Биология 8 класс. пасечник. онлайн учебник

Органы

Совокупность взаимосвязанных органов для воспроизведения членораздельных звуков составляют речевой аппарат человека.Органы речевого аппарата делятся на два отдела:

  • центральный – головной мозг с центром управления речью в коре больших полушарий;
  • периферический – исполнительные органы, помогающие воспроизводить звук.

Центральный отдел помогает понимать и обдумывать речь, реагировать на слова и звуки. С помощью слов человек мыслит, пишет, ведёт диалог. На воспроизводство речи влияет память и мыслительная деятельность. Речь задействует следующие доли головного мозга:

  • лобные – воспроизводство речи;
  • височные – восприятие устной речи;
  • теменная – понимание звуков;
  • затылочная – восприятие письменной речи.

Рис. 1. Доли мозга.

Чтобы произнести мысль вслух, нужны дополнительные органы периферического отдела. Их описание и функции представлены в таблице.

Рис. 2. Строение периферического отдела речевого аппарата.

Группа органов

Состав

Функции

Дыхательные

– трахея;

– бронхи;

– лёгкие;

– диафрагма;

– межрёберные мышцы

Формирование звуков на выдохе. Сокращение мышц позволяет контролировать мощность звука. Чем сильнее сокращаются мышцы, тем сильнее выталкивается воздух, и голос становится громче

Пассивные

– зубы;

– твёрдое нёбо;

– глотка;

– гортань;

– полость носа;

– альвеолы

Неподвижные органы, помогающие задерживать и направлять звук

Активные

– язык;

– губы;

– мягкое нёбо;

– маленький язычок;

– надгортанник;

– голосовые связки;

– нижняя челюсть

Подвижные органы, формирующие членораздельные звуки

Главный орган воспроизводства звуков – голосовые связки. Это две складки слизистой оболочки гортани, которые за счёт мышц сходятся и расходятся при говорении.

Рис. 3. Строение голосовых связок.

Пассивные и активные органы речи составляют артикуляционный аппарат, с помощью которого звуки, образующиеся голосовыми связками, преобразуются в членораздельную речь. Важный орган артикуляционного аппарата – язык. Этот подвижный мускулистый орган помогает формировать точные звуки слов. Дикция во многом зависит от подвижности языка.

Биология 8 класс. Полные уроки

Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.

На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.

На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.

Глава 4. Опорно-двигательная система

10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей       11. Скелет человека. Осевой скелет       12. Скелет поясов и свободных конечностей; добавочный скелет. Соединение костей       13. Строение мышц       14. Работа скелетных мышц и их регуляция15. Осанка. Предупреждение плоскостопия16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов      

Глава 5. Внутренняя среда организма

17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет19. Иммунология на службе здоровья.      

Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы

20. Транспортные системы организма21. Круги кровообращения22. Строение и работа сердца23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов25. Первая помощь при кровотечениях

Глава 7. Дыхание

26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание     28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Глава 8. Пищеварение

30. Питание и пищеварение   31. Пищеварение в ротовой полости32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит34.Регуляция пищеварения35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций 

Глава 9. Обмен веществ и энергии

36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ37. Витамины38. Энерготраты человека и пищевой рацион

Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

39. Кожа — наружный покровный орган40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.41. Терморегуляция организма. Закаливание42. Выделение

Глава 11. Нервная система

43. Значение нервной системы44. Строение нервной системы. Спинной мозг45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка46. Функции переднего мозга47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Глава 12. Анализаторы. Органы чувств

48. Анализаторы49. Зрительный анализатор50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней51. Слуховой анализатор52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности54. Врожденные и приобретенные программы поведения55. Сон и сновидения56.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы      57

Воля, эмоции, внимание

Глава 15. Индивидуальное развитие организма

60. Жизненные циклы. Размножение61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности64.Интересы, склонности, способности

Классификация нервной системы

Морфологически нервная система человека делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся:

  • головной мозг, состоящий из трёх больших отделов – переднего, среднего и заднего;
  • спинной мозг, переходящий в продолговатый – задний отдел головного мозга.

Рис. 1. Центральная нервная система.

К периферической системе относятся нервы, отходящие от головного и спинного мозга ко всем органам (черепные, спинномозговые нервы, нервные сплетения).

Рис. 2. Периферическая нервная система.

По функциональному признаку нервная система разделяется на соматическую и автономную. Два вида подробнее описаны в таблице.

Нервная система

Отделы

Описание и назначение

Соматическая (анимальная)

Часть периферической системы, доставляющая сенсорную (чувственную) и моторную (двигательную) информацию до ЦНС и обратно. Состоит из нервов, связанных с кожей, органами чувств (глаза, слух), мышцами. Содержит два типа нейронов – афферентные (сенсорные) и эфферентные (моторные). Сенсорные ведут импульсы от рецепторов к ЦНС, моторные – от ЦНС к мышечным тканям.

Автономная (вегетативная)

Симпатический

Активируется во время стресса, возбуждения, физической активности. Способствует учащению дыхания, сердечного ритма, повышает артериальное давление, расширяет зрачки и сосуды. Активирует потовые железы и снижает выработку пищеварительных ферментов. Центры расположены в спинном мозге и соединены с рецепторами симпатическими волокнами

Парасимпатический

Обеспечивает состояние покоя, замедляет сердцебиение, дыхание, расслабляет сосуды (понижается артериальное давление), сужает зрачки. Отвечает за секрецию желёз, сокращение кишечника, опорожнение мочевого пузыря, рефлексы (кашель, чихание, рвота). Центры находятся в головном и спинном мозге

Метасимпатический (энтеральная нервная система)

Регулирует работу гладкой мускулатуры (сокращение, расслабление). Состоит из нервных сплетений, располагающихся в стенках желудочно-кишечного тракта и органов мочевыделительной системы

Рис. 3. Вегетативная нервная система.

Симпатическая и парасимпатическая системы противопоставляются друг другу, но тесно взаимосвязаны между собой. «Переключение» от одной системы к другой в большинстве случаев происходит незаметно и не требует времени.

«Организм человека. Общий обзор»

Организм человека — это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.

Ткани человека

В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей, каждая из которых выполняет определенную функцию:

  1. эпителиальная ткань,
  2. соединительная ткань,
  3. мышечная ткань,
  4. нервная ткань.

Система органов человека

Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.

Система органов Части системы Функции
Опорно-двигательная Скелет Опора тела, защита. Движение. Кроветворение
Мышцы Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов
Покровная Кожа Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная
Кровеносная Сердце Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом
Сосуды
Дыхательная Легкие Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена
Дыхательные пути
Пищева-рительная Пищеварительные железы Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи
Пищеварительный тракт Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу
Мочевы-делительная Почки Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена
Половая Женские половые органы Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов.
Мужские половые органы
Эндокринная Железы Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма
 Нервная Центральная Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов
Периферическая

Таблица. Система органов человека (нажмите на картинку для увеличения)

Нейрогуморальная регуляция

Гуморальная  регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови (эндокринная система)

Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.

Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.

Это конспект по теме «Организм человека. Общий обзор». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Система регуляции процессов
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий