Синтаксический разбор предложения

Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительногоТрое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительногоСытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительногоОтдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий.
НаречиеЗавтра обязательно наступит.
МеждометиеДалече грянуло ура.
СловосочетаниеМы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глаголаСочинять — моя стихия.

Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Классификация сложных предложений

Сложные предложения классифицируются в зависимости от союза. Если части соединены союзом, такое предложение называется союзным, в противовес бессоюзному сложному. Поскольку союзы бывают сочинительные и подчинительные, сложные предложения с союзом делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Если в первых части равноправны, то во вторых присутствует главная часть и одна или несколько зависимых – придаточных. Придаточные части несамостоятельны и не могут существовать как отдельная синтаксическая единица в том виде, в каком они присутствуют в сложноподчиненном предложении.

Рассмотрим пример.

«Когда начался дождь, мы с друзьями спрятались на веранде».

Вторая часть предложения самостоятельна: «Мы с друзьями спрятались на веранде». Первая же является придаточной, она не может быть отдельным предложением: «Когда начался дождь…»

Союз или союзное слово всегда находятся в придаточном предложении.

А9. Грамматическая основа предложения

Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.

Двусоставные – это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое, например: 

Эта пара отлично танцует.

Односоставные – это предложения, имеющие только один главный член, например: 

Тишина. Светает. На улице ни души. Мне холодно и грустно.

  1. Подлежащее — слово разных частей речи:
    • Существительное (+ глагол)
    • Местоимение (+ глагол)
    • Прилагательное (+ глагол)
    • Причастие (+ глагол)
    • Числительное (+ глагол)
    Животные зевают, как и люди.Он что-то кричит.Больной выздоравливает.Присутствующие недоумевают.Один зевнёт, и все начинают зевать.
  2. Подлежащее — словосочетание:
    • И.п. сущ. и формы Т.п. с предлогом с
    • И.п. числит. и сущ. в Р.п.
    • Местоим., сущ., числит., прил. в форме превосходной степени и сущ. или мест. в форме Р.п.
    • Местоимение или сущ. в И.п. с прилагательным или причастием
    Мы с братом дерёмся от скуки.Пять человек дописывают контрольную.Самые маленькие скучают: им ничего непонятно.Кто-нибудь знакомый зайдёт, я радуюсь.
  3. Подлежащее — неопределённая формаглагола

    Зевать невежливо.

    Задаваться – всех смешить.

  4. Подлежащее — фразеологизм или устойчивое сочетание

    Из пушек по воробьям – напрасная трата сил.

Cказуемое и подлежащие

  1. Простое глагольное сказуемое
    • Глагол в личной форме
    • Инфинитив
    • Междометие
    • Повторы и устойчивые сочетания с повторам
    • Глагол со вспомогательной частицей, глаголом и др.
    Он прыгает от радости.Звонок – он прыгать от радости.Пёс цап меня за палец!Я жду-жду, а он не идёт.Я жду не дождусь его прихода.А он возьми да и прийди в этот самый момент.Я пошел было к нему, но по пути вспомнил, что его дома нет.Она только и делает, что ждёт от него звонка.
  2. Составное глагольное сказуемое
    • Глагол в фазисном значении: начинать, продолжать, переставать, заканчивать, прекращать и др. + инфинитив глагола, называющего действие
    • Глаголы уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, предпочитать, любить, привыкнуть, ненавидеть и др.в личной форме + инфинитив глагола,называющего действие
    • Глагол связка  быть + краткие прилагательные
    • Глагол связка значить + инфинитив глагола, называющего действие
    Я начала готовить утром.Я не умею готовить, но хочу научиться.Я была готова к двум.Понять – значит простить.
  3. Составное именное сказуемое
    Неименная часть:
    • глагол связка быть (не выражена в наст. времени) + сущ.
    • полузнаменательные глаголы:являться, бывать, оказаться, стать, остаться, считаться и др. + сущ.
    • глаголы со значениями движения, состояния, деятельности: идти, ходить, вернуться, сидеть, лежать, стоять, работать, жить и др.+ сущ.
    Она балерина. Она была балериной. Он оказался вруном.Она стала балериной. Она  
    Именная часть:
    • И.п. или Т.п. (в конструкциях с глаголом быть в прошедшем или будущем времени)
    • Прилагательное в любых формах
    Она была (будет) балериной.Она умна. (краткая форма)Она умная. (полная форма)Она умнее всех. (степень сравнения)

И.п. существительного

Ночь. Тишина.

Какой мороз!

Сказуемое

1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл.2) гл. в форм повелит. накл.Иду по улице, смотрю по сторонам.Иди сюда!

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

Грамматические основы простых предложений: примеры и схемы

В каждом простом предложении есть то, что является его ядром, то есть такие члены предложения, вокруг которых группируются все остальные. Этим ядром и является грамматическая основа, то есть подлежащее и сказуемое или только один из этих членов предложения. Как раз ориентируясь на то, сколько членов входит в грамматическую основу, и выделяют двусоставные (подлежащее + сказуемое) и односоставные (только подлежащее или только сказуемое) предложения. Это классификация, основанная на грамматической основе.

Итак, грамматическая основа – это основная часть предложения, которая состоит из подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении и только одного из этих главных членов в односоставном.

Найти грамматическую основу несложно – для начала нужно выяснить, о чем (или о ком) в нем ведется речь. Это делается с помощью вопросов кто или что. После этого нужно выяснить, что делает предмет или лицо в высказывании с помощью соответствующих вопросов – и грамматическая основа будет найдена.

Подлежащее и сказуемое выражаются разными частями речи, поэтому грамматические основы простых предложений могут иметь разный вид. Например, сказуемое может быть не только простым, то есть выраженным одиночным глаголом, но и сложным, когда в нем есть глагол-связка и основная часть, которая бывает как глагольной, так и именной.

Чтобы научиться правильно выделять грамматическую основу, используют следующую схему. Сначала нужно найти слово или слова выражающие действие, потом – слова, которые обозначают лицо, которое это действие совершило. Таким образом и выделяется грамматическая основа, состоящая из производителя действия и собственно действия.

Составление схемы обычно начинается с поиска выражающих действие слов потому, что односоставных глагольных предложений больше, чем именных.

Вот примеры грамматических основ простых предложений, которые помогут лучше понять вышесказанное.

Солнце вставало из-за горы лениво и медленно. Какие слова в данном случае выражают действие? Это глагол “вставало”, к которому можно задать вопрос “что делало?”. Есть в предложении и производитель действия – солнце. Таким образом грамматическая основа этой синтаксической единицы состоит из подлежащего и сказуемого.

Вот еще один пример: Нельзя гладить кота против шерсти. Словом, выражающим действие, в данном предложении является глагол “гладить”, к которому можно задать вопрос “что делать?”. А вот производителя действия в нем нет: существительное “кот” является тем, на что это действие направлено. Таким образом это простое односоставное предложение.

Что мы узнали?

Грамматическая основа простого предложения – это некое ядро, которое состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или только одного. В зависимости от того, сколько главных членов входит в грамматическую основу, простые предложения бывают двусоставными и односоставными. Выделение грамматической основы начинается с поиска слова или слов, которые выражают действие, после чего нужно найти производителя действия, если он имеется. Это поможет составить схему грамматической основы и дать характеристику предложению.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Что такое грамматическая основа предложения?

    • это второстепенные члены предложения
    • это главные члены предложения
    • это подлежащее и определение
    • это глагол и сказуемое

Начать тест(новая вкладка)

Правила синтаксического анализа предложений

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:

  • Определяемся, односоставное наше предложение или нет. Если в предложении только один главный член – односоставное, если в предложении есть и подлежащее и сказуемое – двусоставное;
  • Смотрим, распространённое это предложение или не распространённое;
  • Осложнённое или неосложнённое (есть ли в предложение однородные члены, обращение, причастный или деепричастный оборот и так далее);
  • Определитесь, какими частями выражаются члены предложения;
  • Нарисуйте схему предложения.

Пример простого предложения:

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Что такое грамматическая основа предложения

Определение

Грамматическая осно­ва пред­ло­же­ния — это основ­ная часть пред­ло­же­ния, кото­рая состо­ит из его глав­ных чле­нов: под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Можно дать и такое определение:

Грамматическая осно­ва — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вклю­ча­ет в себя глав­ные чле­ны в дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях и один глав­ный член в односоставных.

Чтобы выде­лить грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния, выяс­ним, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. Для это­го зада­дим вопро­сы: кто? или что?

Что? — небо. Это под­ле­жа­щее, кото­рое, как пра­ви­ло, выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа или любой частью речи в зна­че­нии име­ни существительного.

Что гово­рит­ся о небе? Небо что дела­ло? мерк­ло — это ска­зу­е­мое.

Небо мерк­ло — грам­ма­ти­че­ская осно­ва про­сто­го предложения.

Кто? мы — под­ле­жа­щее, выра­жен­ное лич­ным место­име­ни­ем в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Мы что дела­ли? плы­ли — сказуемое.

Мы плы­ли — грам­ма­ти­че­ская основа.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Вторым основ­ным ком­по­нен­том грам­ма­ти­че­ской осно­вы явля­ет­ся ска­зу­е­мое, кото­рое может бы выра­же­но все­ми спря­га­е­мы­ми фор­ма­ми гла­го­ла. Такое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся про­стым гла­голь­ным — ПГС.

Сложность выде­ле­ния тако­го ска­зу­е­мо­го состо­ит в том, что оно может быть выра­же­но дву­мя сло­ва­ми, состав­ля­ю­щи­ми слож­ные фор­мы гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) состо­ит из вспо­мо­га­тель­но­го глагола-связки и инфинитива.

Вспомогательный гла­гол не обла­да­ет само­сто­я­тель­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, а выра­жа­ет нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ный гла­гол) или обо­зна­ча­ет воз­мож­ность, жела­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, дол­жен­ство­ва­ние, оцен­ку и пр. (модаль­ный глагол).

В каче­стве связ­ки может высту­пать так­же крат­кие прилагательные:

рад, готов, дол­жен, обя­зан, вынуж­ден, намерен

Особую слож­ность пред­став­ля­ют собой СГС, в соста­ве кото­рых име­ют­ся устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния с модаль­ным значением:

  • имел наме­ре­ние (хотел);
  • сде­лал уси­лие (попы­тал­ся);
  • имел воз­мож­ность (желал) и пр.

Дополнительный мате­ри­ал
Узнаем более подроб­но о состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом.

Примеры составного глагольного сказуемого

Составное имен­ное ска­зу­е­мое состо­ит из глагола-связки, выра­жа­ю­ще­го грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, и имен­ной части (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и др.), выра­жа­ю­щей лек­си­че­ское значение.

Дополнительный мате­ри­ал
Узнаем более подроб­но о состав­ном имен­ном ска­зу­е­мом.

В каче­стве глагола-связки может высту­пать сло­во «быть» в любых фор­мах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсут­ство­вать. В таком слу­чае гово­рят о нуле­вой связке.

Состав частей сложноподчинённого предложения

Части сложноподчинённого предложения включают в себя грамматические основы. Это могут быть как односоставные, так двусоставные основы. В двусоставном предложении или двусоставной части сложного предложения грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. В односоставном – только из одного.

В сложноподчинённых предложениях нередко случается и то, и другое. Например, в предложении «Я не знаю, откуда он приехал» у нас две двусоставные части: в первой грамматическая основа «я не знаю», во второй –«он приехал».

Однако не реже случаются сложноподчинённые предложения, в которых одна из частей односоставная. Например, в предложении «Если мы задержимся, включите мой компьютер» первая часть придаточного двусоставная, грамматическая основа «мы задержимся»; вторая, главная, – односоставное определённо-личное, сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Грамматическая основа в односоставном безличном предложении

Главный член:

Сказуемое

1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.

Смеркается. Меня тошнит.

Смеркалось.

* В примерах подчёркнуты основы только в тех частях сложных предложений, о которых говорится в комментарии.

Не путай:

  1. Быть может встречаться в составе формы будущего времени, например: 

    Я буду ждать тебя.

    (В таких случаях это не составное глагольное, а простое глагольное сказуемое.)

  2. Инфинитив может не входить в сказуемое, а выполнять другие синтаксические роли в предложении. Примеры:

    1) Дополнение:

    Я попросила ее подождать.

    Здесь действия относятся к разным производителям действия: я просила, она должна ждать, поэтому подождать – дополнение.

    2) Обстоятельство:

    Я вышла на улицу подышать.

    Подышать – обстоятельство цели (с какой целью?).

    Естественно, что в подобных случаях инфинитивы не входят в состав грамматической основы предложения.

Грамматическая основа

Итак, что же такое грамматическая основа? Теперь, когда понятно, чем являются подлежащее и сказуемое, разобраться в этом вопросе нетрудно. Грамматическая основа – это схема, включающая в себя оба главных члена предложения, хотя встречаются и варианты, когда присутствует только одно из них.

Именно нахождение грамматической основы является началом работы над синтаксическим разбором любого предложения. В зависимости от присутствия главных членов, выделяют несколько типов.

Первый – это односоставные предложения. В них находится лишь один член, которым может быть как подлежащее, так и сказуемое.

Второй вариант – двусоставное, в котором есть оба главных слова хоть в какой-то форме.

Бывают и виды, где описываются несколько действующих лиц, совершающих разные поступки. Тогда предложение будет называться сложным. Оно может быть сложносочиненным или сложноподчиненным.

Если во фразе нет ничего, кроме главных членов предложения, то она будет считаться нераспространенным. Если же какие-то другие слова присутствуют, то это распространенное предложение.

Как выполнять синтаксический анализ предложения

Осуществление указанного разбора предполагает следование методологическому шаблону, состоящему в следующем:

  1. Определяем, простое это предложение или сложное (то есть, сколько в нём грамматических основ – если одна, то простое, если две и более – сложное);
  2. Идентифицируем предложение по цели его высказывания (повествовательное оно, вопросительное или побудительное);
  3. Какое оно по интонации (восклицательное или невосклицательное).

Если это предложение простое, тогда определяем его дальнейшую типологию:

  1. Устанавливаем, наше предложение распространённое или нераспространённое (то есть, если в нём есть только главные члены, тогда оно нераспространённое, а если кроме главных членов имеются и второстепенные – оно распространённое);
  2. Разбираем его на главные (подлежащее и сказуемое) и вторичные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), идентифицируем, какой частью речи они выражены;
  3. Выделяем однородные члены предложения (при наличии таковых), то есть имеются ли члены, которые отвечают на один и тот же вопрос, и связаны с одним и тем же словом.

Если это предложение сложное, тогда:

  1. Разбираем на составные части, идентифицируем их главные члены;
  2. Находим союзы (при наличии их);
  3. Определяем, какое это предложение – сложносочинённое (части предложения соединены с помощью сочинительных союзов) или сложноподчинённое (одна часть зависит от другой).

Трудные случаи

Сложность представляют такие сложносочинённые предложения, в которых в обеих частях речь идет об одном и том же. Однако в первой части подлежащее выражено существительным, а во второй – личным местоимением во избежание тавтологии, то есть необоснованного повтора.

Приведем пример такого предложения: «Наступил праздник, и он принес нам много радости и веселья». Очевидно, что в обеих частях речь идёт о празднике. Но в первом случае подлежащее – «праздник», а во втором употреблено личное местоимение «он». Однако, хотя слово «он» и означает «праздник», перед нами сложное предложение. В первой части грамматическая основа «праздник наступил», во второй – «он принёс». Эта тонкость иногда сбивает с толку тех, кто ориентируется в большей степени по смыслу, нежели по форме высказывания. Однако в данном случае мы опираемся на формальной факт: слово «он» является подлежащим второй части. Перед нами сложносочинённое предложение.

Рассмотрим еще такой пример: «Март, и повсюду весело и шумно».

В данном случае обе части сложносочиненного предложения являются односоставными. Первая часть – «март» – назывная, а вторая безличная. Таким образом, в первой части грамматическая основа состоит из одного подлежащего, а вторая часть – только из сказуемого, точнее из двух однородных сказуемых. Но несмотря на это, перед нами не простое предложение с одним подлежащим и двумя сказуемыми, а сложносочинённое, поскольку слово «март» никак не связано со сказуемыми второй части «весело, шумно» ни грамматически, ни по смыслу.

Что мы узнали?

Сложное предложение включает в себя более одной грамматической основы. Их количество не ограничено лингвистическими факторами, а только здравым смыслом. Части сложносочиненного предложения соединены сочинительным союзом; грамматические основы во всех частях могут быть как односоставными, так и двусоставными. При анализе предложения надо учитывать грамматические и смысловые факторы, различая отдельные части сложносочиненного предложения и решая вопрос об установке знака перед союзом.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Какие предложения называются сложными

    • Те, в которых есть подлежащее и сказуемое
    • Те, в которых два подлежащих и два сказуемых
    • Те, в которых более одной грамматической основы
    • Нет правильного ответа

Начать тест(новая вкладка)

Как отличить союз ЧТО от союзного слова

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить, что на односложные союзы ударение не падает, в то время как на местоимения падает ударение, а в данном случае – часто падает логическое ударение.

Например, «Скажите, пожалуйста, что лежит в ящике?» на слово «что» падает не только обычное, но и логическое ударение. Это слово является союзным, оно присоединяет придаточное предложение и одновременно является подлежащим в этом предложении: лежит что? Что.

Рассмотрим для примера второе предложение: «Он сказал, что уже пришёл». В данном случае на слово «что» не падает никакое ударение, оно не является членом предложения, это союз.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru(-)

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com.
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего

Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого

Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.

Для чего нужен разбор предложения по частям речи

Синтаксический разбор предложения имеет важное значения для формирования и тренировки у людей орфографической грамотности, оттачивания необходимых орфографических навыков. Особенно это важно при сегодняшней образовательной конъюнктуре, когда:

Особенно это важно при сегодняшней образовательной конъюнктуре, когда:

  • падает средний уровень самостоятельного чтения;
  • имеется недостаточное количество пособий по методике правописания;
  • понижается общий уровень познавательного интереса у учащихся.

При регулярном разборе предложения по членам вы осуществляете сразу несколько базовых задач:

  1. Знакомитесь непосредственно со множеством синтаксических конструкций в предложениях;
  2. Учитесь выражать свои мысли как напрямую, так и метафорически, оттачиваете логическое мышление;
  3. Выражаете свои мысли как устно, так и письменно;
  4. Проводите профилактику появления разнообразных речевых ошибок;
  5. Учитесь правильно формулировать вопросы.

Согласно имеющейся методологии синтаксический разбор предложения возможен в трёх основных формах:

  • Формальная форма (члены предложения выделяются по вопросам);
  • Семантическая форма (выделяются субъект, объект, предикат и др.);
  • Коммуникативная форма (выделятся тема и рема, то есть данная и новая информация).

При этом обычно разбираются предложения, в которых их формальная структура не входит в противоречие с коммуникативной и семантической структурой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий