Виртуальные экскурсии по эрмитажу

Содержание

Картина, которую продали, а она вернулась: Лоренцо Лотто, «Семейный портрет» (1523−1524)

Картина «Семейный портрет» Лоренцо Лотто полна загадок: спорят и о ее сюжете (надпись Homo Nunquam — «человек-никогда» — на листке, который мужчина держит в руках, может говорить, что на полотне изображена его умершая жена), и об истории ее нахождения в коллекции Эрмитажа.

Заведующая научно-методическим сектором Ольга Махо: «Эта работа — пример довольно редкого типа двойного портрета. Он не парный, когда у художника заказывают два отдельных портрета, а именно двойной. В последнее время принята довольно определенная точка зрения на то, кто изображен на картине — Антонио Альярди (дипломат, архиепископ. — Esquire) со своей женой Аполлонией Кассотти, потому что головной убор, который мы видим на даме, — это фамильный головной убор Кассотти. Очевидно, этот портрет был заказан супругом после смерти жены, потому что мужское лицо написано более живо, мягко, а женское — сухо (возможно, потому, что оно было написано по зарисовкам). Кроме того, у нее за спиной упавший занавес, что может быть указанием на то, что она уже скончалась».

Об этом полотне, помимо его ценности, известно, что в 1929 году Эрмитаж хотел его продать.

История такова: в 1920—1930-х годах советское правительство решило распродать часть музейных коллекций на Запад. Заняться этим поручили «Антиквариату» — объединению по экспорту и импорту антикварно-художественных вещей, образованному в 1925 году при Наркомате внешней торговли.

Картина Лотто «Портрет супругов» упоминается в списке для экспорта в журнале Особого совещания отдела Картинной галереи государственного Эрмитажа от 24 января 1929 года. Также в рапорте Шмидта (как и журнал, он опубликован в книге «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1928−1929″) говорится, что картина поступила в запасы Эрмитажа из Гатчинского дворца музея по выбору заведовавшего тогда отделом А. Н. Бенуа в 1920 году

Бенуа в 1926 году устраивал выставку, посвященную итальянской школе, но «Портрет супругов» в нее не включил — он посчитал, что это полотно «недостаточно высоких качеств и неважной сохранности». Так что спустя три года картину решили продать

Работу оценили в 200 000 рублей (эта цена указана в акте). Картина уехала в Германию на аукцион.

В газете «Сегодня» от июня 1929 года (№ 157) вышла карикатура на эту ситуацию, где изображены Сталин и антиквар:

Антиквар: «За краденое всегда платят половину».

«Краденой» работа называлась оттого, что подобные аукционы «грабили» культурное наследие страны — большевики продавали произведения искусства после революции 1917 года.

В той же книге есть комментарий о том, что работа Лотто была продана на аукционе в Берлине за 310 000 марок также в 1929 году — цена возросла в шесть раз по сравнению с эстимейтом, и портрет ушел в одну из парижских галерей, торгующих старым искусством. Однако сейчас работа находится в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Как так вышло? Здесь история становится туманной. Скорее всего, картина вернулась в музей в 1931 году в числе других произведений, которые прибыли в 56 ящиках вместе с вещами «Антиквариата». Затем картина упоминается во внутреннем акте Эрмитажа от 29 сентября 1932 года. «Вариантов много: покупатель мог не выкупить лот, но и аукционная фирма могла объявить о продаже, которой не было, чтобы скрасить впечатление от неудачного аукциона. Все могло быть…» — написал о полотне Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Как создавался музей

История Эрмитажа началась с частной коллекции Екатерины II. В уединенном флигеле (что и дало название музею) императрица наслаждалась шедеврами живописи. Для обычных посетителей музей открыл Николай I в 1852 году. Вот основные вехи формирования экспозиции:

  • 1764 год — Иоганн Эрнст Гоцковский в счет долга передает Екатерине II коллекцию картин.
  • 1769 год — приобретение экспозиции у министра польского короля.
  • 1772 год — присоединение галереи барона Пьера Кроза. Именно тогда в музей переехали знаменитые полотна Тициана, Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса и Рафаэля.

На протяжении всей жизни Екатерина Великая скупала картины в частных коллекциях Европы. Александр I и Николай I продолжили начатое дело. В середине XIX века были сделаны последние важные приобретения: коллекция Татищева и шедевры из коллекции короля Нидерландов.

После революции в Эрмитаж «переехали» многие импрессионисты и полотна классиков из национализированных коллекций.

Экскурсия в Государственный Эрмитаж для иностранцев

Эрмитаж ежегодно привлекает миллионы туристов из разных стран. Этот музей мирового уровня занимает почетное тринадцатое место среди самых известных культурно-исторических музеев мира, находясь по соседству с музеем Орсе (г. Париж), музеем Виктории и Альберта (Лондон) и Нью-Йоркским музеем современного искусства (Нью-Йорк).

Экскурсии в Эрмитаж проводятся на английском, немецком, испанском, португальском, итальянском, французском, китайском языках.

Экскурсии с редкими языками также возможны: арабский, турецкий, болгарский, польский, чешский, венгерский, вьетнамский, греческий, датский, иврит, норвежский, сербско-хорватский, финский, шведский. И проводятся под запрос.

Интересные факты

Большинство туристов представляют Эрмитаж как классическую коллекцию картин и скульптур, но истинное лицо музея — более живое, интересное, загадочное. Вот только некоторые факты:

  • Долгое время музей открывал двери исключительно избранным посетителям. Даже А. Пушкину пришлось просить влиятельного Жуковского о получении разрешения полюбоваться на бесценные произведения искусства.
  • Это единственное государственное учреждение, где вполне официально «работают» коты. Сегодня их около семидесяти, им шлют письма и подарки, снимают фильмы и репортажи.
  • В хранилищах музея до сих пор можно обнаружить ранее неизвестный экспонат, «затерявшийся» в архивах.
  • Во времена Николая II в Эрмитаже выставлялась коллекция автомобилей, которые коллекционировал Император.
  • Привидения Эрмитажа — важная часть мифологии Санкт-Петербурга.
  • Ежегодно музей посещают 5 миллионов человек.
  • Чтобы пройти все здания, нужно преодолеть 24 км.

История создания Эрмитажа – кладовой мирового искусства

Эрмитаж в настоящее время представляет собой исторический комплекс, состоящий из пяти зданий, связанных между собой: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр.

Екатерина II славилась своей любовью к роскоши, искусству и редчайшим вещам. Так в середине 18 века великая русская императрица решила покорить всех европейских правителей великолепием своего дворца и коллекцией картин, которые она приобрела за границей.

Для коллекции было выделено специально помещение в покоях Екатерины II – место уединения и покоя главы государства, по-французски звучавшее, как «Ermitage». Так было положено начало Малому Эрмитажу.

Екатерина настолько увлеклась коллекционированием, не жалея для этого ни финансов, ни специалистов, которые работали над закупкой редких картин, оружия, скульптур, античных ценностей, медалей и книг, что через несколько лет потребовалось построить новое здание – Большой Эрмитаж, в который переместили всю имевшуюся на тот момент коллекцию.

В конце 18 века Российская Императрица добилась поставленной цели, ее коллекция произведений искусства считалась одной из лучших и крупнейших в Европе.

Александр I и Николай I продолжают развивать коллекцию, приобретая на распродажах и аукционах произведения именитых художников: Рембрандта, Рубенса, Караваджо, Боттичелли, Клода Лоррена и другие.

Николай I открыл знаменитую Военную галерею 1812 года, в которую вошли портреты героев войны 1812 года.

Помимо этого коллекция пополняется отечественными коллекционерами, которые с удовольствием даруют Эрмитажу свои произведения.

Долгое время Эрмитаж был закрыт для широкой публики, его могли посетить только приближенные к царскому двору люди, отличившиеся перед государством или высшие слои общества.

Когда коллекция Эрмитажа включала в себя уже три заново выстроенных для этого здания, Николай I принял решение популяризировать Эрмитаж, и открыл двери музея для всеобщего посещения, чтобы все желающие могли полюбоваться шедеврами мирового искусства.

В начале 19 века, после отречения Николая II от престола Эрмитаж претерпевает значительные изменения: часть полотен передается в Русский музей, Бриллиантовая комната передается Московскому Кремлю, больше 40 величайших картин мира было распродано за границу: «Благовещение» Яна ванн Эйка, лучшие картины Рафаэля, Хальса и Боттичелли.

Великая Отечественная Война 1941-1945 годов также отложила свой отпечаток на развитие Эрмитажа – основная коллекция была вывезена из Санкт-Петербурга в Свердловск, а подвальные помещения музея использовались, как бомбоубежища.

Не смотря на это, все сотрудники музея делали все от них зависящее, чтобы поддерживать внутреннее убранство Эрмитажа и сохранить коллекцию.

В послевоенное время коллекция Эрмитажа пополнилась берлинскими трофеями.

На протяжении всего времени существования Эрмитажа и по настоящее время коллекция Эрмитажа пополняется все большим количеством произведений.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге это один из самых значимых и больших музеев России. Коллекция Эрмитажа размещена в 6 зданиях, каждое из которых имеет свое значение и ценность.

Зимний Дворец – главное здание Эрмитажа, сделанный архитектором Растрелли.

В нем находится основная экспозиция Эрмитажа: живопись, скульптура, графика различных стран мира и времен.

В Эрмитаже каждый зал и галерея отличаются своей характерной чертой. Так в Эрмитаже создана галерея, которая включает в себя зал, где собраны портреты всех царей великой России, начиная от Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. В Шатровом зале расположилась Голландская живопись 17 века.

Для работ Рембрандта выделили отдельный зал, чтобы каждый зритель мог любоваться его творением.

Артефакты, древнегреческие статуи, барельефы, саркофаги и мозаика из разных концов Европы и Евразии, приковывают к себе взгляды миллионы туристов ежегодно.

Наряду с экскурсией в Эрмитаж вы можете выбрать и любые другие экскурсии в Санкт-Петербурге, и мы для вас проведем комп лексную экскурсионную программу.

Магазины сувениров, кафе, камеры хранения

Приятным бонусом для посетителей можно назвать магазины сувениров, в которых можно приобрести книги, журналы об искусстве, открытки, календари с репродукциями. Проголодавшийся посетитель музея может перекусить или выпить кофе в кафе-буфете. Однако цены здесь явно завышены. В целом можно сказать, что Эрмитаж не совсем удобен для туристов. Особенно для тех, кто приехал на личном автомобиле, ведь парковаться придется далеко. А в буфете выбор напитков и продуктов питания не велик.

Дворцовая площадь

Однозначно можно рекомендовать государственный музейный комплекс Эрмитаж всем туристам. Здесь можно познавательно провести время всей семьей или в одиночестве. Не будет скучно и детям, для которых здесь проводят квесты. Посещение музея лучше разделить на несколько дней, чтобы как можно подробнее изучить культурное богатство Эрмитажа. Перед экскурсией лучше составить список экспонатов, которые хочется посмотреть и изучить по схеме, где именно они расположены.

*Цены указаны на 2018 год.

Обнаженная Мона Лиза: Леонардо да Винчи (школа), «Донна Нуда»

Она смотрит на вас не как оригинальная Мона Лиза — с поворотом головы в три четверти и глазами, которые следят за вами вне зависимости от ракурса. Это одна из тех работ, которые в XVIII—XIX вв.еках покупали как картины самого да Винчи, хотя создано полотно было его учениками.

Ольга Махо: «Работа ездила на выставку, посвященную обнаженной Моне Лизе, в 2019 году. Подобных изображений есть порядка двадцати

А вот работа самого Леонардо из коллекции Эрмитажа «Мадонна Бенуа» ездила на выставку в Лувр, перед этим она в том же году была в Италии — пресса, писавшая о выставке в Лувре, обращала особое внимание на нашу Мадонну, потому что действительно это одна из значительнейших работ

«Донна Нуда» — это одна из хороших работ такого рода, которые по какой-то причине были востребованы в XVI веке, коль скоро до нас дошло целых двадцать. Это вариация на тему Джоконды, но Джоконду она повторяет условно, потому что ракурс фигуры не тот, но это интерпретация, которая меняет образ Джоконды, вне всякого сомнения».

Что можно увидеть

Маршрут интерактивного тура включает основные залы и коллекции музея. На первой странице сайта показана схема Эрмитажа с обозначением основных помещений. Вам остается лишь выбрать тот уголок, в котором хотелось бы очутиться в первую очередь. Вот только некоторые залы, которые стоит увидеть:

  • Иорданская лестница. Парадный вход в роскошный дворец был оформлен при Екатерине II. Панораму лестницы вы рассмотрите с разных ракурсов и представите себя иностранным послом, впервые попавшим на аудиенцию к Великой Императрице.
  • Павильонный зал. Здесь нет известных картин или скульптур, но изысканный интерьер заставляет посетителей надолго задержаться под величественными сводами.
  • Лоджии Рафаэля. Как часто посетители Эрмитажа сетовали, что быстрый тем экскурсии не позволил подробнее познакомиться с шедеврами этой части Эрмитажа. Онлайн экскурсия легко «исправляет» этот недочет. Вы рассмотрите все детали настенной и потолочной росписи, проследите четкий библейский сюжет в картинах.
  • Гербовый и Александровский залы. Огромные парадные помещения Зимнего дворца в интерактивном туре не утомляют посетителя. Искусство современной панорамной съемки презентует роскошь русского императорского дома.
  • Малахитовая гостиная. Небольшая комната, которая считается самой «дорогой» в музее. Советуем рассмотреть в деталях изящество старинной мебели, сохранившейся после пожара, и изысканный повторяющийся рисунок потолка и пола.
  • Белый зал. Декорированный в честь свадьбы Александра II зал представит шедевры французской живописи 18 века.
  • Египетский зал. Отсюда советуем начать виртуальное путешествие семьям с детьми. Древнейшие саркофаги, мумии, папирусы и другие артефакты будоражат воображение ребенка и заставляют его приобщиться к мировой истории.
  • Рыцарский. Это самый «мужской» зал в музее. Коллекция оружия разных эпох, доспехи и картины с изображением грандиозных военных баталий интересны сильной половине человечества любого возраста.
  • Залы Тициана и Леонардо да Винчи. Виртуальная экскурсия позволяет рассмотреть с разных ракурсов и без экскурсионной спешки бессмертные шедевры — «Кающаяся Магдалина», «Даная», «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита».

Онлайн путешествие по Эрмитажу более основательно и последовательно. У вас есть возможность подольше задержаться у понравившегося экспоната, узнать историю его создания и прочитать в интернете многочисленные рецензии искусствоведов. Такая экскурсия помогает лучше понять замысел автора и восполнить пробелы в исторических знаниях. Многие ресурсы предлагают распечатывать репродукции картин в приличном качестве.

Картина, облитая серной кислотой: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная» (1606−1669)

5 июня 1985 года в Эрмитаже вандал облил серной кислотой и дважды порезал ножом эту картину. Это был литовец Бронюс Майгис, который позже объяснил свой поступок политическими мотивами. Его признали психически нездоровым и отправили на принудительное лечение.

Реставрация полотна заняла двенадцать лет, и если бы о картине не было известно так много, работу вряд ли удалось бы завершить успешно.

Рембрандт писал полотно в два этапа (к таким выводам в 1970-х пришел Юрий Иванович Кузнецов, который провел большое технико-технологическое исследование «Данаи»). По всей видимости, в 1636 году он закончил первый вариант, но в 1640-х внес существенные изменения. Например, был убран золотой дождь, который должен быть по сюжету из мифа о Данае (с его помощью, согласно сюжету мифа, Зевс оплодотворил Данаю. — Esquire), — его художник заменил на золотистое сияние. Изменилось положение служанки и ее ракурс. Изменилась поза самой Данаи.

Лицо было тоже переписано — видимо, чтобы придать ему более сложное выражение. Детали Рембрандт убрал, в частности, драгоценностей стало меньше. Именно благодаря этим исследованиям, тщательному изучению красочных слоев реставраторы смогли восстановить работу после тяжелейших повреждений. Интересно изменилось и положение руки — сейчас Даная протягивает руку в сторону свечения, а в более раннем варианте ладонь была повернута немного по‑другому, теперь же жест стал неоднозначным. Благодаря этому повороту руки считается, что фигура стала глубже — и встревоженной, и удивленной. Этот новый жест дал полотну бóльшую психологическую глубину.

Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783—1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.

Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».

История Эрмитажа

Интересный факт!Эрмитаж основан в 1764 году за времён правления Екатерины Второй. Изначально коллекция музея основывалась на шедеврах искусства, которые приобрела императрица. Со временем количество экспонатов стремительно увеличивалось и их решили разместить в отдельном флигеле. Так появился музей-галерея. Изначально галерея основывалась на полотнах голландских художников, которые датируются началом 17 столетия.

Публичным музеем, открытым для посещения, Эрмитаж стал при императоре Николае I. В наше время коллекция настолько большая, что она размещается в 5 зданиях. Все они расположены вдоль реки Невы. Вообще история данного музея весьма сложная, ведь он существует уже довольно давно. Во время Великой Отечественной войны экспонаты вывозили в эвакуацию за Урал. И хотя сам музей для посетителей не работал, но работники продолжали проводить научные работы и лекции. После окончания Второй мировой войны все шедевры искусства вернулись в родной Эрмитаж. Все они были в целости и сохранности, лишь некоторым потребовалась реставрация.

Зимний дворец

Интересный факт! Экспонатами Эрмитажа являются предметы истории и культуры, начиная с Каменного века и заканчивая современным искусством. Между прочим, насчитывается около трёх миллионов произведений искусства.

Предостережение алчным правителям: Паулюс Поттер, «Наказание охотника» (ок. 1647)

Работа, состоящая из четырнадцати четырехугольников, показывает охотничьи сценки в непривычном ключе — тут животные ловят и убивают человека, а не наоборот.

Людмила Фролова: «Подобная раскадровка для голландской живописи — не то чтобы самое распространенное явление, но нельзя сказать, что такая картина только одна.

На картине изображена не сатира над теми, кто увлекается охотой, как можно было бы подумать, и это не жест в сторону защиты прав животных. Благодаря тому, что сохранились гравюры на подобные темы (для гравюр это более характерная техника) и в них есть подписи к изображениям, мы знаем, что эта картина — предостережение правителю о том, чтобы он не был чрезмерно жестким, иначе взбунтовавшийся народ может с ним поступить так, как поступают звери с охотником. Голландия XVII века — это республика, которая совсем недавно с оружием в руках получила независимость. Это был популярный сюжет. Поттер примерно в это время работает в Делфте и Гааге. Гаага в это время — столица, а Делфт — небольшой городок, где, как правило, отдыхает аристократия, знать.

Супруга штатгальтера Амалия покровительствовала Поттеру и заказывала у него картины, а еще мы знаем, что принц Иоганн Мориц, который управлял голландскими владениями в Новом Свете, высоко ценил его картины. В общем, такой сюжет мог быть много кому по душе в то время».

Экскурсии в Эрмитаж

Экскурсии в Эрмитаж становятся оптимальным способом увидеть самое интересное, не теряя времени на очереди в кассы и самостоятельное блуждание по залам. В зависимости от продолжительности вы можете выбрать следующие варианты:

  • Часовая прогулка для организованных групп подходит для туристов, ограниченных во времени. Вы получите общее представление о музее и увидите несколько главных шедевров коллекции.
  • Индивидуальный трехчасовой тур. Вы подробно изучите основные экспонаты и не потеряете драгоценного времени. Ведь профессиональный гид предложит вам заранее продуманный маршрут. Кроме названия и авторов произведений искусства вы узнаете много нового об истории музея и его экспонатов.
  • Тематическая экскурсия, посвященная самым загадочным экспонатам (длительность полтора часа). Древние цивилизации Египта и Греции скрывают много тайн и мистических совпадений, которые трудно рассмотреть самостоятельно. Гид приоткроет завесу над верованиями наших далеких предков. Вы узнаете, в чем сакральный смысл мумифицирования и как прочитать татуировки древних мумий.
  • Двухчасовая программа изучения менее известных экспонатов «Эрмитаж без пробок». Тур подходит знатокам живописи и скульптуры, которые досконально изучили самые популярные залы музея. Вы откроете эту сокровищницу культуры заново, увидев малоизвестные полотна голландцев и фламандцев. Гид расскажет об особенностях интерьера и архитектурных решений здания.
  • Экскурсии для детей в интерактивной форме. Гиды учитывают возраст слушателей и преподносят информацию на понятном им языке.

На официальном сайте «Спутника» вы можете приобрести билет в Эрмитаж без очередей по той же стоимости, что и в кассах. Подробное описание маршрутов и расписание уточняйте на страницах портала или у менеджеров по телефону.

Эрмитаж экскурсия по музею

Самая популярная среди туристов обзорная экскурсия по Эрмитажу. Она позволяет осмотреть основные шедевры музея. Кроме того, можно выбрать групповую либо индивидуальную экскурсию. Также зачастую проводятся тематические музейные экскурсии. Разного плана экскурсии можно заказать на официальном сайте музейного комплекса или в экскурсионном бюро Эрмитаж. Туристы имеют возможность скачать официальное приложение галереи, чтобы проще было передвигаться по залам и самостоятельно решать, что смотреть в Эрмитаже. Также можно заказать экскурсию у гида.

Не стоит на месте и технический прогресс. Теперь можно посмотреть в интернете виртуальную экскурсию по Эрмитажу, прямо сидя на своём диване. Стоит отметить, что обзор каждого выставочного зала доступен лишь с одной точки, но это не минус. Ведь картинка высокого качества. Необходимо лишь выбрать определенный зал, который хочется посмотреть.

При помощи виртуальной экскурсии можно посмотреть:

  • Главный музейный комплекс;
  • Зимний дворец;
  • Дворец Меньшикова;
  • Главный штаб;
  • Эрмитажный театр;
  • Музей фарфорового завода.

Если человек ни разу не был в данной галерее, то ему стоит начать с обзорной экскурсии. Благодаря ей, он сможет узнать основные моменты истории появления Эрмитажа, его самые известные шедевры искусства. Эрмитаж для детей предлагает интересный вариант ознакомления с секретами музея. Для этого можно пройти квест в игровой форме. Дети без сопровождения экскурсовода будут искать ответы на вопросы по залам государственного музея.

Экспонаты Эрмитажа

Анонимная картина, оказавшаяся шедевром Веласкеса: Диего Веласкес, «Завтрак» (1617)

Знаменитая картина не менее знаменитого Веласкеса была написана художником, когда ему было всего 18 лет. В коллекции Эрмитажа она оказалась как картина без автора — и много лет спустя после покупки оказалось, что приобрели ее совсем не зря.

Ольга Махо: «По этикету того времени мужчины должны были снять в публичных пространствах шляпу и воротник. На полотне в воротниках сидят молодые, а самый старший персонаж снял и шляпу, и воротник. Это значит, он ведет себя прилично, чтит правила, а ребята ведут себя как типичные молодые люди — «не хочу и не буду».

На столе лежит самая естественная еда для стола в Испании того времени — ничего дешевле, чем хлеб и вино, там не было, а гранаты растут рядом прямо на дереве. Рыба плавает рядом в реке. Лук, который у старика в руках, тоже неприхотлив и хорошо растет. Есть разные интерпретации натюрморта на столе — например, некоторые говорят, что рыба — это отсылка к Христу, а хлеб и вино — символ евхаристии. Но не стоит слишком увлекаться стремлением расшифровать каждую деталь.

В XVIII веке эта картина считалась работой неизвестного фламандского мастера, потому что испанскую живопись за пределами Испании знали довольно мало, а уж тем более очень молодого Веласкеса. Автор «Завтрака» был определен только в конце XIX века».

Ювелирная реставрация: малахитовая квадратная чаша на ножке, Россия, Петербург (1850)

Возможно, каменные чаши — это не то, на что вы обратите внимание при посещении Эрмитажа. А зря

Это уникальные примеры русского камнерезного искусства первой половины XIX века.

Из каталога выставки «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» 2014 года следует, что восстановление чаши было долгим и трудным: «На плите, постаменте, ножке и чаше имелись значительные утраты, отслоения, осыпи наборных пластин малахита и резных деталей. <…> В местах утрат присутствовали грубые доделки из эпоксидной смолы. <…> Малахитовый набор чаши в местах отслоений укреплен с применением расплавов мастик на основе натуральных бальзамов и смол. Многочисленные утраты малахитового набора восполнены в технике русской мозаики, с учетом особенностей рисунка сохранившихся участков мозаичного набора, для чего подобран малахит, из которого выпилены и наклеены по месту недостающие элементы набора. <…> Выполнены тонкая шлифовка и полировка восполненных при реставрации участков. Нанесен и располирован слой воска, предохраняющий поверхность малахита от загрязнений и усиливающий декоративный эффект полировки. Все детали чаши собраны воедино».

Что посмотреть в Эрмитаже

В выставочных залах представлены художественные полотна, скульптуры, предметы нумизматики, объекты археологических раскопок. Коллекции музея родом из Англии, Германии, Италии, Франции, древней Греции, древнего Рима, Голландии. Многие туристы приезжают в Санкт-Петербург именно для того, чтобы посетить Эрмитаж. Что посмотреть в первую очередь здесь, каждый решает сам, но самые известные экспонаты – это «Мадонна Лита», «Мадонна Бенуа», «Возвращение блудного сына», «Вакх». Интересно также будет полюбоваться Золотой и Бриллиантовой кладовыми. Стоит отметить, что в Эрмитаже фото и видеосъёмка запрещены.

Интересные и познавательные факты об Эрмитаже:

  • слово «Эрмитаж» с французского переводится как келья, место для уединения;
  • в музее представлена самая большая коллекция полотен голландского художника Рембрандта за пределами территории нидерландского государства;
  • на территории музейного комплекса живёт несколько десятков кошек. Ещё несколько сотен лет назад их завезли в дворец, чтобы они отлавливали мышей и крыс;
  • здания музея интересны не только экспонатами и полотнами. Ведь Зимний дворец ещё сто лет назад был резиденцией царской семьи;
  • в кладовках галереи нередко находили полотна известных художников. И поныне любители искусства мечтают найти здесь нечто самое интересное в Эрмитаже;
  • в Эрмитаже можно увидеть древние фрагменты ковров, настоящего китайского шелка, татуировок на человеческой коже.

Основные ошибки туриста

Главная ошибка многих посетителей Эрмитажа – это желание осмотреть всю выставку за один день. Экспонатов очень много и каждый из них достоин внимания. Поэтому быстрая пробежка по выставочным залам не имеет никакого смысла.

Ещё одна особенность посещения Эрмитажа – это простаивание в долгих очередях. Поэтому рекомендуется приезжать к самому открытию, либо даже за полчаса до него. Это касается весны и лета, когда посетителей в галерее очень много. Лучше всего Эрмитаж Санкт-Петербург экскурсии посещать зимой либо поздней осенью. В это время людей здесь совсем мало и можно в комфортных условиях насладиться произведениями искусства.

Важно! Полезный совет для тех, кто ещё ни разу не был в Эрмитаже, но планирует его посетить. Заранее следует посмотреть план расположения всех интересующих полотен, скульптур, выставок, периодов, чтобы сократить время поисков

Все экспонаты осмотреть за один день не получится. 

Картины, скопированные сыном с работ отца: Питер Брейгель Младший, «Ярмарка с театральным представлением» (1562), «Проповедь Иоанна Крестителя» (1604), «Поклонение волхвов» (вторая половина XVI в.)

«Ярмарка с театральным представлением» (1562)

Младший Брейгель — гений копий с работ отца с небольшими правками, видными в мелких деталях. Благодаря эскизам, оставленным в мастерской отцом, художественному дарованию и смекалке он создавал картины, показывающие жизнь народа.

Людмила Фролова: «В Эрмитаже ведется большая работа по реставрации старой нидерландской школы и по ее изучению. «Проповедь Иоанна Крестителя» вновь стала доступна для публики после такого рода работ. Так как существует оригинал работы Брейгеля Старшего, реставраторы сделали выводы, что в мастерской тогда сохранился картон или подготовительный рисунок, который был переведен Младшим Брейгелем на новую доску, потому что фигуры очень уж сильно повторяют оригинал — только цвет отличается. Или, например, «Поклонение волхвов» переносится в небольшой нидерландский городок XVI века — эта зимняя сцена у Брейгеля Старшего дополнена снегопадом, а у младшего — нет. С «Ярмаркой с театральным представлением» не все так все просто — мы не знаем, была ли у Брейгеля Старшего такая картина. Возможно, это просто копия с оригинала, который до нас не дошел, а может быть, такой картины и не было вовсе, поэтому «Ярмарка» вообще представляет собой картину по мотивам многих разных работ».

Картина, реставрации которой Пушкин посвятил стихи: Рафаэль (Рафаэль Санти), «Святое Семейство. Мадонна с безбородым Иосифом» (1483−1520)

Это одна из двух работ Рафаэля в коллекции Эрмитажа. Примечательна она не только своей уникальной художественной ценностью, но и тем, как ее реставрировали.

Ольга Махо: «Это одна из картин, которые попали в Эрмитаж в составе коллекции Кроза (масштабная частная коллекция искусства, собранная французской семьей финансистов Кроза в XVIII веке. — Esquire). Во времена Екатерины II — работу тогда уже очистили от лака реставраторы. Такая процедура делается и сейчас.

Вот у Пушкина есть стихотворение:

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Оно связано именно с историей «Святого семейства» Рафаэля — Пушкин знал об этой процедуре снятия лака, это было важным событием, поэтому он посвятил ему стихотворение.

В технике данного произведения (справка, на чем и как исполнено произведение. — Esquire) указано «Перевод с дерева» — это не редкая для XVIII и XIX века техника. Перенос живописного произведения с дерева на холст выполнялся, если с деревянной основой происходили катаклизмы — например, по этой работе пошла трещина. Тогда живописный слой обклеивали тонкими полосками ткани или папиросной бумаги, потом картину переворачивали краской вниз и срезали доску прямо до живописного слоя. После чего брался загрунтованный холст и соединялся с живописью с обратной стороны, потом бумажки снимались — и картина фиксировалась на новой основе. Получалось, что то же самое изображение вместе с мазками, выполненными маслом, переносилось просто на более комфортную для хранения основу».

Жемчужина Эрмитажа: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Возвращение блудного сына» (1606−1669)

Эта работа Рембрандта находится в негласном списке must-see Эрмитажа — считается, что она являет собой финал пути самого художника: сначала он — беззаботный молодой человек с женщиной на коленях и бокалом в руке («», Рембрандт, 1635), а на этом полотне — взрослый мужчина, осознавший, что жизнь прошла и нужно обратиться к истокам.

Людмила Фролова, сотрудник научно-просветительского отдела: «Поздние работы Рембрандта на религиозные сюжеты — это тот пример произведений искусства, в которых нужно обратить внимание не на детали, а на эмоциональное состояние персонажей и по-человечески постараться сопереживать им. В сравнении с Рембрандтом 1630-х, с той же «Данаей» — ее экзотическим колоритом, деталями, — здесь живопись обобщенная, свободная, темная, высвеченные из полумрака лица, напряженный свет. Буквально несколько месяцев назад в экспозицию вернулась из реставрации еще она поздняя картина Рембрандта, которую традиционно называют «Падением Амана», — с нее удалили потемневшие слои лака, после чего мы можем с новой уверенностью сказать, что светлее картины Рембрандта после этого не становятся, это его оригинальный метод затемнения»

Буквально несколько месяцев назад в экспозицию вернулась из реставрации еще она поздняя картина Рембрандта, которую традиционно называют «Падением Амана», — с нее удалили потемневшие слои лака, после чего мы можем с новой уверенностью сказать, что светлее картины Рембрандта после этого не становятся, это его оригинальный метод затемнения».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий