Полезная информация для участников олимпиады

Три школы подготовки к поступлению

Последний год мы одновременно учились в трех школах: нашем лицее, заочной физико-математической школе при МФТИ и Фоксфорде. В лицее давали хорошие знания по математике — мы их закрепляли, решая задачи на занятиях и дома.  В заочной школе мы учились с 9 по 11 класс. А курсы Фоксфорда купили в выпускном классе.

Школа при МФТИ

Чтобы поступить в заочную физматшколу, нужно показать свои знания и выполнить задания. Школа при МФТИ полезна ребятам из обычных школ, а в нашем случае программа практически совпадала с лицейской.

После зачисления ты выбираешь, как получать задания: на бумаге, по почте или в личном кабинете на сайте. Каждое задание состоит из теоретического материала и разбора примеров. Ученику нужно ответить на контрольные вопросы и решить задачи. Иногда они похожи на те, что разбираются в примерах, иногда нет. Свои решения и ответы мы записывали в обычную тетрадь и отправляли в конверте каждые 1-2 месяца.

Успешное обучение в школе при МФТИ даёт баллы за индивидуальные достижения при поступлении в этот вуз. Например, нам за отличное окончание  прибавили по 7 баллов.

 Фоксфорд

Про онлайн-школу Фоксфорд нам рассказали студенты Физтеха на Дне открытых дверей. Мы купили пакет из шести онлайн-курсов для тех, кто поступает в МФТИ: четыре по физике и математике, чтобы готовиться к ЕГЭ и олимпиаде, и два курса ЕГЭ по русскому языку — с тестовой частью и сочинением.

Онлайн-занятия по олимпиадной физике проходили два раза в неделю, поскольку до февраля предстояло изучить 30 уроков, а остальные — один раз. Домашние задания тоже задавали. Чтобы успешно учиться, приходилось их выполнять.

Сергей:

«По физике очень помогли занятия Пенкина. Я стал призером олимпиады «Физтех» во многом благодаря его курсу олимпиадной физики. А математика неплохо давалась в лицее, и достаточно было заниматься самому».

Михаил:

«Главное, почему мы выбрали занятия в Фоксфорде — курс олимпиадной физики преподавателя Михаила Александровича Пенкина. Он очень доступно объясняет все темы, которые могут попасться на олимпиаде, и подаёт материал так, чтобы каждый ученик понял».

Курс Фоксфорда по подготовке к ЕГЭ по русскому языку оказался очень полезным. После занятий в обычной школе и лицее мы успешно писали тестовую часть, но сочинение вызывало трудности. На онлайн-занятиях Татьяны Базжиной мы написали и проверили 10 сочинений и научились «наращивать мясо на скелет», чтобы писать отличное сочинение по любой теме. Комментарии преподавателя к нашим работам помогали отработать ошибки и двигаться в правильном направлении. В результате — 98 и 100 баллов по русскому языку.

Правила оформления работ

1. Каждый участник на олимпиаде получает следующие материалы: двойной лист — обложку, пять одинарных листов для работы и лист с условиями заданий. Проверьте комплектность. В случае нехватки каких-либо листов, обратитесь к дежурному в аудитории. 

2. По окончании олимпиады необходимо сдать все полученные материалы, в т.ч. дополнительно выданные чистые листы для работы

Листы с выполненными заданиями должны быть в надлежащем состоянии (не должны быть помяты или порваны). Обратите внимание, что все листы, включая лист с условиями заданий обязательно вкладываются в работу и сдаются

3. Анкета с согласием на обработку данных обязательно вкладывается в работу! Если анкета не вложена в работу или она не подписана, то работа участника аннулируется и не проверяется.

4. На листе с условиями заданий, обложке и на листах для работы запрещено указывать информацию, позволяющую идентифицировать личность участника. Указание такой информации приведет к аннулированию работы.

5. Если во время Олимпиады вам понадобятся дополнительные листы для работы, то следует поднять руку и ожидать, когда к вам подойдёт дежурный.

6. На всех полученных листах для работы необходимо поставить галочку «чистовик» или «черновик». Чистовики необходимо пронумеровать. Неотмеченные листы и черновики не проверяются.

7. Перед тем, как приступить к решению заданий, советуем ознакомиться со всеми заданиями. Это позволит определить, в каком порядке лучше выполнять задания и как следует оптимально распределить время. Задания олимпиады можно решать в любом порядке.

8. При решении запрещено иметь при себе любые электронные вычислительные устройства или средства связи (в том числе и в выключенном состоянии), учебники, справочные пособия и другие источники информации, собственную бумагу, за исключением выданных непосредственно на олимпиаде. Их наличие ведёт к автоматической дисквалификации участника. Поскольку калькуляторами пользоваться нельзя, то по физике допускается точность численных ответов в пределах 10%.

9. Задания следует выполнять только ручкой синего или чёрного цвета. Пометки, сделанные карандашом или стирающимися ручками, не проверяются. Допускается делать рисунки к задачам карандашом.

10. Общение между участниками строго запрещено. По любым вопросам следует обращаться к дежурным по аудитории (для этого поднимите руку).

11. К оформлению решений предъявляются следующие требования:

  • Полностью излагайте решение 
    Весь ход решения должен быть чётко описан. Ответ на задачу, данный без обоснования (т.е. без изложенного хода решения), не оценивается.
  • Объясняйте вводимые обозначения 
    Обозначения, принятые в условии, нельзя изменять. При введении нового обозначения (буквы) следует написать, что именно им обозначено.
  • Обозначайте номер задания и окончательный ответ 
    Решение каждой задачи должно начинаться с указания её номера и заканчиваться ответом. Формулы или числа, которые предлагаются в качестве окончательного ответа к той или иной задаче, необходимо обозначить словом «Ответ». К каждой задаче можно записать не более одного варианта решения.

Как устроена очная школа «Физтех»

Кураторы

После расселения в первый же день мы познакомились с кураторами. Кураторы — студенты 2–3 курса МИФИ, МГТУ им. Баумана, МГУ и МФТИ. Любой школьник мог обратиться к ним за консультацией по задачам или расспросить об учёбе в вузе. В часы отдыха студенты проводили командные игры, но большинство участников школы продолжали «ботать».

Я расспрашивал кураторов о предметах и особенностях обучения на разных факультетах и кафедрах. Выяснил, например, что факультет общей и прикладной физики считается самым жёстким: там много физики и аналитической геометрии. На факультете управления и прикладной математики — сплошная математика, на инновациях и высоких технологиях — очень много программирования, и «гоняют» по нему сильно.

В итоге, благодаря информации от кураторов, я выбрал факультет радиотехники и кибернетики: здесь соблюдается баланс между физикой, математикой и информатикой.

Режим обучения

Школа длилась неделю. Каждый день примерно с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 20:00 шли лекции. Курс физики разбит на несколько крупных тем, которые преподаватели раскрывают параллельно, но в разном порядке. Можно выбрать одного лектора, но если в какой-то день у него по плану хорошо знакомая тебе тема, можно просто перейти в аудиторию, где разбирают другой материал.

Нагрузка в школе была серьёзной, но за неделю до олимпиады стоит нагрузить себя, чтобы написать её нормально. Преподаватели дают материал именно так, чтобы подготовить школьников к олимпиаде «Физтех». Я не учился в физмат-школе, но смог взять диплом призёра благодаря интенсивной подготовке с преподавателями «Фоксфорда».

Олимпиада «Физтех»

«Физтех» — первая олимпиада, в которой я участвовал. Задания были стандартными, многие из них разбирались в выездной школе. Например, пятая задача про линзу — один в один с той, что мы решали в последний день очной школы. Было неожиданно увидеть задачу про пружину — как оказалось, из журнала «Квант».


Задача про пружину из билета, который мне попался на олимпиаде
Олимпиадная задача про линзу, подобная той, что разбирали в очной школе «Физтех»

Я набрал 31 балл, а после апелляции мне добавили ещё один, так что я получил диплом III степени. Поскольку я гражданин Китая, для зачисления по квоте мне хватило бы и 30 баллов.

Список литературы для подготовки

Список литературы по математике 

  • Чивилёв В.И., Городецкий С.Е. Заключительный этап олимпиады «Физтех-2014» // Потенциал (ежемесячный журнал для старшеклассников и учителей). 2015. №1. С. 5865.
  • Трушин Б.В., Подлипский О.К., Агаханов Н.Х., Кожевников П.А. Онлайн-тур олимпиады «Физтех-2014» по математике // Математика в школе. 2014. № 10. С. 22-28.
  • Агаханов Н.Х., Александров Д.А., Богданов И.И., Городецкий С.Е., Подлипский О.К., Кожевников П.А., Чивилёв В.И., Шабунин М.И., Шеронов А.А. Задачи физико-математических олимпиад «Физтех-2014». МФТИ. 2014.
  • Трушин Б.В., Подлипский О.К., Агаханов Н.Х., Кожевников П.А. Онлайн-тур олимпиады «Физтех-2014» по математике // Математика для школьников. 2014. № 6. С. 24-30.
  • Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Онлайн-этап олимпиады «Физтех» 2015 года по математике // Математика для школьников. – 2015. – N 2. – С. 11-21
  • Агаханов Н.Х., Александров Д.А., Богданов И.И., Городецкий С.Е., Подлипский О.К., Кожевников П.А., Чивилёв В.И., Шабунин М.И., Шеронов А.А. Задачи физико-математических олимпиад «Физтех-2015». МФТИ. 2015.
  • Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Городецкий С.Е., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Шабунин М.И. Заключительный этап олимпиады «Физтех-2015» по математике // Математика в школе. 2016. № 3. С. 13-25.
  • Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Глухов И.В., Городецкий С.Е., Диесперов В.Н., Дубинская В.Ю., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Шабунин М.И. Заключительный этап олимпиады «Физтех-2016» по математике // Математика в школе. 2016. № 7. С. 1122.
  • Городецкий С.Е. Варианты задач олимпиады «Физтех-2016», математика // Потенциал (ежемесячный журнал для старшеклассников и учителей). 2016. №9. С. 58-66.

Список литературы по физике

  • Чивилёв В.И., Городецкий С.Е. Заключительный этап олимпиады «Физтех-2014» // Потенциал (ежемесячный журнал для старшеклассников и учителей). 2015. №1. С. 5865.
  • Агаханов Н.Х., Александров Д.А., Богданов И.И., Городецкий С.Е., Подлипский О.К., Кожевников П.А., Чивилёв В.И., Шабунин М.И., Шеронов А.А. Задачи физико-математических олимпиад «Физтех-2014». МФТИ. 2014.
  • Агаханов Н.Х., Александров Д.А., Богданов И.И., Городецкий С.Е., Подлипский О.К., Кожевников П.А., Чивилёв В.И., Шабунин М.И., Шеронов А.А. Задачи физико-математических олимпиад «Физтех-2015». МФТИ. 2015.
  • Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Глухов И.В., Городецкий С.Е., Диесперов В.Н., Дубинская В.Ю., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Шабунин М.И. Заключительный этап олимпиады «Физтех-2016» по математике // Математика в школе. 2016. № 7. С. 1122.
  • В.И. Чивилёв. Варианты задач олимпиады «Физтех-2016» // Потенциал (ежемесячный журнал для старшеклассников и учителей). 2016. №8. С. 63-69.

Список литературы по биологии

Основная литература:

  • Тэйлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. В 3-х т. М.: Лаборатория знаний, 2019.
  • Белякова Г.А. и др. Словарь биологических терминов. М.: Изд. Московского университета, 2013.
  • Reece J.B., Urry L.A., Cain M.L., Wasserman S.A., Minorsky P.V. Campbell Biology. 11th ed. Pearson Education, 2017.

Дополнительная литература:

  • Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эдиториал УРСС, 2020.
  • Зитте П., Вайлер Э.В., Кадерайт Й.В., Брезински А., Кёрнер К. Ботаника. В 4-х т. М.: Академия, 2007.
  • Догель В.А. Зоология беспозвоночных. 7-е издание. М.: Высшая школа, 1981.
  • Вестхайде В., Ригер Р. Зоология беспозвоночных. В 2-х т. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008.
  • Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х т. М.: Высшая школа, 1979.
  • Шмидт Р.Ф., Ланг Ф., Хекманн М. Физиология человека с основами патофизиологии. В 2-х т. М.: Лаборатория знаний, 2019.
  • Нельсон Д., Кокс М. Основы биохимии Ленинджера. В 3-х т. М.: Лаборатория знаний, 2020.
  • Альбертс Б., Брей Д., Хопкин К., и др. Основы молекулярной биологии клетки. М.: Лаборатория знаний, 2018.
  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. СПб.: Издательство Н-Л, 2010.
  • Северцов А.С. Теория эволюции. М.: Владос, 2005.

Как я выбрал Физтех

Родился я в Китае, но в возрасте полутора лет вместе с родителями приехал в Россию. Как и мои сверстники в Екатеринбурге, я посещал детский сад и школу рядом с домом. Когда после 6 класса родители перевели меня в гимназию с языковым уклоном, из «отличника» я превратился в «хорошиста». В новой школе в дополнение к английскому пришлось срочно изучать немецкий язык.

Сознательные ученики уже в 8–9 классе начинают подписываться на паблики о подготовке к ЕГЭ. Я тоже подписался и вскоре узнал про систему обучения в МФТИ: студентов ждёт тяжёлая учёба, когда за короткий срок нужно разобраться во многих темах. Я решил стать одним из тех классных людей, кто способен выдержать такую нагрузку.

В старших классах учителя советовали заранее выбирать специальность, учиться «на кого-то», чтобы сразу найти работу. Мне не хотелось сидеть в офисе или становиться узким специалистом на предприятии. Я решил получить фундаментальное образование, чтобы потом выбирать из широкого спектра возможностей. В пабликах во «ВКонтакте» я читал, что выпускники Физтеха работают не только инженерами и физиками, но и актёрами, художниками, режиссёрами. Значит, после обучения в МФТИ человек может освоить любую техническую или гуманитарную сферу — к такому выводу я пришёл.


Я на посвящении в студенты в главном корпусе МФТИ

Что полезно знать абитуриенту МФТИ

1

Важно понять, зачем вы идёте на Физтех. Здесь вам придётся забыть о компьютерных играх и личной жизни

Физтех всё время держит в напряжении, правда, тем, кто приходит после физмат-школы, немного легче.

2. Ставьте олимпиаду на первое место, а ЕГЭ — на второе. Олимпиада затрагивает предмет более обширно и даёт льготы при поступлении. Тот, кто готовится к олимпиаде, во многом, готовится и к ЕГЭ.

3. Если вы хотите не только поступить, но и успешно учиться на Физтехе, нужно глубоко изучать математику и физику. Студенты с крепкой базой по точным наукам прикладывают меньше усилий, чтобы осмыслить лекционный материал. Те, кто отлично разбирается в математике и физике за пределами школьной программы, сразу понимают, как решать задачи. После гуманитарной гимназии мне приходится корпеть над заданиями, чтобы успевать за одногруппниками.

4. Лучше уже в 8 классе начать изучать программирование, ведь это практическая математика. Программистское мышление помогает анализировать данные и решать задачи, например, в университетском курсе дискретного анализа. Эта дисциплина включает вопросы математики, информатики и логики.

5

При такой большой нагрузке, как на Физтехе, жизненно важно правильно расставить приоритеты и спланировать время, поэтому ещё в школе стоит освоить навыки тайм-менеджмента.. 6

Во время подготовки нужно найти единомышленников, чтобы вместе решать задачки. Здорово, когда можно прийти в школу и сказать «давай порешаем Физтех»

6. Во время подготовки нужно найти единомышленников, чтобы вместе решать задачки. Здорово, когда можно прийти в школу и сказать «давай порешаем Физтех».

Финал «Физтеха» и поступление в МФТИ

Михаил Терешкин — получил дипломы III степени по математике и II степени по физике. Миша получил льготы на 100 баллов по ЕГЭ и подтвердил их высокими баллами на экзаменах.

Сергей Терешкин — победил в олимпиаде «Физтех» по математике и завоевал диплом II степени по физике. У Серёжи льгота БВИ — он может поступить в МФТИ без вступительных испытаний.

Сергей:

«На заключительном этапе я постарался отключить эмоции. Я пришел решать задачи и не зацикливался на результате».

Абитуриенты МФТИ, которые подтвердили право поступления без экзаменов результатами ЕГЭ или набрали 300+ баллов, проходят собеседование формально. Например, Сергея сразу поздравили с поступлением. А Михаил набрал 308 баллов с учетом индивидуальных достижений — ему сказали, что он проходит по конкурсу.

Ребята же с пограничными результатами на собеседовании могут себя проявить: порешать задачи, ответить на вопросы и, возможно, получить грантовую поддержку для обучения.

Документы Условия и решения олимпиады «Физтех» 2012-2019

Категория: Документы

Добавил: Владимир Грянченко

  • 10 мая 2019 г.
  • 41 файл
  • 10797 просмотров
  • 2015. Физика. 10 класс. Билет 23.pdf

    • 10.05.19
    • 3 MB
    • 691 просмотр
    • 1263 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Математика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 1430 просмотров
    • 1524 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Математика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 943 просмотра
    • 1473 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 1290 просмотров
    • 1378 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Физика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 1236 просмотров
    • 1692 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Физика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 867 просмотров
    • 1418 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2016. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 1548 просмотров
    • 1843 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Математика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 707 просмотров
    • 1300 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 942 просмотра
    • 1232 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Физика. 10 класс. Билет 21.pdf

    • 10.05.19
    • 3 MB
    • 693 просмотра
    • 1257 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Физика. 10 класс. Билет 22.pdf

    • 10.05.19
    • 3 MB
    • 613 просмотров
    • 1165 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Математика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 967 kB
    • 664 просмотра
    • 1418 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Физтех. 11 класс. Билеты 1-4.pdf

    • 10.05.19
    • 8 MB
    • 1016 просмотров
    • 1388 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Физтех. 11 класс. Билеты 5-8.pdf

    • 10.05.19
    • 9 MB
    • 915 просмотров
    • 1246 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2015. Физтех. 11 класс. Билеты 9-12.pdf

    • 10.05.19
    • 9 MB
    • 872 просмотра
    • 1238 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2014. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 889 просмотров
    • 1293 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2014. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 4 MB
    • 925 просмотров
    • 1332 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2013. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 736 kB
    • 683 просмотра
    • 1393 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2013. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 350 kB
    • 934 просмотра
    • 1354 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2012. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 821 просмотр
    • 1377 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2012. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 306 kB
    • 1034 просмотра
    • 1472 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Математика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 973 kB
    • 776 просмотров
    • 1369 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 10 класс. Билеты 3-4.pdf

    • 10.05.19
    • 533 kB
    • 1109 просмотров
    • 1503 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 10 класс. Билеты 11-12.pdf

    • 10.05.19
    • 832 kB
    • 866 просмотров
    • 1346 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 11 класс. Билеты 5-8.pdf

    • 10.05.19
    • 760 kB
    • 1459 просмотров
    • 1745 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 11 класс. Билеты 13-16.pdf

    • 10.05.19
    • 695 kB
    • 1055 просмотров
    • 1539 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Физика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 964 kB
    • 1063 просмотра
    • 1623 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Физика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 801 kB
    • 1199 просмотров
    • 1667 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 968 kB
    • 1688 просмотров
    • 2030 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 9 класс. Билеты 1-2.pdf

    • 10.05.19
    • 505 kB
    • 756 просмотров
    • 1334 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Математика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 964 kB
    • 738 просмотров
    • 1443 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2019. Математика. 9 класс. Билеты 9-10.pdf

    • 10.05.19
    • 545 kB
    • 1152 просмотра
    • 1544 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 906 просмотров
    • 1459 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Физика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 795 просмотров
    • 1535 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Физика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 942 просмотра
    • 1376 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2018. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 1096 просмотров
    • 1616 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Математика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 977 kB
    • 1082 просмотра
    • 1571 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Математика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 1465 просмотров
    • 1607 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Физика. 9 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 1 MB
    • 1303 просмотра
    • 1648 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Физика. 10 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 1148 просмотров
    • 1528 скачано
    • Изменено 10.05.19
  • 2017. Физика. 11 класс.pdf

    • 10.05.19
    • 2 MB
    • 1940 просмотров
    • 1798 скачано
    • Изменено 10.05.19
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий