Содержание
- 1 Поэты старшего поколения
- 2 «Тихая лирика»
- 3 Драматургия периода «оттепели»
- 4 Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты
- 5 Общие работы
- 6 Литература стран Северной Америки Править
- 7 «Молодежная проза»
- 8 Характерные особенности литературы данного периода
- 9 Немецкая, австрийская, швейцарская литература Править
- 10 Общие замечания
- 11 Русские писатели XX века
- 12 Писатели двадцатого века
Поэты старшего поколения
В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лироэпические формы.
Вершинами поэзии 1950— 1960-х годов стали философская лирика и лироэпические произведения А. Твардовского, «Северные элегии» и «Реквием» А. Ахматовой, стихи из романа «Доктор Живаго» и поэтический цикл «Когда разгуляется» Б. Пастернака.
В целом творчество поэтов старшего поколения отличает внимание к нравственной сфере современного человека в связи с историей, с прошлым, настоящим и вероятным будущим. К «вечным» темам обратились в своем творчестве и поэты фронтового поколения, выражавшие собственное видение войны и человека на войне
Конечно же, главным мотивом их творчества была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С. Наровчатова, А. Межирова Великая Отечественная война навсегда осталась главным, если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. М. Кульчицкого, Н. Майорова, Н.Отрады, Г. Суворова и др
К «вечным» темам обратились в своем творчестве и поэты фронтового поколения, выражавшие собственное видение войны и человека на войне. Конечно же, главным мотивом их творчества была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С. Наровчатова, А. Межирова Великая Отечественная война навсегда осталась главным, если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. М. Кульчицкого, Н. Майорова, Н.Отрады, Г. Суворова и др.
«Тихая лирика»
Противовесом «громкой» поэзии шестидесятников во второй половине 1960-х годов стала лирика, получившая определение «тихая». Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия шестидесятников ориентировалась на традиции Маяковского, то тихая лирика наследовала традиции философской и пейзажной поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. К «тихой лирике» относится творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Куняева и др. Их поэзию объединяют стремление осмыслить сложные противоречия века и поиски новой гармонии. По своему пафосу творчество «тихих лириков» близко реалистическому направлению «деревенской прозы». К «деревенской прозе» близок и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы.
Гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетался в творчестве дагестанского поэта Р. Гамзатова, на стихи которого написано множество песен. С «тихой лирикой» Гамзатова роднит вневременная, философская направленность его поэзии и обращение к национально-фольклорной образности.
Драматургия периода «оттепели»
В период «оттепели» театральное искусство развивалось в тесном взаимодействии с поэзией. На сцене театра драмы и комедии на Таганке разыгрывались поэтические представления, драматургическую основу которых составляли стихи классиков В. Маяковского и С. Есенина, произведения современников — А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Театр под руководством Ю. Любимова тяготел к экспрессивным формам образности, а благодаря приоткрывшемуся в то время «железному занавесу» художественная культура страны отчасти соприкоснулась с западноевропейским и американским искусством. В частности, на режиссуру Ю. Любимова оказало влияние творчество и теоретические концепции Б. Брехта.
С «оттепелью» связано творчество М. Шатрова, показавшего в необычном ракурсе образ Ленина. В документально-исторической, политической драматургии Шатрова аналитическому исследованию подвергается документальный факт, а не миф о вожде, созданный политическими идеологами. Наиболее удачная его пьеса периода «оттепели» — «Шестое июля» (первая редакция — 1964, вторая — 1973). В ней драматург исследует проблему соотношения цели, пусть даже высокой, и средств ее достижения. М. Шатров обращался к образу Ленина и в последующие десятилетия. Сам он определил жанровое своеобразие своих пьес как «публицистическую драму» и «публицистическую трагедию». Для этого есть все основания: открытая публицистичность присуща таким остроконфликтным пьесам М. Шатрова 1970 — 1980-х годов, как «Синие кони на красной траве» (1977) и «Так побелим!» (1981).
Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты
К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.
Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.
Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.
Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.
Общие работы
-
Алексеев М. П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983.
-
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
-
Белинский В. Г. Собр. соч. В 9-ти т. М., 1976—1982.
-
Вацуро В. Э. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.
-
Герцен А. И. Об искусстве. Сб. статей. М., 1954.
-
Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л., 1964.
-
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1971.
-
Добролюбов Н. А. Собр. соч. Т. 1—3. М., 1950—1952.
-
Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.
-
Дунаев М. М. Православие и русская литература. В VI ч. Ч. I—V. М., 1996—1999.
-
Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991.
-
Еремеев А. Э. Русская философская проза. Томск, 1989.
-
История русской литературы XIX в. Т. I—V. Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского. М., 1908—1915.
-
История русской литературы. В 10 т. М.; Л., 1941—1956.
-
История русской литературы XIX века. Т. 1—2. М., 1960—1962.
-
История русской литературы. В 3-х т. М., 1958—1964.
-
История русской литературы. В 4-х т. Л., 1980—1983.
-
История русской литературы. Кн. I. 1800—1830-е гг.; Кн. II. 1840—1860е гг.; Кн. III. 1870—1890-е гг. М., 2001.
-
История русской литературы XI—XIX вв. М., 2000.
-
История русской литературы XIX в. Вторая половина. М., 1987.
-
История русского романа. В 2-х т. Л., 1962—1964.
-
История русской поэзии. В 2-х т. Л., 1968—1969.
-
История русской драматургии. Кн. 1, 2. Л., 1982—1983.
-
История русской критики. В 2-х т. М.; Л., 1958.
-
История русской журналистики XVIII—XIX вв. М., 1966.
-
История романтизма в русской литературе. В 2-х кн. М., 1979.
-
Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия. (1820—1840-е годы). Новосибирск, 2001.
-
Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
-
Крупчанов Л. М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М., 1983.
-
Кулешов В. И. История русской литературы XIX века. М., 1997.
-
Кулешов В. И. История русской критики XVIII — начала XX в. Изд. 4, дораб. М., 1991.
-
Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982.
-
Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1977.
-
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
-
Литературная энциклопедия понятий и терминов. М., 2001.
-
Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830—1850е годы. М., 1987.
-
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.
-
Майков Л. Н. Историко-литературные очерки. СПб., 1895.
-
Моторин А. В. Духовные направления в русской словесности первой половины XIX века. Вел. Новгород, 1998.
-
Наука о литературе в ХХ веке (История, методология, литературный процесс). М., 2001.
-
Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. Д. Н. Овсяннико-Куликовский. М., 1981.
-
Очерки истории русской театральной критики. Кн. 1, 2. Л., 1975—1976.
-
Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX в.). М., 1966.
-
Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX в. Т. II. Ч. I. Изд. 2. М., 1972.
-
Пыпин А. Н. История русской литературы. В 4-х т. Т. 4. Изд. 3. СПб., 1913.
-
Пыпин А. Н. Характеристика литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Изд. 3. СПб., 1906.
-
Сакулин П. Н. Русская литература. Ч. 2. Новая литература. М., 1929.
-
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
-
Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. Т. I. М., 1985.
-
Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
-
Сохряков Ю. И. Художественные открытия русских классиков (о мировом значении русской литературы). М., 1990.
-
Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX — начала ХХ в. М., 2000.
-
Тарасов Б. Н. Куда движется история? Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции. СПб., 2002.
-
Христианство и русская литература. Сб. статей (Ин-т русской литературы — ПД). Отв. ред. В. А. Котельников. СПб., 1994.
-
Чернец Л. В. «Как слово ваше отзовется». Судьбы литературных произведений. М., 1995.
-
Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики. Л., 1986.
Литература стран Северной Америки Править
Кэтрин Энн Портер «Полуденное вино», «Бледный конь, бледный всадник», «Корабль дураков»
Кэтрин Энн Портер (1890–1980) — американская писательница.
Ирвин Шоу «Ночной портье», «Вечер в Византии», «Богач, бедняк»
Ирвин Шоу (1913-1984) — американский писатель.
Уильям Берроуз «Голый завтрак»
Уильям Берроуз (1914–1997) — американский писатель.
Сол Беллоу «Герцог», «Планета мистера Саммлера», «Дар Гумбольдта»
Сол Беллоу (1915–2005) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976 года.
Артур Миллер «Смерть коммивояжера», «Суровое испытание»
Артур Миллер (1915-2005) — американский писатель и драматург.
Жаклин Сьюзанн «Долина кукол», «Одного раза недостаточно», «Машина любви»
Жаклин Сьюзанн (1918-1974) — американская писательница.
Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Джером Сэлинджер (родился в 1919 году) — американский писатель.
Чарлз Буковски «Голливуд», «Макулатура»
Чарлз Буковски (1920–1994) — американский писатель
Артур Хейли «Отель», «Аэропорт»
Артур Хейли (1920-2004) — канадский писатель английского происхождения.
Джеймс Джонс «Отныне и вовек»
Джеймс Джонс (1921–1977) — американский писатель.
Джек Керуак «На дороге»
Джек Керуак (1922–1969) — американский писатель.
Курт Воннегут «Бойня номер 5», «Колыбель для кошки»
Курт Воннегут (1922-2007) — американский писатель.
Джозеф Хеллер «Поправка-22»
Джозеф Хеллер (1923–1999) — американский писатель.
Норман Мейлер «Олений парк», «Нагие и мертвые»
Норман Мейлер (1923-2007) — американский прозаик, публицист.
Джеймс Болдуин ««Комната Джованни»
Джеймс Болдуин (1924–1987) — американский писатель.
Трумэн Капоте «Завтрак у Тиффани», «Хладнокровное убийство»
Трумэн Капоте (1924–1984) — американский писатель.
Уильям Стайрон «Выбор Софи», «И поджег этот дом..»
Уильям Стайрон (1925-2006) — американский писатель.
Джеймс Патрик Донливи «Человек с огоньком»
Джеймс Патрик Донливи (родился в 1926 году) — американский писатель.
Роберт Ладлэм «Бумага Мэтлока», «Идентификация Борна» и др.
Роберт Ладлэм (1927-2001) — американский писатель, автор остросюжетных романов
Джон Барт «Плавучая опера»
Джон Барт (родился в 1930 году) — американский писатель.
Дональд Бартелми
Дональд Бартелми (1931-1989) — американский писатель.
Тони Моррисон «Возлюбленная», «Джаз»
Тони Моррисон (р.1931) — американская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1993).
Том Вулф «Костры амбиций», «Мужчина в полный рост», «Я — Шарлотта Симмонс»
Том Вулф (родился в 1931 году) — американский писатель.
Эдгар Лоуренс Доктороу «Регтайм»
Эдгар Лоуренс Доктороу (родился в 1931 году) — американский писатель.
Джон Апдайк «Кентавр», «Ферма»
Джон Апдайк (родился в 1932 году) — американский писатель и литературный критик.
Джон Гарднер «Осенний свет», «Никелевая гора», «Искусство жить»
Джон Гарднер (1933-1982) — американский писатель.
Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
Кен Кизи (1935-2001) — американский писатель.
Томас Пинчон «Энтропия», «V», «Радуга земного притяжения»
Томас Пинчон (родился в 1937 году) — американский писатель.
Джойс Кэрол Оутс «Их жизни, Сад радостей земных», «Шикарные люди»
Джойс Кэрол Оутс (родилась в 1938 году) — американская писательница.
Эрика Джонг «Страх полета», «Серениссима», «Как спасти собственную жизнь», «Ведьмы»
Эрика Джонг — американская писательница.
Роберт Джеймс Уоллер «Мосты округа Мэдисон»
Роберт Джеймс Уоллер — американский писатель.
Стивен Кинг
Стивен Кинг (родился в 1947 году) — американский писатель.
Пол Остер «Нью-йоркская трилогия», «Тимбукту», «Храм Луны», «Мистер Вертиго», «Музыка азарта»
Пол Остер (родился в 1947 году) — американский писатель.
Майкл Каннингем «Часы»
Майкл Каннингем (родился в 1952 году) — американский писатель.
Дуглас Коупленд «Поколение X»
Дуглас Коупленд (родился в 1961) — канадский писатель.
Дэн Браун «Код да Винчи»
Дэн Браун (родился в 1964 году) — американский писатель.
«Молодежная проза»
Исповедальностью характеризуется и недолго просуществовавшее в литературе 1960-х годов течение, получившее название «молодежная проза». Эта проза сумела выразить свое поколение, ее герои — обычные старшеклассники, студенты, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей его действительностью становилось несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, с романтично-наивными книжными представлениями о ней. Лидерами течения стали Л. Гладилин («Хроника времен Виктора Подгурского», 1956), В. Аксенов («Коллеги», 1960; «Звездный билет», 1962), А. Кузнецов («У себя дома», 1964). С «молодежной прозой» связаны обновление художественной речи, проявление иронического пафоса, романтизация героев и их отношения к жизни и друг другу. Авторы этого течения обращались к литературному опыту зарубежных писателей, среди которых известный американский писатель Э. Хемингуэй.
Характерные особенности литературы данного периода
В конце пятидесятых появились молодые прозаики, которые, обратившись к теме войны, исследовали трагические ситуации через восприятие простого солдата, вынужденного делать выбор между подвигом и предательством, жизнью и смертью. Произведения В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Астафьева были встречены критикой настороженно.
Определяющим свойством литературы 60-х годов можно назвать внимание к человеку, а не к его социальной роли. Значительным явлением в литературном процесс второй половины XXв
стала так называемая деревенская проза, затронувшая такие жизненно важные проблемы, что вызвала глубочайший интерес и полемику.
Замечание 2
Однако оттепель скоро закончилась, к концу 60-х годов ужесточилась цензура, все, не совпадающее с мнением партии преследовалось, наступила эпоха застоя.
Партия требовала создавать образ активного делового человека, преображающего социалистическую действительность. Однако выполнять директивы партии согласились не все. Многие писатели, стремясь освободиться от давления коммунистической идеологии, свои произведения, которым не было места в официальных журналах, печатались в самиздате. Самиздат — это возможность добраться до читателя, хотя бы к небольшому кругу иной, альтернативной культуры, получившей название культура андеграунда, стоящей идеологически и эстетически в оппозиции к официальной культуре.
Назревали перемены. Некогда монолитная советская литература, существовавшая в системе утвержденных партией ценностей, разваливалась на глазах.
Перемены в общественно-политической и экономической жизни страны, получившие название «перестройка» привели к переоценке ценностей и в литературе. Законодательно оформленная в 1990 году отмена цензуры привела к освобождению культуры от государственного идеологического контроля и давления.
Замечание 3
Литературные журналы приступили к публикации произведений «запрещенных» писателей А. Рыбакова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Б. Пастернака. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров,
Активно стала издаваться так называемая возвращенная литература – литература русского зарубежья. Широкий читатель познакомился с произведениями В. Набокова, И. Шмелева, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей.
Литературное наследие, ранее невостребованное советской страной, к середине 90-х годов практически полностью возвратилось в культурное пространство России. Значительно усилила свои позиции современная литература, произведениям которой предоставили свои страницы толстые журналы. Таким образом, снова исключительно современной литературой определяется теперь современный литературный процесс в России.
Немецкая, австрийская, швейцарская литература Править
Элиас Канетти «Ослепление», «Другой процесс, или Франц Кафка в письмах к Фелице»
Элиас Канетти (1905-1994) — австрийский, турецкий, английский писатель и драматург.
Макс Фриш «Штиллер», «Homo Faber», «Назову себя Гантенбайн», «Монток»
Макс Фриш (1911-1991) — немецкий писатель.
Генрих Бёлль «Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого»
Генрих Бёлль (1917-1985) — немецкий писатель.
Фридрих Дюрренматт «Авария», «Лунное затмение»
Фридрих Дюрренматт (1921-1990) — швейцарский писатель и драматург.
Гюнтер Грасс «Жестяной барабан», «Собачьи годы», «Дневник улитки»
Гюнтер Грасс (родился в 1927 году) — немецкий писатель.
Патрик Зюскинд «Контрабас», «Парфюмер»
Патрик Зюскинд (родился в 1949 году) — немецкий писатель.
Кристоф Рансмайр «Последний мир», «Болезнь Китахары»
Кристоф Рансмайр (родился в 1954 году) — австрийский писатель.
Общие замечания
Новой точкой отсчета отечественной литературы явилась середина 50-х годов. Это время получило название «хрущевской оттепели», что связано с докладом Н.С. Хрущева на $XX$ съезде партии в феврале 1956г., положившим конец культа личности Сталина. Начались процессы переоценки ценностей и творческих поисков. Появилась качественно новая литература, советский читатель познакомился с творчеством:
- прекрасных поэтов Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой,
- кумирами молодежи стали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава,
- ярко заявили о себе молодые прозаики В. Аксенов, А. Битов, А. Гладилин,
- драматурги А. Арбузова, В. Розова, А. Володина преображали советский театр и его зрителя.
- В журналах начал публиковаться неизвестный еще читателю А.И. Солженицын, вернувшийся из лагерей.
Замечание 1
Все это меняло характер литературного процесса и подрывало традиции единственного метода советской литературы, признаваемого властью – метода соцреализма.
Интересы читателей менялись и под влиянием публикации произведений мировой литературы, активизировавшейся в 60-е годы. Хотя, как в жизни страны, так и в советской культуре не все было однозначно. Беспощадной травле подвергся Б. Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», жестокой была борьба толстых журналов.
Русские писатели XX века
Максим Горький
М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали «школой мастерства» для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.
Биография:
Избранные произведения:
- «Мещане»
- «На дне»
- «Старуха Изергиль»
Леонид Андреев
Л.Н. Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых «ласточек» эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.
Биография:
Избранное произведение:
«Кусака»
Александр Иванович Куприн
А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А
Куприн огромное внимание уделяет теме «маленького человека». Также писателем написано немало рассказов специально для детей
Биография:
Избранные произведения:
- «Гранатовый браслет»
- «Олеся»
Константин Георгиевич Паустовский
К.Г. Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.
Биография:
Избранные произведения:
- «Теплый хлеб»
- «Телеграмма»
Михаил Александрович Шолохов
М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.
Биография:
Избранные произведения:
- «Тихий Дон»
- «Поднятая целина»
Александр Трифонович Твардовский
А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала «Новый мир» А. Твардовский открыл миру имена многих «запретных» писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.
Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне – поэмы «Василий Тёркин».
Биография:
Избранное произведение:
«Василий Теркин»
Борис Пастернак
Б.Л. Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман «Доктор Живаго». Известен также как поэт и переводчик.
Биография:
Избранное произведение:
«Доктор Живаго»
Михаил Булгаков
М.А. Булгаков — В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.
Биография:
Избранные произведения:
- «Собачье сердце»
- «Мастер и Маргарита»
Биография:
Избранное произведение:
«Васюткино озеро»
Чингиз Айтматов — одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.
Биография:
Избранное произведение:
«И дольше века длится день…»
Писатели двадцатого века
Двадцатый век в русской литературе начался с потрясений. Всю страну тогда охватывала революция, бесконечные войны и изменения. Все это не могло не отразиться на русской литературе. Влияние политических событий смешивалось с быстро скачущим прогрессом в различных областях. Вследствие всего этого русская литература в двадцатом веке приобрела новый смысл, отличающей ее от других.
Какие же стилевые направления существовали в тот период? Кто жил и творил в это время и как разные писатели приняли революцию? Чтобы разобраться во всех этих вопросах, нам следует проанализировать произведения русской литературы того времени.
В двадцатом веке поэзия в русской литературе безусловно преобладала над прозой. Среди писателей можно выделить следующих выдающихся личностей:
- И. А. Бунин. В своих произведениях Бунин раскрывал очень серьезные философские темы – его произведения актуальны и читаемы до сих пор. В них Бунин показывал как пороки человека, так и его достоинства, восхвалял истинную любовь и осуждал жажду денег и наживу.
- А. А. Платонов. Его проза совершенно разнообразна и уникальна по своему составу. В его произведениях отражается новая Россия – такая, какой она была после революции.
- Б. Л. Пастернак. Этому русскому поэту и писателю была присуждена Нобелевская премия, от которой тот, впоследствии, отказался. Его произведения печатались и цитировались. Это поистине великий писатель двадцатого века, изменивший русскую литературу.
- Замятин – писатель, наиболее известный благодаря своей антиутопии «Мы». Это одно из самых читаемых произведений двадцатого века. Антиутопия символизировала тоталитарный режим советской власти.
- М. А. Булгаков – один из величайших писателей двадцатого века. Его роман «Мастер и Маргарита» так и не был опубликован при жизни автора, а после его смерти был долгое время запрещен. Однако, другие его произведения произвели большое впечатление на читателей. Взять хотя бы его драму «Иван Васильевич меняет профессию», экранизированную впоследствии. Или же произведение «Собачье сердце», ставшее у многих любимым. Его «Записки юного врача» — почти что автобиография – тоже произвели фурор. Булгаков, в основном, стал первым автором, писавшим в стиле фантастики. Это оказало большое влияние на русскую литературу.
- М. Зощенко – один из величайших писателей двадцатого века. Его книги печатались тиражами. Однако, он был исключен из союза писателей после Великой Отечественной войны, якобы «за недостойное поведение во время военных действий».
- В. Набоков – достаточно известный писатель, чьи произведения актуальны и по сей день. Набоков – эмигрант из России во время Гражданской войны в ней.
- Б. Васильев – писатель, чьи произведения заставляют задуматься о многом. «А зори здесь тихие» и «Завтра была война» не один раз экранизированы. Это поистине великие произведения, касающиеся самого тяжелого времени – Великой Отечественной войны.
- Шолохов – писатель, чьи рассказы трогают читателя до глубины души. Боль и надежда пронзительно сочетаются в его произведениях, заставляя читателя ставить себя на место персонажа и переживать ситуацию вместе с ним.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можем сделать вывод о том, что в двадцатом веке творили множество писателей-прозаиков, но, в своем большинстве, их проза никак не была связана с событиями, происходившими в стране в те годы. Так, мы приходим к выводу о том, что на протяжении двадцатого века среди писателей набирают популярность следующие жанры:
- Сатира или сатирическая проза.
- Фантастика или фэнтэзи.
- Биография или автобиография.
- Исторический роман, философский роман.
Эти жанры были наиболее популярны и актуальны на протяжении всего двадцатого века. Писатели двадцатого века внесли огромный вклад в русскую литературу: он развивали новые направления, создавали новые жанры и определяли русскую литературу как совершенно новое явление, не виданное до этого.