Содержание
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть 1).
- Живыми клетками проводящей ткани растений являются:
а) клетки сосудов;
б) ситовидные клетки;
в) клетки трахеид;
г) клетки камбия.
- Две семядоли имеет зародыш семени:
а) лука;
б) картофеля;
в) кукурузы;
г) проса.
- Зелёные водоросли могут размножаться:
а) половым путём;
б) с помощью спор;
в) фрагментацией таллома;
г) правильны все ответы.
- Формула цветка Ч5Л5Т5П1 характерна для семейства:
а) Розовые;
б) Капустные;
в) Паслёновые;
г) Астровые.
- У ели на каждой семенной чешуе женской шишки находится:
а) 4 семязачатка;
б) 3 семязачатка;
в) 2 семязачатка;
г) 1 семязачаток.
- Готовыми органическими веществами питается:
а) белый гриб;
б) папоротник орляк;
в) бурые водоросли;
г) печёночные мхи.
- Спирогира отличается от хлореллы тем, что:
а) хлорелла имеет, кроме хлорофилла, пигмент фукоксантин;
б) спирогира – зелёная водоросль, а хлорелла – бурая;
в) хлорелла – одноклеточная водоросль, а спирогира – многоклеточная;
г) хлорелла неподвижна.
- Подвижные мужские гаметы имеет:
а) рожь;
б) сфагнум;
в) лиственница;
г) можжевельник.
- Что является органами выделения у рыжего таракана?
а) почки;
б) протонефридии;
в) мальпигиевы сосуды;
г) зелёные железы.
- Кровь мухи не осуществляет:
а) перенос кислорода;
б) перенос глюкозы;
в) перенос мочевой кислоты;
г) перенос аминокислот.
- Какой тип полости тела у пчелы?
а) первичная полость тела;
б) вторичная полость тела;
в) смешанная полость тела;
г) нет полости тела.
- Незамкнутая кровеносная система имеется у:
а) аскариды;
б) дождевого червя;
в) ланцетника;
г) виноградной улитки.
13 Челюсти отсутствуют у:
а) миноги;
б) рыбы-пилы;
в) черепахи;
г) рыбы-молота.
- У карпа артериальная кровь находится в:
а) спинной аорте;
б) желудочке;
в) предсердии;
г) брюшной аорте.
- Сколько кругов кровообращения у амфибий?
а) один у личинок, два у взрослых животных;
б) один у взрослых животных, у личинок кровообращения нет;
в) два у личинок, три у взрослых животных;
г) два у личинок и у взрослых животных.
- Для чего служит киль у птиц?
а) для рассекания воздуха;
б) для защиты внутренних органов;
в) для устойчивости в полёте;
г) для прикрепления мышц.
- Во время вдоха у человека:
а) сокращаются внешние межрёберные мышцы и диафрагма;
б) сокращаются внутренние межрёберные мышцы и диафрагма;
в) сокращаются внутренние межрёберные мышцы, а диафрагма расслабляется;
г) сокращаются внешние межрёберные мышцы, а диафрагма расслабляется.
- При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
а) кислорода;
б) питательных веществ;
в) воды и минеральных солей;
г) всех названных веществ.
- Деление клеток красного костного мозга и их превращение в эритроциты усиливается:
а) во время сна;
б) при кровопотере;
в) после приёма пищи;
г) в случае воспалительного процесса.
- Причиной нарушения свёртываемости крови может быть недостаток:
а) ионов Са;
б) витамина К;
в) одного из белков системы свёртывания;
г) все ответы верны.
- У человека соединены суставом:
а) рёбра и грудина;
б) первый шейный позвонок и височная кость;
в) нижняя челюсть и височная кость;
г) верхняя челюсть и скуловая кость.
- Генетическая информация в ДНК записана в виде:
а) двуспиральной структуры,
б) последовательности азотистых оснований,
в) сложной трёхмерной структуры,
г) чередующихся связей дезоксирибозы и фосфата.
- Микротрубочки не участвуют в процессе:
а) колебания жгутиков и ресничек;
б) движения хроматид в митозе;
в) осморегуляции;
г) движения органелл в цитоплазме клеток.
- Не имеют постоянной формы:
а) кишечная палочка;
б) эвглена зелёная;
в) клетки фибробласты соединительной ткани;
г) клетки эпителия кожи человека.
- Для клеток растений не характерен синтез:
а) фосфолипидов;
б) гликогена;
в) нуклеотидов;
г) аминокислот.
Олимпиады по биологии
Летняя биологическая олимпиада
Не предоставляет льгот, но является отличной тренировкой перед Всероссом, поскольку проводится в начале июля по интернету. Участвовать могут школьники 7–11 классов. Задания — высокой сложности, требуют хорошей подготовки и знаний.
Всесибирская открытая олимпиада школьников по биологии
Олимпиада второго уровня. Проводится в три этапа: отборочный заочный, отборочный очный и заключительный очный. Чтобы пройти в финал, можно поучаствовать только в одном из отборочных туров.
Олимпиада школьников по биологии «Высшая проба»
Даёт льготы при поступлении на биологический факультет Высшей школы экономики. Предлагает задачи, не требующие знаний сверх школьной программы, но поощряет умение творчески обрабатывать информацию.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».
- У каких растений цветки правильные (актиноморфные)?
- а) фасоль;
- б) роза;
- в) тюльпан;
- г) львиный зев;
- д) картофель.
- Выберите из перечисленных клеток те, которые относятся к покровным тканям растений
- а) клетка столбчатого мезофилла;
- б) клетка-спутница флоэмы;
- в) замыкающая клетка устьица;
- г) клетка эпидермиса;
- д) запасающая клетка клубня.
- Какие из перечисленных растений обладают соплодиями
- а) ананас;
- б) свёкла;
- в) апельсин;
- г) подсолнечник;
- д) инжир.
- Какие птицы исчезли с лица земли в историческое время
- а) ихтиорнис;
- б) археоптерикс;
- в) моа;
- г) нанду
- д) странствующий голубь.
- Какие животные обитают только в морских водоёмах
- а) дельфины;
- б) миноги;
- в) усоногие раки;
- г) тюлени;
- д) асцидии.
- У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития
- а) минога;
- б) агама;
- в) аксолотль;
- г) прыткая ящерица;
- д) тритон.
- Кто из перечисленных птиц НЕ может долбить деревья
- а) малый пёстрый дятел;
- б) пищуха;
- в) поползень;
- г) синица-гаичка;
- д) скворец.
- Сократительные белки есть в
- а) клетках скелетных мышц;
- б) клетках гладких мышц;
- в) кардиомиоцитах;
- г) лейкоцитах;
- д) нейронах.
- Нейромедиаторами в центральной нервной системе могут быть
- а) глюкоза;
- б) аминокислоты;
- в) холестерин;
- г) аденозинтрифосфат
- д) пептиды.
- Механорецепторы есть в
- а) лёгких;
- б) костях;
- в) сухожилиях;
- г) стенке желудка;
- д) коже.
Индивидуальный маршрут в Фоксфорде с возможностью подготовки к олимпиадам
Если вы горите биологией и химией, любите исследовать окружающий мир и хотите построить карьеру в этой области, то вам подойдёт естественно-научный образовательный маршрут домашней онлайн-школы «Фоксфорда». В него наряду с базовой программой входит специализированная подготовка школьников к олимпиадам по химии и биологии.
Кроме того, в маршрут входит курс экспериментальной физики. Сейчас эта наука рука об руку идёт с химией и биологией. Неспроста на факультетах биоинженерии в последние годы такой высокий конкурс.
В 8 классе к маршруту добавляются практикумы по химии — общей, органической и неорганической, олимпиадной. Ребята продолжают углублять знания вплоть до 11 класса.
Подготовка к олимпиадам происходит по всем трём направлениям: биология, химия, физика. Курсы ведут члены жюри олимпиад, преподаватели МГУ, МФТИ, участники научных экспедиций.
Биология: лайфхаки по подготовке
Хорошая подготовка к олимпиадам по биологии невозможна без штудирования теории. Вот несколько классных пособий, которые могут вам пригодиться:
- Кюнель В. «Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии»;
- Фаллер А., Шюнке М. «Анатомия и физиология человека»;
- Зитте П., Вайлер Э. В., «Ботаника»;
- Рупперт Э. Э. «Зоология беспозвоночных».
Практикуйтесь
Сажайте сами растения, следите за животными, записывайтесь на выездные лабораторные практики в биологических кружках, чтобы основательно подготовиться к олимпиаде.
Визуализируйте учебный материал
Визуальные заметки — это способ быстрой и эффективной фиксации важной информации при подготовке к олимпиаде по биологии. Визуализация повышает и ускоряет запоминаемость.
- Пишите наглядные конспекты. Их можно выполнять в виде схемы, диаграммы или скетча. Графические элементы и использование разных цветов создают в мозгу систему образов и помогают лучше усваивать информацию.
- Структурируйте сложные темы при помощи майндмэпов. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
- Клейте стикеры по всей квартире. Так будет легче запомнить формулы и эффективно подготовиться к олимпиаде по биологии.
Придерживайтесь принципа «Не победа, а участие!»
Помните, что главная ценность олимпиад — не баллы и призовые места, а расширение кругозора и подготовка к учёбе в университете. Многие олимпиадники отмечают, что первый курс даётся им легче, чем остальным одногруппникам.
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.
- Существуют семейства двудольных растений, не имеющие околоцветника.
- Органические вещества могут перемещаться от корней к листьям по сосудам ксилемы.
- Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
- Все живые клетки растений содержат пластиды.
- Клетки растений получают энергию только за счёт фотосинтеза.
- Для ракообразных, обитающих на суше, характерно жаберное дыхание.
- Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
- У представителей отряда Жесткокрылые колюще-сосущий ротовой аппарат.
- Все клетки животных содержат ядра.
- Земноводные получают кислород через лёгкие, кожу и кишечник.
- Рефлекторная дуга содержит по меньшей мере 3 нейрона: чувствительный, вставочный и двигательный.
- Наименьшая линейная скорость движения крови у человека наблюдается в полых венах.
- Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.
- У человека по лёгочным венам течёт артериальная кровь.
- Кожными железами человека являются сальные, потовые и млечные.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».
- Шесть тычинок имеется в цветках:
а) дикой редьки;
б) малины;
в) помидора;
г) капусты;
д) лилии саранки.
- Цветы собраны в соцветие кисть у:
а) репы;
б) моркови;
в) яблони;
г) винограда;
д) ландыша.
- Грибы по способу питания могут быть:
а) автотрофами;
б) хемотрофами;
в) сапротрофами;
г) паразитами;
д) хищниками.
- Среднее ухо имеется у:
а) карпа;
б) воробья;
в) миноги;
г) травяной лягушки.
д) леопарда.
- Четырёхкамерное сердце имеют:
а) ящерицы;
б) черепахи;
в) крокодилы;
г) птицы;
д) млекопитающие.
- Височная кость человека:
а) является костным вместилищем органа слуха;
б) является костным вместилищем органа равновесия;
в) имеет каналы, в которых проходят сосуды;
г) имеет каналы, в которых проходят нервы;
д) образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью.
- Эритроциты у человека разрушаются в:
а) поджелудочной железе;
б) красном костном мозге;
в) селезёнке;
г) печени;
д) желудке.
- ДНК в клетках находится в:
а) Аппарате Гольджи;
б) ядре;
в) лизосомах;
г) митохондриях;
д) ядрышке.
- При скрещивании двух сортов гороха, различающихся по трём признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Можно предположить, что:
а) признаки определяются тремя разными генами, наследуемыми независимо;
б) два признака определяются одним геном;
в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;
г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,
д) признаки определяются тремя генами, два из которых наследуются сцепленно.
- Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:
а) никак не связаны друг с другом;
б) полностью совпадают по времени и амплитуде;
в) находятся в противофазе;
г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам;
д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов.
Часть 4
Задание 1.
Сопоставьте тип опыления и названия растений. В таблице ответов укажите соответствие.
Тип опыления | Растение |
1. ветром | А. недотрога |
2. летающими насекомыми | Б. рожь |
3. летучими мышами | В. львиный зев |
4. муравьями | Г. копытень |
5. самоопыление (без участия опылителя и ветра) | Д. агава |
Задание 2.
На рисунке изображена нервная система животного. К какому типу и классу оно относится? Впишите названия в соответствующие ячейки таблицы. Из списка структур, обозначенных буквами, выберите те, которые соответствуют цифрам на рисунке. Результаты внесите в матрицу ответов.
Структуры: А – головной мозг; Б – спинной мозг; В – грудной нервный узел; Г – нервная трубка; Д – нерв; Е – подглоточный нервный узел; Ж – брюшной нервный узел.
Нервная система животного
Тип | |
Класс | |
Тип и класс животного в бланк работы не переносятся |
Задание 3.
На рисунке приведено строение пищеварительной системы
человека. Из списка ферментов выберите те, которые синтезируются в органах,
обозначенных цифрами 1–7. Результаты внесите в таблицу листа ответов.
Список ферментов: А – трипсин; Б – амилаза; В – липаза; Г – пепсин; Д –
лактаза, Е – сахараза (инвертаза); Ж – нет ферментов.
Строение пищеварительной системы человека