Культура киевской руси

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Культура
Древней Руси

9-12 века

Prezentacii.comПортал готовых презентаций

Слайд 2

Текст слайда:

План

Особенности культурыБылины Письменность и грамотностьЛитератураЗодчествоИзобразительное искусствоМузыка Художественное ремесло

Слайд 3

Текст слайда:

1. Особенности культуры

Культура Древней Руси складывалась из:культуры восточных славянкультурных достижений окружающих её народовкультуры Византиихристианской культуры

Слайд 4

Текст слайда:

2. Былины

— это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Микула Селянинович Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Текст слайда:

3. Письменность и грамотность

У славян была своя письменность, но она была утрачена.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9-10 веках.

Слайд 8

Текст слайда:

При церквях и монастырях открывались школы. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия». Книги были рукописные. Украшались книги миниатюрами – небольшими картинками, иллюстрирующими текст.

Слайд 9

Слайд 10

Текст слайда:

Новгородская берестяная грамота

На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались деловой информацией, писали письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой.

Слайд 11

Текст слайда:

4. Литература

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет». Была создана около 1113 г. Монахом Киево-Печорского монастыря Нестором.

В 11 веке на Руси зарождается древнерусская литература. Первыми произведениями были летописи.

Слайд 12

Текст слайда:

В первых строках летописи Нестор поставил вопрос:«Откуда есть пошла Русская земля,кто в Киеве начал первым княжить,откуда Русская земля стала есть?» Летописец повествует о становленииДревнерусского государства, о деятельности первых русских князей об отношении с другими государствами и народами.

Слайд 13

Текст слайда:

Жанры древнерусской литературы

Жития – описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. «Житие Бориса и Глеба». Слово – торжественное и поучающее обращение. «Слово о законе и благодати» написал Иларион, первый киевский митрополит.

Слайд 14

Текст слайда:

5. Зодчество

На Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены. После принятия христианства на Руси начинается каменное строительство. Десятинная церковь Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде Храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде

Слайд 15

Текст слайда:

Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

Слайд 16

Текст слайда:

Софийский собор в Киеве
1037-1041 гг.

Слайд 17

Текст слайда:

Софийский собор
в Новгороде
1045-1050 гг.

Слайд 18

Текст слайда:

6. Изобразительное искусство

Применялось при оформлении внутреннего убранства соборов, церквей. Стены покрывались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Иконы

Слайд 19

Слайд 20

Текст слайда:

Интерьер Софии Киевской

Слайд 21

Текст слайда:

Владимирская Богоматерь

Слайд 22

Текст слайда:

На Руси получили развитие народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Песенный фольклор сопровождался игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах.

7. Музыка

Слайд 23

Слайд 24

Текст слайда:

8. Художественное ремесло

Оружейники изготавливали копья, мечи, щиты, кольчуги. Ювелиры делали дорогие украшения: сережки, браслеты, подвески, кольца, ожере-лья. Они использовали сложную технику изготовления – зернь, скань, перегородчатуая эмаль.

Слайд 25

Текст слайда:

ПОНЯТИЯ

СХЕМА

ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков.

ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет.

СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки.

Слайд 26

Текст слайда:

Домашнее задание

§ 1-7. Подготовиться к проверочной работе.

Prezentacii.comПортал готовых презентаций

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого. 

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений. 

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше. 

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец. 

Древнеславянские боги

Существует несколько древних источников, повествующих о верованиях восточных славян, например «Слово об идолах» (XII век). Из этого источника известно, что боги наших предков принадлежали к иерархическому пантеону и подчинялись единому Богу. Основной принцип верований крылся в понятиях Явь (мир земной), Правь (мир богов, небесный), Навь (мир чертей, подземный). Единый Бог, который признавался творцом, поначалу имел антропоморфные черты (был похож на человека). Звали его Сварог или Род. С течением времени он приобрел абстрактное универсальное понятие – «Бог». Влияние на древние верования славян оказало их соседство с кочевыми племенами, исповедовавшими культы поклонения огню.

Согласно летописям, младший сын Святослава Владимир построил в Киеве жертвенник языческим богам, где приносил жертвы Перуну, богу молний.

В 1975 году этот храм был раскопан. Он имел несколько оснований для размещения деревянных идолов разного размера. Отдельно находилось самое большое основание – для жертвенного огня. Это подтверждает, что восточные славяне были огнепоклонниками и монотеистами. Их функциональные боги находились во втором ряду иерархической структуры. Богам второго порядка подчинялись сущности более низкого порядка, например Берегиня, которая управляла домовым, банным, овинником.

Древнеславянские боги были функциональными, каждый имел свою специализацию. Вот некоторые:

  • Перун – покровитель и защитник явного мира от неявного, его появлению предшествовали молнии.
  • Хорс – повелитель солнца и управляющий миропорядком.
  • Даждьбог – отвечает за свет и тепло, наделяет жизненными силами.
  • Стрибог – бог плодородия и почитания предков, его день – суббота. И сейчас суббота является «родительским» днем.
  • Симаргл – хранитель огня, блюститель всех обрядов, связанных с огнем; бережет от болезней.
  • Макошь – могущественная богиня магии и колдовства, помогает хозяйкам и матерям.

Пожалуй, основное отличие дохристианских верований в древнерусской культуре в том, что с богами они общались на равных. Они не считали себя «рабами божьими», а были их детьми, потомками, родственниками. Функции жрецов выполняли старшины родов, а люди с необычными способностями (волхвы, кудесники) действовали единолично, не будучи организованы в касты служителей культа.

Литература

XI

  • Митрополит Иларион (Слово о законе и благодати),
  • Мономах (Поучение детям, Устав).

XII

  • Нестор (Повесть временных лет),
  • Даниил Заточник (Моление),
  • Слово о полку Игореве (1185 поход Игоря на половцев).

XIII — XV

  • Нашествие монголо-татар: Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о Меркурии Смоленском,
  • Куликовская 1380: Сафоний Рязанец (Задонщина), Сказание о Мамаевом побоище» (во времена Ивана III), Афанасий, Никитин (Хождение за 3 моря, купец).

XVI (век публицистики)

  • монах Филофей «Москва — 3 Рим» (Вас I) переписка Ивана Грозного с беглым князем Курбским Пересветов (Сказание о Магмете Салтане),
  • Сильвестр (Домострой),
  • мит Макарий (Четьи Минеи),
  • Иван Федоров (Апостол 1564, Часослов),
  • Стенная книга, Никоновская летопись,
  • Лицевой свод,
  • Повесть о белом клобуке,
  • Сказание о князьях Владимирских.

XVII

  • Симеон Полоцкий — поэзия и драматургия Сказания Авраама Палицына,
  • Житие протопопа Аввакума,
  • Смотрицкий (Грамматика),
  • Бурцев (Букварь),
  • Карион Истомин (Букварь),
  • Крижанич (Политика),
  • Повесть о Ерше Ершовиче,
  • Шемякин суд,
  • Повесть о Горе-Злосчастии,
  • Повесть о Савве Грудцыне,
  • «Куранты» — первая газета для царя (1621).

XVIII

  • «Ведомости» — первая печатная газета для всех (1702)
  • книги по истории – Татищев, Щербатов, Куракин, Шафиров Посошков — 1-й экономист (книга о скудности и богатстве),
  • Прокопович (Правда воли монаршей, Духовный регламент, Слово о власти и чести царской),
  • Стефан Яворский (Камень веры),
  • Крылов (басни)
  • Классицизм: Сумароков, Кантемир, Тредиаковский (стихосложение), Фонвизин (Недоросль, Бригадир)
  • Сентиментализм: Карамзин (Бедная Лиза), Державин (стихи) Радищев (Путешествие из Петербурга в Москву). Издатель — Новиков.

XIX

  • Чаадаев (Философское письмо),
  • Чернышевский (Что делать?),
  • Лавров (Исторические письма),
  • Романтизм: Жуковский, Батюшков, Загоскин, Лажечников, Одоевский, Бестужев-Марлинский,
  • Реализм: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ко, Рылеев,
  • Критический реализм: Гончаров, Некрасов (Кому на руси жить хорошо), Тургенев, Островский, Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Короленко,
  • Критики: Белинский, Добролюбов, Писарев.

XX до 1917

  • Символизм: Белый, Блок, Брюсов, Сологуб, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус,
  • Акмеизм: Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Иванов,
  • Реализм: Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Горький,
  • Футуризм: Маяковский, Бурлюк, Крученых, Хлебников, Черный,
  • Остальное: Волошин, Цветаева, Клюев, Есенин.

1920-е

  • ЛЕФ (Левый фронт искусств): Асеев, Брик, Кирсанов, Маяковский (преемственность футуризму, новое искусство в противовес классическому),
  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Бедный, Жаров, Фурманов, Весёлый (выдвигали идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой» буржуазной),
  • «Серапионовы братья»: Федин, Зощенко, Каверин,
  • «Перевал»: Малышкин, Пришвин, Катаев «Литературный центр конструктивистов»: Инбер, Сельвинский,
  • Произведения: Толстой А. (Хождение по мукам), Серафимович (Железный поток), Фадеев (Разгром), Булгаков (Белая гвардия, Мастер и М), Блок (Двенадцать), Шолохов (Судьба человека, Тихий дон).

1930-е

  • 1934 — единый союз писателей СССР,
  • Великий пролетарский писатель: Горький (На дне),
  • Репрессированы: Мандельштам, Бабель.

ВОВ:

  • Симонов (Живые и мертвые, Жди меня, Дни и ночи, Русские люди),
  • Твардовский (Василий Теркин),
  • Шолохов (Они сражались за Родину),
  • Берголльц (Ленинградский дневник),
  • Сурков(Землянка),
  • Исаковский (Катюша, Враги сожгли родную хату, В лесу прифронтовом),
  • Лебедев-Кумач (Священная война),
  • Фадеев (Молодая гвардия),
  • Алигер (Зоя),
  • Бек (Волоколамское шоссе).

1945-1953

  • 1946 — постановление ЦК ВКП (б) «О журналах Звезда и Ленинград»,
  • направленное против инакомыслие и осуждавшее идеологическую невыдержанность Зощенко,
  • Ахматовой («Реквием»),
  • Казакевича,
  • Германа.

1953-1964 «оттепель»:

  • Эренбург (Оттепель),
  • Солженицын (Одиндень Ивана Денисовича, Матренин двор),
  • Пастернак (Доктор Живаго),
  • Журналы: Юность, Молодая гвардия, Иностранная литература,
  • Поэты: Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Симонов, Смеляков,
  • Либералы: журнал «Новый мир» (ред: Твардовский),
  • Консерваторы: журнал «Октябрь» (ред: Кочетов).

1964-1985 «застой»

  • 1973 «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына,
  • 1960-е — диссидендское движение,
  • появляется бесцензурная печать – «самиздат».

Живопись

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI век

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII—XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше

Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Зодчество

Основная статья: Древнерусское зодчество

См. также: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода и Крестово-купольные храмы Древней Руси

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.
Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись.  Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие     молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

Щербатов « История Российская от древнейших времён»;

1.Ползунов  разработал проект универсального теплового двигателя,  паровая машина.

2.Кулибин:

-зеркальный прожектор;

-семафорный телеграф;

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-дворцовый  лифт;

-суда,  двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты.

-Классицизм,

представитель- Сумароков

(«Дмитрий Самозванец»).

-Реализм-Державин,

Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

-Сентиментализм –

Карамзин «Бедная  Лиза»,

Общественная мысль.

-Новиков  издавал

журналы «Трутень» и «Живописец».

-Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву».

1755г.- Московский Университет

( Ломоносов, Шувалов),

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

1786 г.- издание Устава народных училищ.

Жанры:

1.Портреты:

-Рокотов;

-Левицкий;

-Боровиковский;

-Аргунов;

-Антропов.

2.Пейзажи (Щедрин)

3.Натюрморты (Теплов).

Скульптура.

-Шубин

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Козловский

(памятник Суворову);

-Фальконе

«Медный всадник»

Эрмитаж.

Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.

Памятники периода:

-Дом Пашкова (Баженов);

Московский университет, Сенат  (Казаков);

Волков-

основатель театра

Жемчугова – крепостная актриса;

крепостной

театр

Шереметевых.

1.Характеристика эпохи

IXвек в истории славянского народа
открывает новую страницу. Начинается
процесс собирания восточнославянских
племен под единой княжеской властью с
помощью военной силы – в результате
родилось молодое сильное государство
– Русь – Гардарика (скандинавское
название Руси – «Страна городов»).
Начало эпохи Киевской Руси относится
к летописному рассказу о признании на
княжение в Новгород в 862 году варяжских
князей Рюрика, Вещего Олега в 882 году.
Завершают период княжением в Киеве
Ярослава Мудрого (1019-1054 гг), иногда
доводят до времени Владимира Мономаха
(1113-1125 гг.). Хронология Киевской Руси
начинается с серединыIX– началоXIIвеков. ВXII–XIIIвеков в истории Руси
наступил период феодальной раздробленности
– погибель земли Русской, начальная
фраза которой сопровождалась бурным
ростом и культурным расцветом земель.

Литература

  • Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI—XVII века. — М., 1995.
  • Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.: Знак, 2006. — 472 с. — 800 экз. — ISBN 5-9551-0115-2.
  • История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. — Л., 1951.
  • Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом); Отв. ред. С. А. Семячко. — СПб., 2004.
  • Колесов В. В. Источники древнерусской культуры и истоки русской ментальности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 1–9.
  • Любимов Л. Искусство Древней Руси. — 1981. — 336 с.
  • Остроумов Н. И. Свадебные обычаи в Древней Руси. — Типография И. Д. Фортунатова, 1905. — 70 с.
  • Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб., 2010.
  • Рабинович Е. Г. // Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Рабинович М. Г. (отв.ред.). — М.: Наука, 1986. — С. 40–111. — 273 с.
  • Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.. — М.: Территория, 200. — 256 с. — (Памятники русской исторической мысли). — 1000 экз. — ISBN 5-900829-19-7.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси Х—XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-1894-5.
  • Скурат К. Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. — М.: НОУ Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. — 128 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94790-010-6.
  • Старикова И. В., монахиня Елена (Хиловская). История русского церковного пения начала XII — конца XVII в. в исследованиях 2000–2010 гг.: Библиографический список // Вестник церковной истории. — 2011. — № 3—4. — С. 311—336.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
  • Чёрная Л. А. История культуры Древней Руси. — М.: Логос, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-98704-035-3.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Миклухо-Маклай, Пржевальский,

Семёнов – Тян-Шанский;

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Физика.

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Столетов (фотоэффект);

Химия.Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Летательные аппараты.

Жуковский, Можайский, Циолковский

Биология. Медицина.

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

История.

Соловьёв С., Костомаров, Ключевский.

«Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин:  «Утро в сосновом бору»,

Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын»,  «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

Левитан: «Март», «Золотая осень»,

Саврасов: «Грачи прилетели»,

Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов.

Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,

Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

«Нестор – летописец»,

«Ярослав Мудрый».

Псевдорусский стиль:

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

Чичагов: Городская дума

1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)

1866г.- Московская консерватория

(Рубинштейн),

«Могучая кучка»:

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Римский – Корсаков,

Стасов (критик)

Бородин: «Князь Игорь»,

Мусоргский:

«Борис Годунов», «Хованщина»;

Римский – Корсаков:

«Шахерезада»,

«Снегурочка»

Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Режиссёры:

Станиславский,

Немирович -Данченко

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

С. Мамонтов- меценат, предприниматель.

Скачать можно, нажав Ctrl+S.

Рекомендуем:

Особенности культурного развития

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

Источник

Культура Древней Руси: описание

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.
Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Героический былинный эпос

Из-за постоянно возникавшей внешней угрозы со стороны кочевых племен фольклор древних славян пополняется былинным героическим эпосом, в котором повествуется о борьбе с иноземными врагами. В основе этих произведений — исторические события и реальные народные герои. Однако былины не были точны в описании событий и содержали в себе как исторические факты, так и явно фантастические сюжеты. Былин того времени собрано очень много. Все их многообразие можно разделить на три этапа:

  1. О дружиннике Микуле Селяниновиче, сражавшемся с варягами.
  2. О Владимире «Красно Солнышко», Илье Муромце и других богатырях.
  3. О Владимире Мономахе, защитившем родную землю от половцев.

Особенности развития древнерусской раннехристианской культуры и искусства:

  • Характеризуется безымянностью (авторство неизвестно). Эта особенность, к сожалению, скрыла для потомков имена великих древних мастеров, участвовавших в создании первых грандиозных христианских памятников Древней Руси.
  • Культура древнерусского государства поддерживала основы государства.
  • Русские мастера переняли стиль византийской культуры и разбавили его самобытным многовековым языческим мастерством.
  • Появление специфических, соответственных эпохе и историческим событиям фольклорных направлений.
  • Развитие различных школ мастерства в территориальных центрах Древней Руси.
  • Общий позитивный и воодушевленный характер произведений искусства того периода.

Влияние на особенности древнерусской культуры оказало православие. Оно ориентировало человека не на изменение внешних факторов социальной жизни и борьбу с классовым неравенством, а на одухотворение жизни и принятие «данного Богом» порядка.

Если охарактеризовать древнерусскую культуру кратко по итогам христианизации, то ее прогресс в христианский период очевиден. Принятие христианства значительно обогатило культуру славян. И всего за пару веков Русь преобразилась и вошла в мировую политику полноправным цивилизованным игроком.

Народный костюм, особенности быта

За века народный костюм славян не изменился. В зависимости от территориального расположения, одежда женщин состояла либо из белой рубахи и юбки, либо из рубахи и шерстяного сарафана. Отделка одежды искусной вышивкой – интересная особенность, дожившая до наших дней. Узоры и цвета, а также техника вышивки серьезно различаются, в зависимости от территории изготовления предмета одежды. Возможно, на этапе развития родоплеменных отношений такие различия в оформлении одежды являлись частью способов идентификации «своих» и «чужих», а также несли на себе части исповедуемых культов и использовались как обереги при ведении войн и в качестве защиты от злых духов. Традиционная древнеславянская одежда создавалась из натуральных материалов – льна, который пряли, лыка, а также шкур животных (для изготовления зимней одежды). Зимней обувью были валенки, которые валялись либо самостоятельно, либо ремесленниками.

Тринадцатилетние девочки сами готовили себе «приданное» — ткали холст и хранили его к свадьбе, чтобы вышить себе и будущему мужу рубахи. После свадьбы только жена могла стирать рубаху мужа, дабы другая женщина не увела у нее любовь. Особое значение в древнерусском костюме имели пояски. С изготовления этой детали одежды начиналось обучение девочек ткачеству и вышивке. Пояски в основном были мужской частью одежды, их дарили своим мужчинам женщины. По поводу внешнего вида мужчин нужно отметить, что они носили усы и наголо брили головы, оставляя лишь небольшой клок, а женщины носили косы, покрывая после свадьбы голову платком.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий