Биология 10-11 класс, школьный (первый) этап, г. москва, 2016 год

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Пучковый камбий образует:
    • а) протофлоэму;
    • б) протоксилему;
    • в) пробку;
    • г) метаксилему;
    • д) эпидерму.
  1. Конечным продуктом бактериального брожения может быть кислота:
    • а) молочная;
    • б) ортофосфорная;
    • в) масляная;
    • г) серная;
    • д) муравьиная.
  1. В бактериальной клетке не встречаются компоненты:
    • а) пили;
    • б) центриоли;
    • в) лизосома;
    • г) мезосомы;
    • д) рибосомы.
  1. Большие гнездовые колонии чистиковых птиц на севере называют «птичьими базарами». Их возникновение связано с тем, что: 
    • а) не хватает удобных мест для устройства гнезд;
    • б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
    • в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
    • г) продукты жизнедеятельности колонии птиц попадают в море, вследствие этого биомасса планктона увеличивается, что привлекает рыб, служащих птицам кормом;
    • д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.
  1. К функциям внеклеточных полисахаридов у бактерий относятся: 
    • а) прикрепление клетки к частицам субстрата;
    • б) образование биопленки;
    • в) антигенные свойства;
    • г) защита от высыхания;
    • д) защита от выедания животными.
  1. Промежуточным хозяином широкого лентеца может быть:
    • а) рыба;
    • б) корова;
    • в) прудовик;
    • г) веслоногие раки;
    • д) свинья.
  1. Из перечисленных групп беспозвоночных вредителями сельскохозяйственных растений могут быть представители:
    • а) паукообразных;
    • б) круглых червей;
    • в) брюхоногих моллюсков;
    • г) ракообразных;
    • д) кольчатые черви.
  1. Гипофиз:
    • а) расположен на дорсальной поверхности мозга;
    • б) содержит нервную и секреторную ткани;
    • в) входит в состав среднего мозга;
    • г) состоит из нескольких долей;
    • д) связан с гипоталамусом.
  1. Для сердечной мышцы характерны следующие признаки:
    • а) состоит из поперечнополосатых волокон;
    • б) состоит из гладкомышечных клеток;
    • в) сокращается непроизвольно;
    • г) иннервируется соматической нервной системой;
    • д) иннервируется вегетативной нервной системой.
  1. Инстинктивное поведение:
    • а) генетически детерминировано;
    • б) генетически не детерминировано;
    • в) является результатом обучения;
    • г) не является результатом обучения;
    • д) не нуждается во внешнем пусковом стимуле.
  1. Какие из перечисленных гормонов непосредственно участвуют в регуляции репродуктивной функции?
    • а) тироксин;
    • б) тестостерон;
    • в) прогестерон;
    • г) эстрадиол;
    • д) адреналин.
  1. Ферменты, расщепляющие белки при пищеварении, секретируются:
    • а) в ротовой полости;
    • б) в желудке;
    • в) печенью;
    • г) поджелудочной железой;
    • д) селезенкой.
  1. К гетерополимерам относятся:
    • а) гиалуроновая кислота;
    • б) крахмал;
    • в) гемоглобин;
    • г) хитин;
    • д) гликоген.
  1. При скрещивании двух сортов гороха, различающихся по трем признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Это можно объяснить тем, что:
    • а) признаки определяются 3-мя разными генами, наследуемыми независимо;
    • б) два признака определяются одним геном;
    • в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;
    • г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,
    • д) признаки определяются 3-мя генами, два из которых наследуются сцепленно.
  1. Аналогичными являются пары органов:
    • а) жабры окуня и жабры речного рака;
    • б) крылья махаона и крылья синицы;
    • в) усики гороха и усики винограда;
    • г) рука человека и крыло птицы;
    • д) колючки кактуса и колючки боярышника.

Часть 3

Задание  на  определение  правильности  суждений.  Номера  правильных суждений внесите в лист ответов.

  1. В жизненном цикле ламинарии преобладает гаплоидная стадия.
  2. Все клетки многоклеточного организма содержат одинаковое количество ДНК.
  3. В потомстве организмов, гетерозиготных по двум генам, всегда наблюдается четыре фенотипа.
  4. Все рибосомы в животной клетке одинаковы.
  5. Центриоли являются уникальными органеллами, похожих на них структур не существует.
  6. Любые замены нуклеотидов в ДНК приводят к замене аминокислот в белках.
  7. Некоторые растения могут регулировать температуру своего тела.
  8. Все млекопитающие имеют постоянную температуру тела.
  9. Пингвины для размножения выбирают места с пониженной температурой.
  10. Шейный отдел позвоночника лягушки состоит из одного позвонка.
  11. Макронуклеус инфузорий – тетраплоидное ядро.
  12. Взрослые насекомые, обитающие в воде, дышат с помощью жабр.
  13. Лёгочные мешки пауков – это видоизменённые конечности.
  14. Кокон бабочки-шелкопряда состоит из белка.
  15. Гормоны щитовидной железы регулируют энергетический обмен.
  16. Рёбра соединены с позвоночником с помощью суставов.
  17. Большая часть нейронов у человека сосредоточена в коре головного мозга.
  18. Углекислый газ переносится как плазмой крови, так и эритроцитами.
  19. Покрытосеменные растения встречаются в морях на глубинах до 10 метров.
  20. В геноме бактерий нет генов тубулина и актина.

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ части 1 выставляется 1 балл, всего 50 баллов.

Если участник указал в матрице ответов 2 и более ответа на задание, он получает 0 баллов за это задание.

Внимание! В задании 9 возможно два верных ответа. 1 балл ставится за любой из этих ответов; если указаны оба ответа, всё равно ставится 1 балл

За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 выставляется 0,4 балла, закаждое задание максимум 2 балла, всего за часть 2 – 30 баллов. Если участникуказал в матрице ответов одновременно и «да», и «нет», он получает 0 балловза эту часть задания.

За каждый правильный ответ (да/нет) части 3 выставляется 1 балл, всего20 баллов. Если участник указал в матрице ответов одновременно и «да», и«нет», он получает 0 баллов за это задание.

За каждый правильный ответ части 4 выставляется 1 балл, за каждое иззаданий 1, 2 и 5 – 5 баллов, за задание 3 – 6 баллов и за задание 4 – 4 балла,всего 25 баллов. В случае если участник указал в какой-либо строке матрицыбольшее количество ответов, чем необходимо, каждый лишний ответ снижаетоценку за это задание на 1 балл, но не ниже 0 за задание.

Максимальная оценка – 125 баллов.

Олимпиада по биологии на нашем портале

На нашем интернет-портале вы сможете принять участие во всероссийской олимпиаде по биологии для 11 класса по системе ФГОС. Соревнование проводится в рамках простого блиц-опроса, содержащего 10 заданий. Верный ответ на каждый из вопросов – только один, и если ученик ответит правильно, заливка поля ответа станет зеленой. Маркером ошибочного ответа является красный цвет. Это позволяет участнику тестирования заранее определить свои шансы достойно пройти испытание.

Все вопросы олимпиады можно разделить на следующие категории:

  • Теоретические вопросы по зоологии;
  • Расшифровка значения научных терминов;
  • Проверка элементарных знаний по биологии;
  • Вопросы по элементарной ботанике;
  • Задания по анатомии и основам генетики.

Всего чтобы пройти тестирование участникам дается 30 минут, однако большинство учеников справляются в несложными заданиями теста за более короткий временной промежуток. По сути, вопросы олимпиады для учеников 11 класса, всерьез увлекающихся биологией, не составят особой сложности. Результаты тестирования будут известны сразу же после его окончания.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. У каких растений цветки правильные (актиноморфные)?
    • а) фасоль;
    • б) роза;
    • в) тюльпан;
    • г) львиный зев;
    • д) картофель.
  2. Выберите из перечисленных клеток те, которые относятся к покровным тканям растений
    • а) клетка столбчатого мезофилла;
    • б) клетка-спутница флоэмы;
    • в) замыкающая клетка устьица;
    • г) клетка эпидермиса;
    • д) запасающая клетка клубня.
  3. Какие из перечисленных растений обладают соплодиями?
    • а) ананас;
    • б) свёкла;
    • в) апельсин;
    • г) подсолнечник;
    • д) инжир.
  4. Какие птицы исчезли с лица земли в историческое время?
    • а) ихтиорнис;
    • б) археоптерикс;
    • в) моа;
    • г) нанду
    • д) странствующий голубь.
  5. Какие животные обитают только в морских водоёмах?
    • а) дельфины;
    • б) миноги;
    • в) усоногие раки;
    • г) тюлени;
    • д) асцидии.
  6. У кого  из  перечисленных  животных  отсутствует  личиночная  стадия развития?
    • а) минога;
    • б) агама;
    • в) аксолотль;
    • г) прыткая ящерица;
    • д) тритон.
  7. Кто из перечисленных птиц НЕ может долбить деревья?
    • а) малый пёстрый дятел;
    • б) пищуха;
    • в) поползень;
    • г) синица-гаичка;
    • д) скворец.
  8. Сократительные белки есть в
    • а) клетках скелетных мышц;
    • б) клетках гладких мышц;
    • в) кардиомиоцитах;
    • г) лейкоцитах;
    • д) нейронах.
  9. Нейромедиаторами в центральной нервной системе могут быть
    • а) глюкоза;
    • б) аминокислоты;
    • в) холестерин;
    • г) аденозинтрифосфат;
    • д) пептиды.
  10. Механорецепторы есть в
    • а) лёгких;
    • б) костях;
    • в) сухожилиях;
    • г) стенке желудка;
    • д) коже.
  11. Липиды входят в состав
    • а) рибосом;
    • б) митохондрий;
    • в) хроматина;
    • г) ядрышка;
    • д) аппарата Гольджи.
  12. В качестве  транспортной  формы  углеводов  живые  организмы используют
    • а) крахмал;
    • б) глюкозу;
    • в) гликоген;
    • г) сахарозу;
    • д) мальтозу.
  13. Расщепление по  фенотипу  в  отношении 1:2:1  наблюдается  при скрещивании
    • а) двух гомозиготных доминантных особей;
    • б) двух гетерозиготных особей при полном доминировании;
    • в) двух гетерозиготных особей при неполном доминировании;
    • г) двух гомозиготных рецессивных особей;
    • д) двух  гетерозиготных  особей  при  наследовании  признаков,  определяемых двумя  сцепленными  генами,  при  неполном  доминировании  и  отсутствии кроссинговера.
  14. Вещество, имеющее молекулярную массу 750 дальтон и отрицательный заряд, может быть
    • а) белком;
    • б) липидом;
    • в) полисахаридом;
    • г) нуклеотидом;
    • д) моносахаридом.
  15. Полимерами глюкозы являются
    • а) крахмал;
    • б) хитин;
    • в) гиалуроновая кислота;
    • г) целлюлоза;
    • д) муреин.

Часть 4

  1. Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Структура растения:Функция:
1) ситовидные трубки;

2) пробка;

3) устьице;

4) сердцевина стебля;

5) сосуды стебля;

6) перисперм.

А) защитная;

Б) транспортная;

В) запасающая;

Г) газообменная.

  1. Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок, свойственных представителям этих таксонов (1–5).

Типы личинок:

Таксоны:

А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.

  1. Перед Вами схема вегетативной нервной системы человека. Соотнесите нервы, обозначенные на рисунке цифрами, с их функциями из приведённого ниже списка (А–Е):

  • А) расширение зрачка;
  • Б) сужение зрачка;
  • В) замедление работы сердца;
  • Г) замедление дыхательных движений;
  • Д) расслабление мочевого пузыря;
  • Е) усиление работы желудка.
  1. Сопоставьте названные биохимические процессы и структуры, в которых эти процессы протекают.
Биохимический процессКлеточная структура
1) фотосинтез

2) гидролиз белков

3) гликолиз

4) репликация ДНК

5) биосинтез белка

А) цитоплазма

Б) ядро

В) хлоропласты

Г) шероховатая эндоплазматическая сеть

Д) лизосома

  1. К веществам, приведённым в левом столбце, подберите соответствующий им заряд (в условиях живой клетки) из правого столбца. Результат внесите в таблицу ответов.
Вещества Заряд
1) АТФ

2) триглицерид

3) ДНК

4) гистон

5) гемоглобин

6) холестерин

А) отрицательно заряженные

Б) положительно заряженные

В) незаряженные

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Шесть тычинок имеется в цветках:

а) дикой редьки;

б) малины;

в) помидора;

г) капусты;

д) лилии саранки.

  1. Цветы собраны в соцветие кисть у:

а) репы;

б) моркови;

в) яблони;

г) винограда;

д) ландыша.

  1. Грибы по способу питания могут быть:

а) автотрофами;

б) хемотрофами;

в) сапротрофами;

г) паразитами;

д) хищниками.

  1. Среднее ухо имеется у:

а) карпа;

б) воробья;

в) миноги;

г) травяной лягушки.

д) леопарда.

  1. Четырёхкамерное сердце имеют:

а) ящерицы;

б) черепахи;

в) крокодилы;

г) птицы;

д) млекопитающие.

  1. Височная кость человека:

а) является костным вместилищем органа слуха;

б) является костным вместилищем органа равновесия;

в) имеет каналы, в которых проходят сосуды;

г) имеет каналы, в которых проходят нервы;

д) образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью.

  1. Эритроциты у человека разрушаются в:

а) поджелудочной железе;

б) красном костном мозге;

в) селезёнке;

г) печени;

д) желудке.

  1. ДНК в клетках находится в:

а) аппарате Гольджи;

б) ядре;

в) лизосомах;

г) митохондриях;

д) ядрышке.

  1. При скрещивании двух сортов гороха, различающихся по трём признакам, все растения первого поколения имели фенотип одного из родителей, а во втором наблюдались четыре фенотипа. Можно предположить, что:

а) признаки определяются тремя разными генами, наследуемыми независимо;

б) два признака определяются одним геном;

в) наблюдается комплементарное взаимодействие генов;

г) наблюдается эпистатическое взаимодействие генов,

д) признаки определяются тремя генами, два из которых наследуются сцепленно.

  1. Периодические колебания численности (популяционные волны), наблюдаемые у хищников и фитофагов, входящих в состав одного биоценоза:

а) никак не связаны друг с другом;

б) полностью совпадают по времени и амплитуде;

в) находятся в противофазе;

г) у хищников всегда запаздывают по отношению к фитофагам;

д) у хищников имеют меньшую амплитуду, чем у фитофагов.

Часть 3

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

  1. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
  2. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и папоротникообразных.
  3. Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
  4. Функции газообмена осуществляются у листьв растений благодаря устьицам.
  5. Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
  6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
  7. Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
  8. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
  9. Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время систолы желудочков.
  10. Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая – расширяет.
  11. Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
  12. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
  13. Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
  14. Самые длинные клеточные РНК – информационные.
  15. У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
  16. Все РНК в клетке синтезируются на матрице ДНК.
  17. Все клетки организма человека содержат ДНК.
  18. Все триплеты нуклеотидов кодируют аминокислоты.
  19. Все растения содержат хлоропласты.
  20. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.

Часть 3

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных и неправильных суждений укажите в матрице знаком «Х».

  1. У папоротников гаметы образуются в результате мейоза.
  2. Опёнок осенний может паразитировать на деревьях.
  3. Эндосперм голосеменных растений является видоизменённым женскимгаметофитом.
  4. Металлически-синяя окраска крыльев бабочек, как правило, обусловлена неналичием синего пигмента, а их физическим строением.
  5. У плоских червей полость тела заполнена паренхимой.
  6. Отделом желудка жвачных, соответствующим однокамерному желудкумлекопитающих, является книжка.
  7. Рептилии получают кислород через лёгкие и кожу.
  8. Голосеменные растения достигли наибольшего разнообразия в мезозойскую эру.
  9. У ламинарии хлоропласты окружены 2 мембранами.
  10. В состоянии покоя нейроны мозга запасают глюкозу, превращая еёв гликоген.
  11. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
  12. По передним корешкам спинномозговых нервов сигналы передаются отдвигательных нейронов к мышцам.
  13. Упрощение строения может быть одним из способов достижениябиологического прогресса.
  14. Все белки являются ферментами.
  15. Наличие пигментов у бактерий указывает на их способность к фотосинтезу.
  16. Гены, находящиеся в митохондриальной ДНК, у человека наследуются поженской линии.
  17. Выход цитохрома С из митохондрий в цитоплазму может вызвать апоптозклетки.
  18. Вхождение чужеродной ДНК в клетку не всегда для нее летально,особенно для эукариотической.
  19. Трансляция всех генов одного оперона начинается в одном и том же кодоне инициации.
  20. Все клетки эукариотических организмов имеют ядро.

Как готовиться к олимпиадам по биологии?

Олимпиады по биологии за 11 класс в 2019 году делятся на муниципальные, городские и общероссийские. Последний тип тестирований проводится как в стационарном режиме, так и дистанционно, что позволяет принимать участие в соревновании ребятам из удаленных регионов РФ. Однако до начала любого конкурса непременно проводится подготовка.

Чтобы результативно подготовиться к всероссийской олимпиаде по биологии для 11 класса, следует:

  • Повторить школьную программу по этому предмету за последние 3 учебные годы;
  • Заняться изучением научной литературы по биологии. Сюда можно отнести статьи, исследования, диссертации;
  • Участвовать в лекционных мероприятиях и семинарах с участием ученых и студентов биологического факультета;
  • Смотреть информационные передачи и научные фильмы.

Кроме того, потенциальным участником всероссийских олимпиад по биологии для 11 класса рекомендуется ознакомиться с тестированиями прошлых лет с ответами. Так можно получить примерное представление о сложности грядущего испытания.

Часть 3

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

  1. Существуют семейства двудольных растений, не имеющие околоцветника.
  2. Органические вещества могут перемещаться от корней к листьям по сосудам ксилемы.
  3. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
  4. Все живые клетки растений содержат пластиды.
  5. Клетки растений получают энергию только за счёт фотосинтеза.
  6. Для ракообразных, обитающих на суше, характерно жаберное дыхание.
  7. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
  8. У представителей отряда Жесткокрылые колюще-сосущий ротовой аппарат.
  9. Все клетки животных содержат ядра.
  10. Земноводные получают кислород через лёгкие, кожу и кишечник.
  11. Рефлекторная дуга содержит по меньшей мере три нейрона: чувствительный, вставочный и двигательный.
  12. Наименьшая линейная скорость движения крови у человека наблюдается в полых венах.
  13. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.
  14. У человека по лёгочным венам течёт артериальная кровь.
  15. Кожными железами человека являются сальные, потовые и млечные.
  16. Особь, имеющая рецессивный фенотип, гомозиготна по рецессивной аллели.
  17. Самые крупные молекулы в животных клетках – молекулы ДНК.
  18. Все триплеты в ДНК кодируют аминокислоты.
  19. Длину пищевых цепей ограничивает потеря энергии.
  20. Конечным акцептором электронов при окислении органических субстратов в живых клетках всегда является кислород.

Биология 11 класс

Лимит времени:

из 10 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  • Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

Биология: лайфхаки по подготовке

Хорошая подготовка к олимпиадам по биологии невозможна без штудирования теории. Вот несколько классных пособий, которые могут вам пригодиться:

  1. Кюнель В. «Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии»;
  2. Фаллер А., Шюнке М. «Анатомия и физиология человека»; 
  3. Зитте П., Вайлер Э. В., «Ботаника»;
  4. Рупперт Э. Э. «Зоология беспозвоночных». 

Практикуйтесь

Сажайте сами растения, следите за животными, записывайтесь на выездные лабораторные практики в биологических кружках, чтобы основательно подготовиться к олимпиаде. 

Визуализируйте учебный материал

Визуальные заметки — это способ быстрой и эффективной фиксации важной информации при подготовке к олимпиаде по биологии. Визуализация повышает и ускоряет запоминаемость. 

  • Пишите наглядные конспекты. Их можно выполнять в виде схемы, диаграммы или скетча. Графические элементы и использование разных цветов создают в мозгу систему образов и помогают лучше усваивать информацию.
  • Структурируйте сложные темы при помощи майндмэпов. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
  • Клейте стикеры по всей квартире. Так будет легче запомнить формулы и эффективно подготовиться к олимпиаде по биологии. 

Придерживайтесь принципа «Не победа, а участие!»

Помните, что главная ценность олимпиад — не баллы и призовые места, а расширение кругозора и подготовка к учёбе в университете. Многие олимпиадники отмечают, что первый курс даётся им легче, чем остальным одногруппникам. 

Часть 4

1. Установите соответствия  между  питательными  веществами  и  пищевыми продуктами. Результаты внесите в матрицу ответов.

Продукты

 Питательные вещества

1. свиное салоА. белок
2. корнеплод свёклыБ. витамин А
3. чёрная смородинаВ. липиды
4. корнеплод морковиГ. сахароза
5. белые грибыД. витамин С

2. В таблице  приведены  физиологические  параметры:  А)  человека,  Б)  слона, В) летучей мыши, Г) домовой мыши, Д) карпа.

Номер строки

Температура тела (°С)Частота сердечной  деятельности (удар./мин.)

Максимальная скорость передвижения (м/с)

1 1–3030–401,5
238450–5503,5
331500–66014
436,222–2811
536,660–9010

Установите  принадлежность  строки  параметров  указанным  организмам  и впишите в матрицу буквенные обозначения соответствующих организмов.

3. Какие из  перечисленных  отделов  головного  мозга  обозначены  на  рисунке цифрами 1–6?

А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост; Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий. Ответ внесите в таблицу на листе ответов.

Отделы головного мозга

4. На рисунках изображены видоизменения побегов. Соотнесите рисунки со
списком видоизменений: 1 – луковица; 2 – ус; 3 – корневище; 4 – клубнелуковица; 5 – колючка.

5. Среди изображённых стадий жизненного цикла паразитических червей
найдите стадии печёночного сосальщика, обитающие в окончательном (А) и
промежуточном (Б) хозяине и в окружающей среде (В), а также стадии свиного
цепня, обитающие в окончательном (Г) и промежуточном (Д) хозяине и
в окружающей среде (Е). Ответы внесите в матрицу.

Стадии жизненного цикла паразитических червей

Часть 4

Задание 1.

Сопоставьте  тип  опыления  и  названия  растений.  В  таблице  ответов  укажите соответствие.

Тип опыленияРастение
1. ветромА. недотрога
2. летающими насекомымиБ. рожь
3. летучими мышамиВ. львиный зев
4. муравьямиГ. копытень
5. самоопыление (без участия опылителя и ветра)Д. агава

Задание 2.

На  рисунке  изображена  нервная  система животного. К  какому  типу  и  классу оно  относится?  Впишите  названия  в  соответствующие  ячейки  таблицы.  Из списка  структур,  обозначенных  буквами,  выберите  те,  которые  соответствуют цифрам на рисунке. Результаты внесите в матрицу ответов.

Структуры: А – головной мозг; Б – спинной мозг; В – грудной нервный узел; Г – нервная трубка; Д – нерв; Е – подглоточный нервный узел; Ж – брюшной нервный узел.

Нервная система животного

Тип
Класс

Тип и класс животного в бланк работы не переносятся

Задание 3.

На рисунке приведено строение пищеварительной системы
человека. Из списка ферментов выберите те, которые синтезируются в органах,
обозначенных цифрами 1–7. Результаты внесите в таблицу листа ответов.
Список ферментов: А – трипсин; Б – амилаза; В – липаза; Г – пепсин; Д –
лактаза, Е – сахараза (инвертаза); Ж – нет ферментов.

Строение пищеварительной системы человека

Задание 4.

К веществам, приведённым в левом столбце, подберите соответствующие им свойства из правого столбца. Результат внесите в таблицу ответов.

 Вещества

 Свойства

1) аланин А) гидрофильное незаряженное соединение
2) АТФ Б) отрицательно заряженное соединение
3) лизин В) гидрофобное соединение
4) целлюлоза Г)  соединение  с одним отрицательным и одним положительным зарядом
5) холестерин Д) положительно заряженное соединение

Задание 5.

Для органелл клетки, обозначенных на рисунке цифрами 1–7,
найдите в приведённом списке происходящие в них процессы. Результат
внесите в таблицу листа ответов.

Процессы: А – гликолиз; Б – цикл Кребса; В – гидролиз биополимеров; Г –
биосинтез ДНК; Д – гликозилирование белков; Е – синтез рРНК и сборка
рибосом; Ж – транспорт ионов натрия и калия.

Часть 4

Задание 1

Установите соответствие между перечисленными растениями и типами образуемых ими плодов:

Растения:Плоды:
А) фундук;

Б) паслён;

В) ежевика;

Г) одуванчик;

Д) овёс.

1) семянка;

2) зерновка;

3) орех;

4) многокостянка;

5) ягода.

Задание 2

Перечисленных ниже виды животных распределите по частям света, в которых они обитают.

Животные:Континенты:
А) трубкозуб;

Б) барибал;

В) огненная саламандра;

Г) тигр;

Д) коала.

1) Европа;

2) Азия;

3) Африка;

4) Северная Америка;

5) Австралия.

Задание 3

Найдите соответствие между отделами головного мозга и находящимися в них функциональными центрами:

Отделы головного мозгаФункциональные центры
1 гипоталамус

2 продолговатый мозг

3 чёрная субстанция среднего мозга

4 мозжечок

5 зона Брока

6 миндалина (амигдала)

А дыхательный, сосудодвигательный

Б реализации двигательных навыков письма

В голода и жажды

Г речи

Д страха и агрессии

Е поддержания тонуса мышц, синтеза дофамина

Задание 4

Установите соответствие между генотипами организмов, которые скрещиваются, и расщеплением по фенотипу у потомства при полном доминировании и отсутствии сцепления по обеим парам генов.

Генотипы:Расщепление по фенотипу:
1) AaBВ × Aabb;

2) AaВb × aaBb;

3) AaBb × AaBb;

4) Aabb × aabb.

А) 3 : 1;

Б) 9 : 3 : 3 : 1;

В) 3 : 3 : 1 : 1;

Г) 1 : 1.

Задание 5

Соотнесите каждый из белков с типом нуклеотидов, которые являются одним из субстратов или продуктами осуществляемой этим белком реакции.

Белки Нуклеотиды
1) тубулинА) адениловые
2) крахмалсинтазаБ) гуаниловые
3) целлюлозосинтетазаВ) уридиловые
4) факторы элонгации трансляцииГ) цитидиловые
5) кинезин

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 1 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Плазматическая мембрана участвует в:
  • а) взаимодействии клеток;
  • б) избирательном транспорте веществ;
  • в) хранении генетической информации;
  • г) биосинтезе белка;
  • д) фагоцитозе.
  1. Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
  • а) профазы митоза;
  • б) метафазы митоза;
  • в) профазы второго деления мейоза;
  • г) анафазы первого деления мейоза;
  • д) метафазе второго деления мейоза.
  1. Ядра симпатической нервной системы лежат в:
  • а) среднем мозге;
  • б) поясничных сегментах спинного мозга;
  • в) продолговатом мозге;
  • г) грудных сегментах спинного мозга;
  • д) крестцовых сегментах спинного мозга.
  1. Масло получают из семян или плодов:
  • а) пшеницы;
  • б) подсолнечника;
  • в) розы;
  • г) сои;
  • д) кукурузы.
  1. Цветок с верхней завязью имеется у:
  • а) кабачка;
  • б) лилии саранки;
  • в) гороха;
  • г) груши;
  • д) сои.
  1. Один круг кровообращения имеется у:
  • а) удава;
  • б) ланцетника;
  • в) сельдевой акулы;
  • г) тритона;
  • д) утконоса.
  1. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
  • а) дафния большая;
  • б) тритон гребенчатый;
  • в) черепаха трионикс;
  • г) угорь;
  • д) паук-крестовик.
  1. Сера не входит в состав:
  • а) аминокислот;
  • б) полисахаридов;
  • в) белков;
  • г) ДНК;
  • д) триглицеридов.
  1. Подвижно соединены между собой:
  • а) ключица и грудина;
  • б) скуловая кость и верхняя челюсть;
  • в) плечевая кость и лопатка;
  • г) кости таза;
  • д) рёбра и позвонки.
  1. Соцветие сложный зонтик имеется у:
  • а) укропа;
  • б) примулы;
  • в) моркови;
  • г) ромашки;
  • д) ириса.

Часть 3

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в лист ответов.

  1. Функция фотосинтеза осуществляется при участии хлорофилла.
  2. Все трутовые грибы – паразиты растений, среди них нет сапротрофов.
  3. У можжевельника семена находятся внутри сочных плодов – ягод.
  4. Из красных водорослей получают агар-агар.
  5. Семена большинства цветковых растений прорастают только на свету.
  6. Все парнокопытные имеют сложный многокамерный желудок.
  7. Глаза позвоночных  и  головоногих моллюсков  имеют  сходное  строение, т. к. они имеют общее происхождение.
  8. Все кольчатые черви имеют развитую полость тела.
  9. Кишечнополостные не встречаются вне водной среды.
  10. Птицы и млекопитающие произошли от динозавров.
  11. Во время  сна  в  организме  человека  происходит  падение  биоэлектрической активности мозга.
  12. Большая часть нейронов спинного мозга относится к типу вставочных.
  13. Центры ориентировочных  рефлексов  на  зрительные  и  звуковые раздражители расположены в продолговатом мозге.
  14. В первичной моче здорового человека не должно быть белков.
  15. Гормоны надпочечников образуются из холестерина и тирозина.
  16. В состав белков входит более 20 видов аминокислот.
  17. Все белки  имеют  первичную,  вторичную,  третичную  и  четвертичную структуры.
  18. Дисульфидные мостики служат  для  укрепления  третичной  и  четвертичной структуры белка.
  19. В метафазе хромосомы состоят из двух хроматид.
  20. Колючки боярышника и барбариса являются гомологичными органами.
  21. Все нуклеотиды содержат макроэргические связи.
  22. Пары А–Т и Г–Ц имеют одинаковые размеры.
  23. Сложные полисахариды могут выполнять каталитические функции.
  24. Конечными продуктами цикла Кребса являются вода, углекислый газ и
    НАДН.
  25. В пищевых цепях обычно бывает более 7 звеньев.

Часть 4

Заполните матрицы бланка ответов в соответствии с требованиями заданий

Обратите внимание, что отдельные элементы в некоторых заданиях могут быть использованы повторно при необходимости, а могут быть совсем не использованы

  1. Перед Вами разрез стебля растения. Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями на рисунке (1–5).

А – основная паренхима; Б – флоэма; В – ситовидная пластинка; Г –сосуд; Д – камбий.

  1. Установите соответствия между видами животных и их органами

дыхания.

Животное

1) майский жук

2) взрослая лягушка

3) морская черепаха

4) аксолотль

5) сколопендра

Орган дыхания

А) жабры

Б) лёгкие

В) трахеи

  1. Какие из перечисленных структур и их частей обозначены на рисунке цифрами 1–5?

А – мочеточник; Б – почка; В – кора почки; Г – мозговой слой почки; Д –почечная лоханка.

  1. Установите соответствия между структурами клетки и веществами, их образующими. Ответ внесите в матрицу ответов.
Структура клетки

1) сократительное волокно

2) мембраны

3) клеточные стенки

4) рибосомы

5) хромосомы

Вещество

А) белки и ДНК

Б) белки и РНК

В) актин и миозин

Г) белки и липиды

Д) белки и полисахариды

  1. С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды членистоногих (1–5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком.
Вид членистоногого

1) комнатная муха (Musca domestica)

2) постельный клоп (Cimex lectularius)

3) чёрный (Blatta orientalis) и рыжий (Blattella germanica) тараканы

4) домашний паук (Tegenaria domestica)

5) комары рода Culex (городская форма – C. pipiens f. molestus)

Тип взаимоотношения

А) нейтрализм

Б) протокооперация

В) комменсализм

Г) паразитизм

Д) симбиоз

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий