План написания эссе по обществознанию

Сколько баллов дают за сочинение про русскому языку?

Максимальное количество баллов, которое школьник может заработать своим сочинением – 24. Проанализируем критерии оценки сочинения простым доступным языком, чтобы понять, как получить заветный максимум.

Разбалловка за содержание текста (максимум – 8 баллов)

1. Успешно обозначив одну из проблем, содержащихся в исходном тексте, школьник может заработать себе 1 балл. Достаточно небольшого абзаца из 1-3 предложений. Например: “В своем тексте Петров П.П

привлекает внимание читателя к проблеме жестокого обращения с животными.”

Обратить внимание стоит на то, что если проблема не сформулирована вовсе, заявлена неверно, либо не имеет отношения к предоставленному тексту, ребенок потеряет все 8 баллов оценки из данного раздела

2. В соответствии со структурой эссе далее оцениваются комментарии к проблеме. Чтобы получить максимальные 5 баллов нужно прокомментировать проблему с опорой на исходное произведение, проиллюстрировать ее двумя примерами из текста и пояснить их.Если между пояснениями и примерами, иллюстрирующими проблему отсутствует связь по смыслу, либо один из своих аргументов школьник не сумел пояснить – специалист поставит 4 балла. Если ребенку удалось отыскать только один пример из текста, иллюстрирующий его проблему, либо между двумя примерами смысловой связи нет, специалист по данному критерию выставит только 3 балла. 2 балла полагается за оба примера без пояснения, и только 1 за единственный не поясненный пример.

Обильное цитирование, иллюстрирование проблемы, отличной от заявленной, аргументация без опоры на исходный материал, пересказ текста, наличие фактических ошибок или избегание в структуре пункта с комментариями проблемы лишают баллов по этому критерию оценивания полностью

3. Верно отраженная в сочинении позиция автора принесет экзаменуемому при проверке 1 балл, соответственно 0 баллов, если отношение автора к проблеме будет описано неверно, либо данный пункт в структуре эссе будет отсутствовать.

4. С позицией автора школьник может соглашаться и не соглашаться в своем сочинении, но любое свое отношение он обязан аргументировать. Обоснованная позиция экзаменуемого оценивается в 1 балл. Отписаться словами “Я согласен с автором Моя мнение с мнением автора текста расходятся Мое отношение к позиции автора неоднозначно” не получится, такая работа получит 0 баллов.

Речевое оформление эссе (максимум – 4 балла)

1. 2 балла присваивается работам, в которых нет логических ошибок, а текст правильно разделен на абзацы. Допуская 1 случай неправильного абзацного членения или же 1 логическую ошибку в сочинении, школьник теряет балл. За большее количество подобных ошибок баллы по этому критерию не начислят.

2. За точную и выразительную речь экзаменуемый может получить 2 балла, однако только в том случае, если заработает высший балл по 4 пункту раздела “Грамотность”. За ясность выражения мыслей, но неразнообразный грамматический строй, либо наоборот начисляется только 1 балл. И ни одного балла, если проверяющего не удовлетворили оба критерия оценки.

Грамотность текста (максимум – 12 баллов)

Безусловно, в критерии оценивания сочинения по-прежнему включена ваша грамотность! Итак:

1. 3 балла можно получить за сочинение без орфографических ошибок, простительна только одна и не грубая. 2 балла дадут за наличие 1-2 ошибок, с 3-4 ошибками еще можно получить 1 балл, но если ошибок больше – все баллы по данному критерию пройдут мимо работы.

2. Соблюдение норм пунктуации в тексте награждается 3 баллами, одну не грубую ошибку здесь тоже простят. 1-3 ошибки позволят получить только 2 балла, 4-5 ошибок – всего 1 балл, сочинение с большим количеством ошибок баллов за пунктуацию лишается.

3. Еще 2 балла присваиваются только при полном отсутствии грамматических ошибок. Если проверяющий найдет 1 или 2 ошибки – только 1 балл. Если с грамматикой все еще хуже – придется попрощаться и с этими баллами.

4.Получив 2 балла за отсутствие речевых ошибок или допущение только одной, школьник также сможет претендовать на высший балл за точность и выразительность речи. 2-3 речевые ошибки принесут автору сочинения 1 балл, менее удачный с точки зрения соблюдения речевых норм текст получит по этому пункту 0 баллов.

5. Если в работе проверяющий не встретил этнических ошибок, эссе получит еще 1 балл, в противном случае – 0 баллов.

6. Если в фоновом материале работы нет фактических ошибок, сочинение заработает 1 балл, 0 баллов, если они там имеются.

Что представляет из себя 29 задание ЕГЭ по обществознанию?

На выбор предоставляется 5 цитат по известным тематическим блокам: философия, экономика, социология (социальная психология), политология и правоведение.  Ваша задача — выбрать только одну цитату. Здесь дам совет: многие ребята уже по ходу подготовки выбирают для себя один или два тематических блока, по которым будут писать сочинение на ЕГЭ по обществознанию.

Как это сделать? Наверняка, у каждого из вас есть свои собственные любимые тематические блоки, в которых вы чувствуете себя увереннее всего. Именно от этой мысли и отталкивайтесь. Однако тут стоит отметить, для уверенности нужно быть готовым писать мини-сочинение по любой цитате, так как никто не знает, какие цитаты попадутся. Примерно для написания хорошего мини-сочинения потребуется от 45 до 60 минут. Поэтому стоит распределить своё время на экзамене правильно.

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

1) Социальный опыт (факты общественной
жизни, сообщения СМИ, статистические данные).

2) Зарубежная и отечественная история. Обе
они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как
исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте
максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что
касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы
читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры сочинений ЕГЭ по обществознанию

29.1. Философия «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Г. Чернышевский). Оценка 5/6, снят балл по К2.

Известный русский
писатель и публицист Н.Г.Чернышевский рассуждает в рамках такой науки как
философия; науки, изучающей внутренний мир человека, его мировоззрение, взгляды
(и факт существования личности в целом). Будучи автором высказывания о процессе
самопознания, Чернышевский говорит о том, что человек, не изучивший и не
понявший себя в полной мере, никогда не достигнет «глубокого знания людей».

Я не согласна с
автором, ведь бывают и такие случаи, когда человек, познав какую-либо часть
своего окружения, начинает проецировать их образы и поведение на себя, анализировать
последнее, и лишь по завершении этого действия осознает свою сущность, находит
свое внутреннее «я».

Само по себе самопознание
— это особый вид познавательной деятельности, главной целью которого является
получение человеком знаний о самом себе. Основными методами самопознания
являются самонаблюдение и самоисследование; эти методы, при их использовании
индивидом можно считать умениями, приобретенными им в процессе становления
личности – социализации, которая, по определению, означает процесс получения
навыков, необходимых для жизни в обществе, путем взаимодействия с другими
индивидами и/или образами человека.

Так, например,
огромную роль в процессе социализации и дальнейшего становления личности играют
школьные уроки литературы — на них учащиеся в сопровождении учителя изучают
различные произведения мировой классики, анализируют действия персонажей, лирических
героев, да и самих «творцов историй» — писателей и поэтов. Проецируя изученные
модели поведения на себя, ученики оценивают их со своей субъективной точки
зрения, чем способствуют осуществлению более глубокого самоанализа и
самоисследования; то есть через познание внутреннего мира и мыслей других людей
(пусть и не всегда реально существующих) подростки находят и изучают свое
истинное «я».

Одним из таких
произведений, изученных нашим классом на уроках литературы, был роман Михаила
Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Основной акцент наш преподаватель
делал на изучении личности и мотивов действия главного героя – Печорина, молодого
человека, ощущающего себя оружием в руках судьбы, являющегося фаталистом и
совершенно не осознающего своих черт характера и личностных качеств (за
исключением пороков), но при этом отлично понимающего других людей, предпосылки
их поступков, их внутренние конфликты и тщательно скрываемые тревоги.

Проанализировав указанные выше примеры и рассуждения, можно сделать вывод, заключающийся в том, что человеку для глубокого знания других людей не обязательно полностью изучать себя, наоборот, практика в непосредственном понимании окружающих может способствовать развитию самопознания и, в дальнейшем, в формировании самосознания.

29.3 «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)

29 задание ЕГЭ по обществознанию

Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Шаблон (клише):

1. Вступление

Формируем идею цитаты (не проблему!), используя следующие клише:

  • «В своём высказывании (ФИО) выдвигает идею…»
  • И поясняем её более подробно:
  • «(ФИО) имеет в виду, что…»
  • Пишем своё мнение (необязательный пункт):
  • «Я считаю, что…»
  • «Я согласна (согласен) с мнением ФИО по поводу…»

НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ! – большинство цитат, которые даются для эссе, непроблемные.

2. Теоретическая часть

Выписав, на черновик необходимые понятия и термины (не меньше 3), раскрываем их понятия и органично вписываем в абзац, связывая с идеей цитаты. Также необходимо по мере раскрытия теоретической части писать свои рассуждения, связывая из с терминами. Клише для теоретической части:

«Для подтверждения данной идеи обратимся к теории. (Первый термин и понятие и так далее)».

3. Аргументы

Пишем два аргумента, которые раскрывают приведённую идею, взяв их из разных источников (СМИ и литература, кинофильм и курс обществознания в школе и др.). Клише для аргументов:

  • «Для подтверждения этой идеи приведу статью, которую я прочитал(а) в газете«Вестник». В ней говорится о…» – первый аргумент.
  • «Из курса географии/ обществознания/ истории я узнала(а) о такой…» – второй аргумент.

В аргументах не только описываем ситуацию, но и рассуждаем о её связи с идеей.

4. Вывод

Кратко подводим итог всему написанному выше:

«Таким образом, оба примера ещё раз доказывают выдвинутую автором идею о том, что…».

Пишем кратко и чётко. Новых идей и мыслей не вводим.

Источник статьи: http://bingoschool.ru/blog/231/

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты

Важно быть компетентным в области выбранного предмета

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста, логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1.      Необязательная часть – введение.Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2.      Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3.      Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» –  вы будете писать о том, что такое институты социализации и  роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4.      Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5.      Заключение(1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Советы по подготовке

ЕГЭ по обществознанию 2021 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2021 на высокий балл?

Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
Изучите критериями оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места

Обратите внимание, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец

Наоборот — начинайте именно с них!

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Данная проблема является актуальной в условиях.

  • . глобализации общественных отношений;
  • . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • . обострения глобальных проблем современности;
  • . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • . развития международной интеграции;
  • . современной рыночной экономики;
  • . развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • . жесткой дифференциации общества;
  • . открытой социальной структуры современного общества;
  • . формирования правового государства;
  • . преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • . диалога культур;
  • . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что

» «Автор обращает наше внимание на то, что. » «Автор убеждён в том, что

»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что. »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. »
  • «Автор был прав, утверждая, что. »
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. ситуацию, сложившуюся в обществе. одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. »
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. но с . не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что. »

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод. »
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. »

Источник статьи: http://bingoschool.ru/blog/84/

Структура эссе по обществознанию 2019 года

Что изменится в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Вопрос Баллы Нововведение
1 25 4 балла Уточнена система оценивания
2 28 4 балла Детализирована формулировка задания
3 29 6 баллов Детализирована формулировка и уточнены критерии оценивания

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.  Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Критерии оценивания ЭССЕ

Основным при оценивании эссе будет критерий 29.1 (наличие раскрытия смысла высказывания)

При этом важно раскрыть суть, не дублируя саму фразу

Важно! Если по первому же критерию эксперты выставляют «0» балов, то эссе далее не проверяют и за все 29 задание экзаменуемый получает «0»

Также будут обращать внимание на такие важные нюансы работы, как:

  • корректность теоретических положений;
  • грамотность объяснения ключевых понятий
  • логичность и связанность рассуждений;
  • актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
  • раскрытие разных взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
  • наличие выводов.

Поскольку за грамотно написанное эссе на ЕГЭ 2019 года по обществознанию можно получить 6 первичных баллов, стоит позаботиться, чтобы структура мини-сочинения была правильной, а приведенные примеры – актуальными.

Также важно помнить, что объем мини-сочинения по обществознанию должен быть в пределах 150-450 слов. Впадать в крайности не рекомендуется, ведь на оценке может одинаково негативно сказаться, как погранично малое, так и слишком большое количество слов

Особенно, если, несмотря на многословность, автор так и не раскроет в работе суть вопроса. Оптимальный объем – 350 слов (примерно 2-3 листа прописного текста при среднем размере букв).

Важно! При оценивании сочинения на экзамене по обществознанию не учитывают допущенные выпускником орфографические ошибки. Исключением может стать тот случай, когда ошибка допущена в написании важного термина или понятия

Структура эссе

Несмотря на то, что ЕГЭ по обществознанию в 2019 году ожидают небольшие изменения, структура эссе осталась прежней и включает такие 7 пунктов:

Отталкиваясь от этого плана можно и нужно создавать свои мини-сочинения, привлекая аргументы и примеры из разных сфер: истории и политики, экономики и права, философии и социологии. При этом, раскрывая выбранную вами тему можно использовать примеры из разных блоков, объединенных дисциплиной «обществознание».

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-тиклассникам в 2018-2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Рекомендуем проработать каждую из проблем, подобрав необходимый материал для раскрытия темы, актуальные примеры и существующие точки зрения.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию? На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации.

Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания.

Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Секреты хорошего мини-сочинения

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы. Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату. Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений. Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют.
  • Найти правильные примеры.

Задание № 29

Напомним, что всего в КИМе по обществу 29 заданий – 20 с кратким ответом, 8 с развернутым и эссе (мини-сочинение с элементами рассуждения на заданную тему).

В демонстрационном варианте 2020 года предложена такая формулировка задания:

Обратите внимание, в качестве обществоведческих знаний, на которые необходимо опираться, раскрывая выбранную тему, рекомендовано использовать:

  • реальные события из общественной жизни;
  • литературные и исторические примеры;
  • ситуации из кинофильмов и театральных постановок;
  • личный опыт.

Само задание относится к разряду альтернативных. Это значит, что экзаменуемым предоставляется право выбора.  В данном конкретном случае – право выбора темы для мини-сочинения. В задании предложено 5 высказываний, по одному на каждый тематический блок:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • политология;
  • правоведение.

В спецификациях рекомендовано выделить для написания мини-сочинения 30-45 минут из 235, отведенных для выполнения всех 29 заданий ЕГЭ по обществознанию. Но, педагоги рекомендуют увеличить время на написание эссе и ориентироваться примерно на 60-90 минут.  Так на тестовую часть останется чуть мене 3-х часов, что более чем достаточно.

Еще один совет репетиторов – начните с мини-сочинения. Первые 60 минут мозг работает максимально эффективно, и эссе будет писать легче, чем после 3-х часов пребывания в душном учебном классе.

Темы эссе по социологии

«Свой долг родителям дети отдают своим детям». И.Н. Шевелев «Семья – это кристалл общества». В. Гюго «Семья более священна, чем государство». Пий ХI «Женщина, словно кариатида, подпирает семейный очаг». И.Н. Шевелев «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». И.Н. Шевелев «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить». И.Н. Шевелев «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». И.Н. Шевелев «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм». И.Н. Шевелев «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не исчисляется его ростом». В. Гюго «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж. Вольфром «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму». Б. Вашингтон «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединенного человечества, а не препятствие на его пути». Н.А. Бердяев «Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски». А. Солженицын «Из всех нитей, связывающих человека с родиной, самая крепкая – родной язык». И.Н. Шевелев «Нация – совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами». Д. Джебран «Нация – это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». О. Бауэр «Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям». Л.Н. Гумилев «Люби все другие народы, как свой собственный». В. Соловьев «Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли». Ф. Энгельс «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». Ж. Ренан «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». И. Шерр «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». П. Верньо «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера». Г. Фрейтаг «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». И.С. Кон «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век». С. Паркинсон «Общество – это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не опуская других». Ж. Ваньер «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений». Э. Гидденс «Общество – не простая группа индивидов, но система…». Э.Э. Дюркгейм «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Масса – это множество людей без особых достоинств». Х. Ортега-и-Гасет «Свобода – есть право на неравенство». Н.А. Бердяев «Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды». Б. Паскаль «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково». И. Робертсон «Для других мы создаем правила, для себя исключения». Ш

Лемель «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить». Э

Сервус «Молодость – это время для усвоения мудрости». Ж.-Ж. Руссо «Человек… очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости». И. Кант «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». Р. Дарендорф «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». О. Мирабо

Смотри также:

  • Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ?
  • Критерии оценивания заданий ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Советы и итоги

  1. Усердно готовьтесь, как минимум, к двум направлениям, так как сложная тема может поставить в тупик даже самого подготовленного ученика. Не ограничивайтесь справочниками, постоянно повышайте свою эрудицию, читая литературу по выбранным областям: например, социологии или политологии.
  2. Больше практики. Навык написания творческих заданий поможет даже в тестовой части ЕГЭ, не говоря уж об анализе текста. Сочинения помогают повторить теорию и закрепить её. 
  3. Читайте чужие работы. Так вы лучше поймёте особенности написания эссе, запасётесь нехилым количеством аргументов. Не волнуйтесь, если не получается сразу писать самостоятельно.
  4. При выборе цитаты ориентируетесь не на её оригинальность или близость к вашим взглядам, а на багаж знаний.
  5. Используйте преимущественно страдательный залог, чтобы повысить академичность. 
  6. Учитесь определять проблему. Это один из ключевых и фундаментальных навыков. Можно разбивать высказывание на части и подбирать к каждой из них термины. Далее просто смотрите к какой теме относятся понятия — зачастую такой способ помогает. К тому же, вы сможете их использовать в самом тексте эссе, где необходимо раскрыть минимум три определения
  7. Найдите того, кто сможет проверять Ваши мини-сочинения. Мы нередко не видим своих ошибок. 
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий