4 задание егэ информатика про кодирование и расшифровку сообщений

Объяснение 5 задания

5-е задание: «Анализ алгоритмов и исполнители»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 4 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 6 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Как и в других заданиях базового уровня сложности, источником ошибок служит недостаточная внимательность и отсутствие или поверхностность самостоятельной проверки полученного ответа»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Исполнитель для возведения в квадрат, деления, умножения и сложения

Тезисно рассмотрим то, что может пригодиться для решения 5 задания.

  • в задаче, для которой требуется определить все возможные результаты работы алгоритма какого-либо исполнителя, можно исходные данные обозначить переменными и вычислить алгоритм с этими переменными;
  • в задаче, для которой требуется найти оптимальную программу (или наиболее короткую), и которая с помощью заданного набора команд преобразует некоторое число в другое, лучше для решения строить дерево возможных вариантов; таким образом, вычисляя, какие результаты получатся после одного шага, после двух шагов и т.д. В результате найдется общее решение;
  • если среди заданных в задании команд исполнителя есть необратимая команда (например, исполнитель работает с целыми числами и есть команда возведения в квадрат – любое число можно возвести в квадрат, но не из любого числа можно извлечь квадратный корень, получив при этом целое), то дерево вариантов лучше строить с конца, т.е. в обратном порядке, двигаясь от конечного числа к начальному; тогда как получившаяся при этом в результате последовательность команд программы необходимо записать от начального числа к конечному.

Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму

  • для выполнения некоторых заданий необходимо повторить тему ;
  • максимальное значение суммы цифр десятичного числа — это 18, так как 9 + 9 = 18;
  • для проверки правильности переданного сообщения иногда вводится бит четности — дополнительный бит, которым дополняется двоичный код таким образом, чтобы в результате количество единиц стало четным: т.е. если в исходном сообщении количество единиц было четным, то добавляется 0, если нечетным — добавляется 1:
например: 
 310 = 112 
после добавления бита четности: 110
----
 410 = 1002 
после добавления бита четности: 1001

добавление к двоичной записи числа нуль справа увеличивает число в 2 раза:

например:
1112 - это 710
добавим 0 справа:
11102 - это 1410

Егифка :

Теперь будем рассматривать конкретные типовые экзаменационные варианты по информатике с объяснением их решения.

Объяснение заданий 13 ЕГЭ по информатике

13-е задание: «Информационные модели»Уровень сложности — повышенный,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 3 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 15 и № _ ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Игнорирование указаний в условии задания, что путь должен включать (или не включать) заданные промежуточные вершины»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Графы. Поиск количества путей

  • Если в город из города можно добраться только из городов , и , то количество различных путей из города в город равно сумме числа различных путей проезда из в , из в и из в , то есть:
  • где NR — это количество путей из вершины в вершину
  • Число путей не бесконечно, исключением является только граф, в котором есть циклы – замкнутые пути.
  • Часто задачи с графами целесообразней решать с конца.

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы
могут быть свободно использованы в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия авторов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Объяснение заданий 11 ЕГЭ по информатике

11-е задание: «Информационный объем сообщения»Уровень сложности — повышенный,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 3 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение подсчитывать информационный объём сообщения

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 13 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Необходимо учитывать, что в заданиях этой линии для кодирования слов обычно отводится одинаковое и минимально возможное целое число байт, а для кодирования символов – одинаковое и минимально возможное целое количество бит»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

Для выполнения заданий рекомендуется посмотреть теоретический материал темы 8.

Измерение информационного объема при работе с текстом

  • С помощью K бит можно закодировать Q = 2K различных символов:
  • Q — мощность алфавита
  • K — количество бит для хранения одного символа из Q вариантов символов
  • 2 — двоичная система счисления (данные хранятся в двоичном виде)* также приняты другие обозначения: N = 2i

Чтобы найти информационный объем сообщения I, нужно умножить количество символов N на число бит для хранения одного символа K:

I — информационный объем сообщения,

N — длина сообщения (количество символов),

K — количество бит для хранения одного символа.

