Содержание
- 1 Методы запоминания информации
- 2 Схемы и биологические процессы
- 3 Программа курса
- 4 С чего лучше начинать
- 5 Как подготовиться к ЕГЭ по биологии
- 6 Составление конспекта по биологии
- 7 «Биология человека. Антропология»
- 8 Изучение биологии
- 9 Как готовиться
- 10 Глава 6. Основы экологии
- 11 Как лучше изучать анатомию
- 12 Как проще самостоятельно понять предмет?
Методы запоминания информации
Просто зазубривать предмет – не лучшее решение. У вас в сознание должна образовываться взаимосвязь между новыми понятиями и теми, которые вы знали ранее. Существуют разные стратегии запоминания, попробуйте несколько, чтобы найти наиболее эффективное решение именно для вас.
Визуалам (люди, которые лучше всего воспринимают визуальную информацию) подойдет вариант обучение по карточкам. Разные карточки, разные темы. Можно также использовать рисунки и схемы. Носите карточки с собой и пересматривайте их периодически.
Аудиалам (люди, проще воспринимающие информацию на слух) отлично подойдут аудио лекции по биологии. Слушать их можно в любое свободное время через наушники. Если готовые лекции вам не подходят, запишите свои на диктофон.
Лучше всего запоминается то, что имеет эмоциональную окраску. Поэтому полезно практиковать дискуссии или мозговые штурмы, для этого можно объединиться с кем-то. Вы лучше будете воспринимать то, что создали сами, поэтому рисуйте таблицы и схемы самостоятельно.
Схемы и биологические процессы
Отдельного внимания при изучении материала заслуживают схемы и биологические циклы. Их следует запоминать блоками, задействовав зрительную и двигательную память. Это значит, что помимо рассмотрения схемы нужно перерисовать в конспект или в черновик в той форме, которая кажется наиболее удобной для повторения. Так как быстро выучить биологию из-за большого количества материала почти невозможно, то оптимизация обучения будет весьма кстати.
Простая перерисовка схем по несколько раз позволит им отложиться в памяти. Это уже пример так называемого заучивания. По другому пути в такой ситуации пойти нельзя, хотя возможность детально воспроизвести схемы нужна только для экзаменов. В ходе практической деятельности их всегда можно держать перед собой.
Важно, что перерисовывать схемы необязательно полностью. Можно перенести на бумагу непонятные участки
Перерисовав их однажды, следует повторить этот процесс по памяти спустя несколько часов. Если схемы сложные, то допускается многократная перерисовка и сверка с оригиналом. Понадобится терпение, но это поможет ускорить изучение материала и позволит ему надолго остаться в памяти.
Программа курса
Программа обучения включает видео уроки по подготовке по биологии к ЕГЭ, а интерактивные тесты и задания помогут закрепить полученные знания по каждой отдельной теме и эффективно подготовиться к сдаче экзаменов по биологии на максимальный балл.
развернуть все
свернуть все
Введение
- 2. Введение. Биология как наука00:24:53
- Тест по теме «Биология как наука» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 19)
Молекулярная биология
- 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ. Химический состав клетки. Неорганические вещества00:16:43
- Тест по теме «Неорганические вещества клетки» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 13)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 1)
- 4. Химический состав клетки. Биополимеры. Углеводы. Липиды00:22:33
- Тест по теме «Углеводы и липиды» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 17)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 5. Химический состав клетки. Биополимеры. Белки00:23:20
- Тест по теме «Белки» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 19)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 2)
- 6. Химический состав клетки. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты, АТФ00:12:11
- Тест по теме «Нуклеиновые кислоты. АТФ» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 14)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 2)
Биология клеток
- 7. ТЕМА БИОЛОГИЯ КЛЕТОК. Клеточная теория. Строение клетки00:36:25
- Тест по теме «Клеточная теория. Строение клетки» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 28)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 8. Вирусы. Бактерии00:29:25
- Тест по теме «Вирусы. Бактерии» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 23)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 9. Получение клеткой энергии. Энергетический обмен00:24:23
- Тест по теме «Обеспечение клеток энергией» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 25)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 10. Пластический обмен. Фотосинтез00:20:29
- Тест по теме «Фотосинтез» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 23)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 11. Пластический обмен. Биосинтез белка00:28:56
- Тест по теме «Биосинтез белка» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 18)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 12. Регуляция активности генов. Задачи на биосинтез белка00:27:51
- Тест по теме «Регуляция активности генов» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 9)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 4)
- 13. Деление клетки. Митоз. Решение задач на нахождение количества ДНК00:31:26
- Тест по теме «Деление клетки. Митоз» (часть 1 ЕГЭ — заданий: 23)
- Задания по теме (часть 2 ЕГЭ — заданий: 2)
- 14. Деление клетки. Мейоз. Решение задач на нахождение количества ДНК00:30:42
Онтогенез
- 15. ТЕМА ОНТОГЕНЕЗ. Типы размножения. Строение половых клеток00:29:23
- 16. Гаметогенез и оплодотворение. Оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у растений00:16:23
- 17. Эмбриогенез. Развитие зародыша на ранних стадиях. Постэмбриональное развитие организмов00:35:28
Генетика
- 18. ТЕМА ГЕНЕТИКА. 1 и 2-й законы Менделя. Гипотеза чистоты гамет00:14:42
- 19. Решение задач. Общие принципы00:22:15
- 20. Неполное доминирование00:09:16
- 21. Анализирующее скрещивание00:09:10
- 22. Наследование пола. Признаки, сцепленные с полом. Решение задач00:16:57
- 23. Наследование групп крови и резус-фактора. Решение задач00:12:42
- 24. 3-й закон Менделя. Дигибридное крещивание00:17:18
- 25. Решение задач на независимое наследование признаков00:24:10
- 26. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Хромосомная теория00:20:16
- 27. Решение задач на сцепленное наследование признаков00:21:45
- 28. Анализ родословных. Решение задач00:18:11
- 29. Взаимодействие генов. Плейотропия00:23:52
- 30. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость00:17:29
- 31. Изменчивость организмов. Мутационная изменчивость00:31:07
- 32. Изменчивость организмов. Соматические мутации. Комбинативная и цитоплазматическая изменчивость00:17:55
Завершение курса — Итоговые результаты
С чего лучше начинать
Если вам до экзамена остался ровно 1 год, это значит, что вы спохватились поздней весной. Это самое хорошее время для познания живого, поскольку мир вокруг вас наполнен наглядными пособиями. Однако начинать нужно не с ботаники, как может показаться на первый взгляд.
- Возьмите учебник за последний год и прочитайте его весь, делая упор на теорию эволюции, генетику и устройство экосистем. Это необходимо для того, чтобы понять логику развития живой материи. Она состоит в том, что каждый вид формируется по той причине, что однажды у какой-либо особи появилась мутация, которая дала ее представителю преимущества. В потомках эта информация закрепилась и стала передаваться из поколения в поколение. Так появляется один вид, который формируется на базе другого. Вот почему все живое на планете находится в генетическом родстве.
- Далее начинайте учить ботанику. Сейчас школьные учебники очень хорошие, с прекрасными иллюстрациями. Однако постарайтесь увидеть своими глазами представителей того таксона, который вам по программе нужно выучить. Так вы запомните образ, а это уже половина успеха. Логика в ботанике заключается в том, что все растения объединены единым автотрофным способом питания (за редким исключением), а также развитием способов размножения и заботы о потомстве в виде семян и плодов.
- После ботаники следует переходить к зоологии. Хорошо бы изучать оба раздела параллельно, чтобы понимать различие между двумя царствами, но это мало кто может. В зоологии, как и в любой другой науке, есть свои тонкости и подводные камни. Хотя и ее тоже можно выучить за лето. В подготовке полезно использовать различные наглядные пособия. Лучше всего для этого подойдет образ гидры, которая представляет собой переходную форму между одноклеточными и многоклеточными животными. Фактически, это мешок из ряда клеток. Однако они уже дифференцированы по функциям и действуют согласованно, что и является главным признаком единого организма. Правда, это наглядное пособие слишком маленькое и живет в воде. Также необходимо запечатлеть дождевого червя. Он является представителем кольчатых червей, положивших начало эволюционной ветви, которая привела к появлению позвоночных животных и, в конечном итоге, человека.
- Обычно такие организмы, как грибы и лишайники, рассматриваются в разделе ботаники. Однако это отдельные царства. Грибы по способу питания и строению ближе к животным. Они едят только мертвую органику и не занимаются фотосинтезом. Лишайники представляют собой настолько плотный симбиоз водорослей и грибов, что они имеют не только одно тело, но и 1 геном. Это значит, что они порождают именно свой вид лишайников, а не отдельно грибы или водоросли. Если в этот период изобилия наглядных пособий вам доведется побывать в лесу, то найдите хорошую лесную подстилку (многолетний слой опавших листьев) и копните ее так, чтобы образовался небольшой срез. Между листьями, находящимися на разной стадии разложения, можно увидеть белые нити, пронизывающие весь слой подстилки. Это весьма своеобразное творение природы и есть грибы — нити из сцепившихся друг с другом клеток, которые, заплетаясь, образуют те самые плодовые тела, так привлекающие людей своей красотой или съедобностью.
- До октября вы должны познать общие принципы устройства живой материи, изучить признаки и классификацию всех многоклеточных организмов. Теперь можно заняться и человеком, то есть его анатомией и физиологией. Завершить ускоренный курс познания основ биологии нужно ее молекулярным и микробиологическим разделом.
Последним этапом вашего познания биологии за 1 год должны стать мероприятия по заполнению всевозможных тестов и упражнения по самоконтролю.
Как подготовиться к ЕГЭ по биологии
Около 20% выпускников школ ежегодно выбирают этот предмет для сдачи, что делает ЕГЭ по биологии четвертой по популярности дисциплиной.
Тест ЕГЭ включает в себя две части, первая состоит из 33 заданий, требующих быстрого анализа вариантов и краткого ответа, представляющего собой цифру или же последовательность цифр.
Вторая часть включает в себя 7 заданий с необходимостью развернутого ответа и подробного описания процесса решения поставленной задачи.
К 2016 году структура КИМов была значительно оптимизирована: общее количество заданий уменьшилось с 50 до 40 вследствие увеличения числа вопросов, требующих подробного развернутого ответа.
Продолжительность экзамена – 180 минут. В 2016 году проходной балл ЕГЭ по биологии равен 37 тестовым баллам (17 первичных баллов из 69 возможных), что означает, что для преодоления минимального порога необходимо справиться с первыми 18 заданиями.
Статистика биология ЕГЭ
В 2015 году средний тестовый балл ЕГЭ по биологии по данным Рособрнадзора составил 53, 2 балла против 54,1 в 2014 году. Для успешного прохождения процедуры ЕГЭ по биологии необходимо овладеть навыком быстрого принятия решения и анализа существующих данных, содержащихся в самом вопросе.
Результат ЕГЭ по биологии
Грамотное использование собственного времени, а также имеющихся теоретических знаний , полученных при подготовке, позволит справиться с максимумом заданий в короткое время. Несомненно, для сдачи ЕГЭ необходима сильная мотивация и внутренний тезис: четкое понимание того, как этот экзамен повлияет на дальнейшую жизнь, выбор профессии.
Полезно будет составить план по тайм-менеджменту и последовательный список мероприятий для подготовки на каждый день, который поможет не отклоняться от плана.
После самостоятельного освоения материала стоит вернуться к ранее изученному, сопоставить с новой приобретенной информацией – неоднократное повторение пройденного даже в короткое время поможет закрепить знания.
Онлайн подготовка к ЕГЭ
Если время на подготовку существенно ограничено – имеет смысл обратиться к экспресс- пособиям, а также к онлайн-тестам.
Для ознакомления с теорией дисциплины существует множество сайтов:
http://onlinebiology.ru — сайт предлагает ознакомиться с видеоуроками по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии, со статьями о разных разделах этой науки, схемами, таблицами и презентациями, которые помогут оперативно составить теоретическое представление о предмете.
http://examer.ru/ege_po_biologii/2016/- данный сервис поможет укрепить знания и попрактиковаться в решении оригинального теста с возможностью оценивать свой темп прохождения экзамена и возможные пробелы в технике.
https://ege.yandex.ru/biology/ — очередной портал, позволяющий решить несколько тестов из материалов ЕГЭ прошлых лет.
http://4ege.ru/biologi/ — данный сайт предлагает множество демонстрационных вариантов ЕГЭ по биологии, а также отдельные задачи по исчерпывающему количеству тем, вопросы о которых могут встретиться в тексте экзамена
Кроме того, на сайте можно найти полезные методические рекомендации.
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory — ознакомиться с кодификатором также немаловажно: он содержит перечень минимальных требований к уровню подготовки выпускников, показывает специфику и материалы потенциальных заданий.
Заключение
Выполнение всех рекомендаций, внимание к ним обеспечит наиболее благоприятные условия для быстрой и продуктивной подготовки к экзамену, и в итоге к хорошему результату государственного тестирования
Составление конспекта по биологии
Предложенная выше рекомендация относится и к составлению конспекта. Это значит, что нельзя отвлекаться на то, чтобы вынести нужный момент в конспект до того, пока обучаемый не дошел до логической точки. Нельзя отвлекаться, пока рассматриваемая часть материала не отложилась в памяти. А после этого в более понятном и сформированном виде ее можно внести в конспект, если это потребуется.Следует подробно объяснить, почему такая схема изучения является удачной.
Добравшись до логической точки в материале, обучаемый лучше понимает его. И наоборот, если ученик или студент, изучая параграф, сталкивается с незнакомым моментом и отрывается от книги, чтобы внести его в конспект, он теряет «нить повествования». Хотя чаще всего этот аспект удобно объясняется уже в следующих предложениях. Прочитав их, можно именно понять описываемый процесс или явление, а не заучить.
Информация, которую удалось понять, будет храниться в памяти в той форме, в которой она удобна для воспроизведения. А заученные данные очень скоро забудутся, и вероятность их практического применения невысока. Разумеется, такой способ обучения требует времени, так как выучить биологию за 5 минут невозможно. Зато позже ее легко повторить, уже понимая то, что было рассмотрено в параграфе.
«Биология человека. Антропология»
С середины XX в. развивается комплекс дисциплин, объединённых под названием «Биология человека». В западной литературе все науки о человеке, как правило, объединяют в единую универсальную науку — антропология. Она изучает все стороны человеческого бытия (например, особенности физической организации человека, его материальной и духовной культуры, психологию, язык и т. д.).
Особенно часто термин «биология человека» употребляется в качестве синонима понятия «антропология». Однако правильнее под этим термином считать лишь очень важный раздел антропологии, изучающий физиологические, биохимические и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиологическими и химическими особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям. (Источник)
Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология прежде всего исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различных естественно-географических средах.
Схема. Биология человека: дисциплины
В «биологию человека» входят прежде всего следующие дисциплины:
- Биохимия человека — наука о химическом составе человeческого оргaнизма, о химических процессах, происходящих в нём и обеспечивающих его жизнедеятельность.
- Физиология человека — наука, изучающая функции (процессы жизнедеятельности) человеческого оpгaнизма, его органов, физиологических систем.
- Биология развития человека — изучает закономерности индивидуального развития (онтогенеза) человека; начиная с зиготы (продукта слияния двух половых клеток) и заканчивая смертью.
- Анатомия человека — изучает внешнее и внутреннее строение чeловеческого оpганизма, составляющих его органов и систем.
- Генетика человека — наука о наследственности и изменчивости человека и методах управления ими.
- Экология человека — изучaeт закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.
Это конспект по теме «Биология человека. Антропология». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Системы регуляции процессов
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии за 8 класс.
Изучение биологии
В школьной и университетской программе обучения имеется один общий момент. Он сводится к постепенному усложнению изучаемого материала, который опирается на уже известные общие закономерности. Этот способ обучения протекает в направлении от общего к частному и позволяет сформировать целостную совокупность знаний у конкретного обучающегося. Окончание обучения — это поиск логической точки, в которой обучающемуся все, что касается материала, уже понятно. Потому главной рекомендацией при изучении параграфов является ознакомление с их содержанием без отрыва и отвлечения.
В уютных для себя условиях следует прочесть все, понять и запомнить содержание. Не следует отрываться от чтения в тех участках, в которых не поставлена так называемая логическая точка. Это значит, что если обучающемуся нужно оторваться от чтения, то сделать это лучше по окончании смыслового блока учебника. Если прерываться посреди объяснений материала, мозг не сформирует логическую точку, тогда учить биологию придется снова с самого начала параграфа.
Как готовиться
Подготовку лучше всего начинать в десятом классе. Первый год стоит посвятить теоретической подготовке, а в одиннадцатом классе тренироваться выполнять задания и осваивать формат ЕГЭ.
Выбор материалов
Пособий по биологии много, но все они неидеальны, ведь у каждого автора своя сфера научных интересов. К тому же нельзя шесть лет обучения вложить в одну книжку. Редкий биолог одинаково хорошо разбирается во всех разделах науки, поэтому одним темам в пособии уделяется больше внимания, другим меньше.
Выпускникам рекомендую присмотреться к «Биологии для поступающих в вузы» Габриэля Билича и Валерия Крыжановского. Тем, кто будет проходить дополнительные вступительные испытания по биологии, например, в МГУ — пригодится трёхтомник Г. Билича и В. Крыжановского «Биология. Полный курс»
Также стоит обратить внимание на пособия Д.А. Соловкова и Т.А
Шустановой.
Советую полистать книги в магазине и посмотреть, как у разных авторов объясняется самая непонятная школьнику тема. Если материал изложен доходчиво: «О, я понял, наконец, этот метаболизм!» — то можно брать учебник этого автора.
Если какая-то тема никак не даётся, полезно посмотреть короткие обучающие видео в интернете, причём чем больше — тем лучше, и неважно, на каком языке. Мейозы, митозы, метаболизм — всё это наглядно представлено в анимированных видеороликах на ютьюбе
Глава 6. Основы экологии
- Биосфера
- Круговорот веществ в биосфере
- Сообщества живых организмов
- Основные биологические сообщества суши:тундра, лесотундра, хвойные леса
- Основные биологические сообщества суши: широколиственные леса, степи
- Основные биологические сообщества суши: саванны, пустыни, вечнозеленые леса
- Взаимодействие организма и среды. Экосистемы. Биогеоценозы
- Абиотические факторы: температура и освещенность
- Абиотические факторы: влажность, химический состав, рельеф
- Устойчивость к факторам среды
- Биотические факторы
- Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами
- Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами
- Биотические факторы. Обобщение
- Экологическая ниша. Взаимодействие факторов среды
- Экологические стратегии
- Экологическая структура биоценозов
- Трофические связи в биоценозе
- Понятие продуктивности экосистем
- Смена биоценозов. Сукцессии
Как лучше изучать анатомию
Анатомия и физиология человека — это курс про то, как работает организм одного вида млекопитающего. Любой организм построен по принципу единства различных систем, призванных обеспечить тело всем необходимым для функционирования. Для того чтобы быстро и легко познать, как устроено и функционирует человеческое тело, нужно составить таблицу органов и выполняющихся ими функций.
Например, функция измельчения пищи до состояния способности проходить сквозь стенки кишечника, а затем и кровеносных сосудов обеспечивается системой органов:
- ротовой полостью;
- глоткой;
- пищеводом;
- желудком;
- кишечником;
- печенью;
- поджелудочной железой.
В одной фразе опишите роль каждого органа системы. И так для всех крупных систем:
- сердечно-сосудистой (транспортная функция);
- выделительной (почки, кожа, легкие);
- опорно-двигательной (скелет, мышцы, сухожилия);
- управления организмов (нервная сеть с ее скоплениями в виде спинного и головного мозга, гормоны и органы, их производящие, органы чувств как структуры, извлекающие информацию из среды);
- дыхательная как совокупность органов, обеспечивающих процесс клеточного дыхания (доставка кислорода, устранение углекислого газа).
Такая структуризация информации позволит вам увидеть логику и взаимосвязь, что хорошо и надолго зафиксирует знания о предмете. Для того чтобы окончательно сформировать представление об организме как единой системе, в таблице оставьте еще один столбец для информации о функциональных связях между органами разных систем. Например, поджелудочная железа входит сразу в две системы функций — пищеварительную и гормональную. Кожа выполняет функцию органа чувств, то есть является частью системы управления организмом, а также выводит воду и соли, то есть относится к выделительной системе.
Как проще самостоятельно понять предмет?
Без репетитора самому, конечно, сложнее разобраться в биологии. Но ничего страшного в этой науке нет. Просто ее нужно воспринимать легко, как нечто познавательное и интересное, тогда ее запоминание пройдет проще — через осознание каждой темы.
Готовиться к экзамену всегда рекомендуется по специальным учебникам. Они содержат в себе всю необходимую информацию. Но также они перенасыщены сложными терминами, затрудняющими восприятие и понимание написанного. Поэтому желательно кроме учебников использовать различные пособия, написанные простым обывательским языком. Они помогут растолковать и уяснить изложенное в учебнике
Читать лучше молча, потому что при проговаривании слов вслух внимание рассеивается и информация хуже запоминается
Как дополнительный вспомогательный учебный материал можно использовать научные фильмы. Они подробно и наглядно раскроют темы, сложные для понимания. К тому же при просмотре учебных фильмов работает зрительная и слуховая память, что дает более высокий уровень запоминаемости.
Нельзя бросать прочитанную тему недоученной. Если после многократного прочтения тема так и осталась неосвоенной, ее необходимо разобрать более детально. Нельзя переходить к изучению следующего материала, если не выучен предыдущий. Изучать необходимо маленькими порциями. После прочтения странички нужно кратко для себя проговорить, о чем шла речь. Если все понятно, следует продолжить чтение. Если нет — прочитать еще раз. Постоянный самоконтроль знаний позволит выявить пробелы в памяти и равномерно выучить весь материал.
Биология — это наука, изучающая живые организмы.
Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.
Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.
Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.
Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.
Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой. Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных. Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.
В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов. С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др. Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.
Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.
Таким образом, биология — это система наук
.
Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.
Несмотря на свою богатую историю , и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.
В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни). Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный
На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками
Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.