Аргументы для эссе по обществознанию егэ

Афоризмы

  1. «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим». Древнеримский оратор, философ и политический деятель Цицерон считал, что предназначение человека заключается в его объединении и взаимодействии с остальными людьми.
  2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что человек рождается благодаря природе, но его личность развивается и формируется под влиянием общества.
  3. «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем». Л. Н. Толстой говорил о том, что человек, который не способен к взаимодействию с другими людьми, живёт бессмысленно.
  4. «Все дороги ведут к людям». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что человеку необходимо находиться в обществе. Жизнь в одиночестве – это не жизнь.
  5. «Человек становится человеком только среди людей». Министр культуры ГДР И. Бехер считал, что человек может стать человеком, только под влиянием общества.
  6. «Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество, именно поэтому самая высокая сфера прекрасного – человеческое общество». Революционер, философ и литературный критик Н. Г. Чернышевский считал человеческое общество – самым прекрасным, что есть в нашем мире.
  7. «Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями». Французский писатель А. Моруа считал, что человеческий характер формируется под влиянием его взаимоотношений с окружающим миром.
  8. «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними». Французский писатель Ш. Монтескье говорил о том, что человеку необходимо находиться в гармонии с обществом, для того чтобы совершать великие дела.
  9. «В каждом человеке есть что-то от всех людей». Немецкий учёный и философ К. Лихтенберг говорил о том, что все люди взаимосвязаны. Каждый человек является маленьким механизмом в общественном устройстве.
  10.  «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Ф. М. Достоевский считал, что каждый человек обязан чувствовать ответственность за свои поступки и поступки окружающих людей.

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Пишем эссе

Теперь приступим к написанию эссе. Выполняем критерий за критерием, грамотно формулируя наши мысли. Помним, что кто ясно мыслит — ясно излагает! Итак, КРИТЕРИЙ 1:

Переходим к теоретической аргументации. Даем определения нужных для раскрытия темы понятий, увязывая их в доказательную базу.

Понятие «индивид»

КРИТЕРИЙ 2:

Постепенно переходим в тоже время к выполнению КРИТЕРИЯ 3.
Показываем, что будем приводить примеры из истории. И, конечно, приводим классические примеры из литературных произведений, раскрывающие разные аспекты проблемы (это ценится — умение посмотреть на цитату с иной точки зрения:

Аргументы для раскрытия темы «Социализация»

Обязательно подводим итог, это этика выполнения любого письменного задания. Теперь наше эссе готово!

Итак, мы написали небольшое по объему (не более 20 коротких предложений) эссе. При этом применили ряд терминов — индивид, личность, социализация, мировоззрение, статусы, роли, общественные отношения. И привели примеры в подтверждение своей точки зрения (сделав это как завершение эссе, тоже хороший ход для итога) из смежных предметов — истории и литературы. При этом мы не исказили факты, и выполнили, таким образом, все критерии. Мы претендуем на максимальный балл за это эссе!

Готовьтесь к написанию эссе с нами на нашем сайте и с помощью моего курса написания эссе, удачи Вам на ЕГЭ 2015 по обществознанию!

Структура эссе, как раскрыть проблему и аргументировать свою позицию

Преподаёт обществознание в Фоксфорде

Эссе — обязательная часть ЕГЭ по обществознанию. Чтобы написать сильное эссе, вам нужны теоретическая база по предмету, начитанность, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы, а также навык изложения своих мыслей в письменном виде.

Критерии оценивания

Приступая к сочинению, необходимо понять, как эксперты ставят оценки. Эти критерии, по сути, и лягут в основу вашего мини-сочинения.

Самый главным и ключевой критерий на который каждому необходимо ориентироваться — это раскрытие смысла высказывания (К1). Если за него вы получаете 0, то и за всё сочинение ЕГЭ по обществознанию автоматически выставляется 0 баллов, какими бы прекрасными не были дальнейшие рассуждения. При раскрытии смысла высказывания с опорой на цитату вам могут помочь рассуждения в рамках неё и предположения о том, какой теоретический аспект затрагивается в цитате.  Словами-помощниками для вам могут стать «сущность», «идея» и «проблема».

Теоретическая аргументация — это К2, за
который максимум можно получить 2 балла
В качестве теоретической аргументации выступают все ваши теоретические
знания и аспекты, которые необходимы для раскрытия смысла цитаты или уже
встречаются в самой цитате.

Связность и логичность рассуждений, выводов — это К3. За него вы можете получить 1 балл, если ваши рассуждения будут содержать логические связки и переходы. К тому же, ваши рассуждения должны быть связными и непротиворечивыми. Не забывайте о микровыводе после каждого теоретического аргумента и выводе в конце задания.

Последний критерий — качество практических аргументов (К4), за который вы также можете получить 2 балла. О них я подробнее расскажу в следующем параграфе.

Таким образом, максимум за всё мини-сочинение можно получить 6 баллов.

Отношение автора к проблеме

Общество формирует личность, однако и личность оказывает определённое влияние на социум. Человек и общество находятся в тесных взаимоотношениях, одно не может существовать без другого. Человек создан для общества и с самого рождения находится в нём. Именно в обществе формируется и развивается человеческая личность, от окружения и условий жизни зависит то, каким человек вырастет. Одиночество приносит людям страдания, они чувствуют себя потерянными и несчастными, находясь вне общества. Общество представляет собой единый огромный механизм, состоящий из множества мелких элементов – человеческих личностей.

Общая информация

Эссе — это особый вид работы, которая подразумевает высказывание индивидуальных впечатлений и соображений по теме. В ЕГЭ — это творческое мини-сочинение, раскрывающее конкретную проблему, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук, представляющую интерес в контексте социально-гуманитарных наук.

Оно должно соответствовать ряду требований:

  • представлять собственную точку зрения;
  • иметь теоретическое обоснование;
  • содержать термины и цитаты;
  • логично излагаться;
  • в тексте должны встречаться приемы обобщения и сравнения.

Для написания эссе нужно немного условий. Первое — это наличие конкретного вопроса или темы, второе — небольшой объем, третье — изложение личного взгляда. Автор может свободно высказывать свои мысли. На поставленную проблему должен быть изложен многоаспектный взгляд.

Примерные темы делятся на несколько общих категорий — социальная психология, философия, политология, экономика, правоведение, социология, социальная психология. Поэтому лучше подбирать аргументы по направлениям.

Суперполезные советы по написанию эссе

Информация о просмотренных фильмах и прочитанных книгах относится к личному социальному опыту. Даже если вы посмотрели фильм или прочитали книгу в рамках образовательного процесса.
Будьте аккуратны при использовании фактических примеров. Например, если вы перепутали и написали, что гора Эльбрус находится в Китае, а Северная Корея — демократическое государство с рыночной экономической системой, вам не засчитают фактическую аргументацию.
Количество слов в эссе по обществознанию, к счастью, не ограничено. Пишите столько, сколько душе угодно

Главное — не уходите далеко от темы.
В начале и в конце упомяните актуальность идеи, почему вас затронуло именно это высказывание. 
Используйте вводные слова: «во-первых», «во-вторых», «не менее важно то, что …» и т.д.
Не бойтесь придумывать модели-иллюстрации для фактической аргументации. В 2019 году составители экзамена упростили задачу сдающим

Стало возможным самим «подгонять» пример для проблем. 
Выучите клише. В условиях ограниченного времени лучше думать об аргументах и терминах, чем о том, с каких слов лучше начать писать эссе. 
Пишите сразу в чистовик. Черновик на ЕГЭ нужен только для заметок и небольшого плана письменного задания.

Вам подойдут репетиторы

Шейла Бахтияровна У.
Предмет: обществознание

Ольга Борисовна М.
Предмет: обществознание

Амаяк Варданович В.
Предмет: обществознание

Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Обществознание – самый популярный предмет из числа дисциплин по выбору. В прошлом году, несмотря на все сложности экзаменационной кампании, 48% экзаменуемых сдавали именно обществознание (это около 375 000 человек).

В 2021 году кардинальных изменений в структуре ЕГЭ по обществу не ожидается. Масштабные реформы системы контроля качества знаний завершены и все КИМы соответствуют ФГОС, поэтому Министерство просвещения берет курс на стабильность требований к выпускникам 11-х классов, что должно дать возможность будущим абитуриентам как можно лучше подготовиться к экзаменам и продемонстрировать более высокие результаты.

На экзамене по обществу в 2021 году экзаменуемым предложат за  3 часа 55 минут выполнить 29 заданий, из которых:

  • 20 – с кратким ответом;
  • 9 – с развернутым (включая задание №29 – эссе).

Естественно, что многие выпускники волнуются больше всего именно за последнее 29-е задание, в котором необходимо написать мини-сочинение, сформулировав идеи затронутой автором высказывания темы.

Структура эссе по обществознанию

Заглянем в структуру эссе по обществознанию ЕГЭ 2020. Каждый пункт — новый абзац:

  1. Раскрытие проблемы, поиск идеи автора и её обоснование;
  2. Аргументация теоретическая;
  3. Аргументация фактическая;
  4. Вывод.

Подробнее остановимся на каждом.

Раскрытие проблемы

Итак, первый абзац — формулировка основной идеи высказывания. То, как вы понимаете суть мысли автора. Допустим, французский писатель Андре Моруа однажды сказал, что «бизнес — это сочетание войны и спорта». Вам нужно объяснить любопытному проверяющему, что он имел в виду.

Проверяющие наверняка будут искать в этой части такие ключевые слова как «конкуренция», «рынок», «предприниматели», «покупательский спрос» и т.д

Важно, чтобы вы использовали только те термины, значения которых хорошо знаете. Чем лучше вы ими владеете, тем легче будет раскрыть второй пункт

Аргументация теоретическая

В этой части эссе вам нужно показать знание обществоведческих понятий, обозначить их прямую либо косвенную связь с идеей высказывания. Это и заставляют делать нас на уроках обществознания — учить наизусть определения элементов всех сфер жизни. В социологии чаще всего встречаются понятия: «общество», «личность», «социализация», «потребности», «биологическое» и «социальное» в человеке и др.

Данную часть эссе можно построить в форме вопросов и ответов. Вернёмся к высказыванию А. Моруа и приведём пример:

«Для продолжения рассуждения о данной идее необходимо обратиться к теории. В первую очередь, в бизнесе, как и в спорте, производители нацелены на достижение результата (прибыли). А что же такое бизнес? Бизнес — это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела. Бизнес, как и спорт — площадка конкурентов. Конкуренция бывает разных видов, необходимо выделить…»

Аргументация фактическая

Примеров для фактической аргументации может быть больше двух.

В официальном требовании ФИПИ к выполнению 29-ого задания выделены три основные группы источников: 

  • из общественной жизни современного общества, т.е. это реальные факты и модели социальных ситуаций («Гражданин К. стал предпринимателем, но не смог реализовать сбыт своей продукции…»), включая СМИ, интернет-ресурсы социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из вашей жизни или жизни ваших родственников; также сюда относят прочитанные книги, просмотренные фильмы и т.д.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Лучше писать каждый аргумент в отдельном абзаце. Так текст будет более логичным и структурированным. Кроме того, они должны быть из разных источников. Например, если вы решили рассказать о предпринимательском опыте отца, следующий пример лучше взять из СМИ или истории. 

Вывод

Заключительный этап эссе — вывод. Стоит написать о том, что приведенные примеры и аргументы помогают постичь суть высказывания того или иного мыслителя

Также важно отметить актуальность поднятой им проблемы, её значение в современном мире

В последнем абзаце вы подводите итог всему, о чём говорили ранее, но более сжато:

«В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что приведённые мной примеры и термины заставляют нас убедиться в точности и правильности слов автора. Ведь, действительно, … (здесь снова перифраз цитаты)»

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Структура сочинения ЕГЭ по обществознанию

Теперь, когда мы с вами знакомы с критериями оценивания 29 задания ЕГЭ по обществознанию, давайте рассмотрим, как должно выглядеть ваше мини-сочинение с точки зрения структурных элементов. Структура сочинения должна содержать элементы, которые, во-первых, будут оцениваться экспертами, а, во-вторых, позволят вам создать логичный текст. Примерный объём хорошего мини-сочинения — от 1,5 до 2 страниц.

Ваше мини-сочинение должно содержать следующие элементы:

  • Смысл высказывания (К1)
  • Ваша позиция по данному высказыванию (согласие/несогласие). От вашей позиции будет зависеть дальнейшая логика приводимых практических и теоретических аргументов.
  • Теоретические аргументы (К2) + микровыводы
  • Практическая аргументация (К4) + микровыводы
  • Общий вывод по всему мини-сочинению

Если, выполняя 29 задание ЕГЭ по обществознанию, вы будете следовать чёткой структуре, вам не придётся тратить время на создание «скелета». К тому же вы будете чётко понимать, какие элементы обязательно должны присутствовать в вашей работе. Только что мы с вами создали шаблон вашего мини-сочинения, которым вы можете воспользоваться на реальном экзамене.

Практические и теоретические аргументы

Теперь давайте более подробно остановимся на практических и теоретических аргументах, так как именно они лягут в основу вашего сочинения на ЕГЭ по обществознанию. Начнём (в соответствии с нашей структурой!) с теоретических аргументов.

Теоретические аргументы

В основе теоретических аргументов должны лежать ваши знания по основным теоретическим аспектам в рамках смысла высказывания. Всего должно быть 2 теоретических аргумента. Постарайтесь выделить два опорных понятия, которым вы будете далее давать характеристики и развивать в качестве теоретических аргументов. И помните о том, что теоретические аргументы обязательно должны быть связаны как с темой цитатой, так и между собой. Если же в самой цитате уже присутствует термин, он обязательно должен быть раскрыт в вашем мини-сочинении! И не забудьте сделать микровывод, чтобы гарантированно получать 1 балл по К3.

Практические аргументы

Теперь давайте перейдём к практическим аргументам, которые являются логическим продолжением вашей работы. В сочинении должно быть 2 практических аргумента. Ваши практические аргументы обязательно должны продолжать общую идейную линию мини-сочинения и подтверждать вашу позицию. В критериях зафиксированы источники, из которых можно брать аргументы. Их всего три. Это очень важный момент!

Источники практической аргументации:

1) Социальный опыт (факты общественной
жизни, сообщения СМИ, статистические данные).

2) Зарубежная и отечественная история. Обе
они относятся к одному источнику. Чтобы ваш аргумент был засчитан как
исторический, вы должны указать даты или исторический период. Будьте
максимально конкретны!

3) Личный опыт. Сюда входит все, что
касается ситуаций, которые происходили с вами, а также книги, которые вы
читали, фильмы, которые вы смотрели.

Обратите внимание на то, что аргументы должны быть приведены из двух разных источников! В обратном случае они просто будет не засчитаны. И в дополнении к источникам у меня есть приятная новость! Указание источника фактов современной общественной жизни, например, конкретного СМИ или социологического центра не требуется

Будьте внимательны! Факты, содержащие фактические и смысловые ошибки, не будут засчитываться экспертами. Поэтому, если вы не помните автора книги или в каком году точно произошло определенное событие, лучше воздержитесь от данных аспектов.

Вот ещё один очень полезный совет. Создайте отдельную тетрадь, куда вы будете записывать ваши практические аргументы. Это послужит для вас личным «банком», к которому вы всегда сможете обратиться при подготовке. Не оставляйте без внимания ни одну новостную статью, которую вы прочитали или интересный фильм, который вы просмотрели. Ведь они могут пригодиться на экзамене!

Выбираем тему для эссе на основе демоверсии ЕГЭ 2015

Не будем мешкать, берем демоверсию ЕГЭ 2015 и выбираем тему для своего мини-сочинения.

Эссе (задание 36) в демоверсии ЕГЭ 2015

Как выбирать ту тему, которую Вы сумеете наиболее верно раскрыть с точки зрения теории и обосновать практическими примерами? Рекомендую для начала обозначить проблему каждой из пяти представленных тем. Заметим, что правила выборы цитаты ужесточились, теперь их пять вместо шести в Кроме того, слились (то есть сузился выбор за счет наиболее популярных среди выпускников на ЕГЭ областей знания — социологии и социальной психологии). Дело в том, что здесь часто было достаточно просто «жизненными» примерами аргументировать свои оценки. В философии, экономике, политологии и правоведении это, согласитесь, сделать не так просто. Да и теоретическая база здесь сложнее.

Итак, в данных цитатах проблемы нам видятся следующие:

Обозначаем проблемы цитат для эссе!

Если Вы только начинаете писать эссе, тренируйтесь на простых проблемах. — одна из них!

Познание — достаточно сложная философская тема, с разбором которой знакомьтесь в разделе подготовка к ЕГЭ. С основными законами рыночной экономики можно познакомиться в одной из тем подготовки к ЕГЭ. А остальные темы разобраны в Также, как и тема «Социализация личности» от эксперта ЕГЭ!

Структура сочинения

Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию,  необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:

  1. Цитата (с указанием автора).
  2. Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
  3. Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
  4. Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
  5. Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
  6. Общий заключительный вывод.

Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:

  1. введение;
  2. теоретическая аргументация;
  3. фактическая аргументация (1 пример);
  4. фактическая аргументация (2 пример);
  5. вывод.

А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными

Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).

Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.

Примеры из жизни

Клара Цеткин и Роза Люксембург – знаменитые политические и общественные деятели, прославившиеся в борьбе за права женщин. Клара Цеткин входила в число основателей Коммунистической партии в Германии, а Роза Люксембург была теоретиком марксизма, философом, экономистом и публицистом. Клара стала интересоваться политикой ещё со времён обучения в педагогической гимназии, именно там она завела знакомство с участниками революционного кружка эмигрировавших студентов, среди которых был и её будущий муж Осип Цеткин. После вступления в силу на территории Германии «Исключительного закона против социалистов» Клара была вынуждена покинуть родную страну. Переехав во Францию, она познакомилась с дочерью Карла Маркса и её супругом, а те, в свою очередь, представили её Розе Люксембург, дружба с которой стала судьбоносной. После отмены «Закона против социалистов» Клара сразу же вернулась в Германию и начала активную борьбу за права женщин, в первую очередь за предоставления всеобщего избирательного права и смягчение трудового законодательства. На первом конгрессе Интернационала в Париже Цеткин заявила, что: «Организация и политическое воспитание промышленных работниц являются не только важнейшим шагом к улучшению положения женщин, но и важным фактором для более быстрого и сильного прогресса рабочего движения вообще и поэтому глубоко влияют на более быстрое преобразование современных общественных отношений». За права и свободу женщин от фашизма Клара Цеткин боролась до конца своей жизни. Розалия Люксембург тоже занялась революционной деятельностью ещё во время учёбы в гимназии. Ей пришлось эмигрировать в Швейцарию из-за преследования полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат». Смена места жительства не укротила свободолюбивый дух Розы, она приняла участие в создании Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы и возглавила печатное издательство «Справа роботнича». Роза Люксембург была прекрасным оратором и журналистом, её работы были высоко оценены В.И. Лениным. Репрессиям революционерка подверглась за свою антивоенную пропаганду перед Первой мировой войной. Около четырёх лет провела она в тюрьмах, однако это не стало помехой для её борьбы. Власти Германии были обеспокоены угрозой начала гражданской войны из-за призывов Розы, имеющей огромное влияние на общество, и назначили 100 тысяч марок за её голову. Награда не заставила себя долго ждать, вскоре её тело было найдено в канале.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий