Содержание
Органы
Совокупность взаимосвязанных органов для воспроизведения членораздельных звуков составляют речевой аппарат человека.Органы речевого аппарата делятся на два отдела:
- центральный – головной мозг с центром управления речью в коре больших полушарий;
- периферический – исполнительные органы, помогающие воспроизводить звук.
Центральный отдел помогает понимать и обдумывать речь, реагировать на слова и звуки. С помощью слов человек мыслит, пишет, ведёт диалог. На воспроизводство речи влияет память и мыслительная деятельность. Речь задействует следующие доли головного мозга:
- лобные – воспроизводство речи;
- височные – восприятие устной речи;
- теменная – понимание звуков;
- затылочная – восприятие письменной речи.
Рис. 1. Доли мозга.
Чтобы произнести мысль вслух, нужны дополнительные органы периферического отдела. Их описание и функции представлены в таблице.
Рис. 2. Строение периферического отдела речевого аппарата.
Группа органов |
Состав |
Функции |
Дыхательные |
– трахея; – бронхи; – лёгкие; – диафрагма; – межрёберные мышцы |
Формирование звуков на выдохе. Сокращение мышц позволяет контролировать мощность звука. Чем сильнее сокращаются мышцы, тем сильнее выталкивается воздух, и голос становится громче |
Пассивные |
– зубы; – твёрдое нёбо; – глотка; – гортань; – полость носа; – альвеолы |
Неподвижные органы, помогающие задерживать и направлять звук |
Активные |
– язык; – губы; – мягкое нёбо; – маленький язычок; – надгортанник; – голосовые связки; – нижняя челюсть |
Подвижные органы, формирующие членораздельные звуки |
Главный орган воспроизводства звуков – голосовые связки. Это две складки слизистой оболочки гортани, которые за счёт мышц сходятся и расходятся при говорении.
Рис. 3. Строение голосовых связок.
Пассивные и активные органы речи составляют артикуляционный аппарат, с помощью которого звуки, образующиеся голосовыми связками, преобразуются в членораздельную речь. Важный орган артикуляционного аппарата – язык. Этот подвижный мускулистый орган помогает формировать точные звуки слов. Дикция во многом зависит от подвижности языка.
Биология 8 класс. Полные уроки
Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.
На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.
На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.
Глава 4. Опорно-двигательная система
10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей 11. Скелет человека. Осевой скелет 12. Скелет поясов и свободных конечностей; добавочный скелет. Соединение костей 13. Строение мышц 14. Работа скелетных мышц и их регуляция15. Осанка. Предупреждение плоскостопия16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
Глава 5. Внутренняя среда организма
17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет19. Иммунология на службе здоровья.
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы
20. Транспортные системы организма21. Круги кровообращения22. Строение и работа сердца23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов25. Первая помощь при кровотечениях
Глава 7. Дыхание
26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
Глава 8. Пищеварение
30. Питание и пищеварение 31. Пищеварение в ротовой полости32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит34.Регуляция пищеварения35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
Глава 9. Обмен веществ и энергии
36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ37. Витамины38. Энерготраты человека и пищевой рацион
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
39. Кожа — наружный покровный орган40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.41. Терморегуляция организма. Закаливание42. Выделение
Глава 11. Нервная система
43. Значение нервной системы44. Строение нервной системы. Спинной мозг45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка46. Функции переднего мозга47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств
48. Анализаторы49. Зрительный анализатор50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней51. Слуховой анализатор52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности54. Врожденные и приобретенные программы поведения55. Сон и сновидения56.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы 57
Воля, эмоции, внимание
Глава 15. Индивидуальное развитие организма
60. Жизненные циклы. Размножение61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности64.Интересы, склонности, способности
Классификация нервной системы
Морфологически нервная система человека делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся:
- головной мозг, состоящий из трёх больших отделов – переднего, среднего и заднего;
- спинной мозг, переходящий в продолговатый – задний отдел головного мозга.
Рис. 1. Центральная нервная система.
К периферической системе относятся нервы, отходящие от головного и спинного мозга ко всем органам (черепные, спинномозговые нервы, нервные сплетения).
Рис. 2. Периферическая нервная система.
По функциональному признаку нервная система разделяется на соматическую и автономную. Два вида подробнее описаны в таблице.
Нервная система |
Отделы |
Описание и назначение |
Соматическая (анимальная) |
Часть периферической системы, доставляющая сенсорную (чувственную) и моторную (двигательную) информацию до ЦНС и обратно. Состоит из нервов, связанных с кожей, органами чувств (глаза, слух), мышцами. Содержит два типа нейронов – афферентные (сенсорные) и эфферентные (моторные). Сенсорные ведут импульсы от рецепторов к ЦНС, моторные – от ЦНС к мышечным тканям. |
|
Автономная (вегетативная) |
Симпатический |
Активируется во время стресса, возбуждения, физической активности. Способствует учащению дыхания, сердечного ритма, повышает артериальное давление, расширяет зрачки и сосуды. Активирует потовые железы и снижает выработку пищеварительных ферментов. Центры расположены в спинном мозге и соединены с рецепторами симпатическими волокнами |
Парасимпатический |
Обеспечивает состояние покоя, замедляет сердцебиение, дыхание, расслабляет сосуды (понижается артериальное давление), сужает зрачки. Отвечает за секрецию желёз, сокращение кишечника, опорожнение мочевого пузыря, рефлексы (кашель, чихание, рвота). Центры находятся в головном и спинном мозге |
|
Метасимпатический (энтеральная нервная система) |
Регулирует работу гладкой мускулатуры (сокращение, расслабление). Состоит из нервных сплетений, располагающихся в стенках желудочно-кишечного тракта и органов мочевыделительной системы |
Рис. 3. Вегетативная нервная система.
Симпатическая и парасимпатическая системы противопоставляются друг другу, но тесно взаимосвязаны между собой. «Переключение» от одной системы к другой в большинстве случаев происходит незаметно и не требует времени.
«Организм человека. Общий обзор»
Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.
Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.
Ткани человека
В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:
- эпителиальная ткань,
- соединительная ткань,
- мышечная ткань,
- нервная ткань.
Система органов человека
Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.
Система органов | Части системы | Функции |
Опорно-двигательная | Скелет | Опора тела, защита. Движение. Кроветворение |
Мышцы | Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов | |
Покровная | Кожа | Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная |
Кровеносная | Сердце | Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом |
Сосуды | ||
Дыхательная | Легкие | Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена |
Дыхательные пути | ||
Пищева-рительная | Пищеварительные железы | Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи |
Пищеварительный тракт | Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу | |
Мочевы-делительная | Почки | Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена |
Половая | Женские половые органы | Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов. |
Мужские половые органы | ||
Эндокринная | Железы | Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма |
Нервная | Центральная | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов |
Периферическая |
Таблица. Система органов человека (нажмите на картинку для увеличения)
Нейрогуморальная регуляция
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови (эндокринная система)
Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.
Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.
Это конспект по теме «Организм человека. Общий обзор». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Система регуляции процессов
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.