Содержание
- 1 Введение в зависимости от типа эссе
- 2 Рекомендации
- 3 Оформление списка литературы
- 4 План сочинения по истории
- 5 Критерии эссе по истории ЕГЭ 2020
- 6 Общие советы по подготовке к ЕГЭ-2020
- 7 План сочинения
- 8 Критерии оценивания
- 9 Исторический период
- 10 Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»
- 11 План написания
- 12 О чем писать
- 13 Как писать эссе по истории
Введение в зависимости от типа эссе
Сейчас немного углубимся в типы эссе и что там нужно писать.
Если эссе построено на многочисленных аргументах, обязательно суммируйте их во вступлении
Читателю так будет проще понять, нужно ли читать дальше (как и преподавателю).
Если работаете над художественным эссе, постарайтесь завладеть вниманием того, кто читает. Такой тип эссе к этому располагает: используйте метафоры, сравнения, аллегории и прочие хитрости самовыражения.
Вступление к эссе на тему искусства и развлечений писать легче, если связать детали с основным текстом, расставить маячки для читающих.
Если сочинение технического или научного характера, не стоит выходить за рамки
Меньше творчества, чуть больше конкретики. Ваша задача — проинформировать о серьезных и важных вещах.
В журналистском эссе больше внимания уделяется фактам, а не мнению пишущего. Постарайтесь быть объективными. Не пытайтесь убедить или переубедить. Просто описывайте.
Рекомендации
- Используйте конкретику – факты, даты, имена, географические названия, если абсолютно уверены в их точности и уместности. Если возникли сомнения (кто воевал с печенегами, а кто с хазарами — князь Игорь или князь Святослав), от таких деталей лучше отказаться, поскольку фактические ошибки приводят к потере баллов.
- Внимательно перечитайте эссе, прежде чем сдать на проверку. Вы сами должны услышать текст работы как единый, логично выстроенный рассказ, в котором четко построены линии обеих исторических персон в контексте событий выбранного периода.
- Постарайтесь избегать грамматических и стилистических ошибок, писать аккуратно и разборчиво. Эти нюансы не отнимут баллов, но вызовут усталость и раздражение проверяющих. В таком состоянии люди часто становятся придирчивыми. Уважайте труд преподавателей, и они с уважением отнесутся к вашей работе.
Смотри также:
- Как писать сочинение по истории ЕГЭ?
- 7 критериев исторического сочинения
- Даты истории России
- — Историческое сочинение
Оформление списка литературы
Среди используемых источников желательно указать монографии, сборники конференций и научные статьи в периодических изданиях. Оформляется список литературы в соответствии с установленными стандартами.
Примеры библиографических описаний:
- Фирсенко, С. С. Исследование конкурентной среды продовольственного рынка (региональный аспект) : моногр. / С. С. Фирсенко, Л. В. Юшкова ; Красноярский гос. ун-т. – Красноярск : Изд-во КрасГУ, 2002. – 170 с.
- Смит, А. Исследование о природе и причине богатства народа (отдельные главы) / А. Смит. – Петрозаводск : Петроком, 1993. – 320 с.
- Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. В. Д. Щетинина. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
- Пономарев, А. С. Российское пчеловодство на этапе глобализации / А. С. Пономарев // Пути развития пчеловодства в России через успешный опыт регионов России, стран СНГ и Дальнего Зарубежья : материалы Междунар. науч.–практ. конф., Ярославль, 18–23 окт. 2012 г. – М. : Узорочье, 2012. – С. 19-20.
- Дугина, Е. Л. Повышение конкурентоспособности регионального продовольственного рынка как способ обеспечения продовольственной безопасности региона / Е. Л. Дугина, Е. В. Доржиева // Сб. науч. тр. Сер. Экономические науки. – Улан–Удэ, 2007. – Вып. 14. – С. 27–31.
- Абдыкерова, Г. Ж. О дифференцированном подходе оценки конкурентоспособности национальной экономики на различных уровнях ее функционирования / Г. Ж. Абдыкерова // Вестник Восточно–Казахстанского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 98–115.
План сочинения по истории
Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.
Сочинение по историческому процессу
- Краткая характеристика исторического процесса.
- Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
- Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
- Оценка значимости данного периода для истории страны.
– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.
– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.
Критерии эссе по истории ЕГЭ 2020
Готовое сочинение оценивают по семи критериям (К7), максимальная отметка — 12 баллов.
К1. 2 балла за два правильно указанных процесса.
К2. Еще 2 балла, если правильно отмечены два исторических лица и охарактеризована их роль с указанием конкретных действий, которые повлияли на ход и результат явлений временного интервала.
К3. Также 2 балла за правильно прописанные две причинно-следственные связи. Если уже называли причины и следствия при упоминании роли деятеля и это было засчитано по критерию К2, позаботьтесь о том, чтобы назвать еще две дополнительные.
К4. Плюс 1 балл, если дали оценку явлениям, опираясь на конкретные факты, мнения историков.
К5. За корректное использование терминологии в изложении — 1 балл.
К6. Дает 3 балла, если в сочинении нет фактических ошибок.
1 или 2 балла выставят тогда, когда по первым четырем критериям выставлено не менее 5.
К7. Дополнительно 1 балл за ответ, представленный в виде именно связного изложения.
1 балл можно получить, если по критериям К1-К4 получена сумма 5.
Общие советы по подготовке к ЕГЭ-2020
Общие советы по подготовке к ЕГЭ-2020 по истории, а также по
написанию будут полезны каждому ученику, кто хочет написать эссе на высокий
балл. Итак, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Не допускайте фактических ошибок. Если вы вдруг
не уверены в именах или же датах, лучше вовсе не писать о них. Это позволит
избежать вероятности потери баллов. - Пользуйтесь установленной исторической
терминологией. Без терминов, присущих конкретному историческому периоду, не
удастся получить должное количество баллов, так как наличие таких терминов
является одним из важных критериев оценивания. - Не следует забывать о том, что эссе обязательно
должно быть связанным и логичным текстом. - Перед сдачей эссе его нужно проверить, вычитав
несколько раз на предмет отсутствия ошибок и нарушения логики повествования. - Учите даты войн, реформ и восстаний, даты
правления, имена и дела исторических личностей для успешного написания
сочинения по истории во время ЕГЭ-2020.
Ответственно подходите к подготовке к историческому эссе. Отдавайте предпочтение тому периоду, который вы знаете лучше всего. В этом случае высока вероятность правильного приведения событий, характеристик исторических личностей, установления причинно-следственных связей и оценки влияния личностей на развитие исторических событий. Помимо этого, нельзя забывать о необходимости использования терминов по истории, которые соответствуют выбранному промежутку.
Дополнительно вы можете посмотреть видео, в которых рассказано о личностях, изменивших ход истории в 1894-1917 годах. Можно их использовать, если вы хотите написать эссе именно по этому временному промежутку.
План сочинения
Структурная часть | |
---|---|
Введение | Если у периода есть устойчивое наименование (к примеру, бироновщина, собирание земель, Смута, золотой век дворянства, нэп, перестройка, военный коммунизм), напишите об этом и укажите хотя бы одного исторического деятеля, находившегося в то время у власти. Кратко охарактеризуйте ситуацию, которая сложилась к началу этого периода, отметив ключевые события или процессы. |
Основная часть |
|
Заключение | На основании фактов, указанных в сочинении, сделайте вывод о роли описанного периода в истории страны. Укажите, как оценивали период авторитетные исследователи, или, апеллируя к фактам, дайте собственную оценку его значения. Можно сделать и то, и другое. |
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
Исторический период
Всего вам будут даны три исторических периода. Они будут относиться к следующим периодам:
- История Древней Руси и Средние Века.
- Новая история (с 17 по 20 века).
- Новейшая история (20 век).
Вам не нужно стараться писать сочинения на все три периода – нужно выбрать тот, который является наиболее лёгкий для вас и тренироваться писать его.
Выбрав период вам нужно выучить:
- Исторические события, относящиеся к нему.
- Исторических личностей, непосредственно участвующих в этих событиях.
- Термины и понятия, характерные для данного периода.
- Причины и предпосылки возникновения того или иного исторического события.
Вам могут попасться следующие исторические периоды:
Древняя Русь |
|
Новая история |
|
Новейшая история |
|
Заметьте, что здесь приведены довольно большие временные периоды. Но они обязательно будут делиться на более мелкие, вплоть до периодов в пару лет, затрагивающих только какое-то конкретное событие, например, 1941-1945 – Великая Отечественная война.
Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»
В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.
В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов – от экспорта газа и нефти.
Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.
Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.
Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.
Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.
Сложно точно подсчитать те расходы, которые были потрачены Советским Союзом на приобретение оружия, так как эта информация была строго засекречена.
Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства — не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.
Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.
Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.
Правильное написание эссе по истории — это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.
План написания
Наш план — 7 простых шагов, которые помогут сориентироваться в написании и понять, с каких слов начать эссе:
Подумайте над первым предложением, заинтересующим читателя
Это важно: не все готовы уделить время информации, которая им неинтересна и не решает их задачу. Читатель должен сразу понять, о чем речь.
Такие «крючки» найти непросто, но они гарантируют высокую оценку. Это малоизвестный факт, оригинальная статистика, «хайповая» информация (вроде феминизма, бодипозитива, прививок и т. д). Можно словами создать яркую картинку.
- Подведите к сути. 2-е и 3-е предложения должны служить связкой между 1-м, главным, и остальной частью. В них нужно развивать мысль из первого предложения, расширять контекст. Создайте плавный переход, а не переход с трамплином.
- Теперь расскажите, о чем эссе. Собираясь его писать, вы ставили перед определенную цель: не просто что-то сообщить, но выразить свое мнение, в чем-то убедить, раскрыть какой-то секрет. Поделитесь этим с читающим, чтобы он принял решение остаться (или уйти).
- Обрисуйте структуру. Это поможет вам сохранить логику повествования, сделает работу понятной и целостной. Имея представления о структуре, вы не рискуете что-то забыть. Только вы должны видеть структуру, а читающий — гладкий и четкий текст.
Если тема эссе простая и не требует сосредоточенности, конкретики, то над структурой можно и не думать. Спонтанность — залог отклика и открытий.
- Сформулируйте основное положение. Как и в случае со структурой, если есть необходимость и желание. Это всего одно предложение, лаконично и емко описывающее основной посыл. Иногда основное положение обязательно (зависит от специальности). Этим положением завершают первый абзац.
На основе анализа данных о демографической ситуации, в этом эссе будут рассмотрены варианты повышения уровня рождаемости.
- Определитесь с тоном сочинения. Стиль письма — основной фактор, влияющий на привлекательность вашего текста в глазах читателя. Пишите просто и понятно, постарайтесь установить связь с читателем, говорить с ним на одном языке.
- Сокращайте. Ориентируйтесь на максимально короткое вступление. Напишите все, что вы хотите сказать. Перечитайте. Сократите написанное на треть. Перечитайте. Возможно, вы найдете места, в которых можно написать проще и короче. Так и сделайте.
Коротко — не значит сухо. Ваш текст должен дышать, но быть емким, цепляющим и живым.
О чем писать
Выбрав период, в котором вы ориентируетесь лучше всего, нужно отобрать для эссе два ярких события или процесса, переломных явления или две знаковых ситуации, имевших место в данном отрезке времени. В связи с отобранным событийным материалом следует из всех действующих лиц периода выделить две личности, не просто причастных к этим событиям. Это должны быть ключевые персоны, действия которых имели принципиальное влияние на последующие процессы, ситуации в истории Отечества. Для описания их деятельности и влияния на ход истории нужно знание конкретных фактов. Соблюдение этих условий в полной мере обеспечит 4 балла по двум первым критериям.
Если знания позволяют сделать выбор двух персоналий из нескольких, то для эссе надо использовать материал, дающий возможность уверенно установить причины и следствия, связывающие эти два события. Не менее важен акцент на исторической роли выбранных личностей – как они повлияли на ход истории в дальнейшем, причиной каких событий стала их деятельность в обозначенном периоде. То есть, одно из событий, непосредственное отношение к которому имеет первая личность, должно быть предпосылкой или причиной второго события, в связи с которым речь пойдет о второй личности и ее роли в истории. Это непременное условие для получения 2 баллов по следующему критерию.
Например, для описания выбран период с 945 по 972. Яркая историческая личность этого времени — княгиня Ольга. В 957 году она приняла крещение, став первой христианкой на престоле. Предпосылкой для княжения Ольги стала недальновидность ее мужа, князя Игоря, который был жестоко растерзан древлянами за попытку собрать с них дань дважды, пытаясь покрыть расходы на постоянные военные походы. Овдовев, Ольга заняла место мужа и первым делом отомстила непокорным древлянам, подчинив их Киеву. Укрепив власть киевского престола, Ольга занялась внешней политикой, результатом чего стало ее крещение. Следствием этого радикального шага стало Крещение Руси, произошедшее в следующем временном отрезке.
Вторую цепочку можно выстроить вокруг сына Ольги, Святослава. Ольга, находясь у власти до совершеннолетия сына, подготовила почву для его правления. Воитель Святослав расширил границы государства за счет западных территорий, укрепил роль Руси на международном уровне. Святослав к концу правления разделил земли единого княжества между своими сыновьями, положив тем самым начало периода 500-летней борьбы между удельными князьями – длительного периода междоусобиц, раздирающих Русь изнутри.
Как писать эссе по истории
Чтобы не упустить важных деталей в оформлении выпускной работы, запомните алгоритм написания:
Выбрать знакомый период, дать ему название, раскрыть его специфику.
Разделить события на важные и второстепенные, выделить 4 ключевых, связанных между собой.
Обозначить для себя минимум 2 значимые персоны, имевшие влияние на ход развития.
Обратить внимание на причины, которые спровоцировали упомянутые явления.
Заранее выучить оценки выбранных периода и событий, данные учеными-историками.
Определить исторические факты, которые послужат доказательством.
Писать только те даты, имена и названия, в которых уверены.
Аналитика на первом месте: покажите, что не просто хорошо ориентируетесь в учебной программе, но и умеете работать с материалом.
В завершение систематизируйте все, составьте план и по нему напишите сочинение.
План
План эссе поможет структурировать работу и сделать понятной для проверки.
- Начинайте с краткой характеристики этапа. Дайте название тому, что скрывается под хронологическим отрезком: время правления монарха, революция.
- Расскажите о первом значимом событии, случившемся в этот отрезок, о причинах и следствиях этого явления, назовите связанную с процессом личность и ее конкретные дела.
- То же — со вторым не менее значимым явлением, его причинами и следствием, связанной с этим личностью и ее конкретные дела.
- В завершение оцените значимость периода для истории развития страны.
Говоря о причинно-следственных связях, назовите и объясните причины и итоги реформ, революций, войн, бунтов.
Событий, причинно-следственных связей, личностей может быть больше двух, если это помогает полно раскрыть содержание и значение исторического временного промежутка.
Оценить значение периода значит объяснить, как изменились экономика и культура, какие случились победы или поражения во внешней политике.
Шаблонные фразы и клише
При написании сочинения используйте следующие клише:
Вступление
- Это эпоха правления/царствования…
- Во время правления произошли глобальные преобразования…
- Для обозначенного временного отрезка характерно/свойственно…
- Наиболее значимые события — это…
Основная часть
- В это время произошло вторжение/переворот/коренной перелом.
- Причиной объединения территорий/принятия реформы/введения войск стало…
- Особую роль в развитии этого события сыграл (имя исторической личности)…
- Наиболее яркими личностями периода были…
- Личность (имя и фамилия) написал произведение/отменил/отдал приказ…
- Рассмотрим общие причины для приведенных событий.
Заключение
- Ученые не имеют единого мнения о событиях этого хронологического отрезка истории.
- Авторитетный историк (имя) убежден, что…
- Обозначенные исторические события ознаменованы (речь о последствиях)…
- Результатом этих событий стали такие процессы (написать, как из этого события возникло другое следствие или как определенная причина породила событие)…
- Правлению/действиям (имя исторической личности) вряд ли можно дать однозначную оценку.
- Можно смело утверждать, что эпоха стала периодом…