, Единый для живущих — Состраданье, Все чрез него познали оправданье, И человек — почти обожествлен! |
Литература 11 класс
Лимит времени:
из 10 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: из 10
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
-
Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!
-
Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре