Содержание
- 1 Сочинение 9.3: Что такое нравственный выбор? (по тексту Джафарли)
- 2 Нравственный долг
- 3 Нравственный выбор
- 4 Несвобода выбора
- 5 Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий
- 6 Сочинение на тему «Жизненный выбор человека»
- 7 Благородство и низость на войне
- 8 Как привить нравственные ценности ребенку?
- 9 Сочинение с примерами из литературы
- 10 Аргументы из литературы
- 11 Трусость на войне и её последствия
Сочинение 9.3: Что такое нравственный выбор? (по тексту Джафарли)
(182 слова) Нравственный выбор – это выбор, который человек делает, исходя из пережитого опыта, характера, принципов и ценностей. Примеры нравственного выбора мы можем найти в литературе.
Так, в тексте Т.М. Джафарли рассказывается об учителе Юрии Лелюкове, который решил на урок военного дела принести учебную гранату и показать её ребятам. К сожалению, граната оказалась не учебной. В доли секунды, сделав сложный нравственный выбор, Юрий пожертвовал собой и прикрыл гранату, чтобы не рисковать жизнью других. «Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса» (предложение 11). Это решение говорит о том, каким добрым, отважным и ответственным человеком был герой.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринев также делает выбор, определяющий его дальнейшую судьбу. Когда он должен был принять решение, переходить ли ему на сторону Пугачева или остаться верным государству и службе, он выбрал второй вариант. Несмотря на то, что его грозился убить Пугачев в случае неповиновения, Гринев пошёл по пути высоконравственного выбора, исходя из своих ценностей и приоритетов.
В заключение хотелось бы сказать, что нравственный выбор сделать не так просто. Иногда нужно пожертвовать многим, чтобы пойти по пути правды и чести.
Многомудрый Литрекон тоже сделал свой выбор и приготовил не только образец сочинения 9.3 по тексту Т.М. Джафарли о нравственном выборе, но и подборку с определениями каждой темы ОГЭ. Кроме того, перед Вами выступают дополнительные примеры из жизненного опыта:
- Пример из кино: В фильме Питера Уира «Шоу Трумана» (1998) Сильвия сделала свой нравственный выбор. Влюбившись в главного героя Трумана, она хотела вызволить его из шоу, за которым наблюдал весь мир, и в которое сам Труман попал ещё младенцем. Она, уйдя из шоу, не сдалась и не бросила Трумана в беде. До последнего дня его спасения она устраивала в его защиту пикеты, требовала его освобождения из этого телешоу, несмотря на угрозы со стороны руководства телепередачи. Её нравственный выбор обусловлен искренней любовью к Труману.
- Пример из жизни: Однажды, возвращаясь с учебы домой, я заметила мужчину около станции метро. Он подходил к прохожим и что-то у них спрашивал, но все проходили мимо. Так он подошёл и ко мне. Сначала я хотела не обращать на него внимания, но что-то меня остановило. Мужчина попросил купить ему проездной билет, так как денег у него совсем нет, а нужно куда-то срочно попасть. Конечно, я оказала ему эту услугу. Кто знает, может ему действительно нужно было попасть куда-то ценой жизни и смерти, а мне не сложно купить проездной. Так я сделала свой нравственный выбор. Хочется верить, что он был правильным.
Нравственный долг
Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своем благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин. Что сподвигает людей на совершение благородных поступков, заставляя их переступать через личное благополучие ради помощи другому человеку?
Этот вопрос поднимается Г. Н. Бочаровым и заставляет читателей задуматься и стать более отзывчивыми к чужому горю
Эта проблема стала особенно важной именно в наше время. Ведь люди в современном мире
находятся в постоянной спешке, думают только о себе, о своих потребностях. А услышав о том, что кому-нибудь нужна помощи, они обычно думают: «Кроме меня есть еще много людей. Кто-нибудь из них обязательно поможет…».
Или: «Почему именно я должен это делать?». И в итоге никто так и не помогает попавшему в беду человеку. Но также есть люди, готовые прибежать на выручку любому, даже незнакомому, человеку, независимо от личных обстоятельств.
Значит, есть что-то, что заставляет этих людей помогать другим, а у остальных это «что-то» отсутствует. Г. Н. Бочаров считает, что главный мотив людей при совершении благородных
поступков это нравственный долг. И люди помогают другим не из-за секундного импульса, а в силу норм поведения, которые в них воспитали.
Автор считает, что нужно «исследовать нравственную атмосферу, позволяющую воспитывать в людях подобное чувство долга», чтобы в мире было как можно больше таких ответственных людей. Меня восхищает интерес журналиста, Г. Н. Бочарова, к этой нравственной проблеме. Я согласна с мнением автора, по-моему, «что-то», сподвигающее людей на помощь нуждающимся, это нравственный долг. Именно он заставляет человека думать иначе, чем безразличные к чужим проблемам люди. А именно:»Кто, если не я?».
Благодаря таким людям наше общество сохраняет остатки человечности, отводя на второй план эгоизм, живущий в каждом человеке. Многие люди готовы помочь другому, только если ему дадут что-нибудь взамен. Но не перевелись также и люди, которые совершают добрые дела безвозмездно, руководствуясь своим чувством долга. Такие люди становятся волонтерами, донорами, устраивают благотворительные акции. Например, недавно в Санкт-Петербурге проходило благотворительное мероприятие «Ангелы добра».
В рамках этой акции добровольцы старались привлечь внимание к проблемам детей-сирот, воззвать к чувству нравственного долга. И делали это волонтеры не из-за личной выгоды, а просто чтобы помочь те, кому в жизни пришлось труднее, чем им, и призвать к этому остальных
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников помогает девушке на бульваре, хотя в первый раз ее видит. Родион отдает свои последние деньги, чтобы ее отвезли домой.
В это нет никакой личной выгоды для него, Раскольников совершает этот поступок только из чувства нравственного долга. Таким образом, я могу сделать вывод, что люди, помогающие на безвозмездной основе другим, делают это из чувства нравственного долга. И чтобы наше общество стало лучше, нужно воспитывать это чувство во всех людях, подталкивать их к хорошим поступкам.
Нравственный выбор
- Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора, и главный герой «Капитанской дочки» — не исключение. Петру, как и всем офицерам из захваченной крепости, был поставлен ультиматум: либо казнь, либо отказ от присяги, верность ценой жизни или спасительное предательство. Гринев выбрал гибель, ведь был преданным и честным человеком. Его решение — в полной мере нравственное, так как он поставил свои интересы ниже моральных ценностей.
- Необходимость нравственного выбора подстерегает нас на каждом жизненном этапе. Например, Марья Миронова получила предложение от нелюбимого, но очень обеспеченного и знатного человека — Алексея Швабрина. Она, бесприданница, и мечтать не могла о большем счастье, ведь в те времена ее могли бы вообще не выдать замуж без определенного достатка, которого не было. Но героиня отказала кавалеру, потому что не любила его и не хотела продавать себя. Это решение говорит о силе характера и нравственном превосходстве девушки над многими представительницами высшего общества, которые охотно строили семью с тем, кто больше предложит.
Несвобода выбора
- Нам невыносимо представить жизнь без свободы выбора. Мысль о том, что нам будут указывать, что делать, а мы должны будем молча подчиняться, пугает каждого человека. Но, к сожалению, право выбора существовало далеко не всегда. Иногда люди были ограничены своими же членами семьи. В произведении Островского «Гроза» Катерина живет в патриархальном обществе среди деспотичных, невежественных и грубых обывателей. Героиня всеми силами старается противостоять консерватизму Кабанихи, но гнет хозяйки слишком силен. Девушка не хочет мириться с хамством, распущенностью и злобой кабанихи, именно поэтому Катерина кончает жизнь самоубийством, которое было единственной возможностью свободного выбора в ее условиях.
- Еще одним примером является главный герой поэмы Лермонтова “Мцыри”. Будучи заточенным в монастыре, он готовится к посвящению в монахи. Но с самого начала поэмы его душа не может принять свое пожизненное заточение. Его натура рвется на волю, на свободу. Всю жизнь он был лишен семьи, друзей, Родины, и осознание безвыходного положения угнетает его еще больше. Он пытается противостоять своей судьбе и вырывается на свободу во время шторма, именно тогда он вкушает всю прелесть свободной жизни. Кажется, что ему удастся начать все с начала, но его возвращают в монастырь. В конце концов, юноша умирает, потому что не хочет вновь пребывать в заточении.
Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий
На войне внимание к ближнему, способность и желание помочь важны как никогда. Милосердие может выйти человеку «боком» и поставить под угрозу собственную жизнь
Страх быть уличенной фашистами не останавливает Демчиху из романа Василя Быкова «Сотников» в её желании помочь партизанам. Она не сразу решается предоставить героям укрытие, прекрасно понимая опасность этого предприятия. Ею движет простой человеческий страх. Но победить врага можно только сообща, помогая друг другу, и, в конце концов, она проявляет сострадание и оказывает помощь. Когда партизан всё же схватили, Сотников «отплатил за добро добром». Герой подвергся жестким пыткам, но не сдал полицаям женщину, согласившуюся сделать для него и его друга доброе дело.
Даже в мирное время далеко не каждый человек согласится пустить в свой дом незнакомца и накормить его продуктами, купленными на честно заработанные деньги. А если кругом война и всей деревне грозит голод? Жители деревни, куда приходит герой поэмы Твардовского Василий Теркин находятся именно в такой ситуации, тем не менее, они оказывают солдату радушный приём, показывая пример милосердия и единения перед угрозой опасности.
Быть милосердным можно даже к врагу. Ведь солдат вражеской армии – это прежде всего человек, а не просто боевая единица. Предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев разглядел человеческое в Петре Гриневе, который попал к ему в плен. Он вспомнил, что когда-то Петруша сделал для него доброе дело и решил помиловать офицера. А для правительницы огромной империи Екатерины II Гринев — всего лишь один из многочисленных представителей русского дворянства. Должна ли она печься о судьбе каждого своего воина, чья жизнь оказалась под угрозой? Императрица проявляет характерную для монархини жестокость и безразличие. Тем не менее Маше, пришедшей просить за своего возлюбленного, удается убедить императрицу проявить милосердие. Жалость к врагу и вовсе несвойственна для Екатерины. О жестокой казни Пугачева мы знаем не только из романа Пушкина, но и из учебников истории.
Способность русского человека проявить милосердие к солдатам противника описано в романе Толстого «Война и мир». Простые люди оказываются милостивы к голодным и замерзшим солдатам наполеоновской армии, бегущим из непокоренной России. Есть в этой книге и обратные примеры, показывающие бесчеловечное и равнодушное отношение к подданным страны-противника. Платон Каратаев умирает в плену, не дождавшись помощи и не снискав милосердия от французов. А Пьер Безухов мог бы получить шанс быть спасенным из плена, благодаря своему знакомому французу. Но тот не помогает ему.
В то время как одни люди оказываются милостивы солдату неприятеля, другие не упускают возможности извлечь выгоду из бед собственного народа. Таким бесчеловечным, меркантильным и эгоистичным персонажем в «Войне и мире» оказывается Берг. Он по дешевке скупает вещи у бегущих из столицы граждан и обогащается за счет своих же соотечественников, ведущих войну. В реальной истории подобные примеры имели место в блокадном Ленинграде в годы Великой отечественной войны. Голодающие были готовы отдать последнее за кусок хлеба, и находились те, кто успешно этим пользовался в корыстных целях
Сочинение на тему «Жизненный выбор человека»
Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых бытовых до таких, которые влияют на всю его дальнейшую жизнь. Иногда выбирать легко, например, когда выбираешь между тем, что тебе нравится, и тем, что нет. Иногда это сделать сложнее, потому что твой выбор сталкивается с интересами других людей.
Конечно, когда мы выбираем конкретные вещи, мы анализируем плюсы и минусы различных вариантов. Но даже в этом случае не можем быть уверенными в том, что все будет именно так, как мы загадали. И не знаем наверняка, как бы все было, если бы когда-то мы сделали другой выбор. Потому что жизнь – непредсказуема, и, видимо, ее нельзя спланировать заранее. Выбранная когда-то профессия может стать не востребованной через несколько лет или просто не понравиться, более того, могут не заладиться отношения с мужем или женой, но кто знает о том наперед? Единственный Жизненный выбор, который мы можем сделать, это выбор собственных принципов принятия важных решений.
Видимо, под Жизненным выбором человека имеется ввиду его отношения к самой жизни и другим людям, средства, которые человек выбирает для достижения своих целей. Кто выбирает жизнь по подсказкам души и по правде, а кто-то – за высокомерием и выгодой. Первый идет своим путем, преодолевает трудности, раскрывает таланты и находит свое счастье, а второй думает только о том, как быть лучше других – больше денег, занимать лучшую должность, жениться как можно на красивей женщине, водить шикарнее авто. Такие люди не получают от жизни истинного удовольствия, а только зависть со стороны других.
Кто-то может себе позволить получить выгоду, обманывая кого-то, наживаясь на чьем-нибудь несчастье, а для второго это норма. Кто-то способен принести в жертву собственную Жизнь Ради другого человека, а кто-то может убить за оскорбление или деньги.
Все, что я могу сказать напоследок – это то, что каждый делает выбор самостоятельно. Невозможно заставить кого-то быть честным, добрым, трудолюбивым по-настоящему. Можно заключить вора или выпросить денег на благо у скряги, но это не сделает их лучше и счастливее. Поэтому лучше думать за себя и строить Свою жизнь, что в принципе и является главной целью для каждого.
Благородство и низость на войне
- Благородный человек «сохраняет своё лицо» и остается верен идеалам в любых обстоятельствах. Только настоящий благородный воин способен на подвиг и спасение своего народа ценой собственной жизнью. Порой ужасы войны и желание выжить во что бы то ни стало побуждают людей на самые низменные поступки. Герои романа Василя Быкова «Сотников», пойманные фашистами, повели себя по-разному. Сотников спокойно и с честью принимает муки пыток и готов к гибели. А Рыбак оказывается подлецом и предателем. Он становится пособником убийства своего друга и переходит на службу к врагу. Вчерашний советский партизан примеряет форму нацистского полицая.
- Благороден старший сын Тараса Бульбы Остап. Разделяя идеалы отца и преданно служа Родине, он не ломается даже под пытками, показав пример самопожертвования и самоотречения. Он смело идет на смерть и подергается мучительной казни. Остапа казнят на площади прилюдно. Из текста Гоголя понятно, насколько самому автору было сложно об этом писать. Он противопоставляет духовно сильного Остапа толпе, наблюдающей за его казнью. Насколько благороден Остап, настолько низменны порывы людей, собравшихся на площади. Среди собравшихся есть только один человек, духовно близкий Остапу –его отец Тарас Бульба, пробравшийся на площадь тайком, чтобы в последнюю минуту быть рядом с сыном.
- Два женских персонажа книги Бориса Васильева «В списках не значатся», оказавшись под натиском врагов, поступают по-разному по отношению к себе и своим детям. Беременная Мирра сдается, осознав безысходность ситуации, а молоденькая еврейка самоотверженно бросается на спасение своего ребенка. Она старается не попасться на глаза бойцу, не хочет, чтобы он ради неё рисковал своей жизнью. Девушка гибнет, но поступает в высшей степени благородно, чего не скажешь о некоторых мужчинах и о вторгшемся в страну неприятеле, считающем евреев людьми «второго сорта».
Как привить нравственные ценности ребенку?
Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.
Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:
Личный пример.
Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.
Беседы вместо проповедей.
В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.
Дискуссии вместо лекций.
Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».
Совместные игры.
Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.
Сочинение с примерами из литературы
Ежедневно человек сталкивается с выбором. Он выбирает что одеть, скушать, обуть, куда пойти и с кем, какому фильму отдать предпочтение сегодня. Также, немало важен нравственный выбор. С ним человек может столкнуться не один раз в день. Это выбор поступка в пользу хорошего или плохого. И выбор этот показывает, какой человек в действительности. Нравственно чистые люди – порядочные и надежные, презирающие ложь в любом проявлении. Писателями и поэтами всего мира поднималась эта тема в их творениях.
Например, А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставит перед своими героями выбор: проявить верность присяге или примкнуть к самозванцу Емельяну Пугачеву. Понимая, что это сулит им смерть, многие делают выбор в пользу Родины и верности Отечеству. Родители Маши Мироновой, Петр Гринев и другие отказываются присягать на верность обманщику и понимают, что за этим последует казнь. Этот нравственный поступок можно назвать подвигом. В это время Швабрин идет по другому пути. Он, преследуя собственные корыстные цели и спасая свою жизнь, Становится на сторону Пугачева.
В. Быков в повести «Сотников» также описывал тему нравственного выбора, но на этот раз двух русских солдат. Во время войны персонажи открывают свое истинное лицо. Оказавшись в цепких лапах врага поведение Сотникова и Рыбака в корне разнится. Любовь и уважение к Родине Сотникова не дает ему даже подумать об измене. Он отказывается предоставлять врагам информацию, что подразумевает смерть. Рыбак делает иной выбор, в пользу предательства. Ему пришлось отречься от Родины и принять участие в казни боевого товарища.
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин также говорит о любви, предательстве, разочаровании, глупости и ошибках. От выбора Евгения Онегина жизнь его и Татьяны, которая не побоялась открыться. Причиной неправильного выбора стала излишняя самовлюбленность героя. Он подло и жестоко посмеялся над чувствами Татьяны, чем бесконечно ее обидел и унизил. Высоконравственный человек нашел бы нужные слова, чтобы мягко и менее болезненно объяснить все юной девушке.
Из вышесказанного видно, что люди, вынужденные делать нравственный выбор, сразу показывают свой внутренний мир, намерения и принципы. Истинный герой тот, кто находит в себе силы отказаться от собственного блага в пользу других, а не действует в своих интересах. Всегда нужно поступать так, чтобы нам и нашим близким не было стыдно за наши поступки.
Аргументы из литературы
- Главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» был юный дворянин Петр Гринев. Несмотря на свой юный возраст, он преодолел множество непростых жизненных испытаний. Однако они его не сломили, поскольку в юноше был твердый нравственный стержень, который помогал принимать ему правильные решения. Даже рискуя собственной жизнью, он оставался верен пословице «Береги честь смолоду».
- Сильвио – центральный персонаж повести А.С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина». Невероятно гордый и заносчивый, в юности он был вынужден стерпеть дерзость одного богатого дворянина. В течение долгих лет Сильвио ждал подходящего случая для мести. Когда же его обидчик женился и зажил счастливой семейной жизнью, герой понял – его час настал! Однако в последний момент, за секунду до рокового выстрела, он совершил великодушный поступок, простив своего врага.
- Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина – оказался в непростой ситуации, получив признание в любви нежной романтичной девушки. Циничный повеса, Онегин прекрасно понимал, что не сможет осчастливить Татьяну, и честно в этом признался. Его отказ мог показаться бессердечным, однако тем самым он подарил девушке свободу.
- В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» молодой купец сознательно пошел на верную смерть, поскольку не смог стерпеть оскорбления, нанесенного его жене. Ценой своей смерти он смыл позор со своей семьи, тем самым доказав, что честь и справедливость – превыше всего.
- М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» описал случай нравственной деградации. Юнкер Грушницкий, решив отомстить своему сопернику Печорину, подговорил приятелей подложить ему на дуэли незаряженный пистолет. Узнав о столь низком поступке вчерашнего приятеля, Печорин успел подготовиться, и без тени сомнения застрелил Грушницкого. Так писатель показал, что любое зло всегда бывает наказано.
- В сказке «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыков-Щедрин поставил своего героя перед непростым выбором – полную опасностей, но насыщенную и интересную жизнь в противовес жалкому, убогому существованию без тревог и проблем. Пискарь предпочел второй вариант, так и не познав радости жизни. Трусливый и слабовольный, он совершил безнравственный выбор, за что и получил по заслугам.
- Полицейский надзиратель Очумелов из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» никак не мог сделать верный выбор, разрываясь между служебным долгом и подхалимством перед высшими чинами. На протяжении всего произведения он занимает то одну, то другую позиции, преследуя лишь одну цель – не попасть впросак и угодить сильным мира сего.
- Жизнь главного героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» была полна лишений и страшных потерь, однако он всегда оставался верен своим моральным принципам. Так, будучи в фашистском плену, он убил предателя, который собирался сдать врагам красного комиссара. Сделав тяжелый нравственный выбор, Соколов спас жизнь не только комиссара, но и других пленных.
- В поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» герою нужно было выбрать – рискуя собственной жизнью переплыть ледяную реку под непрекращающимся огнем, чтобы наладить связь, или же подождать, пока кто-то другой возьмет удар на себя. Не раздумывая, Теркин бросился в воду, и тем самым спас своих сослуживцев. Он совершил подвиг, однако сам считал, что попросту выполнил свой долг.
- В рассказе «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьев описал ситуацию, в которой оказался маленький мальчик. По просьбе бабушки он отправился собирать землянику на продажу, но, заигравшись с ребятами, так и не выполнил поручение. Опасаясь справедливого наказания, он обманул бабушку, подложив лукошко траву вместо ягод. Бабушка крупно опозорилась на рынке, но больше всего ее волновало вранье малолетнего внука. Мальчик также терзался своим подлым поступком. Он искренне раскаялся, и пообещал себе больше никогда не сходить на кривую дорожку.
Трусость на войне и её последствия
Война раскрывает истинную сущность человека, глубинные свойства его характера. Желание выжить и внутренняя слабость часто берут верх над персонажем, вместо того чтобы сражаться за свой народ и свою свободу, он предпочитает проявить трусость, остаться в стороне. На войне это часто приводит к плачевным последствиям.
- Проявлением трусости на войне является дезертирство или побег с поля боя. Так поступает герой романа Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни». Сбежав, он скрывается в лесах близ родного села, где его «прикрывает» супруга Настя. В отличие от мужа эта героиня показывает пример героизма и силу характера. Она снабжает Андрея всем необходимым для жизни и не выдает его односельчанам. В годы войны дезертирство считалось серьёзным преступлением, и струсившему солдату грозила смерть. Анастасия предпочитает пожертвовать собственной жизнью, нежели сдать родного и любимого человека. Когда заметившие её частые отлучки жители села устраивают погоню, героиня погибает, так и не раскрыв неблаговидный поступок мужа. Сохранив себе жизнь, Андрей лишается супруги, а вместе с ней и всего того, что наполняло эту жизнь радостью и смыслом.
- Название документального очерка Василия Пескова «Дезертир» говорит само за себя. На примере главного героя Николая Тонких автор рассказывает о том, к чему может привести слабохарактерность и трусость, проявленная в ходе боевых действий. Персонаж, с которым встречается автор – типичный трус, боящийся всего и вся. Он испугался даже навестившего его журналиста и спешит скрыться в доме. Но автору удалось разговорить Николая. Сбежав с поля боя под Воронежем, человек обрек себя на вечное одиночество и уже двадцать лет вынужден жить одинаковой, серой и безликой жизнью. Его терзают муки совести.
- Как будет действовать человек, оказавшись в военном плену? Герои рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин и Костылин чем-то напоминают «двух лягушек» из известной притчи. Когда их бросили в молоко, одна взбила масло и спаслась, а вторая – утонула. Также и персонажи Толстого. Жилин готов бороться за свою свободу, а Костылин смиренно ждет. Но он не собирается умирать, он надеется на то, что за него заплатят выкуп и спасут его жизнь. Собственная судьба для него важнее судьбы народа. Деньги, заплаченные для пленника, дадут преимущество врагам, но герой думает не о том, как выиграть войну, а о том, как самому остаться в живых. Герой проявляет эгоизм, совершенно неуместный в условиях войны и плена.
- Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» описывает события, связанные с борьбой против Емельяна Пугачева. В нем есть противопоставление двух характеров – Петра Гринева и офицера Швабрина. Во время обороны Белгородской крепости один проявляет смелость, сражаясь за себя и за своих близких, а второй – трусость. Когда крепость была захвачена «пугачевцами, Швабрин предпочел присоединиться к бунтовщикам и принести присягу самозванцу. Совершив предательство, герой теряет всё, что у него было. Маша Миронова, лишившая в этом сражении родителей, окончательно разочаровывается в нём. Настоящий герой, достойный её сердца, между смертью и позором выбрал бы смерть.