В этих двух формулах используется одна и та же переменная:

Рассмотрим пример с использованием одновременно двух формул:

Пример:
Объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?

Решение: 

  • Воспользуемся формулой:

I = N*K;I — объем сообщения = 7,5 Кбайт;N — количество символов = 7680;K — количество бит на 1 символ

Найдем количество бит, необходимое для хранения 1 символа (сначала переведем значение в биты):

I = 7,5 Кбайт = 7,5 * 213 бит

\

т.е. K = 8 бит на 1 символ

Далее воспользуемся формулой:

Q = 2KK — количество бит для хранения одного символа из Q вариантов символов (= 8)Q — мощность алфавита, т.е. количество вариантов символов

8 бит на символ позволяют закодировать:

28 = 256 различных символов
256 символов — это и есть мощность
 Ответ: 256

Измерение информационного объема при работе с различными системами

Пример:
На производстве работает автоматическая система информирования склада о необходимости доставки в цех определенных групп расходных материалов. Система устроена так, что по каналу связи на склад передается условный номер расходных материалов (при этом используется одинаковое, но минимально возможное количество бит в двоичном представлении этого числа). Известно, что был послан запрос на доставку 9 групп материалов из 19 используемых на производстве. Определите объем посланного сообщения (Ответ дайте в битах)

Решение: 

  • Воспользуемся формулой:

Q = 2K

K — количество бит для хранения одного номера группы материаловQ — общее количество номеров для различных групп расходных материалов = 19

для хранения номера одной группы потребуется бит:

25 > 19   => 5 бит

Степень 4 нас не устраивает, т.к. 24 = 16, а групп 19.
Далее воспользуемся формулой:

I = N*K;I — объем сообщения = ? бит;N — количество передаваемых номеров групп (= 9);K — количество бит на 1 номер (= 5)

Найдем информационных объем сообщения:

I = 9 * 5 = 45 бит

 Ответ: 45

Актуальные публикации

  • К.Ю. Поляков.

    Динамическое программирование в задачах обработки последовательностей ЕГЭ по информатике.

  • К.Ю. Поляков.

    Задачи на анализ логических выражений в ЕГЭ по информатике. //
    Информатика в школе, № 9, 2019, с. 29–35.

  • А.Н. Сидоров

    Задача 18 ЕГЭ по информатике: логическое выражение с делимостью.

  • Н.Л. Конина

    Задачи 18 с делимостью.

  • Н.И. Герасименко

    Задачи 18 с делителями в КИМ ЕГЭ по информатике.

  • К.Ю. Поляков

    Линейное (и нелинейное) программирование в задаче 18 ЕГЭ по информатике (презентация).

  • К.Ю. Поляков,

    Битовые операции в задаче 18 КИМ ЕГЭ по информатике. Часть 2.

  • К.Ю. Поляков,

    Множества и логика в задачах ЕГЭ //
    Информатика, № 10, 2015, с. 38-42.

  • Е.А. Мирончик.

    Алгебра предикатов и построение геометрических моделей на ЕГЭ по информатике //
    Информатика, № 3, 2019, с. 40-47.

См. также полный список статей.

Работа с репетитором

Многие родители, чтобы как можно лучше организовать подготовку к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Это удовольствие не из дешевых, следовательно, к подбору преподавателя нужно отнестись со всей ответственностью

Расскажем, на какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь

Индивидуальная работа с репетитором особо рекомендована следующим категориям учащихся:

  • Во-первых, это ребята, которые претендуют на самые высокие оценки и хорошо владеют материалом. Им, в основном, необходимо закрыть пробелы в знаниях по отдельным вопросам, отработать решение наиболее сложных заданий и подойти к испытанию с максимальным уровнем готовности.
  • Во-вторых, это школьники, которые отстают по какому-то предмету, и могут не успевать за группой на курсах. Таким учащимся репетитор помогает выстроить индивидуальную траекторию подготовки, определит сильные и слабые стороны, сделает упор на мотивацию.
  • В-третьих, это ученики, которые по разным причинам не могут регулярно ходить на курсы. Речь идет о детях с инвалидностью или ОВЗ, школьниках, серьезно занимающихся спортом, творческой деятельностью, участниках предметных олимпиад. С репетитором есть возможность подстраивать график занятий под потребности ученика, проходить материал в удобном для него темпе. При желании даже можно подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля.

Занятия с хорошим репетитором чаще всего дают высокий результат, однако педагог обязательно должен быть высококвалифицированным. Таких специалистов не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем одиннадцатиклассников. Договариваться с ними приходится еще летом, однако на всех профи не хватает, и многим приходится довольствоваться теми преподавателями, какие есть, а здесь уже возможны варианты.

Чтобы не потратить деньги впустую и сделать правильный выбор, желательно пользоваться отзывами клиентов и рейтингами на специализированных сайтах подбора репетиторов, брать контакты у знакомых, которые уже прошли по этому пути.

Среди плюсов работы с репетитором стоит отметить:

  • Индивидуальный подход и высокая эффективность. Это самое главное, ради чего стоит тратить деньги. Высококлассный специалист сможет быстро определить слабые места ученика, причины затруднений и разработать для него наиболее подходящую методику подготовки.
  • Раскрепощенность школьника. Работая в течение длительного времени один на один с педагогом, старшеклассник может задавать ему самые разные вопросы без стеснения и боязни стать объектом насмешек со стороны одноклассников или одногруппников.
  • Наработка практики. Обычно репетиторы отслеживают все нововведения в ЕГЭ текущего года и имеют много вариантов экзаменационных работ, при помощи которых помогают «набить руку» своим ученикам.
  • Удобный график. С репетитором можно договориться о проведении занятий в удобные дни и время, работе на территории педагога или ученика, связи по Скайпу, смещении или переносе очередной встречи и т.д.

При всех достоинствах, такой способ подготовки имеет и целый ряд существенных недостатков:

  • Высокая стоимость. Услуги любого репетитора, а тем более хорошего, стоят дорого. Обычно цена такой индивидуальной подготовки в полтора-два раза выше, чем на приличных курсах. Поэтому нанимать репетиторов по нескольким предметам одновременно могут позволить себе немногие.
  • Проблемы с поиском действительно хорошего специалиста. Нередко родители находят школьного учителя или преподавателя вуза, действительно отлично знающего свой предмет, но не «заточенного» именно на подготовку к ЕГЭ, что может привести к проблемам со сдачей экзамена.
  • Утомляемость школьника. Далеко не все репетиторы соглашаются приезжать к клиенту, даже за дополнительную плату. Поэтому одиннадцатикласснику приходится после уроков ездить к каждому из них. В отличие от курсов, которые можно выбрать поближе к дому, репетиторы могут жить и далеко, что создает проблемы, особенно в крупных городах.
  • Нет возможности качественной оценки знаний. На курсах учащийся может сравнить свой прогресс с достижениями ровесников. Работая с репетитором, приходится ориентироваться только на баллы пробных ЕГЭ. Проверить работу репетитора чаще всего можно только постфактум, после прохождения испытания.

При выборе репетитора необходимо обращать особое внимание на его портфолио: место работы (школа, вуз или только репетиторская деятельность), результаты воспитанников, применяемые методологии и учебники. Также нужно учитывать мнение ребенка, которому придется целый год работать с этим наставником

Что такое «красная зона»?

В задании нужно определить значения параметра, чтобы логическое высказывание было тождественно истинно при любых значениях переменной x. При этом мы не можем брать произвольно большой набор значений для искомого параметра, это также определяется условием задания. Поэтому нужно подбирать такие значения параметра, чтобы они закрывали только определённый ряд случаев, не больше и не меньше. Этот ряд случаев назовем «красной зоной», теми значениями переменной x, когда логическое высказывание не будет истинно при любых значениях параметра.

Простой пример. Возьмем логическое высказывание: (X < 50) V (X > A).

Нам не важно значение параметра А. У нас есть одно логическое слагаемое, которое истинно

Второе может быть ложно — дизъюнкция все равно в итоге даст истину. Значит «красная зона» — это все х≥50. Подбирать значение для параметра А необходимо только для случаев, когда х≥50, чтобы за счет второго слагаемого (где содержится А) обеспечить истинность всего выражения, когда первая скобка ложна.

Для правильного анализа красной зоны важно помнить об основных
моментах анализа некоторых логических функций:

  1. Конъюнкция нескольких переменных будет истинна, только если каждый множитель истинен, и ложна, если хотя бы один множитель ложен.
  2. Дизъюнкция нескольких переменных будет истинна, если хотя бы одно слагаемое истинно, и ложна, только если ложны все слагаемые.
  3. Импликация ложна только в единственном случае — когда из истины следует ложь.

Построение формулы логической функции по таблице истинности

Строится формула следующим образом:

  • В таблице истинности выделяются строки, в которых значение функции истинно.
  • Для каждой такой строки таблицы записывается конъюнкция всех переменных следующим образом: если значение переменной истинно, то она записывется в прямом виде, а если ложно, то — с инверсией.
  • Все, таким образом полученные, конъюнкции объединяются дизъюнкцией

В форме записи выражения логической функции, полученной таким образом,  не содержатся отрицания неэлементарных формул и присутствуют только основные логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция). Такая форма логической функции называется дизъюнктивной нормальной формой

Если все конъюнкции в выражении состоят из одного и того же набора переменных, каждый из которых входит в конъюнкцию один раз, то такая форма называется совершенной дизъюнктивной нормальной формой.

Задача: Дана полная таблица истинности некоторой функции. Построить формулу функции по этой таблице.

\( x \) \( y \) \( z \) \( F \)
1
1 1
1 1
1 1
1 1 1
1 1
1 1 1 1

 1. Удаляем строки со значением функции равным 0

\( x \) \( y \) \( z \) \( F \)
1 1
1 1
1 1 1
1 1 1 1

2. Составляем конъюнкции для каждой строки

\( x \) \( y \) \( z \) \( F \) Конъюнкция
1 1 \( \overline{x} ⋅ y ⋅ \overline{z} \)
1 1 \( x ⋅ \overline{y} ⋅ \overline{z} \)
1 1 1 \( x ⋅ \overline{y} ⋅ z \)
1 1 1 1 \( x ⋅ y ⋅ z \)

3. Объединяем все конъюнкции дизъюнкцией:

\( F(x,y,z) = \overline{x} ⋅ y ⋅ \overline{z} + x ⋅ \overline{y} ⋅ \overline{z} + x ⋅ \overline{y} ⋅ z + x ⋅ y ⋅ z \)

Theory: Arrays

  • Array is a set of elements of the same type sequentially located in memory. Each element has its own index.
  • We will use so called dynamic arrays. This means that they allocate memory dynamically — during program executionCreating and using single-dimensional arrays
begin
  var a array of integer;
  a = new integer3;
  a = 5;
  a1 = 2;
  a2 = 3;
end.

or inside the same line of code:

begin
  var a array of integer;
  a = new integer3(5,2,3);
  print(a)
end.

The memory allocation and the size of such an array are set already during the program:

1.

var a array of integer;
var n=readInteger;
a=new integern;

2.

var a array of integer;
a=new integerreadInteger;

3.

var a array of integer;
var n=readInteger;
SetLength(a,n); // set the size

To return memory allocated by array we can assign a special nil value to an array variable:

var a = nil;

To iterate through the array elements by their indexes we can use loop:

for var i= to a.Length-1 do
  ai += 1;

For read-only access (without changing the values) we can use loop:

foreach var x in a do
  Print(x)

Новости теперь и в Telegram-канале

28 ноября 2020 г.
    Исправлен ответ к задаче 18.48.

27 ноября 2020 г.
    Исправлен ответ и файл с данными к задаче 27.38.

26 ноября 2020 г.
    Новые задачи для тренировки 18 (А. Богданов).
    Новые задачи для тренировки 14 (А. Носкин).

25 ноября 2020 г.
    Ответы можно узнать прямо через .
    Ответы к задачам теперь есть и в формате CSV (для автоматической обработки).

24 ноября 2020 г.
    Исправлено условие задачи 18.52.

23 ноября 2020 г.
    Исправлен ответ к задаче 18.52.

22 ноября 2020 г.
    В генераторе вариантов можно построить не полный вариант, а выбрать
нужные номера задач.
    Новая задача для тренировки 26 (А. Кабанов).

21 ноября 2020 г.
    Исправлено условие и ответ к задаче 15.302.
    Новые задачи для тренировки 17 (А. Носкин).

18 ноября 2020 г.
    Решения задач 8.(Р-00..Р-09) методом грубой силы (Б. Михлин).
    Исправлен ответ к задаче 9.50.

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы для
подготовки к ЕГЭ по информатике могут быть свободно использованы
в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Изменения в ЕГЭ-2021 в сравнении с ЕГЭ-2020
07.09.2020

Изменения ЕГЭ по информатике 2021

За последние 5 лет ЕГЭ по информатике почти не менялся. Появлялись новые формулировки к уже существующим заданиям, частично менялись критерии оценивания развернутых заданий, вместо языка Си теперь в КИМах язык С++. Но глобальных изменений не происходило.

ЕГЭ по информатике 2021 существенно изменился, и главное нововведение — экзамен будет проходить теперь в компьютерной форме. Но это не значит, что все задания нужно решать только на компьютере! Часть заданий сохранилась с прошлых лет, и их придется решать «вручную». На экзамене можно будет использовать текстовый редактор, редактор электронных таблиц и среды для программирования, а это значит, что вычисления также можно будет выполнять на компьютере. 

Изменения коснулись заданий по программированию

1. Раньше нужно было написать фрагмент программы или полную программу в заданиях с развернутым ответом, чтобы ее могли оценить на правильность и эффективность. Теперь нужно написать программу и в ответе указать числа, которые выведет эта программа при определенных входных данных.

2. Увеличилось количество заданий, где необходимо самому писать программный код — раньше было всего 2 задания, теперь 6. Также убрали один язык программирования — Бейсик. Теперь на экзамене вам доступны четыре языка программирования для решения заданий, где программный код уже дан: Паскаль, Алгоритмический язык, Python и C++. А для того, чтобы самостоятельно написать программу, можно использовать языки C# и Java — или один из вышеперечисленных.

3. Появились новые задания на поиск данных в текстовом документе и на работу с электронными таблицами. Для таких заданий будут прилагаться уже готовые файлы, в которых что-то нужно будет найти или посчитать.

4. Большое задание по Теории игр теперь разбили на три отдельных задания, которые соответствуют пунктам старого задания 26.

5. Также на ЕГЭ нам не придется больше решать логические уравнения, которые всегда были одним из самых проблемных заданий на экзамене.

Далее читайте о структуре экзамена — какие разделы надо знать.

«Теперь, Федя, о главном…»

24(C1): поиск ошибок в программе со сложным условием
30.05.2017
24(C1): поиск ошибок в программе со сложным условием (язык Си, Д.Ф. Муфаззалов)
30.05.2017
Программа-тренажёр для задачи 24(C1) с графиками
16.05.2013
25(C2): алгоритмы обработки массивов
19.05.2017
25(C2): алгоритмы обработки массивов (язык Python, М.С. Тиличеев)
14.05.2017
Практикум «Задачи 25(C2)» для среды КуМир
27.01.2013   Подробнее о практикумах см. страницу по КуМиру
26(C3): теория игр
07.06.2017
Программа для решения задачи 26(C3) (Python 3)
19.02.2015
Программа для решения задачи 26(C3) типа 2 (Python 3)
08.05.2015
Онлайн-решатель задачи 26 двумя кучами камней (Б. Власенко)
21.05.2016
27(C4): обработка массивов, символьных строк и последовательностей
28.05.2017

Решение заданий 13 ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике 2017 задание 13 (15) ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей, ведущих из города А в город М и проходящих через город Г?

Решение:

  • Удалим ребра, которые проходят «мимо» вершины Г или до которых от пункта А можно дойти, минуя вершину Г:

Вершина В удалена, т.к. возможны только следующие траектории движения через этот пункт (которые НЕ проходят через пункт Г):
1. А — Б — В — И — М
2. А — Б — В — Е — И — М
3. А — Б — В — Е — М
4. А — Б — В — Е — К — М
Теперь посчитаем результаты по оставшимся вершинам:

М = И + Е + К 
-----
 И = Е 
   Е = Г + Ж 
    Г = Б + А + Д = 1 + 1 + 1 = 3 
    Ж = Г = 3
 К = Е + Ж

Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑
   Е = Г + Ж = 3 + 3 = 6 
    Ж = Г = 3
 И = Е = 6 (получили из последующих шагов)
 К = Е + Ж = 6 + 3 = 9       
М = И + Е + К = 6 + 6 + 9 = 21  

Результат: 21

Видео ЕГЭ по информатике 2017, подробное решение данного 13 задания:

ЕГЭ по информатике 2017 задание 13 (15) ФИПИ вариант 14 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей, ведущих из города А в город М и не проходящих через город Г?

Решение:

  • Удалим ребра, которые проходят через вершину Г:

Теперь посчитаем результаты по оставшимся вершинам:

М = И + Е + К
-----
И = В + Е
  В = 1
  Е = В + Ж
     Ж = 1

Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑
  Е = В + Ж = 1 + 1 = 2
И = В + Е = 1 + 2 = 3 
К = Е = 2 
М = И + Е + К = 3 + 2 + 2 = 7  

Результат: 7

Подробное решение данного 13 задания в видеоуроке:

13 (15) задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М.
По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город Ж?

Решение:

Результат: 20

Подробное решение 13 (15) задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

13_4: 13 (15) задание досрочного экзамена 2020 г, ФИПИ (вариант 1):

На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.Какова длина самого длинного пути из города А в город М?
Длиной пути считать количество дорог, составляющих этот путь.

Решение:

Ответ: 9

Что это такое?

Здесь представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по информатике.
В отличие от известной литературы, для большинства задач из демо-вариантов ЕГЭ
сравниваются несколько способов решения,
анализируются их достоинства и недостатки, возможные проблемы и
«ловушки». Приведены рекомендации, позволяющие выбрать
эффективные методы решения каждой конкретной задачи.

Автор признателен
О.А. Тузовой (г. Санкт-Петербург) за обсуждение
этих материалов и конструктивную критику. Спасибо всем, кто присылал и
присылает мне замечания, предложения, сообщения об опечатках и неточностях.

Особая благодарность Н.Н. Паньгиной (г. Сосновый Бор) за
взаимовыгодное сотрудничество и разностороннюю поддержку проекта.

Автор будет благодарен за новые отзывы по поводу представленных
здесь материалов для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Если вы заметили ошибку или у вас просто есть что
сказать по существу вопроса, пишите.

Procedures

Parameterless procedure and with parameters

Lab 1, procedures:

To do: Print 60 asterisks (star *), each on a new line. Use parameterless procedure.

Решение:

procedure pr(achar); {a is a formal parameter}
begin
loop 60 do begin
  println(a);
end;
end;
begin
writeln('enter character:');
var s= readchar;
  pr(s); {s is an actual parameter}
end.

Task 1, procedures:

To do: Create a procedure that sums any two entered integers (two parameters).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

procedure PrintSum(a, b integer);

The resulting example:

enter two numbers:
>>> 2  >>> 7
result: 2 + 7 = 9

Task 2, procedures:

To do: Create a procedure that displays in a column all the integers between going down to (starting with ).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

procedure PrintIntegers(n integer);

The resulting example:

please, enter value of N: 
>>> 8
8 
7 
6 
5 
4 
3 
2 
1 
0 

Task 3, procedures:

To do: Create a procedure (A<B) that prints the sequence of numbers from to with a step (, and are input parameters).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

procedure PrintSeq(A,B,C integer);

The resulting example:

please, enter numbers A, B, C: 
>>> 2  >>> 9  >>> 2
2 4 6 8 

Task 4, procedures:

To do: Create a procedure that prints all the divisors of the number passed to it (the numer is entered in the main program and passed in to the procedure as a parameter).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

procedure PrintDivisors(numb integer);

The resulting example:

please, enter number: 
>>>18
1 2 3 6 9 18 

Input and Output parameters

Lab 2, procedures:

To do: Let’s create a subroutine for calculating the arithmetic mean (average) of two entered integer values.

Algorithm:

procedure CalcAMean(a, b integer; var Mean real); // Mean is an output parameter
begin
  Mean = (a + b)  2;
end;
 
begin
  var (x, y) = (3, 5);
  var Mean real;
  CalcAMean(x, y, Mean);
  Print(Mean);
  CalcAMean(2 * 2, 8, Mean);
  Print(Mean);
end.

Lab 3, procedures:

To do: Create a procedure to swap the values of two variables.

The resulting example:

a = 10
b = 12
Result:  a=12,  b=10

Algorithm:

  • Solution 1:
procedure Swap(var a, b integer);
begin
  var t = a;
  a = b;
  b = t;
end;
 
begin
  var (x, y) = (3, 5);
  Swap(x, y); 
  println(x,y);
end.

Solution 2:

procedure Swap(var a, b integer);
begin
  (a, b) = (b, a);
end;
 
begin
  var (x, y) = (3, 5);
  Swap(x, y); 
  println(x, y);
end.

Task 5, procedures:

To do: Create a procedure that calculates + and passes the result in the parameter ( is input parameter, is output parameter).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

 procedure PlusN(N  integer; var result integer);

The resulting example:

please enter an integer n
>>>5
result: 10 

Task 6, procedures:

To do: Create a procedure that calculates the power of a number (^) and passes the result in the parameter ( and are input parameters, is an output parameter).

Note: the signature or header of the procedure must be as follows:

procedure PowerN(n, powerN real; var result real);

The resulting example:

please enter number and exponent
>>>3  >>>4
3^4 = 81 

Task 7, procedures:

To do: Create a procedure that finds the minimum of two entered numbers and and passes the result in parameter ( and are input parameters, is an output parameter).

The resulting example:

enter two integers for a and b: 
>>>2 >>>6
min is 2 

Task 8, procedures:

To do: Create a procedure that appends entered digit (0D (0D and are input parameters, is output parameter). Pass the result to the main program in the res parameter.

The resulting example:

enter values for D (0>>2  >>>4  
result: 42

Task 9, procedures:

To do: Create a procedure that calculates the addition (sum) of generated numbers. Result is passed to the main program in parameter ( is an input parameter, is an output parameter).

The resulting example:

Please, input how many numbers to add:
>>>5
generated numbers:
7 3 2 8 12
sum is 32

* ExtraTask 10, procedures:

To do: Create a procedure that first appends entered digit (0D and passes the result in parameter, and, afterwards, appends digit to it and passes the result in .

The resulting example:

Please, input  D,  K1 and K2 (0>> 204   2045 
---
342  7  1
>>> 3427   34271

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python. Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.

Статьи автора сайта

  • К.Ю. Поляков

    Линейное (и нелинейное) программирование в задаче 18 ЕГЭ по информатике (презентация).

  • К.Ю. Поляков,

    Битовые операции в задаче 18 КИМ ЕГЭ по информатике. Часть 2.

  • К.Ю. Поляков,

    Битовые операции в задаче 18 КИМ ЕГЭ по информатике.

  • К.Ю. Поляков,

    Множества и логика в задачах ЕГЭ //
    Информатика, № 10, 2015, с. 38-42.

  • К.Ю. Поляков, М.А. Ройтберг.

    Системы логических уравнений: решение с помощью битовых цепочек //
    Информатика, № 12, 2014, с. 4-12.

  • К.Ю. Поляков.

    Что год грядущий нам готовит: ЕГЭ-2015 //
    Информатика, № 11, 2014, с. 4-10.

  • К.Ю. Поляков.

    ЕГЭ-A10: задачи с интервалами //
    Информатика, № 2, 2013, с. 4-10.
    01.02.2013

  • К.Ю. Поляков.

    ЕГЭ: новые стратегии (задача C3) //
    Информатика, № 1, 2013, с. 22-27.
    31.01.2013

  • К.Ю. Поляков.

    Ещё раз про однозначное декодирование //
    Информатика, № 11, 2012, с. 16-20.
    01.12.2012

  • К.Ю. Поляков.
    Компьютерный ЕГЭ: что вы хотели знать, но боялись спросить.
    13.11.2012
  • К.Ю. Поляков.

    Просто графы //
    Информатика, № 3, 2012, с. 14-21.
    02.03.2012

  • К.Ю. Поляков.

    Логические уравнения //
    Информатика, № 14, 2011, с. 30-35.

  • К.Ю. Поляков.

    Кумир и школьная информатика //
    Информатика, № 9, 2011, с. 16-17.

  • К.Ю. Поляков.

    ЕГЭ: С3 //
    Информатика, № 21, 2010, с. 12-21.

  • К.Ю. Поляков, А.П. Шестаков, Е.А. Еремин.

    Логические основы компьютеров //
    Информатика, № 12, 2010, с. 3-28.

См. также полный список публикаций.

Решение заданий 17 ЕГЭ по информатике

Задание 17 ЕГЭ по информатике 2017 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е. «Типовые экзаменационные варианты»):
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» — символ «&».

 
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

Запрос Найдено страниц (в тысячах)
Пьер & Наука 180
Пьер & (Наука | Кюри) 410
Пьер & Кюри 320

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу:

Пьер & Наука & Кюри

Решение:

  • Везде присутствует сомножитель «Пьер &» (и в искомом запросе!), сократим его:
Запрос Найдено страниц (в тысячах)
Наука 180
Наука | Кюри 410
Кюри 320

Искомый запрос: Наука & Кюри

Используем круги Эйлера для решения, обозначив цифрами каждую составляющую:

Из схемы и исходных данных получим:

1. №1 + №2 = 180 (Наука)
2. №2 + №3 = 320 (Кюри)
3. №1 + №2 + №3 = 410 (Наука | Кюри)

Сделаем подстановку в п.3 из п.1 и получим:

№1 + №2 + №3 = 180 + №3 = 410
№3 = 410 - 180 = 230

Сделаем подстановку в п.2:

№2 + №3 = №2 + 230 = 320
№2 = 320 - 230 = 90

Результат: 90

Детальный разбор данного задания 17 ЕГЭ по информатике предлагаем посмотреть в видео:

17 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».

 
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

Запрос Найдено страниц (в сотнях тысяч)
Бабочка 22
Гусеница 40
Трактор 24
Трактор | Бабочка | Гусеница 66
Трактор & Гусеница 12
Трактор & Бабочка

Какое количество страниц (в сотнях тысяч) будет найдено по запросу

Бабочка & Гусеница?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Решение:

  • Поскольку запрос Трактор & Бабочка возвращает значение 0, это значит, что в схеме кругов Эйлера-Вена два данных сектора пересекаться НЕ будут! Учитывая данный факт, отобразим круги Эйлера для решения, обозначив цифрами каждую составляющую:

Получим значения отдельных секторов схемы, исходя из условий задачи:

1. №4 + №5 = 22
2. №2 + №3 + №4 = 40
3. №1 + №2 = 24
4. №1 + №2 + №3 + №4 + №5 = 66
5. №2 = 12

Искомый запрос: №4 = ?

№4 можно было бы выразить из п.1, если бы мы знали значение №5:

№4 + №5 = 22  ->
№4 = 22 - №5

№5 можно было бы найти из п.4, если бы мы знали значение №1:

№1 + №2 + №3 + №4 + №5 = 66  ->
№5 = 66 - №1 - (№2 + №3 + №4)
из пунктов 4 и 2:
№5 = 66 - №1 - 40 

Вычислим значение №1 из п.2 и п.5:

№2 = 12
№1 + №2 = 24  ->
№1 = 24 - 12 = 12

Теперь можно найти №5:

№5 = 66 - №1 - 40  ->
№5 = 66 - 12 - 40 = 14

Найдем №4:

№4 = 22 - №5  ->
№4 = 22 - 14 = 8

Результат: 8

Подробное решение 17 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий