Что такое гиа, егэ, огэ: разбираемся в школьных экзаменах

Как сдать

Процесс сдачи ГВЭ по химии регламентирован спецификацией и методическими рекомендациями ФИПИ. На письменный экзамен выделяют 2 часа 30 минут (150 минут), но ученики с ОВЗ имеют право на дополнительных полтора часа (90 минут). Причем речь идет о «чистом» времени, которое участники тратят на выполнение заданий. Сюда не включают минуты, потраченные на рассаживание по местам, инструктаж, заполнение полей экзаменационных бланков, настройку техники.

После проверки документов, подтверждающих личность, участники заходят в аудиторию, где для них подготовлены отдельные рабочие места с учетом специфики, указанной в документах. В частности, места оборудуют:

  • Звукоусиливающими устройствами для слабослышащих и глухих учеников. Это могут быть индивидуальные слуховые аппараты или фронтальные устройства для коллективного использования. Нередко школьникам разрешают приносить свои личные слуховые устройства. Также при необходимости на все время экзамена может приглашаться сурдопереводчик.
  • Увеличительными средствами (лупы и специальные линейки) и яркими лампами (300 люкс) для слабовидящих детей. Кроме того, все экзаменационные материалы для них копируют более крупным шрифтом. Материалы для слепых изготавливаются рельефно-точечным шрифтом Брайля.
  • Компьютерами без выхода в интернет для детей с некоторыми диагнозами (речевая дисфункция, расстройства аутистического спектра, проблемы опорно-двигательного аппарата).

Если необходимо, участник имеет право воспользоваться услугами ассистента. Тот помогает передвигаться в аудитории и за ее пределами (например, в туалете), занять свое рабочее место и т.д. Если экзамен длится свыше 4 часов, делается перерыв на прием пищи в специально отведенном организаторами месте.

Во время испытания у школьника на столе может находится следующий перечень предметов:

  • документ, подтверждающий личность ученика;
  • лекарства, медицинские устройства, питание;
  • приспособления, без которых выполнение работы невозможно: увеличительная линейка, лупа, брайлевская пишущая машинка или прибор с грифелем, слуховой аппарат и т.д.;
  • ручка с черными чернилами и проштампованные черновики;
  • разрешенные вспомогательные материалы.

В последний пункт входит Периодическая таблица химических элементов им. Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов и таблица растворимости в воде оснований, кислот и солей. Эти распечатки выдают участникам вместе с экзаменационными материалами, и они могут стать серьезным подспорьем девятикласснику в ходе испытания. Кроме того, разрешено иметь при себе непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.

Письменная работа

Письменный вариант ГВЭ по химии включает 13 заданий и состоит из двух частей:

  • В первой – 10 вопросов базового уровня сложности с кратким ответом из одной цифры.
  • Во второй части всего 3 упражнения, но они сложнее. Из них 2 – с кратким ответом из 2-3 цифр, идущих в определенной последовательности (множественный выбор). Еще одно задание требует развернутого ответа и содержит два вида расчетов: вычисление массовой доли вещества в растворе и нахождение объема, массы или количества исходя из результатов химической реакции.

Ответы участник сначала записывает непосредственно в тексте экзаменационной работы, а затем переносит в бланк ответов. На нем слева пишут в столбик номера задач, а справа около них указывают ответ. Исправления рукой участника в бланке допускаются, однако они должны быть аккуратными и понятными экзаменаторам. Чтобы успеть спокойно и без спешки переписать ответы в бланк, рекомендуют делать это не позже, чем за 15–20 минут до окончания испытания. В таком случае еще останется немного времени, чтобы перепроверить себя.

Устная работа

Что касается устного формата, то здесь участникам предлагают выбрать наугад один из 15 билетов. В каждом из них – один теоретический вопрос и одна расчетная задача. На обдумывание ответа учащийся имеет 30 минут.

Начинать отвечать нужно только после сигнала экзаменатора. Это связано с тем, что весь процесс записывается на аудионоситель или протоколируется. Поэтому говорить необходимо громко, четко и ясно, не глотая слова и грамотно формулируя фразы. Во избежание недоразумений ученику дают прослушать запись его ответа или прочитать протокол.

Чем отличается ГВЭ от ОГЭ?

Выпускнику важно знать, чем отличается ГВЭ от ОГЭ. Форма экзамена ГВЭ гораздо проще

Аттестация проводится в те же сроки, но имеет ряд значительных отличий.

Выпускники, сдающие ГВЭ, имеют право сами выбирать форму своего экзамена по русскому языку — диктант (для участников с отклонениями психики аутического характера), сочинение или изложение с творческим заданием. Участники выбирают форму непосредственно на ППЭ в день экзамена, предварительно ознакомившись с возможными темами сочинений и текстами для изложений.

Если экзамен сдает участник с ограниченными возможностями здоровья, независимо от выбранной формы экзамена к стандартному времени (3 часа 55 минут) прибавляются полтора часа. В течение экзамена в помещении постоянно присутствуют ассистенты и врачи, готовые прийти на помощь.

Если ученик по состоянию здоровья не может выходить из дома, аттестация проводится там. На дом выезжают два организатора, в помещении ведут видеозапись.

Еще одно отличие ГВЭ от ОГЭ в том, что КИМы (контрольно-измерительные материалы) для участников ГВЭ формируются с учетом особенностей развития. Например, выпускники с нарушением зрения выполняют задания либо полностью устно, либо по шрифту Брайля. Школьники со слуховыми и речевыми расстройствами сдают вместе с сурдопереводчиком, а при особо тяжёлых расстройствах речи разработана полностью письменная сдача экзамена. 

Что такое ГВЭ

ГВЭ — это разновидность , которую сдают школьники 9 и 11 классов в Российской Федерации. Согласно статье 59 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Понятие ГВЭ уточняется в отдельном приказе Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора.

в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды). 

ГВЭ-9 — это вариация ОГЭ в 9 классе, а ГВЭ-11 — вариация ЕГЭ в 11 классе. Как ясно из приказа, главное отличие государственного выпускного экзамена от обычной аттестации в том, что он предназначен для учеников, которые подходят под определённые критерии:

  • дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 
  • школьники, отбывающие наказание в исправительных колониях;
  • воспитанники специализированных школ или интернатов закрытого типа.

Предметы

По завершении программы основного общего образования девятиклассники сдают четыре экзамена – два обязательных (общих для всех) и два по выбору. Для участия выпускник должен заблаговременно (до 1 марта текущего года) написать заявление с указанием выбранных предметов.

Обязательные

По окончании 9-ти классов каждый выпускник российских школ должен сдать два обязательных экзамена:

  • русский язык;
  • математику.

Эти же предметы предстоит сдавать в рамках единого государственного экзамена после 11-го класса.

По выбору

Кроме стандартных для всех дисциплин каждому девятикласснику придется сдать еще два экзамена, а какой предмет выбрать на ОГЭ, ученик решает уже самостоятельно. Если планируется поступление в профильные классы, имеет смысл отдавать предпочтение проверке знаний по школьному курсу, который соответствует избранному направлению дальнейшего обучения.

Минобрнауки предлагает испытать свои силы в 10 школьных предметах:

  • химия;
  • биология;
  • литература;
  • физика;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • один из четырех иностранных языков – английский, французский, испанский, немецкий);
  • национальная литература народов РФ;
  • родной язык.

Все экзамены, за исключением испытания по иностранному, а также родному языку и национальной литературе, проводятся на русском.

Оценка, полученная на ОГЭ, оказывает влияние на балл, который будет выставлен в аттестат, поэтому экзамен по выбору – прекрасная возможность улучшить итоговую отметку.

Неудовлетворительную оценку по одному или двум предметам ОГЭ можно пересдать в дополнительные сроки. Если повысить балл не удалось, то вместо аттестата выдается справка о прохождении обучения, а школьник может быть оставлен на «второй год».

Особенности проведения

Для участия в ГВЭ-9 в школе нужно написать заявление, в котором указываются две выбранные дисциплины и предполагаемая форма аттестации по каждому предмету. Срок подачи – до 1 марта.

Стандартные формы ГВЭ-9

Государственный выпускной экзамен по любому предмету может быть письменным и устным. Испытания проводятся по разработанным ФИПИ билетам и заданиям.

Письменный ГВЭ по русскому языку предполагает три варианта:

1.Диктант.335–350 слов. Его пишут только участники с отклонениями психики аутистического характера.
2.Изложение.Размер текста, который выпускниками предлагается для прослушивания, – от 280 до 400 слов. Итоговый объем письменной работы – от 30 (для участников с ОВЗ) до 200 слов. Этот вариант проведения ГВЭ предполагает обязательное творческое задание – аргументированный ответ-сочинение на вопрос, близкий к тематике текста, использовавшегося для изложения. Размер не менее 70 слов.
3.Сочинение.Предлагаются на выбор три темы философской или нравственной проблематики и одна, предполагающая анализ художественного произведения из курса литературы. Объем – от 70 (для детей с ОВЗ) до 250 слов.

Участники ГВЭ-9 без отклонений в состоянии здоровья для письменного экзамена могут выбирать сочинение или изложение – это допускается делать прямо в ППЭ в день, когда проводится ГИА.

Независимо от того, как именно пишется ГВЭ по русскому языку, экзамен длится 3 ч. 55 мин., школьникам с ОВЗ допускается добавлять на выполнение работы 1,5 часа.

Для учеников с ОВЗ

Экзамены проводятся в ППЭ (обычно это школы), в которых создаются все необходимые условия, в отдельных случаях возможна аттестация на дому (для тех, кто находился на домашнем обучении). Особенности организации ГВЭ зависят от вида отклонений здоровья:

  1. Слепым ученикам экзаменационные материалы (индивидуальные комплекты с КИМами и бланками ответов) предоставляются в электронном или печатном (шрифтом Брайля) виде. Письменную работу выпускники выполняют на ПК либо тактильным шрифтом. По желанию ГВЭ можно сдать устно.
  2. Слабовидящим участникам ГВЭ выдаются экзаменационные материалы, распечатанные укрупненным шрифтом. В ППЭ обязательно должны быть увеличительные устройства.
  3. Участники ГВЭ с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата выполняют задания на специально адаптированных компьютерах. Также возможна устная аттестация.
  4. Выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешено прибегать к помощи сурдопереводчика. При тяжелых речевых расстройствах возможна письменная сдача всех экзаменов.

Оценивание письменных работ

У каждого формата сдачи экзамена есть своя система оценивания. На письменном ГВЭ по биологии можно максимально набрать 35 первичных баллов. Здесь есть более и менее сложные вопросы, которые оценивают по-разному.

Уровень сложности заданийЧисло заданийМаксимальный баллПроцент от максимально возможного первичного балла
Базовый222263
Повышенный61337
Итого2835100

Разбалловка по отдельным заданиям имеет такой вид:

  • Упражнения №1–22 предполагают выбор одного подходящего варианта ответа из четырех предложенных. Поэтому за правильный ответ дают 1 балл, а за неправильный ставят 0.
  • Задачи №23 и 24 принесут по 2 балла, если указаны 3 верных варианта. За нахождение 2 правильных ответов дают 1 балл, за 1 и меньше – 0.
  • Задания №25 и 27 тоже стоят 2 балла. При одной допущенной ошибке дают 1, за две и больше погрешностей 0.
  • Упражнение №26, выполненное без ошибок, приносит 2 балла. Если на двух позициях приведен не тот ответ, выставляется 1 балл, при большем числе ошибок – 0.

Задача №28 с развернутым ответом содержит 3 вопроса по приведенному тексту, поэтому может принести максимум 3 балла. Принцип оценивания таков:

  • 3 балла – все ответы правильные, биологических ошибок нет;
  • 2 балла – верны два ответа или сформулированы все три ответа, но они содержат негрубые ошибки;
  • 1 балл – дан один правильный ответ или указаны два варианта, но с некоторыми биологическими погрешностями;
  • 0 баллов – все ответы неверны.

После экзамена первичные баллы пересчитывают в оценки по пятибалльной шкале, пользуясь такой табличкой.

Первичный баллИтоговая отметка
0–82
9–173
18–264
27–355

Оценивание устных работ

Оценивание ГВЭ в устной форме отличается от письменного экзамена. Каждый вопрос в билете «стоит» до 3 баллов. То есть ученик, полно и правильно ответивший на оба задания, может рассчитывать на 6 первичных баллов

При этом экзаменаторы обращают внимание на такие моменты:

  • владение основными понятиями предмета;
  • способность описывать социальные объекты, их признаки и социальные роли;
  • умение высказывать суждения о человеке и обществе, сравнивать разные социальные объекты, находить сходства и различия между ними;
  • понимание важнейших взаимосвязей между социальными объектами (государство и гражданин, природа и общество и др.);
  • способность приводить примеры деятельности людей, ситуаций, которые регулируются социальными отношениями.

Баллы по каждому вопросу выставляются, исходя из следующих критериев:

  • 3 пункта – полное и правильное изложение ответа на вопрос, указанный в билете;
  • 2 пункта – ответ в целом правильный, однако допущены неточности, не искажающие сути вопроса;
  • 1 пункт – ученик, в общем, понимает сущность относящихся к вопросу обществоведческих понятий, однако допустил серьезные ошибки;
  • 0 пунктов – участник оказался не способен ответить на поставленный вопрос.

Итоговые оценки выставляются по шкале, приведенной в таблице ниже

Первичный баллИтоговая отметка
0–12
23
3–44
5–65

Таким образом, девятиклассники с ОВЗ или обучающиеся в учреждениях закрытого типа, сами выбирают формат сдачи экзамена – ОГЭ или ГВЭ. Такой подход позволяет им получить аттестат об основном общем образовании в максимально комфортных для них условиях, с привлечением необходимых специалистов и соответствующей материально-технической базы. ГВЭ по обществознанию достаточно несложен, но дает ученикам важные навыки, касающиеся жизни в социуме.

Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ?

ГВЭ – это государственный выпускной экзамен. Его сдают школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, учащиеся закрытых учебных заведений и отбывающие наказание в исправительных колониях. Обязательно сдавать только ГВЭ по математике и русскому, остальные сдаются по желанию учащегося.

Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка. Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Главная задача наших занятий — ваш максимальный результат. Мы выстраиваем личную стратегию подготовки к экзамену, и репетитор помогает вам каждый день приближаться к поставленной цели

Опубликованы проекты расписаний ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2021 год

     

(3)

Проекты расписаний единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2021 год опубликованы для общественного обсуждения.
В соответствии с проектом расписания ЕГЭ, планируется, что в 2021 году экзамены традиционно пройдут в три этапа: досрочный (с 22 марта по 16 апреля), основной (с 24 мая по 1 июля) и дополнительный (с 3 по 17 сентября).

Начнутся досрочный и основной периоды ЕГЭ с экзаменов по географии, литературе и химии. Нововведение 2021 года – разделение экзамена по информатике и ИКТ в основной период на два дня (18 и 19 июня), что связано с переводом этого экзамена в компьютерную форму. В каждом из периодов проведения экзаменов предусмотрены резервные сроки.

В соответствии с Порядком государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, выпускники прошлых лет сдают ЕГЭ в досрочный период и резервные сроки основного периода ЕГЭ, выпускники текущего года – в основные сроки основного периода. Выпускники, у которых совпали сроки проведения экзаменов по отдельным учебным предметам, могут также сдать их в резервные сроки. Принять участие в ЕГЭ в иные сроки можно только при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.

Выпускники, получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов (русскому языку или математике), могут пересдать этот предмет в резервные дни. Получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов в резервный день, либо неудовлетворительный результат по обоим обязательным предметам, могут участвовать в ЕГЭ по русскому языку и (или) математике базового уровня в дополнительный (сентябрьский) период.

ОГЭ для выпускников 9 классов также планируется провести в три этапа: досрочный (с 20 апреля по 14 мая), основной (с 21 мая по 1 июля) и дополнительный (с 3 по 22 сентября).

Заявления на участие в ЕГЭ и ГВЭ-11 принимаются до 1 февраля 2021 года, на участие в ОГЭ и ГВЭ-9 – до 1 марта 2021 года. Для помощи в подготовке к ЕГЭ Рособрнадзор в течение октября проводит серию онлайн-консультаций с участием разработчиков экзаменационных материалов, которые доступны на страницах ведомства в соцсети «ВКонтакте» и на YouTube.

Скачать Проект расписания на 2021 год

Дата последнего изменения: 12.10.2020

Темы для подготовки

При подготовке к экзамену очень важно охватить все разделы физики. Повторять материал приходится за несколько последних лет, и есть риск пропустить какую-то тему или не уделить ей достаточного внимания

Чтобы этого не произошло, необходимо опираться на перечень элементов содержания, проверяемых на ГВЭ, приведенный в спецификации:

  • основные физические понятия и величины, их единицы и приборы для измерения;
  • механическое движение (равноускоренное и равномерное), волны и механические колебания;
  • силы в природе и законы Ньютона и Гука;
  • давление, плотность вещества, законы Архимеда и Паскаля;
  • агрегатное состояние веществ и тепловое движение молекул;
  • понятие электричества, электромагнитные волны, магнитные поля, оптика, опыты Фарадея, законы Ома и Джоуля – Ленца;
  • атомное ядро и ядерные реакции, радиоактивность.

Также стоит обратить внимание на отработку навыков использования данных, представленных в виде схем, графиков или таблиц. Не помешают и знания об основных методах научного познания

Что такое ГВЭ-11

ГВЭ-11 предполагает те же самые обязательные предметы и дисциплины по выбору, что и в 9 классе. 

Единственное отличие: по русскому языку одиннадцатиклассникам предложат пять тем сочинения на выбор, в том числе две по литературе.

Выпускников, скорее всего, будет интересовать поступление по баллам ГВЭ. Но не всё так просто. Если школьник успешно сдал ГВЭ в 11 классе, он получает школьный аттестат. Однако результаты ГВЭ, в отличие от баллов ЕГЭ, ни один вуз засчитать по закону не может.

Поэтому каждый вуз обязан провести для абитуриента отдельные вступительные испытания. Список испытаний можно узнать только в конкретном вузе: он сам определяет форму и сложность экзаменов. Рекомендуем обращаться напрямую в приёмные комиссии.


Источник — unsplash.com

Оценивание устных ответов

На устном экзамене максимальная сумма за ответ по одному билету равна 10 первичным баллам. При этом теоретический вопрос оценивается «дороже», чем практическая задача: 6 пунктов против 4.

Весь изученный материал по физике делят на обязательные и необязательные элементы. Это впоследствии влияет на результат экзамена. Так, например, если речь идет о каком-то физическом законе, то к обязательным аспектам относят его математическое выражение, название всех его величин и единиц измерения, а также способность привести пример его действия на практике. Необязательные же части – это словесная формулировка закона, опыты, которые подтверждают его справедливость, и границы его применимости. Те, кто опирается только на обязательные элементы, вряд ли могут рассчитывать на высокий результат.

За теорию баллы начисляют, исходя из таких критериев:

  • 6 пунктов – ответ правильный и полный;
  • 5 пунктов – ответ верен, но в одном из элементов содержания нет освещения необязательной части;
  • 4 пункта – ответ правильный по всем элементам содержания, но в 2-3 из них не освещена необязательная часть;
  • 3 пункта – в ответе раскрыты только обязательные элементы;
  • 2 пункта – описаны лишь два элемента содержания и только их обязательные части;
  • 1 пункт – раскрыта только обязательная часть одного элемента;
  • 0 пунктов – ответ не дан вовсе или не соответствует критериям.

Практическую задачу билета оценивают так:

  • 4 балла – ответ и расчеты правильные, записано краткое условие, примененные формулы и законы, сделан рисунок (если нужно), в беседе школьник демонстрирует понимание материала;
  • 3 балла – решение правильное, но есть погрешность в расчетах, что стало причиной неверного числового ответа;
  • 2 балла – правильное решение, но есть ошибка в математических преобразованиях, приведшая к неверному числовому ответу;
  • 1 балл – верно записано краткое условие задачи, но допущена ошибка в формуле;
  • 0 баллов – ответ неверен.

Стандартную оценку формируют из первичных баллов, опираясь на следующую таблицу.

Первичный баллИтоговая отметка
меньше 32
3–43
5–74
8–105

Учащиеся, которые в 9 классе выбрали ГВЭ по физике, могут настраиваться на этот же экзамен после 11 класса и претендовать на поступление в учебные заведения, где необходимо знание этой дисциплины. Сейчас на рынке труда востребованы специалисты с развитой компетенцией в точных науках, поэтому и у ребят с ОВЗ есть шанс неплохо трудоустроиться.

Приемы сжатия текста

Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.

Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам. 

Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.

Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.

Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами. 

Как подготовиться

Подготовку к сдаче обществознания начинают заранее, чтобы успеть охватить все пройденные темы. Повторять материал можно, начиная с осени, а в последние два-три месяца работать максимально настойчиво и каждый день.

Спецификация

Для начала ученику необходимо ознакомиться с таким документом, как спецификация. В нем подробно описаны следующие моменты:

  • условия проведения испытания (время, разрешенные дополнительные материалы и оборудование);
  • содержание и структура экзаменационной работы;
  • инструкция по выполнению работы;
  • правила заполнения бланков ответов;
  • система оценивания работы, применяемые при этом критерии;
  • перечень элементов содержания, которые будут проверяться в ходе экзамена;
  • образец билета (для устного экзамена);
  • демоверсия письменного задания.

Тренировочные сборники

В тренировочных материалах есть две части. В первой приведен перечень 30 теоретических вопросов, включаемых в билеты при сдаче испытания в устном виде. Вторая часть намного больше и содержит упражнения для тех, кто будет сдавать ГВЭ по обществознанию письменно. Здесь материалы скомпонованы в несколько крупных разделов:

  • человек и общество;
  • сфера духовной культуры;
  • экономика;
  • социальная сфера;
  • сфера политики и социального управления;
  • право.

В каждый из разделов включены задачи с разным уровнем сложности, чтобы участники могли проверить свои знания и выявить слабые места. Желательно сначала прорабатывать вопросы самостоятельно, и только после этого сверять свои ответы с правильными, приведенными в конце каждого раздела

Также стоит обращать внимание на критерии, используя которые, преподаватели выставляют ученику оценки, и стараться подгонять свои ответы под их требования

Список литературы

Большого количества литературы по подготовке к ГВЭ по обществознанию, к сожалению, нет. Поэтому учащимся придется опираться на школьные учебники за 6–9 класс и тренировочные сборники ФИПИ. Экзаменационные вопросы составлены таким образом, чтобы ученик не зависел от какого-то конкретного учебника. Поэтому участники могут использовать для подготовки любые пособия, рекомендованные Минобрнауки.

Среди методических материалов, на которые стоит обратить внимание, можно отметить такие:

  • серия академических школьных учебников за 6-9 класс (авторы Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.);
  • Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова «Обществознание 9 класс»;
  • Л.Н. Боголюбов «Промежуточная аттестация по обществознанию 6–9 класс»;
  • Н.Ю. Воробей «Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ»;
  • С.Н. Дыдко «Контрольные и проверочные работы по обществознанию»;
  • И.С. Хромова «Тесты по обществознанию. 9 класс».

Сразу нужно отметить, что для некоторых детей с ОВЗ учебники, разработанные для проработки ОГЭ, могут оказаться сложными. В таком случае лучше пользоваться тренировочными материалами ФИПИ, периодически включая в процесс подготовки наиболее простые задания из сборников упражнений для ОГЭ.

Онлайн-ресурсы

Что касается интернет-ресурсов для подготовки к ГВЭ по обществознанию в 9 классе, то здесь участников ждет разочарование: специальных тестов в режиме онлайн найти им, скорее всего, не удастся. В принципе, можно попытаться потренироваться на онлайн-тренажерах для школьников, выбравших ОГЭ по этой дисциплине.

Темы для подготовки

В спецификации по информатике, в отличие от многих других дисциплин, нет перечня тем, которые будут проверяться на экзамене. Здесь указаны лишь основные навыки, которыми должен владеть ученик, сдающий ГВЭ:

  • уметь определять значение логических выражений, количественные параметры информобъектов, анализировать и описывать процессы;
  • знать файловую систему и способы исполнения алгоритмов с небольшим набором команд;
  • уметь исполнять простые циклические и линейные алгоритмы, анализировать данные, поданные в виде схем;
  • быть способным искать сведения в базах данных, использовать в заданных целях информационно-коммуникационные технологии, обрабатывать крупные массивы информации с помощью электронных таблиц.

В качестве ориентира для организации системной подготовки можно воспользоваться данными, приведенными в тренировочном сборнике ФИПИ для устного экзамена. В частности, в нем выделяются такие разделы:

  • двоичные и 8-битные коды для текста, единицы измерения (бит, байт, килобайт и т.д.);
  • кодирование и декодирование цвета и звука;
  • логические операции, выражения и утверждения, исполнители команд и их формальное описание;
  • языки программирования формальные и естественные, управляющие конструкции (циклические и условные), выражения и переменные, нечисловые и числовые данные, вспомогательный алгоритм и подзадачи;
  • устройство компьютера и принцип его работы, функции различных компонентов устройства, роль операционной системы;
  • работа с текстовыми документами и редакторами, электронными таблицами, подача информации в графическом виде (диаграммы, графики);
  • принципы поиска информации в разных источниках, информационная безопасность, защита от вредоносного программного обеспечения.

Здесь же можно найти и описание практических заданий, которые могут попасться во время испытания. Желательно отрабатывать все виды задач, чтобы не возникло проблем на экзамене.

Как стать участником ГИА?

Для этого нужно заполнить и подать в школу заявление. В нём укажите список дисциплин, которые будет сдавать ребёнок. Подготовить и сдать заявление следует до 1 марта.

Если школьник изучал родной язык, входящий в число языков народов РФ, и литературу народов РФ, то он может сдать экзамен по этим предметам. Для таких школьников есть отдельная форма, которая устанавливается со стороны ОИВ.

Все формы ГИА – это отличный способ проверить, насколько хороша была усвоена школьная программа по выбранным предметам. Это позволит более тщательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Набрав высокие результаты по последнему, можно получить отличную возможность поступить в один из ведущих вузов страны на бюджетное место.

Оценивание устных ответов

На устном экзамене максимум, на который может рассчитывать ученик, – это 7 баллов. За полный и правильный ответ на теоретический вопрос можно получить 4 балла, а за практическое задание 3 балла. Остановимся коротко на критериях оценки первого вопроса билета:

  • 4 балла – ответ связный, в нем использованы все понятия, касающиеся рассматриваемой темы, сущность химических процессов и явлений раскрыта, верно записаны химические уравнения и формулы, ошибки отсутствуют;
  • 3 балла – правильный, однако неполный ответ, допущены мелкие ошибки или неточности в раскрытии понятий, есть погрешности в расчетах и определении свойств веществ;
  • 2 балла – некоторые понятия, необходимые для раскрытия темы, в ответе отсутствуют, логика изложения материала нарушена;
  • 1 балл – участником изложены лишь отдельные аспекты вопроса, не приведены основные понятия;
  • 0 – тема не раскрыта.

За выполнение практической задачи максимальные баллы начисляют, если ответ правильный и логически выстроенный, верно записаны все формулы, уравнения химической реакции и участвующие в нем вещества, арифметические расчеты без ошибок. Если есть огрехи в расчетах, но они не повлияли на итоговый результат, ставят 2 балла. В ситуации, когда ученик нашел верный алгоритм, но грубые ошибки в вычислениях привели его к ошибочному результату, начисляют 1 балл. 0 баллов – участник не разобрался в сути задачи и дал неправильный ответ.

При пересчете первичных баллов устного экзамена используют такую схему.

Первичный баллИтоговая отметка
меньше 22
2-33
4-54
6-75

Сейчас знание химии открывает неплохие возможности для самореализации, в том числе и для молодежи с ОВЗ. Результат ГВЭ по химии после 9 класса позволяет определить, стоит ли ученику ориентироваться на этот предмет в дальнейшем. Если да, то нужно будет уделить его изучению больше внимания в старших классах, после чего сдавать ГВЭ-11 и подавать документы в выбранное учебное заведение.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий