Содержание
- 1 Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»
- 2 Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»
- 3 Чередование гласных е-и: правила правописания
- 4 2.3.3. Употребление буквы Э
- 5 Чередование гласных А-О
- 6 Упражнение 2. Правописание чередующихся гласных в корне
- 7 Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»
- 8 Чередование гласных Е-И
- 9 Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением
- 10 Безударные соединительные гласные
- 11 Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
- 12 Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
- 13 История чередующихся корней
- 14 Тест
- 15 Корни с чередующимися гласными А/О
Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»
В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________
Вспомните правило:
1. Базовый уровень
Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.
Подчеркните исключения.
1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.
2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.
3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.
2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)
Без удобрений не будет р…стений.
Л…жился на поля туман.
Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.
Изл…жите содержание параграфа учебника.
В доме еще не л…жились.
Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.
Рис р…стёт на болотистых местах.
Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.
Берег моря покрылся водор…слями.
Эти места удивляют богатой р…стительностью.
3. Усложнённый уровень
Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.
Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.
Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)
4. Усложнённый уровень
Найдите «четвёртое лишнее»:
водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли
изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться
5. Усложнённый уровень.
Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущ – сущ
Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»
1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.
Е И
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
………………… …………………. ………………… ……………………
2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………
3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?
4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.
Образец: снять-снимать.
Сжать- …………………., обнять-……………………,
понять-…………………, внять-………………….., пожать-……………………,
начать-…………………., занять-…………………, принять-……….. ………….
Чередование гласных е-и: правила правописания
Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».
Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.
Например: заберёт — забирает, придерётся — придирается, замерли — замирает, запер — запирается, вытерся — вытирается, блестит — блистает, выжег — выжигают, постелить — расстилаться, вычет — вычитать.
Исключения: сочетать, сочетание.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука + гласный (еда, краевед).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука ) также пишется е, а не э.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е | Пишется Э |
---|---|
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. | 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ. |
2. После гласной и, например: диета, реквием, кариес. | 2. После гласных (кроме и) в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт. |
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. | 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить). |
Упражнения к теме «2.3. Правописание гласных в корне»
- 2.1. Состав слова
- 2.2. Корень слова
- 2.3. Правописание гласных в корне
- 2.4. Правописание согласных в корне
- 2.5. Приставки
- 2.6. Правописание приставок
- 2.7. Суффиксы. Постфиксы
- 2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах
- 2.9. Основа и окончание
- 2.10. Словообразование. Основные понятия
- 2.11. Основные способы словообразования
- 2.12. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов
- 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
- 2.14. Слитное и дефисное написание сложных слов
- 2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Чередование гласных А-О
Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.
Вставьте потерянные буквы:
1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;
2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.
Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:
1) Подложили булавку, наивно полагаем, правильно излагаем мысли, положите игрушки на место, случайно коснулся, не прикасайтесь руками, налагаются обязательства, располагайтесь на диване, соприкосновение, наложенный платёж, Соборное уложение, предлагают помощь; знаменитая пловчиха, выплавляется сталь, плавучесть судна; старые сапоги промокают, промакни руки салфеткой, промокнуть до нитки;
2) Равнение в рядах, разровнять бетон, сравнить два варианта корня, несравнимые суждения, выровнять загар, повысить уровень жизни, равняются на лучших учеников, уровнять яму, живописные равнины; густая поросль, врожденное сращение пальцев, зарастают сорняком, порастёт густой травой, современная отрасль производства, нарастили силы.
Упражнение 2. Правописание чередующихся гласных в корне
Пробираться, соберут, разбирать, отберет, заберется, выбирать, продираться, дерется, замереть от страха, умирающий, отмирающие обычаи, упереться, запереть дверь, отпирать замок, упирающийся, отпереть, протирать, вытереть, растирать, постелить, расстилать, блистательный успех, блестеть, зажегательный, выжигать. Прикасаться, прикоснуться, прикосновение, неукоснительно, касательная.
Излагать, расположение, прилагательное, приложение, слагаемые, сложение.
Подрасти, отрастить, выращенный, возрастной, ростовщик, заросли, отрасль, поросль, костюм на вырост, подростковый. Несгораемый, загорелый, догорать, подгореть. Заря, озарение.
Преклонение, склонять, поклониться, наклоняться. Благотворительность, творение мастера.
Плавучий, поплавок, пловец, пловчиха. Обмакнуть в воду, промокательная бумага, промочить ноги, вымокли под дождем. Подровнять волосы, уравнение, равнина, равноправие, выравненный, сравнить, заровнять. Скакать на лошади, скачок, выскочка, подскочить.
Необходимо различать сочетания с чередующимися гласными и безударные гласные в корне сл.
Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»
От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________
В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________
В каком корне без ударения О? ________________Например __________________
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.
2. Вспомним строки великого Пушкина.
3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.
1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________
2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________
3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________
4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».
З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.
Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.
Чередование гласных Е-И
Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».
1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.
Ответы:
Стекло блестит, звёзды блистают, грибы собирают, соберут игрушки, умираю со смеху, замер от восхищения, отпереть дверь, отпирают ворота, протереть лицо, протирают пыль, выдерну скотч, выдирают зубы; разминаем мышцы, поджимает хвост, припоминают о домашних делах, произносят заклинания.
И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:
2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.
Ответы:
Переберём старую одежду, перебирается через дорогу, блеснуть на солнце, замерла от страха, запереться в комнате, гармоничное сочетание, вытереть со стола, сдирать скотч, перебирать черешню, умирать со смеху, вымирающий вид, отпирать замок, избирательная кампания, выстиранные футболки, подберешь одежду, выдернут зуб, прижигать рану, вытирать пыль, придерется к опечаткам, заниматься предпринимательством.
И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):
1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.
2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.
3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.
4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.
5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.
Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением
В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.
Безударные соединительные гласные
При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.
Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ци j– буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея,
например: бактерионоситель(бактерия), историография(история), религиоведение(религия), химиотерапия(химия), трахеобронхит(трахея), музеология(музей), но: музееведение.
Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
я– в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый(но в себе стоимостьи себе довлеющийбуква е); время-,
например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
например: имятворчество, имяславие(общественно-философское течение); семя-,
например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный(но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
а– в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой(но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний(но в словах с первыми частями девяносто-и сто-пишется о);
и– в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пятьдо двадцать, а также тридцать, пятьдесяти т. п.,
например: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный(но треугольный, треножники т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, например: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати-поле; в сложных притяжательных прилагательных типа дяди-Стёпин, тёти-Валин;
ы– в таких же прилагательных типа бабы-Дусин, Анны-Петровнин.
В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа-(авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква-(акванавт, акватехника ), мега-(мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа-(медиакомпания, медиахолдинг), макси-(макси-юбка ), миди-(миди-платье), милли-(миллиметр, миллиграмм), мини-(мини-турнир), санти-(сантиметр), деци-(дециметр), поли-(поливитамины, политехнический), квази-(квазиизлучение, квазинаучный); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия(планиметрия, дозиметрия ; но сейсмометрия, спектрометрия), -фикацияи -фицировать(электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация; но теплофикация, радиофикация); в названиях государств, территорий со второй частью -стан(Узбекистан, Туркменистан, Курдистан); в словах центрифуга, агрикультура(но агрокультурас другим значением).
Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки
Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.
Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.
-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.
и перед суффиксом -а- | е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть-чит(а)- |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.
Без ударения | Под ударением | |
-гар-//-гор- | загорел, горелый | загар |
-зар-//-зор- | заря, озарение | зорька |
-клан-//-клон- | наклонять, склонение | кланяться |
-твар-//-твор- | творить,творение | тварь |
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
-мок-(-моч-) | в значении «пропускать жидкость» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | в значении «погружать в жидкость» | макать |
-равн- | в значении «равный, наравне, одинаковый» | приравнять, уравнение |
-ровн- | в значении «прямой, гладкий, ровный» | выровнять |
-кас- | касаться, прикасаться |
-кос- | прикоснуться, прикосновение |
Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перескочить |
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.
Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
1. Напишите правило или нарисуйте схему
2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.
Р…сти, р…сти, яблонька, |
Выр…стайте, яблоки, |
Подр…стай! |
Поскорей! |
Цвети, цвети, яблонька, |
Р…сла, р…сла яблонька, |
Расцветай! |
Подр…сла. |
Золотое солнышко, |
И наелась яблочек детвора. |
Ярче грей! |
Почему в предложениях так много запятых?
3. Запишите данные слова в два столбика:
выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.
А О
……………………………….. …………………………………
……………………………….. ……………………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
……………………………….. …………………………………
4. Вспомните и запишите все слова-исключения.
5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.
- Дети ……………… не по дням, а по часам.
- На плохой почве трава не …………………. .
- Не беречь ………………… – не видать и цветочка.
6. Отгадайте загадку.
Что зимою вниз головою на крышах р…стет?(Можете нарисовать ответ!)
Усложнённый уровень.
1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)
В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?
— Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
— Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…
История чередующихся корней
Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.
Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.
Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:
- следующая за чередующейся гласной согласная;
- ударение;
- суффикс;
- смысловое значение.
Тест
Для успешного усвоения орфографической темы «Безударные гласные в корне слов» предлагаем выполнить тренировочный тест. В нем представлены слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне.
1. Буква «а» пишется во всех словах ряда:
- хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
- местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
- ф…соль, к…блук, волна к…чает лодку;
- г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.
2. Буква «о» пишется во всех словах ряда:
- запл…мбировать зуб, отл…жить встречу, в…кзал;
- совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
- к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
- сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.
3. Буква «е» пишется во всех словах ряда:
- воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
- к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
- уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
- з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.
4. Буква «и» пишется во всех словах ряда:
- абор…ген, воздушный поц…луй, г…рбарий;
- пал…садник, н…деля, инж…нер;
- выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
- греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.
5. Одна и та же буква пропущена в рядах слов:
- с…лома, б…гровый, з…рница;
- бл…снуть, ед…ничный случай, уз…лок;
- в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
- изб…ратели, вн…мание, об…деться.
6. Одна и та же буква пропущена в рядах слов:
- осв…дительный, ф…нарщик, ск…калка,;
- пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
- упл…тнить сроки, зат…чить карандаш, сотв…рение мира;
- покл…ниться зрителям, спл…влять лес, попр…шайничать.
7. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же проверяемая безударная гласная:
- изм…рение, прит…снять, в…щество;
- осв…житься, л…тать, вн…мательный;
- под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
- фл…мастер, пар…докс, к…бура.
8. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
- см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
- пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
- укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.
9. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
- раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
- ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
- к…вычки, обст…новка, прод…вец.
10. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
- р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
- ум…лчание, вым…кнуть до нитки, ан…мальный;
- распозн…вать, нак…лить шипцы, отв…рить рис.
11. Укажите ряд слов с непроверяемой безударной гласной в корне:
- д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
- об…грённый, уг…сать на ветру, благосл…вить;
- к…рамика, д…фект, ц…мент;
- п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.
12. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
- изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
- д…виз, м…дальон, п…ченье;
- сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.
13. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
- нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
- ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
- пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.
14. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- об…жать музыку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
- грам…тный, см…родина, об…няние;
- апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
- пок…янное письмо, г…рмония, к…литка.
Скачать статью: PDF
Корни с чередующимися гласными А/О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется о. | Зага́р – загорелый, угореть, погорелец. | Пригарь, изгарь, выгарки. |
Клан-/клон- | Кла́няться, покло́н – поклониться, склонять, наклонение, склонение. | ||
Твар-/твор- | Тва́рь, тво́рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. | Утварь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении пишется а. | За́рево, зо́рька – заря, зарница, озарять. | Зоревать, зорянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о, или ы), в безударном положении пишется а. | Пла́вать, плы́ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. | Пловец, пловчиха; плывуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-Ращ-/рос- | Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о. | Расти, растение, выращивать, наращение – выросший, заросли, поросль. | а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них, например: ростовщический). б) отрасль (и производные от них, например: отраслевой). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о), в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о. | Скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить. | Скачу, скачок, скачи, вскачь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а, перед ж пишется о. | Слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить. | Полог. |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Корни | Правило | Примеры |
---|---|---|
Кас-/кос- | Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о. | Касаться, касательная – коснуться, прикоснуться. |
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак- (мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». | Обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно («пропустить жидкость»), промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». | Поравняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение («математическое равенство») – подровнять кусты («сделать ровными»), разровнять песок («сделать ровным, гладким»). | Равнина, поровну, уровень, ровесник. |