Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.

Основные направления в искусстве 20 века.

Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.

Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.

Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.

Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.

Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.

Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»

Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.

Примеры из жизни

  1. Одной из самых древних культур в мире является индийская культура, ей уже свыше 4500 тысяч лет. Основное отличие культуры Индии от других заключается во внутренней целостности, несмотря на всё многообразие и различие групп населения. Индия является местом зарождения религиозных систем, которые оказали значительное влияние на весь мир. Вся культура Индии проникнута духом радости, это проявляется во всём: в музыке, танце, костюме и мировоззрении. Индия осталась одной из немногих стран, которые сохранили свои обычаи и традиции с древнейших времён в неизменном виде. Туристы со всех концов мира приезжают туда, для того чтобы увидеть шедевры искусства, сохранившиеся до наших дней. Кроме национальной культуры, Индия жадно впитывала культуру других народов, оказавших на неё определённое влияние. В Индии обосновывали свои колонии французы, бельгийцы, голландцы, датчане, португальцы и англичане. Именно поэтому там сейчас можно увидеть сочетание средневековых фортов и христианских церквей, европейских праздников и древних местных традиций.
  2. Один из самых неоднозначных периодов в развитии русской культуры – период послереволюционной культуры. Культура нового государства была призвана служить простому народу. К основным задачам «культурной революции» можно отнести устранение неграмотности в масштабе всей страны и приобщение людей к духовному богатству. В 1917 году в народную собственность перешёл Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Оружейная палата и др. Однако революция принесла не только положительные изменения: было разрушено множество памятников, православных храмов и монастырей, иконы подвергались массовому сожжению, переименовали большое количество улиц и городов. Новые творческие деятели были вовлечены в процесс создания культуры Советского государства. Литературным символом новой эпохи стала поэма А.А. Блока «Двенадцать», а художественным – картина Б. Кустодиева «Большевик». В последующие годы большое развитие стало заметно в оперном и балетном искусстве, а также в живописи, скульптуре и архитектуре. В годы Великой Отечественной войны русская культура была призвана развивать чувство патриотизма в сердцах советских граждан. После войны появилась острая необходимость в восстановлении, поэтому широкое развитие получила наука. Все этапы развития культуры на территории СССР объединены одной идеей – сохранение культурного наследия и бережное отношение к культурным отечественным традициям.

Эпитеты к слову «культура»

Безграничная, безыдейная, бесплодная, беспредметная, бессодержательная, блистательная, боевая, вечная, волнующая, высокая, гуманистическая, гуманитарная, гуманная, живая, животворящая, жизненная, изумительная, истинная, манящая, мертвая, могучая, народная, неистребимая, неотразимая, подлинная, поразительная, правдивая, прекрасная, примечательная, притягательная, пустая, равнодушная, самобытная, свободная, святая, строгая, упадническая, чарующая, эпохальная, абстракционистская, актерская, античная, западноевропейская, самобытная, древняя, архитектурная, балетная, буржуазная, вокальная, декламационная, декоративная, драматическая, живописная, изобразительная, изящная, исполнительская, классическая, комедийная, массовая, монументальная, музыкальная, национальная, оперная, ораторская, поэтическая, прогрессивная, пролетарская, реалистическая, самодеятельная, социалистическая, сценическая, театральная, трагедийное, цирковая, чистая, экранная, эстрадная, традиционная, мировая, духовная, сельскохозяйственная, высокая, человеческая, современная, музыкальная, западная, художественная, физическая, примитивная, корпоративная, городская, уникальная, древнерусская, гуманистическая, языческая, утончённая, примитивная, древнегреческая, чужая, языковая, национальная.

С чего начать подготовку по истории?

1. Теория. Для изучения теории используй дополнительную литературу в печатном и электронном виде, документальный кинематограф, материалы на веб ресурсах. На нашем веб ресурсе в разделе «Задания» собрано свыше 10 типовых заданий, разработанных учителями, на основе демоверсии от ФИПИ (официальный проект) прошлых лет.

Для каждого задания прописано что необходимо знать для его выполнения. Кодификатор по истории от ФИПИ направит тебя какие темы необходимо изучить для каждого задания.

Как все это запомнить?

Изобилие дат, названий, имен, событий – это особенность истории. Но как все запомнить и не «растерять» до окончания экзамена?

Существует ряд эффективных способов раскладывать всю необходимую информацию «по полочкам»:

  • Проводите аналогию, визуализируйте, чертите схемы.
  • Прорабатывайте темы только в хронологическом порядке.
  • Составляйте план ответа к каждой из них.
  • Занимайтесь онлайн – на нашем сайте ты найдешь необходимые задания.

2. Решение тренировочных заданий разных видов дает огромный опыт и уверенность в себе. Решай онлайн тесты с ответами по прочитанной теории это поможет усвоить и закрепить тему.

3. Практикуйся в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство и навыки письма. На выбор предоставляется три периода из истории России.

Требования к мини-сочинению:

  • Указать как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
  • Следует упомянуть людей, повлиявших или участвовавших в событиях, процессах или явлениях;
  • Необходимо упомянуть причинно-следственные связи;
  • Использовать в сочинении историческую терминологию;
  • Ошибаться в фактах запрещается.

Историческое сочинение должно быть связанным, с правильными логическими умозаключениями.

4. Правильно распределяй время на экзамене. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • 1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля);
  • 2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
  • для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
  • для задания 25 – 40–80 минут.

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование.Литература.Архитектура.Живопись, скульптура.ТеатрМузыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

география:

-1803-1806гг.

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1819-1821гг.

Беллинсгаузен, Лазарев-

открыта Антарктида;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

-1848-1849 Невельской-

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Якоби – электромотор,

гальванопластика;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория

-романтизм- Жуковский («Людмила»);

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Журналы:

-«Отечественные записки»: Некрасов

Салтыков-Щедрин,

-«Современник»: Пушкин

-«Северная пчела»:

Булгарин.

-«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев.

Стили:

-классицизм;

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

монументальность,

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Памятники:

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Михайловский дворец

(ампир);

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

(русско- византийский );

Монферран: Иссакиевский собор,

Александровская колонна

(эклектика).

Тома де Тамона: Биржа

-портреты:

Тропинин: «Пушкин»;

Кипренский: «Пушкин»;

-исторический жанр:

Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

Иванов: «Явление Христа народу»;

Бытовой жанр:

Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

Тропинин « Кружевница»;

Скульптура:

Клодт –  «Укрощение коня»  на Аничковом мосту;

Мартос – памятник Минину и Пожарскому

-1824г.- Малый театр;

-1832г.- Александринский

театр

актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин

Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и

Людмила»,

«Патриотическая песня»;

Даргомыжский-

«Русалка»;

Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы

↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям

Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)

Живопись

XIV

  • Феофан Грек (Богоматерь Донская),
  • Андрей Рублев (Троица) (XV).

XVI

Дионисий (фрески, Богоматерь Одигитрия, роспись стен Ферапонтова мон).

XVII

Симон Ушаков (Спас Нерукотворный, Насаждение древа государства Российского) парсуны.

XVIII (1-ая половина)

  • Никитин (портрет Петра I на смертном ложе, Головина, напольного гетмана),
  • Матвеев (портреты супругов Голициных).

XVIII (2-ая половина)

  • Антропов (портрет Измайловой 1759, Петра III 1762, Бутурлиной 1763),
  • Аргунов И.П. (портрет: калмычки Аннушки, неизвестной крестьянки в русском костюме),
  • Аргунов Н.И. сын (портрет: Ковалевой-Жемчуговой, графини Шереметьевой),
  • Лосенко (Владимир и Рогнеда),
  • Рокотов (портрет: Струйской, Екатерины II),
  • Левицкий (портреты: Смоляночек, Демидова),
  • Шибанов (Крестьянский обед 1774, празднество свадебного договора 1777),
  • Боровиковский (портрет: Лопухиной, Павла I, Екатерины II на прогулке),
  • Матвеев (Автопортрет с женой),
  • Никитин.

XIX (1-ая половина)

  • Венецианов (Гумно, На пашне. Весна, На жатве. Лето),
  • Брюллов (Последний день Помпеи, Всадница),
  • Иванов (Явление Христа народы),
  • Федотов (Сватовство Майора, Свежий кавалер, Завтрак аристократа),
  • Тропинин (Кружевница, Портрет Пушкина),
  • Айвазовский (Девятый вал),
  • Кипренский.

XIX (2-ая половина)

  • Куиджи, Левитан (пейзажи),
  • Крамской (портрет Некрасова, Толстого),
  • Мясоедов (Земство обедает, Косцы),
  • Ге (Петр I допрашивает царевича Алексея, Пущин у Пушкина),
  • Перов (Тройка, Приезд гувернантки в купеческий дом, портрет Островского, Достоевского),
  • Суриков (Боярыня Морозова, Меншиков в Берозова, Переход Суворова через Альпы, Покорение Ермаком Сибири, Утро стрелецкой казни),
  • Репин (Бурлаки на Волге, Запорожцы пишут письмо султану, Иван Грозный и его сын Иван, Заседание гос Совета, портрет Мусоргского),
  • Васнецов (Аленушка,Богатыри, Царь Иван Васильевич Грозный, Витязь на распутье, Баян, После побоища Игоря Святославича с половцами, Три царевны подземного царства, С квартиры на квартиру),
  • Савросов (Грачи прилетели),
  • Шишкин (Утро в сосновом бору, Рожь, Корабельная роща, Сосна на Валааме),
  • Врубель (Демон, Принцесса Греза, Царевна-Лебедь, Пан),
  • Левитан (Март, Осенний день, Сокольники, Вечер на Волге, Вечер. Золотой Плес, Золотая Осень, После дождя. Плес, У омута, Владимирка).

XX

  • Нестеров (Видение отроку Варфоломею, Дмитрий, царевич убиенный, Святая Русь, На Руси. Душа народа, Философы, портрет Флоренского и Булгакова, Мыслитель, Девушка у пруда. Портрет Нестеровой),
  • Серов (Девочка с персиками, портрет Шаляпина, Юсуповой),
  • Чурленис,
  • Врубель,
  • Верещагин,
  • Мир Искусства 1898: Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Рерих,
  • Голубая роза: Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов,
  • Бубновый валет: Канчаловский, Лентулов, Фальк, Машков ,
  • Ослиный хвост: Ларионов, Гончарова, Татлин,
  • Союз русских художников: Архипов, Коровин, Юон, Малютин,
  • Абстракционизм Малевич (Черный квадрат), Кандинский (Серый овал, Синий гребень, Сумеречное, Белый овал, Композиция VIII, В черном квадрате, Желтое, красное, синее, Маленькая мечта в красном, Нежное восхождение, Доминирующая кривая, Композиция IX, Пестрый ансамбль, Композиция X),
  • Эксперессионизм: Шагал (Суббота, Ворота еврейского кладбища, Я и деревня, Цирк, цикл картин Библия Шагала), Филонов Петров-водкин (Купанье красного коня, Петроградская мадонна, Смерть комиссара, 1919.Тревога, Мальчишки), Кустодиев (Купчиха за чаем, Большевик, Капица и Семенов, портрет Волошина), Моор (плакат «Ты записался добровольцем?), Дейнека (Оборона Петрограда, Текстильщики, Владимир Маяковский в РОСТА, Оборона Севастополя), Пластов (Полдень, Сенокос, Фашист пролетел, Весна. В бане), Пименов (Новая Москва, Свадьба на Завстрашней улице), Самохвалов (Девушка в футболке, Метростроевки), Греков (Тачанка, Трубачи Первой Конной армии), Иогансон (Допрос коммунистов, Рабфак идет), Тоидзе (Родина мать зовет!), Шилов (портреты), Глазунов (картины на историч темы).

Виды искусства

По свойствам:

  • Изобразительное (живопись, скульптура)
  • Неизобразительное (архитектура , музыка).

По родам:

  • Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
  • Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
  • Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
  • Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.

РЕЛИГИЯ.

Религия  (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера

в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

  • Вера в сверхъестесвенное.
  • Организованное поклонение высшим силам – культ.
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –

система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Афоризмы

«Высота культуры мужчины определяется отношением к женщине». М. Горький говорил о том, что мужчина, обладающий высокой культурой поведения, всегда будет уважительно относиться к женскому полу. Обратное означает низкий уровень мужского воспитания.

«Культура – это цемент, скрепляющий все достижения». Н.К. Крупская была не просто русской революционеркой, она была супругой 1-го председателя Совета СССР В.И. Ленина. Жена вождя пролетариата знала, что все человеческие достижения должны быть чем-то скреплены. Этим связующим звеном была культура, по её мнению.

«Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Абхазский поэт Ф.А. Искандер говорил о том, что культурой можно считать не то, сколько человек пытался узнать, а то, сколько он в результате понял.

«Сердце, воображение и разум – это та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». К.Г. Паустовский писал о том, что культура берёт своё начало в человеке, в его сердце, воображение и разуме.

«Культура – это мера человечности в человеке». Немецкий философ Карл Маркс считал, что культура – это уровень развития духовного мира человека.

«Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта». Французский философ и социолог Клод Леви-Стросс говорил о том, что понятие культуры свойственно только тому человеку, который обладает интеллектом.

«Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать». Английский писатель Оскар Уайльд высказал свою точку зрения относительно культуры своего времени, которая создаётся на неприемлемых основах.

«Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи». Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон говорил о том, что настоящая культура исходит из души человека, внешний лоск не имеет ничего с ней общего.

«Критика требует куда больше культуры, чем творчество»

Английский писатель Оскар Уайльд обратил внимание общественности на то, что настоящие критики должны обладать гораздо большей культурой, чем творческие люди. Для корректной оценки произведения искусства необходима высокая внутренняя культура и уровень познания в сфере конкретного творчества.

 «Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке»

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал о том, что всякая культура основывается на самом человеке. Какой народ, такая и культура.

Связь народной культуры с массовой и элитарной. Примеры

В традиционном обществе народная культура играла важнейшую роль, поскольку элитарная культура была доступна лишь немногочисленной аристократии и духовенству, а массовой культуры еще не существовало.

В индустриальном и постиндустриальном обществе значение народной культуры резко снижается. Однако полностью она не исчезает. Более того, возникает новый городской фольклор — анекдоты, легенды, дворовые песни. Создаются новые приметы и обычаи.

Даже интернет-мемы в каком-то смысле продолжают традиции народной культуры: их творцы анонимны и обезличены, приемы и темы повторяются из раза в раз.

Массовая культура порой имитирует формы народной, усваивает ее мотивы и приемы. Так, модельеры могут использовать народные узоры в своих коллекциях, а музыканты — элементы народных песен. Пример — фолк-группа «Бурановские бабушки», представлявшая Россию на «Евровидении» в 2012 году и занявшая там второе место.

Элитарная культура также может черпать вдохновение из народной. Например, сохранился записанный М. Ю. Лермонтовым текст народной песни «Татарский полон» («Что в поле за пыль пылит, / Что за пыль пылит, столбом валит? / Злы татаровья полон делят, /То тому, то сему по добру коню»). Эта запись отличается от других известных вариантов данной песни. Возможно, Лермонтов подверг текст обработке и планировал использовать его в одном из своих исторических произведений.

Интерес поэта к народной культуре проявился и в «Песне про купца Калашникова»: поэма написана в псевдонародном стиле.

А бывает и наоборот — произведения элитарной культуры становятся «народными». Например, колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» исполняется на стихи Лермонтова (сам он при написании вдохновлялся казачьей песней). А вот автор самого популярного мотива к этой колыбельной неизвестен, и это сближает песню с подлинно народными произведениями.

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Пояснения:

  • Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
  • Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
  • Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Роль религии в современной России.

В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.

  • Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность.
  • Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения.
  • Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров о время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.
  • Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.

СМИ.

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации – СМИ , средства массовой коммуникации,  система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особенности СМИ.

  • Обращённость к массовой аудитории.
  • Общедоступность.
  • Корпоративный характер производства и распространения информации.
  • Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.
  • Быстрый обмен информацией.

Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

К СМИ относятся:

  • пресса
  • радио
  • телевидение
  • интернет
  • кинематограф
  • видеозаписи

Функции СМИ.

  • Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации.
  • Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию (установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием).
  • Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства.
  • Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
  • Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
  • Образовательная – создание условий для образования и самообразования людей.
  • Воспитательная – воспитание нравственности.
  • Социализирующая – формирование нравственных основ личности.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению — это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

Русская народная культура

Народная культура национальна, то есть тесно связана с конкретным этносом. Можно говорить о немецкой, французской, китайской, русской народной культуре.

Русская народная культура уходит корнями в культуру восточнославянских племен. С формирования государства Древняя Русь в IX веке можно говорить о появлении древнерусской культуры, в дальнейшем породившей русскую, украинскую, белорусскую национальные культуры.

К русской народной культуре относятся былины и сказки, песни и танцы (зачастую обрядовые), частушки, пословицы и поговорки, зодчество и ремесла. Также к народной культуре относятся костюм, кухня и обряды — в том числе похоронные и свадебные.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий